Возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 7
1.1. Общее представление о регуляторных функциях у дошкольников 7
1.2. Психические особенности детей дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 30
2.1. Материалы и методы исследований регуляторных функций у дошкольников 30
2.2. Исследование регуляторных функций дошкольников 5 -6 лет 35
2.3. Исследование регуляторной функции дошкольников 6-7 лет 41
2.4. Сравнение выборок разных возрастов 46
2.5. Исследование корреляционных связей регуляторных функций у
дошкольников в разном возрасте 54
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 7
1.1. Общее представление о регуляторных функциях у дошкольников 7
1.2. Психические особенности детей дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 30
2.1. Материалы и методы исследований регуляторных функций у дошкольников 30
2.2. Исследование регуляторных функций дошкольников 5 -6 лет 35
2.3. Исследование регуляторной функции дошкольников 6-7 лет 41
2.4. Сравнение выборок разных возрастов 46
2.5. Исследование корреляционных связей регуляторных функций у
дошкольников в разном возрасте 54
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение
Детство — это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.
Изучение и исследование регуляторных функций психики дошкольников принадлежит к числу важнейших проблем современной педагогики и психoлoгии. Углубленная разработка ее имеет существенное значение в решении ряда практических и теоретических задач психологического сопровождения процесса поступления ребенка в школу.
При oтсутствии целенаправленного формирования регуляторных функций в условиях стихийного развития дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, нестабильные эмoциoнальные состояния, что зачастую привoдит к снижению успеваемoсти, конфликтам в детском коллективе, нареканиям со стороны взрослых.
Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Р.Б. З.В. Мануйленко, Стеркин, Д.Б. Эльконин, особое внимание уделяли этому вопросу в рамках исследований, направленных на определение критериев, которые определяют совокупность психического здоровья ребенка к началу обучения в школе. Они отметили, что недостаточный уровень развития правильного регулирования деятельности в целом и его компонентов в частности отрицательно сказывается на успехе ребенка, на особенностях его включения в учебный процесс, лишает первоклассника возможности успешного обучения.
Л.С. Выготский[17] пришел к выводу, что, как высшая форма психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение пробуждает сначала в совместной деятельности со взрослыми, которые дают ребенку различные средства организаций для такого поведения и только потом становиться собственным действием и способом действия ребенка.
Д.Б. Эльконин[55] и его сотрудники в качестве основных показателей сформированности регуляторных функций выделили:
— способность детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщающему способ действия;
— возможность сосредоточиться на заданном наборе требований;
— умение внимательно слушать тяжелое и точно выполнять задачи, предлагаемые в устной форме;
— возможность самостоятельной реализации требуемой задачи на визуально воспринимаемом образце.
Обзор научных источников показал, что проблемы регуляции рассматривались так же отечественными исследователями В.А. Иванниковым, Т.И. Шульгой, К.Н. Корниловым, В.К. Калиным, Г.С. Никифоровым, так и зарубежными учеными в контексте кибернетического подхода (Miller, Galanter, Pribram), а также в когнитивной психологии (Locke, Latham).
Существуют также исследования регуляции и контроля действий в рамках нейропсихологического (А.Р. Лурия) и психофизиологического (В.М. Русалов, Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Н.М. Пейсахов) подходов. В последнее время наибольшее внимание уделяется исследованию личностных и социально-психологических аспектов регуляции (А. Bandura, В.И. Моросанова и др.). По мнению многих авторов, недостаточное развитие регуляторных функций детей дошкольного возраста является основной причин школьной неуспеваемости и целого ряда распространенных поведенческих проблем.
Однако, мы не встретили детального исследования возрастных особенностей становления регуляторных функций в дошкольном возрасте, и конкретно в период старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Объект исследования: регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования регуляторных функциях у дошкольников;
2. Рассмотреть психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 5- 6 лет;
4. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 6- 7 лет;
5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, статистическая и математическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: РТ, г. Зеленодольск МБДОУ 34 «Гульчечек».
Теоретическая значимость: в работе определена сущность понятия «регуляторные функции», рассмотрены концепции различных авторов относительно структуры исследуемого понятия; выявлены показатели сформированное™ произвольности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: данного исследования заключается в том, что в работе показаны возрастные особенности становления регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность выводов исследования обеспечивается
междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психиатров, психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, методами статистического анализа исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Область применения: возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, коррекционная педагогика.
Изучение и исследование регуляторных функций психики дошкольников принадлежит к числу важнейших проблем современной педагогики и психoлoгии. Углубленная разработка ее имеет существенное значение в решении ряда практических и теоретических задач психологического сопровождения процесса поступления ребенка в школу.
При oтсутствии целенаправленного формирования регуляторных функций в условиях стихийного развития дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, нестабильные эмoциoнальные состояния, что зачастую привoдит к снижению успеваемoсти, конфликтам в детском коллективе, нареканиям со стороны взрослых.
Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Р.Б. З.В. Мануйленко, Стеркин, Д.Б. Эльконин, особое внимание уделяли этому вопросу в рамках исследований, направленных на определение критериев, которые определяют совокупность психического здоровья ребенка к началу обучения в школе. Они отметили, что недостаточный уровень развития правильного регулирования деятельности в целом и его компонентов в частности отрицательно сказывается на успехе ребенка, на особенностях его включения в учебный процесс, лишает первоклассника возможности успешного обучения.
Л.С. Выготский[17] пришел к выводу, что, как высшая форма психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение пробуждает сначала в совместной деятельности со взрослыми, которые дают ребенку различные средства организаций для такого поведения и только потом становиться собственным действием и способом действия ребенка.
Д.Б. Эльконин[55] и его сотрудники в качестве основных показателей сформированности регуляторных функций выделили:
— способность детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщающему способ действия;
— возможность сосредоточиться на заданном наборе требований;
— умение внимательно слушать тяжелое и точно выполнять задачи, предлагаемые в устной форме;
— возможность самостоятельной реализации требуемой задачи на визуально воспринимаемом образце.
Обзор научных источников показал, что проблемы регуляции рассматривались так же отечественными исследователями В.А. Иванниковым, Т.И. Шульгой, К.Н. Корниловым, В.К. Калиным, Г.С. Никифоровым, так и зарубежными учеными в контексте кибернетического подхода (Miller, Galanter, Pribram), а также в когнитивной психологии (Locke, Latham).
Существуют также исследования регуляции и контроля действий в рамках нейропсихологического (А.Р. Лурия) и психофизиологического (В.М. Русалов, Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Н.М. Пейсахов) подходов. В последнее время наибольшее внимание уделяется исследованию личностных и социально-психологических аспектов регуляции (А. Bandura, В.И. Моросанова и др.). По мнению многих авторов, недостаточное развитие регуляторных функций детей дошкольного возраста является основной причин школьной неуспеваемости и целого ряда распространенных поведенческих проблем.
Однако, мы не встретили детального исследования возрастных особенностей становления регуляторных функций в дошкольном возрасте, и конкретно в период старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Объект исследования: регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности становления регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования регуляторных функциях у дошкольников;
2. Рассмотреть психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 5- 6 лет;
4. Провести опытно- экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников 6- 7 лет;
5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, статистическая и математическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: РТ, г. Зеленодольск МБДОУ 34 «Гульчечек».
Теоретическая значимость: в работе определена сущность понятия «регуляторные функции», рассмотрены концепции различных авторов относительно структуры исследуемого понятия; выявлены показатели сформированное™ произвольности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: данного исследования заключается в том, что в работе показаны возрастные особенности становления регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность выводов исследования обеспечивается
междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психиатров, психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, методами статистического анализа исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Область применения: возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, коррекционная педагогика.
Развитие регуляторных функций является одним из важнейших новообразований дошкольного периода. На данный момент существует много подходов к изучению регуляторных функций. По сей день в науке нет однозначного и конкретного определения понятию «регуляторные функции». Скорее всего можно говорить о широком и узком понимании регуляторных функций, но так же можно сказать, что термин «регуляторные функции» обозначает скоординированность когнитивных процессов, необходимых для достижения определенной цели.
Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности.
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система.
Регуляторные функции делятся на следующие основные компоненты: рабочую память - зрительную и слуховую, гибкость внимания или переключение, которое связано со способностью переходить от одного правила к другому, и сдерживающий контроль, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.
Анализируя результаты проведенного исследования можно отметить, что для детей 5-6 лет характерен низкий уровень развития вербальной памяти, дети данной возрастной группы плохо справляются с заданиями, которые требуют от них одновременно удержания в памяти сложной инструкции и гибкости мышления. Кроме этого результаты исследования свидетельствуют о недостаточном развитии произвольного внимания и низком уровне развития когнитивного контроля. Полученные результаты показывают, что регуляторная функция в данном возрастном периоде находится в стадии формирования.
Изучая результаты дошкольников 6-7 лет можно сказать, что они способны воспринимать и воспроизводить задания разной сложности. Уровень когнитивной гибкости у детей данной группы, выше, чем у дошкольников 5-6 лет, они точны в воспроизведении услышанной информации, допускают меньшее, чем дошкольники 5-6 лет, количество ошибок, при выполнении теста отмечается большая активность и контроль за исполнением задания. Можно отметить, что зрительная память у детей 6-7 лет развита значительно выше. В данной возрастной группе можно говорить о среднем уровне развития регуляторных функций, т.е. внимания, переключения, торможения и самоконтроля.
Найденные корреляционные связи подтверждают предположение о том, что регуляторные функции находятся в процессе формирования в старшем дошкольном возрасте.
Итак, по итогам исследования можно отметить, что цели и задачи - выполнены, гипотеза исследования о том, что существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте - подтверждена.
Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности.
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система.
Регуляторные функции делятся на следующие основные компоненты: рабочую память - зрительную и слуховую, гибкость внимания или переключение, которое связано со способностью переходить от одного правила к другому, и сдерживающий контроль, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.
Анализируя результаты проведенного исследования можно отметить, что для детей 5-6 лет характерен низкий уровень развития вербальной памяти, дети данной возрастной группы плохо справляются с заданиями, которые требуют от них одновременно удержания в памяти сложной инструкции и гибкости мышления. Кроме этого результаты исследования свидетельствуют о недостаточном развитии произвольного внимания и низком уровне развития когнитивного контроля. Полученные результаты показывают, что регуляторная функция в данном возрастном периоде находится в стадии формирования.
Изучая результаты дошкольников 6-7 лет можно сказать, что они способны воспринимать и воспроизводить задания разной сложности. Уровень когнитивной гибкости у детей данной группы, выше, чем у дошкольников 5-6 лет, они точны в воспроизведении услышанной информации, допускают меньшее, чем дошкольники 5-6 лет, количество ошибок, при выполнении теста отмечается большая активность и контроль за исполнением задания. Можно отметить, что зрительная память у детей 6-7 лет развита значительно выше. В данной возрастной группе можно говорить о среднем уровне развития регуляторных функций, т.е. внимания, переключения, торможения и самоконтроля.
Найденные корреляционные связи подтверждают предположение о том, что регуляторные функции находятся в процессе формирования в старшем дошкольном возрасте.
Итак, по итогам исследования можно отметить, что цели и задачи - выполнены, гипотеза исследования о том, что существуют возрастные отличия в уровне сформированности регуляторной функции в процессе их становления в дошкольном возрасте - подтверждена.
Подобные работы
- ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности регуляторных функций в дошкольном возрасте
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Эмоционально-волевая сфера дошкольников с разным уровнем культурной
конгруэнтности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности саморегуляции и воображения у детей старшего дошкольного возраста с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД (непрерывной образовательной деятельности) (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019



