АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 6
1.1 Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё 6
1.2 Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации 12
1.3 Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Реализация работы с родителями по адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ 29
2.3 Результаты работы 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 6
1.1 Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё 6
1.2 Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации 12
1.3 Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Реализация работы с родителями по адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ 29
2.3 Результаты работы 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина [3], Н.Д. Ватутина [10], Р.В. Тонкова-Ямпольская [11] и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н. [7], Белкина Л.В. [7], Гуров В.Н. [16], Жердева Е.В. [19], Заводчикова О.Г. [20], Кирюхина Н.В. [24], Костина В. [26], Печора К.Л. [33], Тонкова-Ямпольская Р.В. [11]).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования:
Адаптация детей пройдет благоприятно при следующих условиях:
1. создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей;
2. проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и
эмоциональные особенности детей
3. оказание информационной и психологической поддержки родителей в период адаптации их детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Изучить актуальный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Реализовать работу по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- формирующий эксперимент;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение;
- анкетирование родителей;
- количественный и качественный анализ результатов работы.
Методики исследования: методика для определения успешности адаптации детей Е.И. Морозовой.
Методологической основой исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [7], В.Н. Гуров [16], О.Г. Заводчикова [20], Н.В. Кирюхина [24], К.Л. Печора [33], Р.В. Тонкова- Ямпольская [11]); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова [6], Т.А. Данилина [18], О.Л. Зверева [21], Т.А. Куликова [25] и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МДОУЧ «д/с №10 «Маленький принц» г.
Набережные Челны.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина [3], Н.Д. Ватутина [10], Р.В. Тонкова-Ямпольская [11] и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н. [7], Белкина Л.В. [7], Гуров В.Н. [16], Жердева Е.В. [19], Заводчикова О.Г. [20], Кирюхина Н.В. [24], Костина В. [26], Печора К.Л. [33], Тонкова-Ямпольская Р.В. [11]).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования:
Адаптация детей пройдет благоприятно при следующих условиях:
1. создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей;
2. проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и
эмоциональные особенности детей
3. оказание информационной и психологической поддержки родителей в период адаптации их детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Изучить актуальный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Реализовать работу по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- формирующий эксперимент;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение;
- анкетирование родителей;
- количественный и качественный анализ результатов работы.
Методики исследования: методика для определения успешности адаптации детей Е.И. Морозовой.
Методологической основой исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [7], В.Н. Гуров [16], О.Г. Заводчикова [20], Н.В. Кирюхина [24], К.Л. Печора [33], Р.В. Тонкова- Ямпольская [11]); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова [6], Т.А. Данилина [18], О.Л. Зверева [21], Т.А. Куликова [25] и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МДОУЧ «д/с №10 «Маленький принц» г.
Набережные Челны.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Решение первой задачи исследования показало, что адаптация - сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально -
психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Для решения второй задачи, определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную Е.И. Морозовой. Цель: Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям.
В результате констатирующей диагностики по итогам методики мы сделали заключение о том, что в обеих группах преобладает уровень дезадаптации детей.
Для решения третей задачи по обеспечению хорошей адаптации детей нами были реализованы такие психолого-педагогические условия как: создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей; проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и эмоциональные особенности детей. Также помимо этого нами была реализована работа с родителями, направленная на повышение уровня адаптации детей, поступивших в ДОУ, к его условиям. Работа включала в себя проведение вступительной беседы, на которых обсуждался процесс адаптации детей к ДОУ, был оформлен родительский уголок на соответствующую тему, проведены консультации для родителей.
На следующем мы провели контрольную диагностику уровня адаптации. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей из экспериментальной группы преобладает средний уровень адаптации, а в контрольной группе уровень дезадаптации.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня адаптации детей из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Цель и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена.
К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально -
психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Для решения второй задачи, определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную Е.И. Морозовой. Цель: Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям.
В результате констатирующей диагностики по итогам методики мы сделали заключение о том, что в обеих группах преобладает уровень дезадаптации детей.
Для решения третей задачи по обеспечению хорошей адаптации детей нами были реализованы такие психолого-педагогические условия как: создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей; проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и эмоциональные особенности детей. Также помимо этого нами была реализована работа с родителями, направленная на повышение уровня адаптации детей, поступивших в ДОУ, к его условиям. Работа включала в себя проведение вступительной беседы, на которых обсуждался процесс адаптации детей к ДОУ, был оформлен родительский уголок на соответствующую тему, проведены консультации для родителей.
На следующем мы провели контрольную диагностику уровня адаптации. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей из экспериментальной группы преобладает средний уровень адаптации, а в контрольной группе уровень дезадаптации.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня адаптации детей из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Цель и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
И ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



