Межпредметные связи на уроках литературы при изучении ольфакторного кода в романе И.С. Шмелева «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА 7
1.1. Межпредметные связи на уроках литературы в условиях реализации ФГОС 7
1.2. История изучения ольфакторного кода как средства интеграции на уроках литературы 14
ГЛАВА II. ОЛЬФАКТОРНЫЙ КОД РОМАНА И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» 21
2.1. Ароматы и запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» 21
2.2. Сакральные запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА I. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА 7
1.1. Межпредметные связи на уроках литературы в условиях реализации ФГОС 7
1.2. История изучения ольфакторного кода как средства интеграции на уроках литературы 14
ГЛАВА II. ОЛЬФАКТОРНЫЙ КОД РОМАНА И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» 21
2.1. Ароматы и запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» 21
2.2. Сакральные запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Современный этап развития образовательного процесса характеризуется взаимопроникновением различных школьных дисциплин друг в друга. Для осуществления такого научного синтеза необходимо использование универсальных форм и приемов при проведении уроков. Это обуславливает то, что в настоящее время в методике преподавания все чаще появляется термин «межпредметные связи», который занимает центральное место при повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся.
Изучение литературы в школе - процесс сложный и творческий: данный предмет нельзя изучать как обычную дисциплину школьной программы потому, что литература - это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего, с живописью, музыкой, кино, театром, или рядом наук - история, социология, география, биология, философия. Взаимосвязь литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
В нашей выпускной квалификационной работе предпринята попытка проанализировать роман И.С. Шмелева «Лето Господне» с точки зрения ольфакторного кода как средства интеграции на уроках литературы.
В основных чертах, в художественном произведении термин «ольфакторный код» (от лат. olfacto - обонять; код - совокупность запахов) определяет присутствие различных запахов и ароматов в литературных текстах. Изучение поэтики запаха позволяет открыть в литературных произведениях, те философские и смысловые значения, которые ранее не подлежали анализу: подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа. В то же время, ольфакторный код позволяет рассмотреть выражение индивидуально-авторской картины мира, отражающей его личный опыт и знания, его отношение к героям. Этим обусловлена историко-литературная актуальность нашего исследования, так как мы обратились к пока еще слабо изученной проблеме литературоведения, связанной с постижением ольфакторного кода прозы И.С. Шмелева, как средства интеграции на уроках литературы. Изучение поэтики запаха на уроках литературы позволит обучающимся глубже раскрыть художественный текст, позволит сформировать аналитические, чувственные и коммуникативные качества, поможет создать целостную картину восприятия не только в рамках произведения, но и за его пределами.
Научная новизна работы заключается в том, что нами впервые предпринята попытка рассмотреть межпредметные связи в комплексном анализе ольфакторного пространства романа И.С. Шмелева «Лето Господне», что способствует универсальному и глубокому прочтению произведения.
Основная цель работы - рассмотреть специфику межпредметных связей при изучении ольфакторного кода романа И.С. Шмелева «Лето Господне».
Озвученная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
• рассмотреть основные особенности межпредметных связей на уроке литературе при изучении романа И.С. Шмелева «Лето Господне»;
• представить процесс интеграции на уроках литературы;
• систематизировать результаты исследований, посвященных проблеме становления ольфакторного кода в литературоведении как средства интеграции на уроках литературы;
• выявить особенности запахов и ароматов в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали описательно-аналитический метод, предполагающий анализ научной литературы по теме исследования, метод сплошной выборки при сборе фактического материала и метод классификации.
Предмет изучения - межпредметные связи при изучении ольфакторного кода в романе «Лето Господне». Объектом исследования является роман И.С. Шмелева «Лето Господне».
Теоретическим и методологическим основанием выпускной квалификационной работы послужили труды польского литературоведа Е.Фарино (2004), двухтомное издание «Ароматы и запахи в культуре» под редакцией О.Б.Вайнштейн (2003), Г.Зиммеля (2000), Х.Риндисбахера (2000), М.А.Епанешниковой (2011), Н.А.Рогачевой (2011), Н.Л.Зыховской (2012), а так же работы и статьи Е.Н. Колокольцева (1981) В.Н. Максимова, А.В. Дановского (1990), П.Г. Кулагина (1983), Г.Ф. Федорец (1985), а также работы в области социологии Ю.Г. Цивьян (2010).
Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 63 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечается научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
В первой главе «Межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира» рассматривается понятие «межпредметные связи», специфика и основные черты данного понятия, также исследуется процесс интеграции на уроках литературы при изучении ольфакторного кода.
Во второй главе «Феноменологические запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне»» сделана попытка проанализировать ольфакторный код романа И.С. Шмелева. Выявлены особенности повествовательной манеры писателя: представлено характерное биполярное восприятие запахов героем, деление на приятные / неприятные запахи, телесные / духовные.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при изучении русской литературы XX века в связи с творческим наследием И.С. Шмелева на уроках литературы, создание элективного курса, а также курса «Ольфакторное пространство русской литературы».
Апробация работы. Отдельные положения выпускной квалификационной работы изложены в докладе подготовленном на итоговую научно-образовательную конференции студентов ЕИ КФУ 2017. По теме выпускной квалификационной работы написана статья: «Сакральные запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» (вошла в сборник: «Аллея науки: современная наука и ее развитие» 2017), также был подготовлен урок по теме: «Феноменологические запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
Изучение литературы в школе - процесс сложный и творческий: данный предмет нельзя изучать как обычную дисциплину школьной программы потому, что литература - это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего, с живописью, музыкой, кино, театром, или рядом наук - история, социология, география, биология, философия. Взаимосвязь литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
В нашей выпускной квалификационной работе предпринята попытка проанализировать роман И.С. Шмелева «Лето Господне» с точки зрения ольфакторного кода как средства интеграции на уроках литературы.
В основных чертах, в художественном произведении термин «ольфакторный код» (от лат. olfacto - обонять; код - совокупность запахов) определяет присутствие различных запахов и ароматов в литературных текстах. Изучение поэтики запаха позволяет открыть в литературных произведениях, те философские и смысловые значения, которые ранее не подлежали анализу: подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа. В то же время, ольфакторный код позволяет рассмотреть выражение индивидуально-авторской картины мира, отражающей его личный опыт и знания, его отношение к героям. Этим обусловлена историко-литературная актуальность нашего исследования, так как мы обратились к пока еще слабо изученной проблеме литературоведения, связанной с постижением ольфакторного кода прозы И.С. Шмелева, как средства интеграции на уроках литературы. Изучение поэтики запаха на уроках литературы позволит обучающимся глубже раскрыть художественный текст, позволит сформировать аналитические, чувственные и коммуникативные качества, поможет создать целостную картину восприятия не только в рамках произведения, но и за его пределами.
Научная новизна работы заключается в том, что нами впервые предпринята попытка рассмотреть межпредметные связи в комплексном анализе ольфакторного пространства романа И.С. Шмелева «Лето Господне», что способствует универсальному и глубокому прочтению произведения.
Основная цель работы - рассмотреть специфику межпредметных связей при изучении ольфакторного кода романа И.С. Шмелева «Лето Господне».
Озвученная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
• рассмотреть основные особенности межпредметных связей на уроке литературе при изучении романа И.С. Шмелева «Лето Господне»;
• представить процесс интеграции на уроках литературы;
• систематизировать результаты исследований, посвященных проблеме становления ольфакторного кода в литературоведении как средства интеграции на уроках литературы;
• выявить особенности запахов и ароматов в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали описательно-аналитический метод, предполагающий анализ научной литературы по теме исследования, метод сплошной выборки при сборе фактического материала и метод классификации.
Предмет изучения - межпредметные связи при изучении ольфакторного кода в романе «Лето Господне». Объектом исследования является роман И.С. Шмелева «Лето Господне».
Теоретическим и методологическим основанием выпускной квалификационной работы послужили труды польского литературоведа Е.Фарино (2004), двухтомное издание «Ароматы и запахи в культуре» под редакцией О.Б.Вайнштейн (2003), Г.Зиммеля (2000), Х.Риндисбахера (2000), М.А.Епанешниковой (2011), Н.А.Рогачевой (2011), Н.Л.Зыховской (2012), а так же работы и статьи Е.Н. Колокольцева (1981) В.Н. Максимова, А.В. Дановского (1990), П.Г. Кулагина (1983), Г.Ф. Федорец (1985), а также работы в области социологии Ю.Г. Цивьян (2010).
Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 63 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечается научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
В первой главе «Межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира» рассматривается понятие «межпредметные связи», специфика и основные черты данного понятия, также исследуется процесс интеграции на уроках литературы при изучении ольфакторного кода.
Во второй главе «Феноменологические запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне»» сделана попытка проанализировать ольфакторный код романа И.С. Шмелева. Выявлены особенности повествовательной манеры писателя: представлено характерное биполярное восприятие запахов героем, деление на приятные / неприятные запахи, телесные / духовные.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при изучении русской литературы XX века в связи с творческим наследием И.С. Шмелева на уроках литературы, создание элективного курса, а также курса «Ольфакторное пространство русской литературы».
Апробация работы. Отдельные положения выпускной квалификационной работы изложены в докладе подготовленном на итоговую научно-образовательную конференции студентов ЕИ КФУ 2017. По теме выпускной квалификационной работы написана статья: «Сакральные запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» (вошла в сборник: «Аллея науки: современная наука и ее развитие» 2017), также был подготовлен урок по теме: «Феноменологические запахи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
В настоящее время ольфакторный код в литературе является новым средством в постижении художественного произведения. Запах становится своеобразной коммуникативной категорией, с помощью которой автор передает тайные чувства и мысли персонажей. Впервые категория «запаха», как своеобразная художественная форма, получила свое обоснование в лингвистике, где запах изучали, основываясь на когнитивном и лингвокульторологическом аспекте. Позже исследования, посвященные запахам, стали появляться в литературоведении, где ольфакторный код определяется как средство создания психологизма в произведениях, так как целостное восприятие героя не возможно без описания запахов: они способны более многомерно отразить его образ, сделать его проникновенным и цельным. Применение такого типа анализа с новым восприятием художественного текста, в последнее время стало возможным и в школьной практике, на уроках литературы (особенно в старшем звене). Согласно требованиям ФГОС преподавание литературы направлено на «формирование базовых умений», обеспечивающих возможность дальнейшего изучения предмета. Требуемые результаты заключаются, в частности, в формировании у школьников личностной позиции в восприятия мира, в систематизации знаний о литературе, в расширении литературоведческого кругозора. Достижение этих результатов невозможно без интегрированного подхода, что обуславливает необходимость в расширении границ преподаваемой дисциплины. Такой синтез по-другому называется - межпредметные связи, а сам процесс - интеграция (см. Приложение).
В нашей работе мы рассмотрели специфику межпредметных связей при изучении ольфакторного кода романа И.С. Шмелева «Лето Господне». В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Межпредметные связи - это особый методический прием, который способствует повышению мотивации в образовательном процессе и развивает познавательный интерес у обучающихся, формирует у учащихся целостную научную картина мира, а также умение правильно выражать свои мысли. Познавательная деятельность обучающихся на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется: с помощью вновь приобретенных знаний, ученики могут решать сложные вопросы и проблемы, которые поставлены перед ними.
Процесс освоения литературы, словно вбирает в себя разносторонний спектр научных дисциплин (история, социология, биология, химия и другие), а также различные виды искусства (музыка, театр, живопись, кино и другие). Такая взаимосвязь не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. И поэтика запаха, как прием интеграции на уроках литературы, позволяет обучающимся глубже раскрыть художественный текст, способствует формированию аналитических, чувственных, коммуникативных качеств, создает целостную картину восприятия не только в рамках произведения, но и за его пределами. К примеру, при выполнении задания, в котором учащиеся должны найти в тексте романа Шмелева «Лето Господне» нужные слова и определить их лексическое значение, соотнося их с нужной коннотацией, а затем выявить характер запаха и то, какую смысловую нагрузку он несет в художественном тексте. Обучающиеся выявляют в тесте романа И.С. Шмелева «Лето Господне» приятные запахи, описывающие природу: «Зажмуришься и вдыхаешь - такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость - со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины, и теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься - ив сладковатом и сочном духе вспомнится как живое - маленький сад.» [16, с. 113]. В произведении такие запахи выполняют сюжетообразующую и мнемоническую функции, то есть автор приобретает воспоминания через запах, также запах участвует в структурировании пространства и времени (запах весны). К приятным запахам относятся священные ароматы ладана, елея, можжевельника: «Пахнет церковно, воском» [16, с. 41], «И везде под ногами можжевельник, священно пахнет» [16, с. 387], а также запахи природы: «Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно-едкий - от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок» [16, с. 113] , к не приятным запахам относятся запахи водки, редьки, плесени: «накрывают рогожами и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтоб не было», «Широкие кади на санях, кислый и вонький дух» [16, с. 39], «Хрустят лопаты, слышится рыканье, пахнет острою редькой и капустой» [16, с. 15], «Молодцам поднесли по шкалику, и, разогревшиеся с работы, мокрые от снега, и от пота, похрустывают они на воле крепкими, со льду, огурцами, белыми кругами редьки.» [16, с.197]. Каждый тип запаха (священные, телесные, природные) в романе выполняют символическую функцию, то есть определенный аромат несет смысловую нагрузку, к примеру, сакральные запахи - выражают идею святости, а телесные запахи - отражают идею порочности души, запахи природы отражают гармонию в противоречивом мироустройстве.
Таким образом, запахи представляют собой две противоборствующие идеи - телесности (греховности человеческого существования), и духовности (внутренне, духовное богатство человеческой души).
Предложенное обучающимися биполярное восприятие запахов (деление их на приятные / неприятные) пронизывает весь роман И.С. Шмелева и позволяет разделить героев романа на два типа: Денис, Василь Василич и другие мужики отмечены внутренней ущербностью, пороком пьянства, при их описании часто «слышатся» запахи «пота», «водки»: «говорит Денис; смолой от него пахнет и водочкой.» [16 с. 214], «Молодцам поднесли по шкалику; мокрые от снега, и от пота.» [16, с. 32]. Второй тип - Горкин и Анна Ивановна - отражают «святость» и «духовную чистоту», к ним прикреплены священные ароматы «ладана», «можжевельника». Стоить отметить, что такие герои как Горкин, Анна Ивановна и отец героя лишены запахов телесности. Отца Вани, в основном, сопровождает аромат духов флердоранж: «Отец поедет снимать дачу, и от него пахнет флердоранжем.» [16, с. 409] ,«Пахнет знакомыми духами- флердоранжем, лесом, сырой землей» [16, с. 104]. А духовный наставник Горкин благоухает «святостью», мальчик подмечает, что его воспитатель, наверное, святой. Следовательно, «священный» аромат, исходящий от Горкина символизирует его приближенность к Богу.
Повествование в романе строится в соответствии с православным церковным календарем, и каждый православный праздник наделен множеством различных ароматов, исходя из этого, можно сказать, что идея хронотопа в романе развивается с помощью запахов: «Рождество уже засветилось, как под Веденье запели за всенощной «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите.» - так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся а воздух - синий, серебрится пылью, дымной, звездный, густые запахи Рождества. священные - в церкви были» [16, с. 132, 133]. Следовательно, в романе пространство строится на ольфакторной поэтике, поэтому можно сказать, что именно сакральные ароматы движут сам сюжет, именно к таким ароматам относятся запахи различных благовоний, использовавшихся в церковных богослужениях (ароматы ладана, елея, мирры). Так как каждый запах, и аромат связан с детством рассказчика, то запах в произведении выполняет несколько функций:
• мнемоническая функция - самая основная, так как с помощью запаха рассказчик обретает воспоминания, следовательно, можно сказать, что запах движет сюжет романа: «Зажмуришься и вдыхаешь - такая радость!
Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость. растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках и теперь еще, не в родной стране когда встретишь невиданное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься и вспомнится как живое - маленький сад. » [16, с. 113], «Покупает у босой девчонки целое лукошко душистой-душистой земляники, сам меня кормит земляникой с горсти, от которой и земляникой пахнет, и Кавказкой мажет мне щеки земляникой. Радостно мне и больно вспомнить» [16, с. 427].
• аккумулятивная функция - запах выступает неким «хранилищем» информации о мире, в наше случае, о патриархальной Руси: «Ах, какой радостный-горьковатый запах, чудесный, вербный! И в этом запахе что-то такое светлое, такое такое.» [16, с. 380], «И везде под ногами можжевельник, священно пахнет, а Царские Врата раскрыты, чтобы все помнили, что теперь Царство Небесное открылось. Никого в алтаре, тихо, голубеет от ладана, как небо, и чувствуется Господь» [16, с. 387].
• суггестивная функция, когда писатель намеренно вызывает у читателя обонятельную память, то есть способность создавать в мыслях, тот или иной запах: «Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей.- после поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние [16, с. 132], «Пахнет, как на лужку, где косят» [16, с. 106].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что освоение литературы с использованием межпредметных связей необходимо, так как интегрированные уроки содействует развитию творческого, вариативного мышления обучающихся, улучшает качество восприятия происходящих явлений, изучаемого материала, и помогают развивать навыки использования допустимых знаний в остальных дисциплинах, и, несомненно, повышает познавательную ценность урока.
Изучение ольфакторного кода романа «Лето Господне», как средство интеграции на уроках литературы дает учащимся возможность выполнить целостный анализ произведения, найти новый подход к осмыслению прочитанного, а также, позволяет рассмотреть всю значимость запахового поля в романе, так как ольфакторный код в произведении И.С. Шмелева содержит в себе множество смысловых значений, где каждый запах выполняет свою функцию, которая и структурирует весь роман в целом.
В нашей работе мы рассмотрели специфику межпредметных связей при изучении ольфакторного кода романа И.С. Шмелева «Лето Господне». В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Межпредметные связи - это особый методический прием, который способствует повышению мотивации в образовательном процессе и развивает познавательный интерес у обучающихся, формирует у учащихся целостную научную картина мира, а также умение правильно выражать свои мысли. Познавательная деятельность обучающихся на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется: с помощью вновь приобретенных знаний, ученики могут решать сложные вопросы и проблемы, которые поставлены перед ними.
Процесс освоения литературы, словно вбирает в себя разносторонний спектр научных дисциплин (история, социология, биология, химия и другие), а также различные виды искусства (музыка, театр, живопись, кино и другие). Такая взаимосвязь не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. И поэтика запаха, как прием интеграции на уроках литературы, позволяет обучающимся глубже раскрыть художественный текст, способствует формированию аналитических, чувственных, коммуникативных качеств, создает целостную картину восприятия не только в рамках произведения, но и за его пределами. К примеру, при выполнении задания, в котором учащиеся должны найти в тексте романа Шмелева «Лето Господне» нужные слова и определить их лексическое значение, соотнося их с нужной коннотацией, а затем выявить характер запаха и то, какую смысловую нагрузку он несет в художественном тексте. Обучающиеся выявляют в тесте романа И.С. Шмелева «Лето Господне» приятные запахи, описывающие природу: «Зажмуришься и вдыхаешь - такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость - со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины, и теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься - ив сладковатом и сочном духе вспомнится как живое - маленький сад.» [16, с. 113]. В произведении такие запахи выполняют сюжетообразующую и мнемоническую функции, то есть автор приобретает воспоминания через запах, также запах участвует в структурировании пространства и времени (запах весны). К приятным запахам относятся священные ароматы ладана, елея, можжевельника: «Пахнет церковно, воском» [16, с. 41], «И везде под ногами можжевельник, священно пахнет» [16, с. 387], а также запахи природы: «Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно-едкий - от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок» [16, с. 113] , к не приятным запахам относятся запахи водки, редьки, плесени: «накрывают рогожами и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтоб не было», «Широкие кади на санях, кислый и вонький дух» [16, с. 39], «Хрустят лопаты, слышится рыканье, пахнет острою редькой и капустой» [16, с. 15], «Молодцам поднесли по шкалику, и, разогревшиеся с работы, мокрые от снега, и от пота, похрустывают они на воле крепкими, со льду, огурцами, белыми кругами редьки.» [16, с.197]. Каждый тип запаха (священные, телесные, природные) в романе выполняют символическую функцию, то есть определенный аромат несет смысловую нагрузку, к примеру, сакральные запахи - выражают идею святости, а телесные запахи - отражают идею порочности души, запахи природы отражают гармонию в противоречивом мироустройстве.
Таким образом, запахи представляют собой две противоборствующие идеи - телесности (греховности человеческого существования), и духовности (внутренне, духовное богатство человеческой души).
Предложенное обучающимися биполярное восприятие запахов (деление их на приятные / неприятные) пронизывает весь роман И.С. Шмелева и позволяет разделить героев романа на два типа: Денис, Василь Василич и другие мужики отмечены внутренней ущербностью, пороком пьянства, при их описании часто «слышатся» запахи «пота», «водки»: «говорит Денис; смолой от него пахнет и водочкой.» [16 с. 214], «Молодцам поднесли по шкалику; мокрые от снега, и от пота.» [16, с. 32]. Второй тип - Горкин и Анна Ивановна - отражают «святость» и «духовную чистоту», к ним прикреплены священные ароматы «ладана», «можжевельника». Стоить отметить, что такие герои как Горкин, Анна Ивановна и отец героя лишены запахов телесности. Отца Вани, в основном, сопровождает аромат духов флердоранж: «Отец поедет снимать дачу, и от него пахнет флердоранжем.» [16, с. 409] ,«Пахнет знакомыми духами- флердоранжем, лесом, сырой землей» [16, с. 104]. А духовный наставник Горкин благоухает «святостью», мальчик подмечает, что его воспитатель, наверное, святой. Следовательно, «священный» аромат, исходящий от Горкина символизирует его приближенность к Богу.
Повествование в романе строится в соответствии с православным церковным календарем, и каждый православный праздник наделен множеством различных ароматов, исходя из этого, можно сказать, что идея хронотопа в романе развивается с помощью запахов: «Рождество уже засветилось, как под Веденье запели за всенощной «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите.» - так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся а воздух - синий, серебрится пылью, дымной, звездный, густые запахи Рождества. священные - в церкви были» [16, с. 132, 133]. Следовательно, в романе пространство строится на ольфакторной поэтике, поэтому можно сказать, что именно сакральные ароматы движут сам сюжет, именно к таким ароматам относятся запахи различных благовоний, использовавшихся в церковных богослужениях (ароматы ладана, елея, мирры). Так как каждый запах, и аромат связан с детством рассказчика, то запах в произведении выполняет несколько функций:
• мнемоническая функция - самая основная, так как с помощью запаха рассказчик обретает воспоминания, следовательно, можно сказать, что запах движет сюжет романа: «Зажмуришься и вдыхаешь - такая радость!
Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость. растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках и теперь еще, не в родной стране когда встретишь невиданное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься и вспомнится как живое - маленький сад. » [16, с. 113], «Покупает у босой девчонки целое лукошко душистой-душистой земляники, сам меня кормит земляникой с горсти, от которой и земляникой пахнет, и Кавказкой мажет мне щеки земляникой. Радостно мне и больно вспомнить» [16, с. 427].
• аккумулятивная функция - запах выступает неким «хранилищем» информации о мире, в наше случае, о патриархальной Руси: «Ах, какой радостный-горьковатый запах, чудесный, вербный! И в этом запахе что-то такое светлое, такое такое.» [16, с. 380], «И везде под ногами можжевельник, священно пахнет, а Царские Врата раскрыты, чтобы все помнили, что теперь Царство Небесное открылось. Никого в алтаре, тихо, голубеет от ладана, как небо, и чувствуется Господь» [16, с. 387].
• суггестивная функция, когда писатель намеренно вызывает у читателя обонятельную память, то есть способность создавать в мыслях, тот или иной запах: «Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей.- после поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние [16, с. 132], «Пахнет, как на лужку, где косят» [16, с. 106].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что освоение литературы с использованием межпредметных связей необходимо, так как интегрированные уроки содействует развитию творческого, вариативного мышления обучающихся, улучшает качество восприятия происходящих явлений, изучаемого материала, и помогают развивать навыки использования допустимых знаний в остальных дисциплинах, и, несомненно, повышает познавательную ценность урока.
Изучение ольфакторного кода романа «Лето Господне», как средство интеграции на уроках литературы дает учащимся возможность выполнить целостный анализ произведения, найти новый подход к осмыслению прочитанного, а также, позволяет рассмотреть всю значимость запахового поля в романе, так как ольфакторный код в произведении И.С. Шмелева содержит в себе множество смысловых значений, где каждый запах выполняет свою функцию, которая и структурирует весь роман в целом.



