Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (на примере государственных ансамблей песни и танца Чеченской республики и республики Татарстан)

Работа №54817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы художественно-творческой деятельности хореографического коллектива 8
1.1 Сущностностная характеристика основных понятий исследования 8
1.2 Формы и методы художественно-творческой деятельности
18 хореографического коллектива
1.3 Особенности организации художественно-творческой деятельности
профессионального хореографического коллектива 28
Выводы по главе I 41
ГЛАВА II. Развитие традиций народной танцевальной культуры в творчестве хореографических коллективов национальных ансамблей
песни и танца. 43
2.1. Этнохудожественное своеобразие хореографии ансамбля «Нохчо» как отражение истории и культуры чеченского народа 43
2.2 Национальные черты татарского танцевального искусства в
творчестве Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан 51
2.3 Сравнительная характеристика лексики национальных танцев в репертуаре чеченского и татарского ансамблей
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность данной работы обусловлена важностью изучения процессов организации творческой деятельности, поскольку в настоящее время государство и общество заинтересовано в творчески ориентированных гражданах, в профессионалах, способных к творческой деятельности, в том числе в учреждениях культуры, в коллективах так называемой «индустрии культурных развлечений», к которым относятся также различные хореографические составы. В этих коллективах существует большая потребность в специалистах, способных к созданию национальных по содержанию и форме творческих продуктов. Такие профессионалы должны демонстрировать не только собственно хореографические компетенции, но также владеть методами организации и управления хореографическими коллективами; являясь создателями-постановщиками художественных
проектов, обладать знаниями в области национальной культуры, сохранять и актуализировать в своей творческой деятельности этнокультурное наследие народов России, о чем говорится в программах по сохранению культурного наследия как республиканского, так и международного уровня ( Целевая комплексная программа сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2013 N 265, «Всеобщая декларация о культурном чеченском разнообразии», принятая ЮНЕСКО в 2011 г.) Таким образом, проблема организации, а значит и управления творческим процессом создания, подготовки и «реализации» национального художественного продукта силами хореографического коллектива требует своего изучения. Исходя из сказанного, тема данной работы - организация художественно-творческой деятельности национального хореографического коллектива является актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Психологические процессы творчества раскрываются в работах
С.О.Грузенберга,Л.С.Выготского, Я.А. Пономарева, Т.Рибо,
С.Л.Рубинштейна и других ученых,сруктура творческого процесса была определена Л.А. Пономаревым, Т.Рибо. В.И. Белозерцевым. Специфика творческой деятельности хореографического коллектива раскрывается в работах И.А.Моисеева, А.П. Кириллова, Д.Н. Катышевой, Н.И. Тарасова. В работах Н.Д. Никандрова, И.О. Исаева и других авторов исследуется педагогическая деятельность, которая характеризуется как творческий процесс.
Цель исследования - выявить общие и отличительные черты в художественно-творческой деятельности национальных хореографических коллективов на примере ансамблей Чеченской республики и республики Татарстан.
Объект исследования - процесс художественно-творческой деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования - формы, методы, особенности организации художественно-творческой деятельности национального хореографического коллектива, отличительные черты хореографической лексики, как проявление художественного своеобразия танцевальной культуры чеченского и татарского народов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических понятий по теме диссертации на основе изучения и обобщения материалов научной и учебно-методической литературы
2. Выявить формы, методы и особенности художественно - творческой деятельности хореографического коллектива
3. Выявить общие и отличительные черты в деятельности хореографических коллективов республики Татарстан и Чеченской республики
4. Осуществить сравнительный анализ хореографической лексики, выявляющий национально-художественное своеобразие чеченского и татарского народного танцев.
Методологическую основу исследования составили труды по
педагогике, психологии, педагогике искусства (С.О.Грузенберг, Л.С. Выготский, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Я.А.Пономарев, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др.), в том числе работы, раскрывающие процессы творческой деятельности в области хореографии (И.А.Моисеев, А.П. Кириллов, Д.Н. Катышева, В.Ю. Никитин, Н.И. Тарасов), и особенности менеджмента в области искусства (Дж.К. Лафт, Н. А. Михеева, Г.Л.Тульчинский, А.В. Никифорова и др.).
Методы исследования - анализ, синтез, систематизация, обобщение материалов, полученных в результате изучения психологической, педагогической и учебно-методической литературы, трудов в области искусства хореографии, нормативных документов по проблеме исследования; метод сравнительного анализа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:выявлено общее и особенное в организации художественно-творческой деятельности чеченского хореографического коллектива «Нохчо» и татарского государственного ансамбля песни и танца; осуществлен сравнительный анализ хореографической лексики, выявляющий национально¬
художественное своеобразие чеченского и татарского танцевальных коллективов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в процессе исследования были изучены и обобщены материалы в области художественно-творческой деятельности, также выявлены формы, методы, особенности организации художественно-творческой деятельности профессионального хореографического коллектива, систематизированы изученные материалы по истории, культуре и искусству (народный танец) чеченского и татарского народов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в практике хореографических коллективов в процессе их творческой деятельности, в ходе подготовки
национальных по содержанию хореографических спектаклей, фольклорных праздников с участием хореографических коллективов, иных концертных программ и художественных проектов. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию педагогического процесса,
направленного на подготовку специалистов-хореографов, развитию их профессиональных компетенций, в том числе в области организации художественно-творческой деятельности национального хореографического коллектива.
Апробация материалов исследования осуществлялась в докладах на научных конференциях и опубликованных материалах:
1. Абдулина Г.Ф.Особенности хореографии чеченского танца (на примере ансамбля «Вайнах»)//Итоговая научно-образовательная конференция студентов ИФМК КФУ- Казань, КФУ.-01.04.2016.
2. Абдулина Г. Ф.Проблемы и особенности управления профессиональным хореографическим коллективом / Файзрахманова Л.Т., Абдулина Г.Ф. // V Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 15.11.2016 г. - С 334-338.
3. Абдулина Г.Ф. V Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» - Казань, КФУ. -15.11.2016 г.
4. Абдулина Г. Ф. Этнокультурная среда как условие формирования нравственных и эстетических ценностей личности // LII Международная студенческая заочная научно-практическая конференция. «Научное сообщество студентов XXI столетия». - Новосибирск. -13.04.2017. - С.66-70.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении сформулированы актуальность, отражена степень научной разработанности проблемы, обозначены объект, предмет, цель, задачи, методы, показаны новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе настоящего исследования «Теоретические основы творческой деятельности хореографического коллектива» рассмотрены теоретические основы творческой деятельности профессионального хореографического коллектива, осуществлен анализ форм, методов, особенностей организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Во второй главе «Развитие традиций народной танцевальной культуры в творчестве хореографических коллективов национальных ансамблей песни и танца» раскрыто своеобразие художественно-творческой деятельности национальных хореографических коллективов, осуществлен сравнительный анализ хореографической лексики татарских и чеченских народных танцев из репертуара указанных ансамблей.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диссертационная работа посвящена изучению вопросов организации художественно-творческой деятельности национального хореографического коллектива.
В первой главе настоящего исследования рассмотрены теоретические основы творческой деятельности профессионального хореографического коллектива, в том числе рассмотрены сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования: «творчество», «творческая деятельность», «творческий процесс», «организация художественно¬творческой деятельности», «профессиональный хореографический коллектив»; представлен исторический аспект возникновения и развития теории творческой деятельности, выявлены основные методы и формы художественно-творческой деятельности хореографического коллектива, а также особенности организации его художественно-творческой деятельности.
Изученные источники позволили выявить историческую составляющую теории творчества, которая является достаточно молодой областью научного знания. Как выяснилось, творчество (творческая деятельность) в искусстве, в науке, в философии воспринималось
человечеством как область удивительного и непознаваемого, однако попытки понять механизмы и структуру творческой деятельности предпринимались неоднократно. Во второй половине XX века выдающийся психолог Л.С. Выготский и другие ученые (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А. Пономароев) исследовали вопросы психологии творчества, было доказано, что творческие задатки есть у каждого человека с рождения
(Л.С.Выготский), и каждый человек в большей или меньшей степени является творцом.
Наряду с понятием творчество и творческая деятельность, существует понятие творческий процесс, который имеет общую схему развития при всех различных подходах к его структурированию. Любой процесс творческой деятельности требует своей организации.Как выяснилось в процессе исследования в современной науке понятие «организация», рассматривается в нескольких аспектах: как свойство, как процесс, как организационная система. (А.М. Новиков, Д.А. Новиков) Для данной работы важнейшим является последний аспект, в соответствии с которым организация рассматривается как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (проект) или цель и действующих на основе определенных процедур, и правил, определяющих порядок тех или иных действий.Рассмотрев понятия, характеризующие творческую деятельность и ее организацию, было раскрыто содержание и дано определение понятия «профессиональный хореографический коллектив».
Проведенный анализ разных источников позволил выявить отличия в характеристике «профессиональных и любительских хореографических коллективов», одним из важнейших является наличие в составах ансамблей профессиональных исполнителей (диплом профессионального артиста) в одном случае, и любителей-исполнителей (художественная
самодеятельность) в другом, при наличии профессиональных хореографов- постановщиков в обоих составах. Далее было выявлено, что эффективность художественно-творческого процесса в коллективе зависит во многом от форм его организации. К основным формам художественно-творческой деятельности хореографического коллектива относят: репетицию и концерт.
Репетиционно-творческий процесс в хореографическом коллективе осуществляется на основе различных методов, среди которых были выделены те, что применяют в обучении хореографии: метод показа, метод танцевально-практических действий, метод импровизации, метод творческих заданий, рефлексии и др. В процессе исследования были выявлены особенности организации художественно-творческой деятельности профессионального хореографического коллектива, изучены законы, на основе которых может осуществляется деятельность профессионального
хореографического коллектива. В соответствии с законом «О культуре в Российской Федерации» (2011 г.), важнейшиминаправлениямидеятельности профессионального хореографического коллектива могут быть
художественно-творческая деятельность, направленная на сохранение и популяризацию национального культурного наследия в области
хореографии.
В организации деятельности хореографического коллектива важна роль руководителя, который определяет репертуарную политику, ставит художественно-творческие цели и конкретные задачи перед всем коллективом
Во второй главе «Развитие традиций народной танцевальной культуры в творчестве хореографических коллективов национальных ансамблей песни и танца» раскрыто своеобразие художественно-творческой деятельности национальных хореографических коллективов, осуществлен сравнительный анализ хореографической лексики татарских и чеченских народных танцев из репертуара указанных ансамблей. В процессе изучения различных
источников были определены историко-культурные основания
художественно-творческой деятельности национальных хореографических коллективов на примере ансамбля «Нохчо», представляющего традиции танцевальной культуры Чеченской республики, и Государственного ансамбля песни и танца республики Татарстан.
В процессе исследования было выявлено, что художественная (в том числе танцевальная) культура чеченского и татарского народов обладают чертами самобытности, поскольку развиваются на основе многовекового культурного опыта предыдущих поколений. Вместе с тем, культура чеченского и татарского народа в достаточной степени универсальна, поскольку, существуя и развиваясь в разнообразных связях с культурами других народов, происходит ее oбoгащение. Философы и культурологи считают, что культура может с успехом развиваться лишь при соблюдении баланса между двумя ее основными признаками: самобытностью и
универсальностью. Сохранение этнической самобытности и
общечеловеческой универсальности, гармоничное развитие всех жанров и видов культуры является основой ее прогрессивного развития.
На основе метода сравнения лексики чеченских и татарских танцев (мужских и женских, сольных, парных, групповых танцевальных композиций) выявлено их своеобразие, которое обусловлено этнической принадлежностью танца, его «историей», драматургией, бытованием и др. В результате проведенного сравнительного анализа хореографической лексики чеченских и татарских народных танцев сделаны выводы о том, что данный срез в исследовании национальной культуры Поволжья и Кавказа
расширяет знания в области этнохореографии и методики преподавания народно-сценического танца.Проведенное исследование позволяет сделать выводы о его актуальности, поскольку профессионалы, владеющие знаниями в области этнохореографии и методики работы с разнообразным этнохореографическим материалом все более востребованы. Исследование хореографии чеченского и татарского народа на основе изучения истории, фольклора, опыта известных хореографических ансамблей перспективно в плане дальнейшего выявления этнокультурных особенностей развития регионов России, с целью применения результатов исследования в практике повышения квалификации хореографов-постановщиков и исполнителей танцев народов Кавказа и Поволжья.



1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань, 2000. - 608с.
2. Аджиев А.М.Многообразие и единство в фольклоре .- Нальчик, 2000. -
С. 3-27.
3. Айдаев Ю. Музыкальная культура. - Махачкала, 1999. - 298 с.
4. Бассарабова И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике // Фундаментальные исследования. - СПб, 2006. - С. 92-93.
5. Барышников Т.К. Азбука хореографии/ Т.К. Барышников. -
М.: Издательство: Айрис-пресс, 2000. - С.100-265.
6. Белозерцев В. И Техническое творчество. - М., 2000. - С.163-165.
7. Ваганова Н. К. Предпринимательство в культуре. СПб.: СПб ГУЭиФ, 2002.-220 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. Искусство. - М, 1995. - С.35-70.
9. Воронов, Ю.Н. Этнокультурная общность эпохи поздней бронзы и раннего железа // VIII Крупновские чтения (тезисы доклада). - Нальчик, 1999. - С. 15.
10. Выдрин В.Б. Учебно-методический комплекс дисциплины. Сд.ф.1 теория и история хореографического искусства. - М., 2001. - 55 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество. - М., 1991. - С. 32-105.
12. Богданов танцевального любительства: причины и следствия // Методическое пособие "Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения". - М, 2011. - С. 77-116.
13. Грузенберг С.О. Психология творчества: Введение в психологию и теорию творчества. - М., 1998. - С.36-100.
14. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни хореографического коллектива // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита, 2015. - С. 118-120.
15. Ершова Т.М. Народная художественная культура: учеб. терминол. слов/ Т.М. Ершова. - Челябинск, 2009. - 50-106 с.
16. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие. - М.: Лань, 2015. - С. 39-100.
17. Закиев М.З. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. - М., Инсан, 2002. - 155 с.
18. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства хореографическим коллективом: учебное пособие/ Л.Д. Ивлева. -Челябинск: ЧГАКИ, 2004. -
С. 48-86.
19. Исаев И. Теория и практика формирования профессионально -
педагогической культуры преподавателя. - М., 1993. - С.65-150.
20. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. - Казань, 2004. - 287 с.
21. Кадыраджиев, К.С. Исконная танцевальная лексика чеченского народа.
- Грозный, 1991. - С.102-108.
22. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1995. - С. 25-50.
23. Катышева Д.Н. Магия таланта/ Д.Н. Катышева. - СПб: Нестор, 2005. - С.55-80.
24. Кириллов А.П. Язык танца: Монография/ А.П. Кириллов. - М.:
МГУКИ,2004. - С.30-60.
25. Китаев-Смык Л.И. Этнографический журнал // Изд-во «Просвящение». М., - 2013. - 32-125 с.
26. Королева Э.А. Ранние формы танца. - К.,1999. - С.76.
27. Королёва Э.А. Взаимовлияние профессионального и фольклорного искусства. - СПб, 1978. - 131 с.
28. Краевский В.В. Методология педагогики: сб. ст./ В.В. Краевский. Под ред. В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1997. - С. 104 -106.
29. Лафт Дж.К. Эффективность менеджмента организации. - М.,1999. - С. 55-100.
30. Лисициан С.С. Старинные пляски и театральные представления чеченского народа. - Махачкала: Изд-во «АН Чечен. ССР», 1972. -С.161-162.
31. Лукиан. О пляске. - Минск, 1965. - С. 49 - 80.
32. Марголис Е.М. О записи танца. Новая система кинетографии - записи хореографических движений // Изв. АН Лат. ССР, 1965. - С. 65 - 76.
33. Мартин Д. К проблеме русских хороводов // Народный танец: Проблемы изучения. -СПб., 1991. - С. 16.
34. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. - Пермь, 1994. - С.100-176.
35. Михеева Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере.- СПб., 2000.
- С. 75-90.
36. Моисеев И. Я вспоминаю.../ И.Я. Моисеев. - М.: Согласие, 2001. -
С.160-200.
37. Моркунене Е. Очерки литовской народной хореографии. - Вильнюс, 1972. - С. 5.
38. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество // Педагогика.-М., 1990. - С.95-165.
39. Никифорова А.В. Особенности управления коллективом/А.В. Никифорова. - СПб, 2005. - С.100-157.
40. Никитин В.Ю. Теория и практика формирования художественно- творческого мышления балетмейстера в хореографии: Монография/
В.Ю. Никитин. - М.: МГУКИ., 2005. - С.25-180.
41. Пиотровский Б.Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - Грозный, 2002. - С. 212-245.
42. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1998. - С.21-25.
43. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 2001. - С. 31- 85.
44. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
45. Смирнов . Храня наследие// Советская Татария. - М., 1986. - С.55-85.
46. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд./ Н.И. Тарасов. - СПб.: Издательство "Лань". 2005. - 496 с.
47. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб., 2001. - С.220.
48. Тишков В. А Атлас культур и религий. - М., 1999. - С. 65- 120.
49. Тишков В.А. Народы религии и мира : Энциклопедия. - М.,1998.-928с.
50. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа.- Казань, 2000.- С.150-200.
51. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1935-1940 - 125с.
52. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - СПб.:Книгоиздательство «Образование», 1990. - 208с.
53. История балета. Статья из газеты: АиФ Детская Энциклопедия.
[электронный ресурс] // Режим доступа :
http: //www.aif.ru/gazeta/archive/edition/18(дата обращения 12.04.2017).
54. Горковенко Л. М. Психология творческого процесса [электронный
ресурс] // Режим доступа: http: //scj ournal .ru/articles/issn 1993¬
5552 2007 5 28^А/дата обращения 10.06.2017)
55. Грузенберг С.О. Психология творчества: Введение в психологию и теорию творчества. Т.1.[электронный ресурс] // Режим доступа :http://library.univer.kharkov.ua (дата обращения 20.04.17)
56. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre- 312.htm(дата обращения 17.04.17)
57. Новиков А.М. Методология. [электронный ресурс] // Режим
доступа:http://www.anovikov.ru/books/methodology full.pdf (дата обращения 10.06.2017)
58. Ожегов С.И. Толковый словарь. [электронный ресурс] // Режим доступа: http: //endic. ru/ozhegov/T vorchestvo-3 5130. html (дата обращения 09.06.2017)
59. Российское искусство. «Эксперт» № 47, 2004г
60. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения
творчества. [электронный ресурс] // Режим доступа :
http://azps.ru/polpsy/lib/seravintvor/3.html (дата обращения 09.06.2017)
61. Судакова М.В. Импровизация в хореографии. Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003-2004 г. [электронный ресурс] // Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=662652 (дата обращения 21.04.17)
62. Современный энциклопедический словарь. [электронный ресурс]//
Режим доступа: https://slovar.cc/enc/sovremenniy/1846259.html(дата
обращения 01.12.2016)
63. Философский энциклопедический словарь. Сов. Энциклопедия, Основы законодательства о культуре. [электронный ресурс] // Режим доступа: http://artnalog.ru/?p=46 (дата обращения 10.06.2017)
64. Ансамбль «Нохчо» Восхождение к успеху. [электронный ресурс] // Режим доступа: http: //annoh.ru/istoriya (дата обращения 29.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ