Введение 3
Глава 1. Историческое положение европейского общества XIX века 9
1.1. Процесс становления и развития индустриализации Европы с середины XIX века 9
1.2. Культурно-философские предпосылки к процессу переосмысления своего «места в мире» европейским обществом
Глава 2. Влияние примитивизма на европейскую общественность 20
2.1. Развитие и становление авангардного стиля 20
2.2. Построение примитивизма как течения 35
Глава 3. Эволюция примитивизма в работах художников 41
3.1. Формуляр европейских художников-примитивистов 41
3.2. Социально-общественная реакция европейцев 49
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложения 62
Примитивизм - направление в искусстве, появившийся в конце XIX и начале XX веков, представляющее собой течение, использующее в создании произведения приемы первобытного искусства. В изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века начинается сознательное упрощение художественных средств и обращение к формам «примитива» - произведения первобытного и этнического искусства.
К XIX веку в европейском обществе, традиционно ценившем данные от рождения права и благородные виды деятельности, окончательно сформировался слой, рассматривавший богатство как главную социальную ценность. Социальный успех конвертировался в увеличение богатства и собственности, денежные средства позволяли вести образ жизни на уровне более высоких социальных слоев.
Зарождению стиля поспособствовало проявление интереса европейского общества к древней традиции превосходства простой жизни в мифах Золотого века, позже изображенного в жанре европейской поэзии и изобразительного искусства, известного как Пастораль.
Близким по значению к живописной стилистике примитивизма становится идеология критического анализа достижений европейской доминирующей цивилизации, впоследствии получившей термин «анархо- примитивизм», сложившийся в 90-х годах XIX века. Его приверженцы утверждали, что переход от собирательства к сельскому хозяйству начал необратимый процесс разбалансировки общества, то есть к его первичному социальному делению. Идеологи анархо-примитивизма являются сторонниками отказа от цивилизации через ликвидацию понятия разделения труда и последующего упразднения технологий. Анархо-примитивизму идейно соответствует концепция «Золотого века», которая восходит к временам неолитической революции. Анархо-примитивисты выдвигали утопическую идею того, что человечество стало подвластно технологическим процессам и неизбежно привело к разделению людей по социальной лестнице. Однако, несмотря на общность идеи к привлечению общественного внимания на проблемы капитализации Европы и мира в целом, анархо-примитивизм содержал в себе совершенно иные догматы, нацеливаясь на уничтожение понятия социального неравенства. Примитивизм в контексте искусства считается отражением ситуации наращивания капитализма и заинтересованности в изучении иных народов и их искусства через отражение его европейскими художниками.
В XIX веке буржуазия окончательно становится экономически доминирующей социальной группой на территории всей Европы. Осмысливая этот феномен, философы и экономисты пытались определить место буржуазии в новой социальной структуре. Деля европейский социум на классы, общество противопоставлял всем им «класс праздных собственников».
XIX век стал первым интересующимся понятием историзма как способностью судить разные эпохи по их собственным контекстам и критериям. Результатом этого стали новые школы изобразительного искусства, что стремились к более высокому уровню исторической правдивости, как и в исторических событиях, так и в развитии искусства. Другой такой "историзм" дал основу движениям историзма в искусстве движения Назарейцев в Германии, которые черпали вдохновение из так называемой итальянской «примитивной» школы молитвенных картин, то есть, в возрасте до Рафаэля и открытия масляной живописи.
В эпоху Просвещения споры о предполагаемом превосходстве коренных народов служили в основном в качестве риторического устройства, дабы подвергать сомнению аспекты деятельности европейского общества. Итальянский философ, историк и правовед Джамбаттиста Вико был первым, кто утверждал, что примитивный человек был ближе к источникам поэзии и художественного вдохновения, чем «цивилизованный» современный человек. Вико писал в контексте знаменитой современной дискуссии, известный как «Большой спор о древних и новых», в которой ставился вопрос о преемственности классической поэзии Гомера и Библии в современной общеупотребительной литературе.
В самом широком смысле так начинается обозначение изобразительного искусства, отличающееся простотой (или упрощенной), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видения мира.
До начала XX века искусство ассоциировалось с действительностью и редко осмысливалось эмоционально, с помощью одних и тех же интеллектуальных операций. В XX веке произошло углубление и расширение мышления, освоение новых способов художественного мышления, отличных от обыденного видения мира. Отныне, чтобы понять искусство без прежних стандартов, человек должен был освоить и осмыслить ту форму мышления, которую использовал сам художник. В соответствии с многообразием способов мышления в искусстве сформировалось разнообразие творческих методов, то есть способов создания художественного образа.
Понятие примитивизма распространилось в новоевропейской культуре с конца XIX и в начале XX веков. Упрощенное искусство в самых широких масштабах (например, непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы) зарождают интерес к сознательному упрощению, отразившееся во всех сферах искусства: театре, музыкальной деятельности и живописи.
Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено, в первую очередь, массовым отторжением художников буржуазной культуры и самой буржуазии в целом, главной причиной послужившее их бегство от действительности к первозданным основам повседневной жизни
Объектом изучения данной выпускной квалификационной работы являются процесс становления и образования стиля примитивизм в европейском искусстве на рубеже XIX - XX веков.
Предмет исследования - произведения художников-авангардистов, содержащих в себе элементы стиля примитивизм.
Цель дипломной работы заключается в объединении общих характеристик в тематике искусства примитивизма наряду с социальным положением европейского общества на рубеже XIX - XX вв.
Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
1. Проследить развитие материально-культурного обихода в Европе в конце XIX века
2. Определить общую цель создания авангардного течения
3. Обосновать зарождение примитивизма как первоисточник к зарождению авангарда
Актуальность данной темы заключается в низкой степени изученности причинно-следственных связей, которые объединяют понятия примитивного искусства в соотношении с социальными предпосылками к прочному становлению авангарда и его всевозможных течений в искусстве Европы XX века. Стихийный переход от импрессионизма к доминирующему понятию абстрактности не изучался в должной степени как обоснованный шаг в сторону от эстетического мышления в искусстве, базируясь только на определении массового интереса к философскому значению произведений.
Источниками для данной выпускной квалификационной работы послужили: Эссе «Авангард и китч» арт-критика Клемента Гринберга , опубликованное в номере «Review», которое послужило первым публичным толкованием явления авангарда, его течений, характеристики, и истоков происхождения; научное эссе Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера под названием «Культура промышленности: Просвещение как массовый обман» (1944), описывающий влияние технического прогресса на тенденции искусства Европы, а впоследствии и мира. Также источником явилась научная работа Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху механической Репродукции "(1936) с критикой заметного регресса техники живописи после прихода авангардного течения в начале XX века. Сведения о тематической выставке в Париже, в музее Декоративного искусства "Выставка туземного искусства колоний Африки и Океании» в 1923, ставшая закономерным шагом к приобщению Европы к этническому искусству, также стали источником к исследованию.
Основными методами изучения стали анализ литературных трудов по данной теме, сравнительный анализ различных техник авангардных течений, подбор критики по соответствующей тематике.
Данная работа является научно-литературным исследованием, благодаря которому можно проследить грань между отражением сугубо социальных предпосылок к становлению совершенно нового мира искусства нового времени.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, источников и приложения.
В результате капитализации европейского общества, прошедших через множество глобальных перемен, социуму приходится переосмысливать степень своего влияния и возможностей: технический прогресс становится главенствующим.
Примитивизм, образовавшийся в конце XIX века и продолживший развитие в начале XX века, создал широкую базу для существования и впоследствии популяризации авангардного течения и всевозможных от него ответвлений. Зарожденный на фоне интереса к древним цивилизациям, он привлек к себе интерес многочисленной европейской общественности. Бытовая культура европейского общества на стыке XIX и XX веков претерпевает серьезные изменения: начиная от резкого расслоения и зарождения понятия капитализма, европейский человек начинает процесс осмысления своего места в мире, вследствие чего он (человек) начинает поиск новой сути и смысла своего существования.
Критика, преобладающая в исследовании авангардных произведений, никак не отражала истинное мнение европейцев о произведениях в стилистике кубизма, фовизма, дадаизма, и самого примитивизма в целом. Искусство в начале XX века фактически приобретает философский характер, ранее который был второстепенным, а отныне производит более значительный характер. Благодаря изучению всевозможных трудов о влиянии и эволюции тенденций примитивизма в авангардных течениях удалось доказать факт наличия прямой связи между социально-бытовым укладом европейского общества и созданием тенденции противостоящего искусства с помощью внедрения упрощенной техники без соблюдения анатомических норм.
Техника примитивистического стиля эволюционировала благодаря развитию самого авангарда в целом, в частности, проявив себя в стилистиках кубизма, в котором изображение содержало в себе остроконечные формы, базировавшиеся именно на основах непропорциональности человеческого тела. Из-за упрощенности художественного образа долгое время примитивизм считался родоначальником понятия «неквалифицированного художника» (пример - художник-самоучка Анри Руссо), однако, в действительности, был востребованным и многочисленными квалифицированными художниками. Такое утверждение, безусловно, базировалось на общедоступности искусства примитива впоследствии отказа от элитарного жанра и понятии «высокого».
Распространение примитивизма часто было обусловлено стихийным неприятием художниками современной буржуазной культуры, их отчужденности от действительности к первозданным пластам жизни. Споры о достоинствах и недостатках простой, по сравнению со сложной европейской, жизни приобрела новую актуальность спустя столетия для европейской общественности в сравнении с ранее неизвестными народами после освоения Америки и островов Тихого океана Колумбом.
Примитивизм оказался наиболее серьезным отражением социальной нестабильности, который отразился во всех течениях авангарда, в дальнейшем послужив значительным фактором к популяризации и доступности искусства для среднестатистического европейского жителя.
1. Greenberg, Clement. Avant-Garde and Kitsch /Clement Greenberg // Partisan Review.-1939.-№ 65.-С. 34-49.
2. Horkheimer, Max Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente /Max Horkheimer, Theodor W. Adorno // Frankfurt am Main: Fischer Verlag.-1944.-№16.-C.145-149.
3. Benjamin, Walter Bendix Schoenflies. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit / Walter Bendix Schoenflies Benjamin // Felix Alcan.-1936.-C.40-68.
4. Stanley, Diamond. Transaction Publishers to Review: In Search of the Primitive: A Critique of Civilization/ Stanley Diamond Review/-1974. - 375 c.
5. Roger W. Westcott. Critique of civilizational rationalism / New Brunswick, N.J. Transaction Books.-1987.-C.151-154
2. Литература
6. Арган, Джулио Карло. Современное искусство 1770-1970 г. /Джулио Карло Арган.- М.: Искусство, пер. с ит. Смирнова Г.П. 1999. - 754 с.
7. Афанасьев, С.Л. Будущее общества. Ведущие социально-экономические тенденции современности /С.Л.Афанасьев.- М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000. - 567 с.
8. Батракова, С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна до Пикассо /С.П.Бастракова. - М.: Наука, 1996. - 172 с.
9. Бессонова М.А. Избранные труды /М.А.Бессонова. Новое издательство, 2012. - 510 с.
10. Богемская, К.Г. Примитив в искусстве: грани проблемы /К.Г. Богемская. - М.:РИИМКТ РФ, 1992. - 228 с.
11. Бродская, Н.В. Фовисты /Н.В.Бродская. - С.: Аврора, 1996. - 288 с.
12. Борев, Ю.Б. Художественная культура XX века. Учебник для студентов ВУЗов /Ю.Б.Борев.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.
13. Бохм-Дюмен, Моника. Современное искусство: краткая
энциклопедия /Моника Бохм-Дюмен, Джанет Кук. - М.: Астрель, пер. с англ. Зеленцова Т.Б., 2015. - 64 с.
14. Бюттер, Теа. История Африки с древнейших времен /Теа Бюттер. - М.: Наука, пер. с англ. Куббель Л.Е, 1981. - 256 с.
15. Василькевич, О.А. Чешский архитектурный авангард период Первой республики в контексте европейской культуры 1920-1930 годов /О.А.Василькевич, дис., к.и.н, Спб., 24.00.01, 2005. - 200 с.
16. Гирин, Ю.С. Авангард в культуре XX века, 1900-1930. Теория. /Ю.С.Гирин. - М.:ИЛМИ РАН, 2010. - 1304 с.
17. Глез, Альбер. О кубизме. /Альбер Глез, Жан Меценже. - М.: Искусство, пер. с фр. Е.Д.Низен, ред-р Матюшин А.Д., 1913. - 126 с.
18. Данилова, И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX в /И.Е. Данилова //Чтения по истории и теории культуры в РГГУ.- 1999. № 26.- С.40-54.
19. Ерофеев А. Е. Английский колониализм в середине XIX века: очерки /А.Е.Ерофеев. - М.:Наука, ИВИ, 1977. - 254 с.
20. Костюк, А.Г. Искусство социалистических стран Европы: традиции и современность /А.Г. Костюк, О.К. Феддук // Сборник статей Института фольклора и этнографии Рыльковского. -1985. №8.-С.97-110.
21. Краусс, Розалинд. Подлинность авангарда /Розалинд Краусс. - М.: Художественный журнал, пер. с англ. Мирошина А.Т., 2003. - 320 с
22. Кулишер, И.М. История экономического быта Западной Европы /И.М.Кулишер. - М.:Социум, Том 2, 2004. - 429 с.
23. Костюк, А.Г. Искусство социалистических стран Европы: традиции и современность /А.Г. Костюк, О.К. Феддук // Сборник статей Института фольклора и этнографии Рыльковского. -1985. №8.-С.97-110.
24. Луначарский, А.В. Об изобразительном искусстве /О.В.Луначарский. - М.:Искусство, Том 1, 1976. - 512 с.
25. Малахов, Н.Я. Социальный реализм и модернизм /Н.Я.Малахов. - М.:Искусство, 1970. - 319 с.
26. Малахов, Н.Я. Критика современных буржуазных течений в искусстве /Н.Я.Малахов. - М.:Искусство, 1965. - 77 с.
27. Маклюэн, Маршал. Сотворение человека печатной культуры /Маршал Маклюэн. - Ника-Центр.: Том 1, пер. с англ. А.П.Юдина, 2004. - 432 с.
28. Овсеева, А.О. Искусство для простых смертных. Практический руководитель по искусству живописи для нормальных людей /А.В.Овсеева, П.Н.Владимировский. - М.: Вильямс, 2006. - 368 с.
29. Останина С. П. Энциклопедия натюрморта /С.П.Останина, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 355 с.
30. Останина Е.А. Мастера авангарда /Е.А.Останина. - М.:Вече, 2003. - 594 с.
31. Петров, М.А. Язык искусства и картина мира. Из истории художественной культуры /М.А.Петров, дис., к.ф.н, Москва, 09.00.04, 2002. - 174 с.
32. Полякова, И.И. Жизнетворческий потенциал примитивизма /И.И.Полякова //Вестник ТГУ.-1967.-№22. - С.9-14.
33. Померанцева Н.А. Картины и образы Древнего Египта /Н.А.Померанцева. - М.:Наука, 2012. - 584 с.
34. Русакова, Р.И. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры /Р.И. Русакова, Г.И.Шрашкова. - М.:Искусство, 1994. - 206 с.
35. Рычкова, Ю.В. Энциклопедия модернизма /Рычкова Ю.В. - Эксмо-пресс, 2002. - 221 с.
36. Серс, Филипп. Тоталитаризм и авангард /Филипп Серс. - Эксмо- пресс, пер. с англ. Дубрина С.Б., 2004. - 336 с.
37. Скворцов, Л.В. Проблемы человека искусства /Л.В.Скворцов, И.С.Андреева // ИНИОН.-2000.№10.- С.66-74.
38. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда /В.С.Турчин. - МГУ, 1993. - 248 с.
39. Тцара, Тристан. Газовое сердце: три дададрамы /Тцара Тристан //Библиотека авангарда.-2012.-№7. - С.78-90.
3. Интернет-источники
40. Колесникова Т.С. - ТГУ им. Г.Р. Державина «Европейская повседневная культура XIX века». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archiye/item/212-article 24.html-сводобный. Дата обращения: 16.02.2016.
41. Петров. М.А. «Язык искусства и картина мира: из истории художественной культуры Франции начала XX века». [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/yazyk-iskusstva-i-kartina-mira-iz-istorii-khudozhestvennoi-kultury-frantsii-nachala-xx-veka- свободный. Дата обращения: 10.05.2016.
42. Примитивы и примитивизм в искусстве 20 века» [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://lektsii.net/ 1-9218.htmlсвободный. Дата обращения: 11.04.2016
43. М.Н. Эпштейн «Искусство авангарда и религиозное сознание»
[Электронный ресурс] // Режим доступа
http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/wtexts/Epshtein 1 .htmlсвободный. Дата обращения: 10.04.16
44. Critique of civilizational rationalism by Roger W. Westcott
[Электронный ресурс] // Режим доступа
https://journals.lib.byu.edu/spc/index.php/CCR/article/viewFile/12417/12302свободный. Дата обращения: 17.04.2016
45. Лекции по культурологи, Лекция 13. Культура народов «Черной Африки» Поликарпов В. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Polikar/13.phpсвободный. Дата обращения: 22.04.16
46. Философия и "дух" капитализма в контексте экономической культуры, Евграфова О.В. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.dissercat.com/content/filosofiya-i-dukh-kapitalizma-v-kontekste-ekonomicheskoi-kulturyсвободный. Дата обращения 1.05.2016
47. Бранкузи Константин [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.piplz.ru/page-id-723.htmlсвободный. Дата обращения: 10.05.16
48. «Наивное искусство» Д. Завгородний, [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://10kartin.ru/свободный. Дата обращения: 14.05.16