ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 6
1.1 Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё 6
1.2 Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации 12
1.3 Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Реализация работы с родителями по адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ 29
2.3 Результаты работы 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина [3], Н.Д. Ватутина [10], Р.В. Тонкова-Ямпольская [11] и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н. [7], Белкина Л.В. [7], Гуров В.Н. [16], Жердева Е.В. [19], Заводчикова О.Г. [20], Кирюхина Н.В. [24], Костина В. [26], Печора К.Л. [33], Тонкова-Ямпольская Р.В. [11]).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования:
Адаптация детей пройдет благоприятно при следующих условиях:
1. создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей;
2. проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и
эмоциональные особенности детей
3. оказание информационной и психологической поддержки родителей в период адаптации их детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Изучить актуальный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Реализовать работу по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- формирующий эксперимент;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение;
- анкетирование родителей;
- количественный и качественный анализ результатов работы.
Методики исследования: методика для определения успешности адаптации детей Е.И. Морозовой.
Методологической основой исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [7], В.Н. Гуров [16], О.Г. Заводчикова [20], Н.В. Кирюхина [24], К.Л. Печора [33], Р.В. Тонкова- Ямпольская [11]); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова [6], Т.А. Данилина [18], О.Л. Зверева [21], Т.А. Куликова [25] и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МДОУЧ «д/с №10 «Маленький принц» г.
Набережные Челны.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Решение первой задачи исследования показало, что адаптация - сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально -
психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Для решения второй задачи, определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную Е.И. Морозовой. Цель: Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям.
В результате констатирующей диагностики по итогам методики мы сделали заключение о том, что в обеих группах преобладает уровень дезадаптации детей.
Для решения третей задачи по обеспечению хорошей адаптации детей нами были реализованы такие психолого-педагогические условия как: создание в группе развивающей среды для детей, способствующей максимально комфортному психологическому состоянию детей; проведение игр с детьми, учитывающими возрастные и эмоциональные особенности детей. Также помимо этого нами была реализована работа с родителями, направленная на повышение уровня адаптации детей, поступивших в ДОУ, к его условиям. Работа включала в себя проведение вступительной беседы, на которых обсуждался процесс адаптации детей к ДОУ, был оформлен родительский уголок на соответствующую тему, проведены консультации для родителей.
На следующем мы провели контрольную диагностику уровня адаптации. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей из экспериментальной группы преобладает средний уровень адаптации, а в контрольной группе уровень дезадаптации.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня адаптации детей из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Цель и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина Р, Дедкова В, Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С. 49-53.
3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина, 2007. - 304с.
4. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 58-60.
5. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
6. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
7. Белкина В.Н., Белкина Л.В Адаптация детей раннего возраста к
условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с.
9. Вайс С. П. Взаимодействие ДОУ и семьи в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 6. - С. 106-109.
10. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. - М.: Просвещение, 2003.- 104 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.М. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.
13. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
14. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356с.
15. Гризик Т, Баева В. Участники адаптационного периода: ребенок- родители-педагоги // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 57-61.
16. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении . - Ставрополь, 1999. - 198 с.
17. Давыдова О.И., Майер А.А Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
18. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство
педагогов, детей и родителей. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
19. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.
20. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
21. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.И. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 408 с.
22. Зубова Г, Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 66-77.
23. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / под ред. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
24. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
25. Козлова С.А , Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Владос, 2004. - 416 с.
26. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С. 34-37.
27. Крюкова С.В, Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . - М.: Генезис, 2000. - 123с.
28. Кузнецова Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 46-56.
29. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.10-14.
30. Мочалова О. Л. Адаптация детей к ДОУ: ранний возраст // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 57-59.
31. Недосека О. Особенности адаптации ребенка к детскому саду // Коррекционно-развивающее образование. - 2011. - № 1. - С. 40-45.
32. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16¬18.
33. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.
34. Попова Н. М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 2. - С. 103-107.
35. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.14-16.
36. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72 с.
37. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 46-51.