Дуэль как институт корпоративной чести в русской литературе первой половины XiX века
|
Введение 3
Глава I. Дуэль как феномен защиты чести в дворянском сознании XIX века 7
1.1. Дуэль и ее ритуализация 7
1.2. Место, условия и роль дуэли в произведениях русской литературы XIX века 20
Глава II. Писатели, использовавшие мотив дуэли в своих произведениях 24
2.1. А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин 24
2.2. А.С. Пушкин. Повесть "Выстрел" 30
2.3. М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени" 34
Заключение 42
Список использованной литературы
Глава I. Дуэль как феномен защиты чести в дворянском сознании XIX века 7
1.1. Дуэль и ее ритуализация 7
1.2. Место, условия и роль дуэли в произведениях русской литературы XIX века 20
Глава II. Писатели, использовавшие мотив дуэли в своих произведениях 24
2.1. А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин 24
2.2. А.С. Пушкин. Повесть "Выстрел" 30
2.3. М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени" 34
Заключение 42
Список использованной литературы
Дуэль принадлежит к числу таких выражений общественной жизни, во взглядах на которое общество, даже подобное по развитию и традициям, никак не может достигнуть соглашения. Одни возводят ее в культ, другие видят в ней лишь негатив, кто признает дуэль своим высшим правом самозащиты, кто - тяжкою обязанностью, наложенною предрассудком. Кто, наконец, с негодованием отвергает и проклинает этот гнусный кровавый обычай, пережиток времен варварства и невежества.
Споры о поединках возникают из века в век и из года в год. Они начинаются и в обществе, и в печати почти каждый раз, когда какой- нибудь громкий случай разбудит общественную совесть. Спорят юристы, спорят философы, историки.
Наиболее существенными положениями большинства споров о дуэли служат следующие:
Одни говорят, что это покушение на жизнь и здоровье не только своего ближнего, но и на свою собственную. Дуэль - это тяжкое преступление;
Другие отвергают дуэль-поединок как поступок;
Третьи проклинают дуэль. Есть три умозаключения, на которых победоносно и спокойно опираются отрицатели дуэли: дуэль преступна, дуэль безнравственна, дуэль нелепа и бессмысленна.
Дуэли, в том смысле, как мы их понимаем теперь, появились лишь в конце XIV века среди западноевропейского феодального дворянства.
Конечно, в те времена дуэль как кровавая расправа была более объяснима, чем теперь. Тем не менее, следует отметить, что все три аргумента не были тогда очевидны.
Большого распространения дуэли в России не получили. Причиной служит знаменитое добродушие русской натуры. Но и к этим редким случаям закон редко применялся в полной мере, а часто и совсем не применялся.
Наиболее частыми были дуэли во Франции и Италии. В Германии она была распространена также весьма значительно. В Австрии дуэлей сравнительно немного. Только в Англии она, можно сказать, исчезла совершенно уже к XIX веку.
Когда дуэли были в распространены, то есть в XIX веке, каждый человек в светском обществе старался быть к ней всегда готовым и хорошо знал правила и обязанности, возлагаемые этим обрядом на него и на общество.
Это доказывают произведения, созданные в начале и в середине XIX века русскими писателями-классиками: "Евгений Онегин", "Метель", "Выстрел" А.С. Пушкина, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева и другие.
В каждом из этих произведений есть эпизод дуэли. Здесь опасность сближения лицом к лицу со смертью становится освобождающим средством, снимающим с человека оскорбление. Сам оскорблённый (герой) должен решить, является ли этот поступок настолько несущественным, что для снятия оскорбления достаточно демонстрации бесстрашия - показа готовности к бою или, если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась первым ранением "чьим - не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или мести ему, а фактом пролития крови в том числе и своей собственной" [21, с.185].
Величайший писатель первой трети XIX века - А.С. Пушкин. Его великие произведения волновали читателей многих поколений. Они по- прежнему молоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Пушкина является роман в стихах "Евгений Онегин". Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, роман дает развернутое представление о жизни России первой четверти XIX века, об образе жизни дворян. Конечно же, Пушкин вводит в свое произведение и дуэль - характерное для тех годов явление. Пушкин мастерски показал абсурдность дуэли между Онегиным и Ленским, возникшую из пустяка. Ленский понимает ненужность дуэли, но гордость ему мешает отказаться. Все заканчивается трагично. М. Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени" ярко показывает трагичность судьбы Печорина. Мир героев романа представляет собой систему образов, в центре которой находится Печорин. Его личность вырисовывается из взаимоотношений с окружающими. Главный конфликт в повести "Княжна Мэри" ("Герой нашего времени") - это конфликт между Печориным и Грушницким. Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин. Печорин - герой уже именно тридцатых годов. В нём есть то, что действительно отличает его от "старшего брата" - Онегина и делает его положение особенно трагичным.
Актуальность нашей работы заключается в том, что современное литературоведение отходит от проблемно-тематического исследования произведений классики Х1Хвека, углубляясь в проблемы этические, культурологические, бытовые и социально-нормативные. С этой точки зрения дуэль как социальный институт корпоративной чести русского дворянства ХХХ века представляет научный интерес.
Объект исследования - проза А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - сюжетный мотив "дуэли" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и его повести "Выстрел", в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Цель дипломной работы - рассмотреть сюжетный мотив "дуэли" как социальный институт корпоративной чести русского дворянина.
Задачи дипломной работы:
• обобщить исследовательскую литературу о корпоративной чести русского дворянства;
• рассмотреть "дуэль" как своеобразный социальный институт;
• соотнести сюжетный мотив дуэли с художественными средствами характеристики литературного героя и осмыслением их характеров.
Структура дипломной работы:
• данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
• Первая глава посвящена определению роли дуэли в истории России KIX века. Даны высказывания современников о дуэли. Также исследуются место, роль, условия дуэли в художественных произведениях. Дан анализ использованной критической литературы. Методологической основой нашей работы явились труды Ю. Лотмана, Д. Благого, В. Коровина, М. Алексеева, В. Мануйлова, был использован сравнительно-исторический метод исследования.
• Во второй главе рассматриваются произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, использовавшие сюжетный мотив дуэли.
• В Заключении делаются общие выводы о работе.
Споры о поединках возникают из века в век и из года в год. Они начинаются и в обществе, и в печати почти каждый раз, когда какой- нибудь громкий случай разбудит общественную совесть. Спорят юристы, спорят философы, историки.
Наиболее существенными положениями большинства споров о дуэли служат следующие:
Одни говорят, что это покушение на жизнь и здоровье не только своего ближнего, но и на свою собственную. Дуэль - это тяжкое преступление;
Другие отвергают дуэль-поединок как поступок;
Третьи проклинают дуэль. Есть три умозаключения, на которых победоносно и спокойно опираются отрицатели дуэли: дуэль преступна, дуэль безнравственна, дуэль нелепа и бессмысленна.
Дуэли, в том смысле, как мы их понимаем теперь, появились лишь в конце XIV века среди западноевропейского феодального дворянства.
Конечно, в те времена дуэль как кровавая расправа была более объяснима, чем теперь. Тем не менее, следует отметить, что все три аргумента не были тогда очевидны.
Большого распространения дуэли в России не получили. Причиной служит знаменитое добродушие русской натуры. Но и к этим редким случаям закон редко применялся в полной мере, а часто и совсем не применялся.
Наиболее частыми были дуэли во Франции и Италии. В Германии она была распространена также весьма значительно. В Австрии дуэлей сравнительно немного. Только в Англии она, можно сказать, исчезла совершенно уже к XIX веку.
Когда дуэли были в распространены, то есть в XIX веке, каждый человек в светском обществе старался быть к ней всегда готовым и хорошо знал правила и обязанности, возлагаемые этим обрядом на него и на общество.
Это доказывают произведения, созданные в начале и в середине XIX века русскими писателями-классиками: "Евгений Онегин", "Метель", "Выстрел" А.С. Пушкина, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева и другие.
В каждом из этих произведений есть эпизод дуэли. Здесь опасность сближения лицом к лицу со смертью становится освобождающим средством, снимающим с человека оскорбление. Сам оскорблённый (герой) должен решить, является ли этот поступок настолько несущественным, что для снятия оскорбления достаточно демонстрации бесстрашия - показа готовности к бою или, если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась первым ранением "чьим - не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или мести ему, а фактом пролития крови в том числе и своей собственной" [21, с.185].
Величайший писатель первой трети XIX века - А.С. Пушкин. Его великие произведения волновали читателей многих поколений. Они по- прежнему молоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Пушкина является роман в стихах "Евгений Онегин". Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, роман дает развернутое представление о жизни России первой четверти XIX века, об образе жизни дворян. Конечно же, Пушкин вводит в свое произведение и дуэль - характерное для тех годов явление. Пушкин мастерски показал абсурдность дуэли между Онегиным и Ленским, возникшую из пустяка. Ленский понимает ненужность дуэли, но гордость ему мешает отказаться. Все заканчивается трагично. М. Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени" ярко показывает трагичность судьбы Печорина. Мир героев романа представляет собой систему образов, в центре которой находится Печорин. Его личность вырисовывается из взаимоотношений с окружающими. Главный конфликт в повести "Княжна Мэри" ("Герой нашего времени") - это конфликт между Печориным и Грушницким. Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин. Печорин - герой уже именно тридцатых годов. В нём есть то, что действительно отличает его от "старшего брата" - Онегина и делает его положение особенно трагичным.
Актуальность нашей работы заключается в том, что современное литературоведение отходит от проблемно-тематического исследования произведений классики Х1Хвека, углубляясь в проблемы этические, культурологические, бытовые и социально-нормативные. С этой точки зрения дуэль как социальный институт корпоративной чести русского дворянства ХХХ века представляет научный интерес.
Объект исследования - проза А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - сюжетный мотив "дуэли" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и его повести "Выстрел", в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Цель дипломной работы - рассмотреть сюжетный мотив "дуэли" как социальный институт корпоративной чести русского дворянина.
Задачи дипломной работы:
• обобщить исследовательскую литературу о корпоративной чести русского дворянства;
• рассмотреть "дуэль" как своеобразный социальный институт;
• соотнести сюжетный мотив дуэли с художественными средствами характеристики литературного героя и осмыслением их характеров.
Структура дипломной работы:
• данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
• Первая глава посвящена определению роли дуэли в истории России KIX века. Даны высказывания современников о дуэли. Также исследуются место, роль, условия дуэли в художественных произведениях. Дан анализ использованной критической литературы. Методологической основой нашей работы явились труды Ю. Лотмана, Д. Благого, В. Коровина, М. Алексеева, В. Мануйлова, был использован сравнительно-исторический метод исследования.
• Во второй главе рассматриваются произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, использовавшие сюжетный мотив дуэли.
• В Заключении делаются общие выводы о работе.
В выпускном квалификационном исследовании был изучен сюжетный мотив «дуэли». В теоретической части исследования был рассмотрен феномен дуэли как способ защиты чести в дворянском сознании KIX века. Дуэль в России в жизни общества заняла весьма заметное место, несмотря на суровые запреты власти.
Дуэлью является поединок, строящийся по определённым правилам, главной целью дуэли является восстановление чести, снятие с обиженного позорного нанесённого оскорбления. Дуэли и дуэлянты преследовались законом, при этом кара была весьма серьезной. Однако дуэли были овеяны романтическим духом, что неизменно привлекало дворян. Считалось, что некоторые оскорбления можно смыть только кровью.
В официальной литературе дуэли преследовались как проявление свободолюбия. Демократы видели в дуэли проявление сословного предрассудка дворянства, поэтому подвергали её сатире и критике. Отрицательно относились к дуэли и масоны. Изучив официальную и художественную литературу, мы сделали вывод, что дуэли воспринимались обществом в XIX веке двояко: с одной стороны, преследовались по закону и высмеивались, с другой стороны - рассматривались как идея защиты человеческого достоинства.
Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, что приводило к тому, что победитель поединка был окружен ореолом общественного интереса и в тоже время был убийцей.
В литературных произведениях XIX века теме дуэли отводится особое место. При этом в художественных произведениях можно встретить различные взгляды на дуэль. В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и других писателей неоднократно встречается мотив дуэли. Более того, сами писатели активно участвовали в дуэлях (вспомним, А.С. Пушкина, смертельно раненого на дуэли с Дантесом).
В практической части дипломного исследования нами были проанализированы произведения писателей, использовавших мотив дуэли в своих произведениях. В частности, нами был выделен мотив дуэли в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В данном произведении главные герой - Онегин и Ленский - дерутся на дуэли, хотя являются приятелями. Их дуэль состоялась «от делать нечего», причина ссоры - простое недоразумение. К дуэли приводит, невинная на взгляд Онегина, шутка-месть: он весь вечер танцует с Ольгой, в которую влюблен Ленский. Вызов на дуэль застиг главного героя врасплох, однако отказ значил бы проявление трусости и малодушия. Евгений, несмотря на то, что презирает общество, всё же живёт по его законам. А.С.Пушкин в своем романе в стихах гениально обрисовывает всю абсурдность ситуации дуэли, возникшей из-за пустяка. Сам Ленский, вызвавший Онегина на дуэль, невольно понимает ненужность предстоящей дуэли, однако гордость мешает ему отказаться от неё.
Так, мы отметили, что причиной дуэли в XIX веке мог стать сущий пустяк, который мог обернуться смертным поединком, как это случилось в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В повести А.С. Пушкина «Выстрел» также встречается мотив дуэли. На этот раз писатель описал случай, произошедший в его личной биографии. Однако в повести все происходит драматичнее и фатальнее, чем в жизни автора. Герой повести - Сильвио - в первой части рассказывает офицеру, от лица которого ведётся повествование, о дуэли со своим сослуживцем в полку. Сильвио завидовал сослуживцу и упорно искал ссоры с ним. Когда же дуэль состоялась, то первый выстрел должен был совершить сослуживец, однако ему удалось лишь прострелить фуражку Сильвио. Сам герой отказался совершать выстрел, оставив за собой право закончить дуэль в другой раз. Через шесть лет, когда сослуживец героя собирался вступить в брак, Сильвио решил завершить некогда начатую дуэль. Причиной дуэли в повести «Выстрел» была гордыня и зависть.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы также наблюдаем мотив дуэли. В исследовании мы проанализировали дуэль, совершившуюся между Печориным и Грушницким, её причины. В романе сопоставлены и противопоставлены эти два героя, они являются идейными антиподами в произведении. Возникший между героями конфликт приводит к поединку. Перед дуэлью Печорин задается вопросом о смысле своей жизни. Условия дуэли очень жёсткие, хотя пистолет Печорина не заряжен. Грушницкий же забывает о чести, совести и порядочности. М.Ю. Лермонтов показывает, что перед лицом смерти Печорин оказался таким же двойственным, как мы видели его на протяжении всего произведения. Печорин готов был простить Грушницкого, но в тоже время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков.
Таким образом, мы увидели, что в произведениях писателей с помощью мотива дуэли раскрываются характеры героев, дуэль играет важнейшую роль в сюжетно-композиционной структуре романа.
Итак, в работе были достигнуты поставленные во введении цели и задачи. Результаты исследования, с одной стороны, сводятся к некоторым обобщениям по изученному материалу, с другой стороны, позволяют наметить дальнейшие исследования этой темы.
Дуэлью является поединок, строящийся по определённым правилам, главной целью дуэли является восстановление чести, снятие с обиженного позорного нанесённого оскорбления. Дуэли и дуэлянты преследовались законом, при этом кара была весьма серьезной. Однако дуэли были овеяны романтическим духом, что неизменно привлекало дворян. Считалось, что некоторые оскорбления можно смыть только кровью.
В официальной литературе дуэли преследовались как проявление свободолюбия. Демократы видели в дуэли проявление сословного предрассудка дворянства, поэтому подвергали её сатире и критике. Отрицательно относились к дуэли и масоны. Изучив официальную и художественную литературу, мы сделали вывод, что дуэли воспринимались обществом в XIX веке двояко: с одной стороны, преследовались по закону и высмеивались, с другой стороны - рассматривались как идея защиты человеческого достоинства.
Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, что приводило к тому, что победитель поединка был окружен ореолом общественного интереса и в тоже время был убийцей.
В литературных произведениях XIX века теме дуэли отводится особое место. При этом в художественных произведениях можно встретить различные взгляды на дуэль. В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и других писателей неоднократно встречается мотив дуэли. Более того, сами писатели активно участвовали в дуэлях (вспомним, А.С. Пушкина, смертельно раненого на дуэли с Дантесом).
В практической части дипломного исследования нами были проанализированы произведения писателей, использовавших мотив дуэли в своих произведениях. В частности, нами был выделен мотив дуэли в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В данном произведении главные герой - Онегин и Ленский - дерутся на дуэли, хотя являются приятелями. Их дуэль состоялась «от делать нечего», причина ссоры - простое недоразумение. К дуэли приводит, невинная на взгляд Онегина, шутка-месть: он весь вечер танцует с Ольгой, в которую влюблен Ленский. Вызов на дуэль застиг главного героя врасплох, однако отказ значил бы проявление трусости и малодушия. Евгений, несмотря на то, что презирает общество, всё же живёт по его законам. А.С.Пушкин в своем романе в стихах гениально обрисовывает всю абсурдность ситуации дуэли, возникшей из-за пустяка. Сам Ленский, вызвавший Онегина на дуэль, невольно понимает ненужность предстоящей дуэли, однако гордость мешает ему отказаться от неё.
Так, мы отметили, что причиной дуэли в XIX веке мог стать сущий пустяк, который мог обернуться смертным поединком, как это случилось в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В повести А.С. Пушкина «Выстрел» также встречается мотив дуэли. На этот раз писатель описал случай, произошедший в его личной биографии. Однако в повести все происходит драматичнее и фатальнее, чем в жизни автора. Герой повести - Сильвио - в первой части рассказывает офицеру, от лица которого ведётся повествование, о дуэли со своим сослуживцем в полку. Сильвио завидовал сослуживцу и упорно искал ссоры с ним. Когда же дуэль состоялась, то первый выстрел должен был совершить сослуживец, однако ему удалось лишь прострелить фуражку Сильвио. Сам герой отказался совершать выстрел, оставив за собой право закончить дуэль в другой раз. Через шесть лет, когда сослуживец героя собирался вступить в брак, Сильвио решил завершить некогда начатую дуэль. Причиной дуэли в повести «Выстрел» была гордыня и зависть.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы также наблюдаем мотив дуэли. В исследовании мы проанализировали дуэль, совершившуюся между Печориным и Грушницким, её причины. В романе сопоставлены и противопоставлены эти два героя, они являются идейными антиподами в произведении. Возникший между героями конфликт приводит к поединку. Перед дуэлью Печорин задается вопросом о смысле своей жизни. Условия дуэли очень жёсткие, хотя пистолет Печорина не заряжен. Грушницкий же забывает о чести, совести и порядочности. М.Ю. Лермонтов показывает, что перед лицом смерти Печорин оказался таким же двойственным, как мы видели его на протяжении всего произведения. Печорин готов был простить Грушницкого, но в тоже время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков.
Таким образом, мы увидели, что в произведениях писателей с помощью мотива дуэли раскрываются характеры героев, дуэль играет важнейшую роль в сюжетно-композиционной структуре романа.
Итак, в работе были достигнуты поставленные во введении цели и задачи. Результаты исследования, с одной стороны, сводятся к некоторым обобщениям по изученному материалу, с другой стороны, позволяют наметить дальнейшие исследования этой темы.
Подобные работы
- Мемуары Е.Р Дашковой как исторический источник по истории быта русского дворянства второй половины XVIII века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ТРАПЕЗЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО
ДВОРЯНСТВА В 50-90-Е ГОДЫ XIX В.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



