Практическая часть работы сделана на примере Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (г. Барнаул).
Есть приложение (Анкета на выявление мотивационных механизмов на предприятии)
Введение 3
Глава. 1 Теоретические аспекты роли трудовой мотивации в антикризисном менеджменте 5
1.1 Понятие и сущность мотивации, процесс мотивации 5
1.2 Трудовая мотивация и её роль в антикризисном менеджменте 8
1.3 Система трудовой мотивации 11
Глава. 2 Исследование практики мотивации труда на предприятии 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
2.2 Процесс мотивации труда персонала в Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры 20
2.3 Рекомендации по улучшению системы мотивации персонала в Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры 27
Заключение 34
Список используемой литературы 34
Приложение 37
Эффективность предпринимательской деятельности, в существующих условиях ведения бизнеса, все больше зависит от трудовых ресурсов, от их способности и возможности приспособляться к переменам, существовать в ритме перемен, кризисных периодов, и тем самым, выше экономическая отдача от использования всех остальных ресурсов коммерческой единицы. Для того чтобы иметь возможность стимулировать сотрудников компании работать более эффективнее и продуктивнее, необходимо знать и понимать причины, в силу которых тот или иной сотрудник работает именно так, и что может повлиять на качество его работы.
Основная проблема низкой эффективности работы системы оплаты труда и мотивации на предприятии заключается в том, что она перестала выполнять стимулирующую функцию. Отсюда актуальность изучения проблем эффективности работы системы оплаты труда на предприятии, мотивации персонала.
Кризисные тенденции грозят предприятию не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Для выполнения курсовой работы была использована обширная теоретическая база, среди которой можно выделить труды зарубежных и отечественных специалистов, в том числе работы А.Д. Остапенко, С.В. Гавриловой, Л.П. Дрожжина, М. Альберта, Ф. Хедоури, М.Х. Мескона, В. А. Бородина, В. А. Любицкой и других.
Целью исследования является оценить трудовую мотивацию персонала предприятия, а также разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации и вознаграждения персонала в период кризиса.
Поставленная цель может быть достигнута при условии решения сле-дующих задач:
- описать теоретические основы трудовой мотивации и ее роль в антикризисном управлении,
- провести исследование практики мотивации труда на предприятии,
- разработать рекомендации по улучшению системы мотивации персонала на предприятии.
Объектом исследования в работе является мотивация труда.
Предмет исследования – роль трудовой мотивации в антикризисном управлении.
Методы исследования настоящей курсовой работы:
анализ документов и анализ литературы;
экономический и статистический анализ;
анкетирование,
интервью.
Структура работы традиционная, обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Чтобы достичь высоких результатов, руководству управления необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого необходимо не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организацию к достижению поставленных целей. Необходимо мотивировать работников на результативную трудовую деятельность.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты мотивации.
Мотивация − это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Во второй главе проведена бизнес-диагностика предприятия, в результате которой выявлены следующие проблемы, которые необходимо решить для дальнейшей эффективной работы учреждения:
1) текучесть кадров;
2) плохая трудоспособность по многим факторам.
При анализе персонала была выявлено, что 2019-2020 г. коэффициент текучести по всему персоналу увеличивался (с 6% до 9%). Причем, большая текучесть работников (11%) наблюдалась среди основных производственных рабочих.
Анализ системы мотивации показал, что предприятие стимулирует ра-ботников на эффективную работу, но не в достаточной степени.
Основными недостатками системы мотивации является медленный и практически невозможный карьерный рост сотрудников, премий у управле-ния, специалистов и служащих, вспомогательного персонала, отсутствие курсов повышения квалификации рабочего персонала, а также отсутствие дополнительных моральных поощрений для сотрудников предприятия.
В системе материального стимулирования предложено ввести доплаты за должность, доплаты за курсы повышения квалификации, а также использовать балльную систему доплат, осуществляемую методом суммирования баллов за определенный критерий выполнения работы работником. Рекомендовано расширить обязанности начальника отдела кадров.
В системе нематериального стимулирования рекомендовано выделять работникам дополнительные дни отдыха после выполненного плана работы, поощрять их абонементами в бассейн, тренажерный зал, массажный кабинет, солярий, проводить тренинги дна сплочение коллектива для сотрудников управления.
В результате предложенных рекомендаций по материальному и немате-риальному стимулированию в 2022 году улучшатся экономические показатели предприятия: доход увеличится, производительность вырастит, чистая прибыль будет превосходить фонд заработной платы.