Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа №54750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1. Психолого-педагогические условия взаимодействия учителя с родителями 7
1.2. Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся 17
1.3. Электронная система как условие эффективного взаимодействия
учителя с родителями 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 36
2.1. Выбор методик и организация исследования 36
2.2. Исследование факторов, влияющих условия эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями 38
2.3. Рекомендации по эффективному использованию учителем
электронных систем взаимодействия с родителями 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение


Актуальность и состояние проблемы исследования. Современное общество характеризуется потребностью в реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий для получения образования и взаимодействия. Образование в последнее время постоянно реформируется: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя статью 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Программа развития электронного образования (ЭО) на 2014-2020 годы ставит приоритетной задачу развития ЭО, повышения качества и востребованности российского образования за счет внедрения электронного обучения. Такая действительность развития и внедрения информационных технологий, с одной стороны, позволяет человеку вступать во взаимодействие с другими людьми удаленными в пространстве, с другой стороны учиться и совершенствовать свои знания на протяжении всей своей жизни. Вместе с этим, внедрение стандартов нового поколения в школе предусматривает совершенно иное взаимодействие учителей с родителями. С другой стороны, такая ситуация подталкивает педагогов к изменению, поиску новых подходов в вопросах воспитания. Они вынуждены предлагать модели и формы обучения и воспитания на основе применения образовательных ресурсов нового поколения. В свою очередь, от преподавателей требуется иной спектр компетенций для реализации электронного взаимодействия с родителями. В связи с этим, встает вопрос о психолого-педагогических условиях эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями. Важность проблемы в такой ситуации акцентируется на том факте, что использование электронных систем взаимодействия с родителями требует соответствующих компетенций от учителей. Таким образом, назревает необходимость пересмотреть технологии, формирующие эти компетенции [46].
В отечественной психолого-педагогической науке описан значительный опыт в области применения и использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями.
Понятие «электронные системы» разными авторами трактуется в литературе по-разному. Наиболее известными стали работы таких специалистов, как: А.В. Соловов, А.М. Новиков, А.С. Ильинский, Т.А. Воробьева, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина. Исследования В.Г. Афанасьева, В.В. Краевского, Э.Г. Юдина в области системного подхода позволили рассмотреть процесс ЭС как целостную систему, состоящую из конкретных последовательных, взаимосвязанных элементов. Используя теорию деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, стало возможным описание взаимодействия учителя с родителями посредством электронных систем. В работах М.Ш. Ноулса, К. Фопеля, С.И. Змеева, посвященных вопросам андрагогики, представлены принципы взаимодействия, которые позволили сформулировать положения организации взаимодействия с родителями.
Цель: выявить, теоретически обосновать и осуществить проверку условий эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями.
Объект: электронные системы взаимодействия учителя с родителями.
Предмет: условия эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями.
Гипотеза: внедрение электронных систем взаимодействия учителя и родителей в образовательный процесс будет эффективно если:
- школа будет обеспечена компьютерной техникой и интернетом, обеспечивающими доступ к компьютеру каждого учителя в удобное время;
- будет осуществлен подбор программного обеспечения, способствующего бесперебойной работе учителя;
- будет обеспечена ИКТ-компетентность учителей среднего и пожилого возраста;
- будет устранена двойная нагрузка на учителя, вынужденного заполнять дневники и журналы одновременно в электронном и письменном виде;
- работой с электронными системами будут охвачены все субъекты образовательного взаимодействия.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- изучить сущность и содержание электронных систем (журналов, дневников);
- исследовать особенности организации электронного обучения в образовании и потребности в его использовании;
- осуществить констатирующее исследование условий эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют на общенаучном уровне: системный подход (В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский); принципы андрагогики (М.Ш. Ноулс,К. Фопель, С.И. Змеев; принципы и подходы в организации структуры электронного обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.П. Демкин, О.В. Казанская, Г.В. Можаева, М.И. Нежурина, Н.Ш. Никитина, А.В. Овчаров, А.В. Соловов,); основные положения в области проектирования образовательных программ на основе компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, Н.И. Лыгина, Н.А. Селезнева, Г.Б. Скок, Л.Г. Смышляева, А.В. Хуторской).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (опрос, анкетирование, беседа, качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 город Елабуга, Республика Татарстан. Общее количество респондентов (учителя, родители учащихся), составило - 100 человек.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: на основании полученного исследования были разработаны рекомендации для учителей по эффективному использованию электронных систем взаимодействия с родителями
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были представлены на VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2016 (г. Москва, 2016); Всероссийской научно-практической конференции «Афанасьевские чтения» - 2016 (г.Якутск, 2016); Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г.Елабуга, 2016).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной российской школе созданы благоприятные условия для того, чтобы родители активно участвовали во взаимодействии с учителями. Взаимодействие родителей и учителя играет важную роль в жизни школьника, и несет в себе важные задачи и функции: сформировать в родителях основы воспитания детей в семье, обеспечить поддержку семьи в воспитательном и учебном процессе. Наиболее распространёнными коллективными формами взаимодействия педагогов и родителей являются: родительские собрания; взаимодействие педагогов с родительским комитетом; конференции; индивидуальные и тематические консультации; тренинги; электронный дневник.
«Электронный дневник» предоставляет родителям информацию об успеваемости их ребенка, статистику посещения занятий, а также доставляет информационные сообщения от учителей. Родители всегда в курсе заданного домашнего задания, тем пропущенных уроков, вовремя узнают о родительском собрании.
«Электронный журнал» - это «программный комплекс для хранения и обработки информации об успеваемости учащихся, выполненный в виде клиент-серверного приложения и ориентированный для применения в образовательном учреждении». Это прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную работу, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.
Электронная система способна сформировать различные отчеты, в том числе по успеваемости: по классам, по предметам, по параллелям, по преподавателям, предоставляет родителям информацию об успеваемости их ребенка, статистику посещения занятий, а также доставляет информационные сообщения от учителей. Поэтому, данная электронная система является условием эффективного взаимодействия учителя с родителями.
Целью нашего исследования было выявить и осуществить проверку условий эффективности использования учителем электронных систем взаимодействия с родителями. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №8 город Елабуга, Республика Татарстан. Общее количество респондентов (учителя, родители) составило - 100 человек.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
1) На первом этапе нами было произведен опрос отношения учителей разных возрастных групп к электронным журналам и дневникам (50 респондентов).
2) На втором этапе, было произведен опрос отношения родителей разных возрастных групп к электронным журналам и дневникам (50 респондентов).
3) На третьем этапе, на основе полученных результатов, нами были разработаны рекомендации учителям по эффективному использованию электронных систем взаимодействия с родителями.
С целью выявления отношения к эффективности использования электронных систем в процессе взаимодействия учителей с родителями нами были составлены два авторских опросника. Первый опросник для учителей, который включал в себя вопросы связанные с проблемами использования электронных дневников в процессе взаимодействия с родителями. Данный опросник включает в себя 10 вопросов закрытого типа. С целью диагностики отношения родителей к электронным системам и их влияния на процесс взаимодействия с учителями был составлен второй авторский опросник, включающий в себя 8 вопросов закрытого типа.
Нами было выявлено, что респонденты-учителя в возрасте от 25 до 45 лет в образовательном процессе преимущественно использует электронные системы. Они активно пользуются всевозможными гаджетами, не имеют проблем с выходом в сеть Интернет. Для них бумажные дневники представляют собой анахронизм и несут дополнительную нагрузку. Следующая выборка учителей в возрасте от 45 лет и выше используют в образовательном процессе в основном традиционные формы работы с журналами и дневниками.
На основании проведенного нами исследования можно сделать выводы о верности выдвинутой нами гипотезы о том, внедрение электронных систем взаимодействия учителя и родителей в образовательный процесс будет эффективно если:
- школа будет обеспечена компьютерной техникой и интернетом, обеспечивающими доступ к компьютеру каждого учителя в удобное время;
- будет осуществлен подбор программного обеспечения, способствующего бесперебойной работе учителя;
- будет обеспечена ИКТ-компетентность учителей среднего и пожилого возраста;
- будет устранена двойная нагрузка на учителя, вынужденного заполнять дневники и журналы одновременно в электронном и письменном виде;
- работой с электронными системами будут охвачены все субъекты образовательного взаимодействия.
Нами были сформулированы основные проблемы, мешающие эффективному взаимодействию учителей с родителями по средством электронных систем. На основании изложенных проблем нами были разработаны рекомендации по эффективному использованию учителем электронных систем



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - Спб.: Питер, 2011 - 400 с.;
2. Белая М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу - Народная асвета. - 2006 - 520 ст.;
3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. - СПБ.: Питер, 2011 - 350 с.;
4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. - М.: Юрайт-Издат, 2011 - 463 с.;
5. Бутрим С.Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации - Вестник образования. - 2003 - 390 с.;
6. Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: конспект лекций / под ред. Гришиной Л.В. - М.: Юрайт, 2010. - 410 с.;
7. Гранкин А.Ю., Е.А. Аркин о семейном воспитании - Педагогика. 2004 - 460 с.;
8. Галагузов М.Н., История социальной педагогики/под ред. М.Н. Галагузовой. М.: Сфера, 2002 - 544 с.;
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: Сфера, 2005 - 396 с.;
10. Дмитриева И.К. Педагогика. - М.: Феникс, 2007. - 500 с.;
11. Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие. - Спб.: Питер, 2010. - 426 с.;
12. Зверева О.Л., Кротова Т.В., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: Сфера, 2009. - 380 с.;
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: Кнорус, 2010. - 510 с.;
14. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. - М.: Инфра-М, 2010. - 430 с.;
15. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 406 с.;
16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Владос, 2010. - 647 с.;
17. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2010. - 550 с.;
18. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы - Классный руководитель, 2005. - 596 с.;
19. Патаракин Е. Новое пространство для учебной деятельности - Высшее образование в России. 2007. - 487 ст.;
20. Петренко, М.А. Единое информационное пространство образовательного учреждения - Информационные ресурсы России, 2008 - 563 с.;
21. Пруцков А.В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний - Информационные ресурсы России, 2005 - 542 с.
22. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2011. - 536 с.;
23. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт, 2011. - 647 с.;
24. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кн.: кн. 1. Общие основы: учебник. - М.: Владос, 2007. - 256 с.;
25. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кн.: кн. 2. Теория и технология обучения: учебник. - М.: Владос, 2007. - 324 с.;
26. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кн.: кн. 3: Теория и технология воспитания: учебник. - М.: Владос, 2007, - 350 с.;
27. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии М.К. Цебриковой - Воспитание школьников, 2001 - 638 с.;
28. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. - М.:
Современная школа, 2010 - 475 с.;
29. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации
образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации - Информатика и образование, 2008 - 530 с.;
30. Роберт И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе - Школьные технологии, 2006 - 627 с.;
31. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии - Вопросы психологии, 2005 - 547 с.;
32. Сайков Б.П. Информатизация образования - Информатика, 2007 - 490 с.;
33. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. - М.: Феникс, 2010 - 350 с.;
34. Сермяжко Е.И., Семья и личность - МГУ им. Кулешова, 2003 - 655 с.;
35. Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень - Высшее образование в России, 2007 - 586 с.;
36. Суздальцев Е.Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения - Информатика и образование, 2008 - 517 с.;
37. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 192 с.;
38. Стрелкова Л.П. Чувство любви к ребенку, 2005 - 580 ст.;
39. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. пособие. - 2-е изд. Минск: изд. Скакун В.М.: Академия, 2001 - 570 с.;
40. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения - Классный руководитель, 2006 - 342 с.;
41. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс - Народное образование, 2007 - 470 с.;
42. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классных руководителей / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. - М.: 5 изд. знания, 2005 - 648 с.;
43. Цветкова М.С. Проект "Информатизации системы образования" и проблемы его методического обеспечения - Школьные технологии, 2005 - 327 с.;
44. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания - Мн., 1998 - 113с.
45. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 - 588 с.;
46. Шаулко Л.П. Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников - Классный руководитель, 2002 - 730 с.;
47. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.- 208 с.
48. Щекина О.А. Семейное и школьное воспитание: пути взаимодействия. Воспитание: парадигмы, стратегия, практика: Сб. статей участников Межрегиональной научно-практической конференции. Под общ. ред. Е.Н.Шавриновой. - СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012 230 с.;
49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.,1990 - 126 с;
50. Яблонский В.Б. Инновационные волны в информатизации образования - Информатика и образование, 2008 - 637 с.;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ