Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 7
1.1. Общее представление о регуляторных функциях у дошкольников 7
1.2. Психические особенности детей дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 30
2.1. Материалы и методы исследований регуляторных функций у дошкольников 30
2.2. Исследование регуляторных функций дошкольников 5 -6 лет 35
2.3. Исследование регуляторной функции дошкольников 6-7 лет 41
2.4. Сравнение выборок разных возрастов 46
2.5. Исследование корреляционных связей регуляторных функций у
дошкольников в разном возрасте 54
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение
Детство — это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.
Изучение и исследование регуляторных функций психики дошкольников принадлежит к числу важнейших проблем современной педагогики и психoлoгии. Углубленная разработка ее имеет существенное значение в решении ряда практических и теоретических задач психологического сопровождения процесса поступления ребенка в школу.
При oтсутствии целенаправленного формирования регуляторных функций в условиях стихийного развития дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, нестабильные эмoциoнальные состояния, что зачастую привoдит к снижению успеваемoсти, конфликтам в детском коллективе, нареканиям со стороны взрослых.
Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Р.Б. З.В. Мануйленко, Стеркин, Д.Б. Эльконин, особое внимание уделяли этому вопросу в рамках исследований, направленных на определение критериев, которые определяют совокупность психического здоровья ребенка к началу обучения в школе. Они отметили, что недостаточный уровень развития правильного регулирования деятельности в целом и его компонентов в частности отрицательно сказывается на успехе ребенка, на особенностях его включения в учебный процесс, лишает первоклассника возможности успешного обучения.
Л.С. Выготский[17] пришел к выводу, что, как высшая форма психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение пробуждает сначала в совместной деятельности со взрослыми, которые дают ребенку различные средства организаций для такого поведения и только потом становиться собственным действием и способом действия ребенка.
Д.Б. Эльконин[55] и его сотрудники в качестве основных показателей сформированности регуляторных функций выделили:
— способность детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщающему способ действия;
— возможность сосредоточиться на заданном наборе требований;
— умение внимательно слушать тяжелое и точно выполнять задачи, предлагаемые в устной форме;
— возможность самостоятельной реализации требуемой задачи на визуально воспринимаемом образце.
Обзор научных источников показал, что проблемы регуляции рассматривались так же отечественными исследователями В.А. Иванниковым, Т.И. Шульгой, К.Н. Корниловым, В.К. Калиным, Г.С. Никифоровым, так и зарубежными учеными в контексте кибернетического подхода (Miller, Galanter, Pribram), а также в когнитивной психологии (Locke, Latham).
Существуют также исследования регуляции и контроля действий в рамках нейропсихологического (А.Р. Лурия) и психофизиологического (В.М. Русалов, Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Н.М. Пейсахов) подходов. В последнее время наибольшее внимание уделяется исследованию личностных и социально-психологических аспектов регуляции (А. Bandura, В.И. Моросанова и др.). По мнению многих авторов, недостаточное развитие регуляторных функций детей дошкольного возраста является основной причин школьной неуспеваемости и целого ряда распространенных поведенческих проблем.
Однако, мы не встретили детального исследования возрастных особенностей становления регуляторных функций в дошкольном возрасте, и конкретно в период старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Объект исследования: регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования регуляторных функциях у дошкольников;
2. Рассмотреть психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 5- 6 лет;
4. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 6- 7 лет;
5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, статистическая и математическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: РТ, г. Зеленодольск МБДОУ 34 «Гульчечек».
Теоретическая значимость: в работе определена сущность понятия «регуляторные функции», рассмотрены концепции различных авторов относительно структуры исследуемого понятия; выявлены показатели сформированное™ произвольности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: данного исследования заключается в том, что в работе показаны возрастные особенности становления регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность выводов исследования обеспечивается
междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психиатров, психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, методами статистического анализа исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Область применения: возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, коррекционная педагогика.
Развитие регуляторных функций является одним из важнейших новообразований дошкольного периода. На данный момент существует много подходов к изучению регуляторных функций. По сей день в науке нет однозначного и конкретного определения понятию «регуляторные функции». Скорее всего можно говорить о широком и узком понимании регуляторных функций, но так же можно сказать, что термин «регуляторные функции» обозначает скоординированность когнитивных процессов, необходимых для достижения определенной цели.
Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности.
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система.
Регуляторные функции делятся на следующие основные компоненты: рабочую память - зрительную и слуховую, гибкость внимания или переключение, которое связано со способностью переходить от одного правила к другому, и сдерживающий контроль, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.
Анализируя результаты проведенного исследования можно отметить, что для детей 5-6 лет характерен низкий уровень развития вербальной памяти, дети данной возрастной группы плохо справляются с заданиями, которые требуют от них одновременно удержания в памяти сложной инструкции и гибкости мышления. Кроме этого результаты исследования свидетельствуют о недостаточном развитии произвольного внимания и низком уровне развития когнитивного контроля. Полученные результаты показывают, что регуляторная функция в данном возрастном периоде находится в стадии формирования.
Изучая результаты дошкольников 6-7 лет можно сказать, что они способны воспринимать и воспроизводить задания разной сложности. Уровень когнитивной гибкости у детей данной группы, выше, чем у дошкольников 5-6 лет, они точны в воспроизведении услышанной информации, допускают меньшее, чем дошкольники 5-6 лет, количество ошибок, при выполнении теста отмечается большая активность и контроль за исполнением задания. Можно отметить, что зрительная память у детей 6-7 лет развита значительно выше. В данной возрастной группе можно говорить о среднем уровне развития регуляторных функций, т.е. внимания, переключения, торможения и самоконтроля.
Найденные корреляционные связи подтверждают предположение о том, что регуляторные функции находятся в процессе формирования в старшем дошкольном возрасте.
Итак, по итогам исследования можно отметить, что цели и задачи - выполнены, гипотеза исследования о том, что существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте - подтверждена.
1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария.// Национальный психологический журнал.- 2016.- №4(24). - С.14-22
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. Вып. 2. Л.,1976. - С. 239.
3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. тр. М. : Наука, 1979.- 250 с.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6—8 лет // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1996. № 2.
5. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции
произвольных движений у детей 6—10 лет. Сообщение I.
Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 6.
6. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции
произвольных движений у детей 6— 10 лет. Сообщение II.
Электрофизиологический анализ процесса выполнения движений у праворуких детей // Физиология человека. 1998. Т. 24. № 3.
7. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии
активности. М. : Медицина, 1966. - 300 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
9. Бойко Е.И. Время реакции человека. М. : Медицина, 1964. - 260 с.
10. Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. -№4 - с.91-101
11. Веракса А.Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе. ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2015. № 3.
12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 72 с.
13. Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, No. 4. С. 23-32.
14. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в
старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - Культурно-историческая психология - 2007. № 4 Режим доступа:
http: //psyj ournals.ru/kip/2007/n4/Semyonova full. shtml
15. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
16. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
18. Выготский Л.С. Проблемы развития психики// Выготский Л.С. Собр. соч. : в6 т, Т. 3. М. : Педагогика, 1983.- 368 с.
19. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности// Психологический журнал. 1994. Т. 15. №2. С. 3-16.
20. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с.
21. Дубровинская Н.В., Савченко Е.И. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. О.С. Адрианова, Д.Б. Фарбер. Л., 1990.
22.Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. -170 с.
23. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965. - 240 с.
24. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 5-12.
25. Криволапчук И.А., Кесель С.А. Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе // Новые исследования.-2012.-№1 (30).
26. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте.Психологические исследования.2012 No.2(22)Режим доступа: http://psystudy.ru/
27. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999. - 350 с.
29. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика. 1983.
30. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 2. М., 1970.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. : Медицина, 1975. - 300 с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
33. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1977.
34. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1.
35. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5—8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 5.
36. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. Т. 40. № 5.
37. Мерлин В.С. Опыт изучения интегральной индивидуальности// Вопр. психологии. 1977. №5. С. 88-97.
38. Мещерякова С.А., Авдеева Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М., 1993
39. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. : Наука, 1972. - 312 с.
40. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. - 255 с.
41. Полонская Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения // А.Р. Лурия и психология XXI века (доклады Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М., 2003.
42. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии: Сборник докладов. М., 1998.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
45. Семенова Л.К., Васильева В.В., Цехмитренко Т.А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990.
46. Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7— 8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 4.
47. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М. : Изд-во Института психологии РАН, 2006. - 464 с.
48. Сеченов И.М. Избр. произведения. М. : Изд-во АН СССР, 1952. Т.1. - 741 с.
49. Строганова Т.А., Орехова Е.В., Посикера Н.Н. Тета-ритм ЭЭГ младенцев и развитие механизмов произвольного контроля внимания на втором полугодии первого года жизни // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. Т. 48. № 6
50. Тихомиров О.К. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурии Т. 2. М., 1958.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
52. Фарбер Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе.
Психофизиологический анализ // Мир психологии. 2003. № 2 (34).
53.Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип
дифференциации. СПб. : Питер, 2007. - 448 с.
54.Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. - 300 с.
55.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005.- 384 с.
56. Яковлева С.В. Условия формирования простейших видов
произвольного действия у детей преддошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурии Т. 2. М., 1958.
57. Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., &Wager, T. (2000) The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology. Vol. 41, 49-100. doi: 10.1006/cogp.1999.0734