Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №54811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1. Малые формы фольклора как средство приобщения к народной культуре 6
1.2 Научные подходы в определении сущности фольклора 14
1.3 Психолого - педагогические исследования приобщения детей к
русской и удмуртской культуре в условиях национального воспитания 25
Вывод по первой главе 32
Глава 2. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОПЫТЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
МБДОУ «ВЕРХНЕИГРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» 34
2.1. Основные сведения о МБДОУ «Верхнеигринский детский сад» 34
2.2 Деятельность педагогов МБДОУ «Верхнеигринский детский сад»
по приобщению детей к национальной культуре 43
Вывод по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

В ситуации затяжного духовно-нравственного кризиса, в условиях преодоления множественных социально-культурных проблем особую значимость в гармонизации жизни государства, общества и человека приобретают ценности народной культуры, этноса, ядром которых оказывается фольклор, выступающий в роли «звена», обеспечивающего связь с исторической памятью, фактора сохранения национально-культурной идентичности.
Академик Д. С. Лихачев еще в начале 80-х гг. ХХ века говорил об экологии русской культуры, и необходимости комплекса социальных мер по ее сохранению и защите. Невзирая на имеющиеся мнения об утрате в ХХ веке фольклора, он остается действенной силой для формирования национальных культур, и вызывает к жизни новые формы своего бытования. Об этом пишут доктор философских наук В. Разумный, культуролог Л. Переверзев, заслуженный деятель искусств Казахстана Е. Мергенов, доктор философских наук В. Чурбанов, кандидат искусствоведения Э. Алексеев.
Большое значение в изучении проблемы имеют обращения к трудам ученых-фольклористов, а также собирателей фольклора. Например, исследования А.А. Банина, П. Г. Богатырева, В. Е. Гусева, И.И. Земцовского, О.И. Капицы, А.Д. Кастальского, М.Н. Мельникова, А.С. Каргина, А. Рудневой, Т.В. Поповой, Е.И. Максимова и других.
Необходимо отметить, что доминантным признаком этноса выступает, как правило, его язык. Именно язык является одним из наиболее значимых символов этнической принадлежности.
Не может не тревожить прогрессирующая утрата национальной самобытности у удмуртского этноса, хотя проблема исчезновения национальных языков актуальна не только в отдельно взятой Удмуртии, но и для других регионов России. Отказ от использования традиционного родного языка зачастую связан с необходимостью говорить на доминирующем языке -русском - в повседневной жизни. Поскольку русский имеет первостепенное значение, он просто необходим для полноценного участия человека в повседневной жизни социума. В результате происходит и постепенная утрата языка предков.
При этом, принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое;
- физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирования представлений о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, развития воображения.
Региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, мы сформировали цель нашей работы: раскрыть роль фольклора в приобщении детей к национальной культуре.
Объект: процесс воспитания средствами малых форм фольклора.
Предмет: приёмы, средства приобщения детей к национальной культуре.
Гипотеза: приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре будет эффективнее, если активно включать в воспитательный процесс малые жанры фольклора.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной теме.
2. Собрать полевой материал.
3. Охарактеризовать фольклор как народное творчество.
4. Обозначить роль малых форм фольклора в приобщении к национальной культуре детей старшего дошкольного возраста.
5. Использовать жанры фольклора в воспитательной деятельности.
Теоретическая значимость: теоретическое обоснование важности использования фольклора, определение эффективности использования жанров фольклора в воспитательной деятельности, расширение представлений о приоритетных средствах воспитания.
Практическая значимость: подобранные теоретические и практические материалы будут способствовать овладению знаниями о традициях родного края, возрождать опыт предшествующих поколений по развитию и укреплению национального самосознания; результаты исследования составили основу методического пособия, которое может быть рекомендовано воспитателям дошкольных учреждений, методистам, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста и реализующим программы национального образования и воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk — народ, lore — знания, мудрость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).
В народном искусстве получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного исторического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедливости, солидарности. Это искусство творилось и в совместном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении многочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Исполняется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фамилий постановщика, хореографа и тому подобное). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей.
Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.
В данной работе рассматривалась роль фольклорного жанра в воспитательном и образовательном процессе детей дошкольного возраста. Были перечислены и даны краткие характеристики малым формам фольклора. Затем был проведён краткий обзор некоторых научных исследований.
Далее были раскрыты цели, задачи МБДОУ «Верхнеигринский детский сад», приёмы работы с детьми с непосредственным применением в своей воспитательной и образовательной деятельности форм фольклорного жанра.
Известный российский учёный, педагог В.К. Шаповалов отмечает, что в новых условиях образование должно в своём содержательном, типологическом, управленческом аспектах отражать фактор региональности. В свою очередь, регионализация образования неразрывно связана с национальными факторами. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения детьми культурного пространства страны и региона.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Вследствие этого, задачей педагогов Верхнеигринского детского сада является реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев, воспитывать интерес к родной культуре посредством фольклорных жанров. Такой подход педагогов - воспитателей помогает ребенку - дошкольнику познать самого себя, гордиться своей малой родиной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Занятия, проводимые в ДОУ, позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Систематическая и организованная работа педагогического коллектива детского сада ведёт к тому, что их воспитанники по - новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Средства, методы приобщения детей к национальной культуре разнообразны. Педагогическим коллективом МБДОУ «Верхнеигринский детский сад» было выбрано приоритетное для учреждения направление решения этой задачи, а именно - использование малых форм фольклора. Знакомство детей с малыми формами фольклора, а затем и активное применение в общении, игровой деятельности - в конечном итоге подводит их к осознанию необходимости жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Несомненно, жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Сделать ее таковой помогает фольклор. Возможно, со временем полученные в детском саду знания о народной культуре, истории, искусстве потеряют свою яркость, но приобретенные вместе с ними и вросшие в личность ребенка духовно-нравственные качества останутся с ним навсегда. И тогда с гордостью сможем сказать, что вырастили достойное поколение.
Невозможно найти и зафиксировать последний и самый верно - достоверный вариант фольклорного произведения. Потому как жизнь его - это жизнь десятков, сотен и тысяч вариантов некой идеальной инвариантной модели, которая никогда не может дать ответа, что есть некая точка отсчёта, как её найти и как ней вернуться снова. У удмуртов есть миф - поверье о Радуге. Когда она появляется на небосклоне, бабушки и дедушки, с затаённым отблеском детства в глазах, посылают своих внуков добежать до неё, не переводя дыхания. Тому, кто добежит до Радуги первым, уверяют они, она всенепременно подарит золотую чашку и ложку... За все годы - столетия, пока существует это сказание как реликтовое представление о временах первотворения, когда была сотворена земля из вод мирового океана то ли черпаком, а то, возможно, и этой золотой ложкой, - Радуга не растеряла своих «золотых запасов». И не потеряет их ещё долго, каждый раз отодвигаясь всё дальше от того, кто хочет приблизиться к ней, и каждый раз всё шире распахивая перед нами горизонты познания.
Таким образом, в ходе данной работы выдвинутая гипотеза была доказана - эффективность приобщения к национальной культуре детей старшего дошкольного возраста повышается, если в воспитательный процесс активно включаются малые формы фольклора.



1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М.: 1993. - 188 с.
2. Атаманов М.Г. - Песни и сказы ушедших эпох - Эгра кырза, Эгра вера. - Ижевск, 2005. - 248 с.
3. Атаманов М.Г. - учёный, проповедник, писатель. / составитель Е.А. Булычёва. - Ижевск: изд - во «Удмуртский университет», 2012. - 280 с.
4. Атаманов М.Г. - Эграпи Микаль. Тангыра: Начало эпоса. След Эгры. Сотворение Земли / пер. с удм. Н. Ермолаевой // Инвожо. - 2011. - № 5 - 6. - с. 25 - 37.
5. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
6. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. 3 - е изд. - М., 2013.
7. Божедонова, А.П. Подготовка родителей к этнокультурному воспитанию в семье // Современные гуманитарные исследования. - М.: Изд-во «Спутник Плюс», 2005. - с. 304 - 306.
8. Большая советская энциклопедия / Гл. редактор Б.А. Введенский, изд. 2 - е. Т. 45. М.: // Государственное научное изд - во, 1956. - 670 с.
9. Вахрушева Т.В. Календарно - обрядовые праздники в детском саду // Вордскем кыл. - 2008, №4. - с. 3-5.
10. Вераксы Н.Е. - От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 336 с.
11. Верещагин Г.Е. Собр. Соч.: в 6 т. / Под редакцией В.М. Ванюшева.
Т. 3. Кн. 1: Этнографические очерки / Отв. за выпуск Г.К. Шкляев. - Ижевск, 1998. - 311 с.
12. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. - Ижевск, 1997. - 245 с.
13. Владыкина Т.Г., Христолюбова Л.С. Фольклор и этнография удмуртов. - Ижевск, 1989. - 172 с.
14. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М.: издательский центр «Академно», 1999. - 168 с.
15. Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре
средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения)», 2010. [электронный ресурс].
http: //nauka-pedagogika. com
16. Гончарова О.В., Шапарь М.Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт.- Спецвыпуск: научно - методический журнал, - 2013, № 8, с. 1 - 8.
17. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006. - 1680 с.
18. Гришкина М.В. М.Г. Атаманов - выдающийся просветитель удм. народа, учёный и писатель - публицист // Ежегодник финно - угорских исследований. - 2011. - Вып. 1. - с. 22 - 24.
19. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. - М.: ЭКСМО, 2008. - 736 с.: ил.
20. Долганова Л.Н., Морозов, И.А. Игры и развлечения удмуртов. -
Ижевск, 2002. - 384 с.
21. Загвязинский В.И. - Педагогический словарь: учебное пособие / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский Центр «Академия», 2008. - 352 с.
22. Загребин А.Е., Черниенко Д.А. Ученые-краеведы Удмуртии: Историко-биографические очерки. - Ижевск, 2007. - с. 9 - 16.
23. Зайцева Т.И. От чего болит душа писателя М. Атаманова //
Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия. Сборник статей и материалов Международной научной
конференции. - Ижевск, 2011.
24. Козлов М.М. Граховский звездопад. - Ижевск: Удмуртия, 2002. - 128 с.: ил.
25. Комарова Т.С., М.Б. Зацепина. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 с.
26. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., 2012. - 208 с.
27. Куприна Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. - М., 2008. - 128 с.
28. Лихачева Н.В. Приобщение детей к народной игровой культуре // Вордскем кыл. - 2008, №9. - с. 6-7.
29. Микляева И.В. Конструктор образовательной программы детского сада. - М., 2012. - 224 с.
30. Микляева Н.В. - Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
31. Мосалева Г.В. «Тангыра: эпос и космос удмуртской словесности» // Тангыра. - Ижевск, 2012. - с. 387 - 388.
32. Николаева С.Р. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками. М.: Детство - Пресс, 2009. - 304 с.
33. Новиков В.С. Феноменология фольклора / Монография. - 2007. [электронный ресурс].http://www.studfiles.ru/preview/3493430/ (дата обращения 01.12.2015).
34. Перевозчикова Т.Г. - Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. - Устинов: Удмуртия, 1987. - 276 с.
35. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010. - 120 с.
36. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / М.: Лабиринт, 2001. - 464 с.
37. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / М.: Лабиринт, 2000. - 336 с.
38. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура СПб., "Наука" 1994. - 239 с.
39. Пчеловодова Н.А. - Удмурт кыло дор - Дом, где живёт удмуртский язык / Сост. Триину Ояр, пер. с эстонского и выру языков Н.А. Пчеловодовой. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 40 с.
40. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. М., 2008. - 31 с.
41. «Родничок»: Программа воспитания ребёнка в национальном детском саду / Под ред. А.П. Пронькиной, Г.А. Барановой, З.А. Кузнецовой. - Ижевск, 1998. - 156 с.
42. Сахарных Д. М. История «первого удмуртского стихотворения» // Живая старина. Журнал о русскомфольклоре и традиционной культур е. - № 2 (66). - М., 2010. - 52-55 с.
43. СахарныхД.М.Шумиловская цитата: к биографии Григория Верещагина//Демидовские чтения на Урале. Тезисы
докладов. Екатеринбург. Март 2-3, 2006. - 397-398 с.
44. Светова О.Е., Никольская Е.В. Фольклорные праздники в детском саду. Ростов н /Д., 2009. - 76 с.
45. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
46. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. - М., 1997. - 311 с.
47. Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога. Дошкольное образование. - № 20, 2002. - с. 9 - 16.
48. Ходырев Г.А. Рада речке радуга: стихи на удмуртском языке / сост.: М. Ходырева. - Ижевск: Удмуртия, 2013. - 48 л.
49. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 311 с.
50. Чистов К.В. Фольклор. - Москва: ОГИ, 2005. - 271 с.
51. Чудакова Н. Энциклопедия праздников. М., 2008. - 254 с.
52. Шкляев А.Г. «Тангыра» в контексте удмуртских эпических сказаний: параллели отличия // Ежегодник финно - угорских исследований. - 2011. - Вып. 1. - 87-91 с.
53. Шуть Н.Н. Организация детских праздников / Пер. с укр. А. Русакова. - СПб.: Образовательные проекты; М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
54. Юрка - Вихрь. Удмуртский детский фольклор / Сост. - Л.Н. Долганова. - Ижевск: Удмуртия, 2013. - 160 л.: ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ