Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности

Работа №54737

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психическое состояние: феноменология и структура 7
1.2. Психические состояния в напряженных ситуациях деятельности 18
1.3. Управление стрессом и его профилактика 29
1.4. Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности 42
Выводы 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В НАПРЯЖЁННОЙ СМИТУАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2 Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности:
феноменология и понятийные характеристики 50
2.3. Оценочные характеристики психических состояний в напряженной ситуации 53
2.4. Образные характеристики психических состояний в напряженной ситуации 58
Выводы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день переход в статус студента требует от человека большей самостоятельности, гибкости поведения, развитости регуляторных процессов. Здесь успешность учебной деятельности зависит от множества факторов, одним из которых выступает умение регулировать свое психическое состояние, что особенно актуально в напряженной («трудной») ситуации учебной деятельности, примером которого может выступать ситуация сдачи зачетов и экзаменов. Именно в ситуации сдачи зачетов и экзаменов еще более остро встает вопрос о саморегуляции возникающих психических состояний. Данная напряженная ситуация актуализирует психическое состояние, которое способствует увеличению или снижение активности тех или иных когнитивных процессов. Как известно, от эффективности работы последних зачастую зависит успешность сдачи студентами зачета и экзамена.
Проблема исследования психических состояний в «трудной» ситуации была предметом исследования большого числа учёных-психологов. Среди них можно отметить многочисленные работы А.О. Прохорова, разработавшего концепцию неравновесных психических состояний, возникающих в стрессовых ситуациях жизнедеятельности, концепцию саморегуляции психических состояний, концепцию смысловой регуляции психических состояний и др., работы Л.Г. Дикой, касающиеся саморегуляции функциональных состояний человека. В исследованиях В.А. Бодрова описываются взаимосвязи особенностей личности и характеристик стресса человека. В.И. Моросановой разработана концепция стилевой регуляции поведения человека.
Помимо этого, в Казанской школе психологии проводятся активные исследования, посвящённые данной проблематике. Г.Ш. Габдреевой выделяется уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы. М.Г. Юсупов раскрывает специфику взаимосвязи психических состояний и активности когнитивных процессов в напряженной ситуации учебной деятельности. В работах А.В. Чернова показана роль рефлексии и рефлексивных процессов в регуляции психических состояний в трудных ситуациях сдачи экзамена студентами.
Несмотря на большое число исследований в данной области, на сегодняшний день остается по-прежнему до конца не изученным специфика оценочных, образных и понятийных характеристик типичных психических состояний, переживаемых студентами в напряженных ситуациях сдачи экзамена. Недостаток достоверных сведений в этой области и выступает в качестве основной проблемы исследования.
Объект исследования - психические состояния студентов
Предмет исследования - психические состояния, переживаемые в напряженной ситуации учебной деятельности
Гипотеза исследования: в напряженной ситуации экзамена у студентов доминируют психические состояния с близкими оценочными и образными характеристиками.
Цель нашего исследования: описать психические состояния, переживаемые студентами в ходе напряженной ситуации учебной деятельности.
Цель исследования конкретизуется в следующих задачах:
1. Теоретически обосновать эмпирическое исследование, установив степень разработанности в современной научной литературе проблемы психических состояний в «трудной» ситуации учебной деятельности.
2. Выявить типичные психические состояния, переживаемые студентами в напряженной ситуации экзамена.
3. Сравнить оценочные характеристики различных психических состояний на экзамене.
4. Определить выраженность образных характеристик различных подструктур психических состояний на экзамене.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Данная работа основывается на общенаучных и психологических принципах субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), согласно которому психические явления рассматриваются сквозь призму различных форм активности субъекта; системного подхода (Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), в рамках которого психическое состояние понимается как полифункциональное и полиструктурное явление. Исследование опирается на концепцию системно-функциональной саморегуляции психических состояний А.О. Прохорова. В работе делается акцент на подходе А.О. Прохорова к изучению неравновесных психических состояний, возникающих в особых, напряженных условиях жизнедеятельности человека.
Методы исследования включают в себя теоретический анализ проблемы, методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (t-критерий Стьюдента), методы описательной статистики (вычисление среднего, частотный анализ). Для обработки данных применялся стандартный пакет математического анализа SPSS 16.0.
Основные методики исследования:
1. Методика «Рельеф психических состояний личности» А.О. Прохорова, полный вариант, включающий в себя 40 показателей;
2. Методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда в модификации для исследования психических состояний, включающий в себя 25 параметров.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что результаты данного исследования вносят значимый вклад в концепцию саморегуляции психических состояний человека. Полученные данные помогут уточнить специфику образных и оценочных характеристик психических состояний в напряженных ситуациях деятельности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в психолого-педагогических центрах по работе со студентами, поскольку зная оценочные и образные характеристики, а также частоту встречаемости различных психических состояний в напряженной ситуации, можно нивелировать их общее влияние на продуктивность учебной деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов. Для диагностики психических состояниях была сформирована выборка из 100 человек - все студены Института психологии и образования Казанского федерального университета. Среди испытуемых 12 юношей и 88 девушек в возрасте 18-20 лет.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 70 листах машинописного текста, включает 3 таблицы и 6 рисунков. Список литературы включает 60 наименование на русском и английском языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день остается по-прежнему до конца не изученным специфика оценочных, образных и понятийных характеристик типичных психических состояний, переживаемых студентами в напряженных ситуациях сдачи экзамена. Решению данной проблемы и была посвящена данная работа. Методологическую базу исследования составили работы А.О. Прохорова, разработавшего концепцию неравновесных психических состояний. Несмотря на большое число исследований в области психологии саморегуляции ментальные основания психических состояний в напряженной ситуации учебной деятельности были изучены не в полной мере. Только лишь в отдельных работах А.О. Прохорова, Г.Ш. Габдреевой, М.Г. Юсупова, А.В. Чернова и др. показана роль различных механизмов регуляции психических состояний в трудных ситуациях сдачи экзамена студентами.
В работе изучались понятийные, оценочные и образные составляющие психических состояний в ситуации экзамена. Выдвинутая гипотеза, согласно которой в напряженной ситуации экзамена у студентов доминируют психические состояния с близкими оценочными и образными характеристиками, практически полностью была подтверждена.
В заключении, перейдем к основным выводам по работе:
1. В процессе обучения успешность освоения материала студентами зависит от множества факторов, одним из наиболее значимых их них являются переживаемые психические состояния. В отличие от семинара и лекции, экзаменационная форма учебной деятельности является объективно «трудной», напряженной для студента, что выражается в актуализации иных состояний.
2. Показано, что в напряженной ситуации учебной деятельности, примером которой является экзамен, студенты испытывают различные по интенсивности и содержанию психические состояния. Среди наиболее часто переживаемых состояний следует выделить волнение, тревогу, подавленность и сосредоточенность.
3. Выявлены общие и отличные оценочные характеристики для наиболее типичных психических состояний, переживаемых студентами в ходе напряженной ситуации учебной деятельности. Общим для всех выделенных состояний (волнение, подавленность и сосредоточенность) на экзамене являются характеристики «сложный» и «напряжённый». Данный факт свидетельствует о том, что несмотря на то, что в напряженной ситуации экзамена студенты испытывают различные по интенсивности и знаку психические состояния, все они переживаются ими как сложные и требуют напряжения всех усилий.
4. Отмечается, что волнение и подавленность имеют схожую оценку студентов во время экзамена. Помимо отмеченных, между состоянием сосредоточенности и подавленности нет общих характеристик. Тогда как между волнением и сосредоточенностью следует выделить также общие описания как «сильный», что выражено достаточно интенсивно, в отличие от подавленности, а также низкая выраженность такой характеристики, как «маленький».
5. Установлено, что среди состояний, наиболее типичных для напряженной ситуации учебной деятельности, наибольшую интенсивность имеет познавательное состояние сосредоточенности, в которой преобладает подструктура когнитивных процессов. В состояниях подавленности и волнения наибольшую интенсивность имеет подструктура поведения, а наименьшую - переживания.
В качестве перспективы дальнейших исследований можно выделить следующее: по-прежнему не исследованы ассоциативные характеристики психических состояний в напряженных ситуациях, как учебной, так и других видов деятельности. Кроме того, остаются не изученными ментальные репрезентации психических состояний в обыденных, повседневных ситуациях у лиц разного пола и возраста, а также различного рода деятельности. Не установлено влияние на отмеченные характеристики различных субъектно-личностных свойств, особенностей когнитивных процессов, предыдущих переживаемых состояний и др.



1. Аверин В.А. «Психология личности»: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва: Наука, 1994. - 324 с.
3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. - М.: Наука: Смысл, 1999. - 349 стр.
4. Ахвердова О.А. Психология стресса / учебное пособие. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2007.
5. Геллерштейн С.Г. О состоянии психотехнических исследований утомления // Психотехника и психофизиология труда. Т. 3. № 5. М.: Госиздат, 1930. С. 403-418.
6. Гостев А.А. «Психология вторичного образа» Издательство: Институт психологии РАН, 2007 г. 512 с.
7. Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» / Издательство: Питер. 2005, 9-е издание, 944 стр.
8. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: системно-деятельностный подход, Москва: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
9. Дикая Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экспериментальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 55-65.
10. Дружинин В.Н. Психология: учебник. Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 656 стр.
11. Дэвид Майерс. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб: Издательство «Питер», 2000. -560 с.
13. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
14. Изард К. «Психология эмоций» / Перев. с англ.-СПб: Питер, 1999. - 464 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 752 с.
16. Каверин С.Б. Мотивация труда. - Москва: Институт психологии РАН, 1998.
17. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 992 с.
18. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893
19. Маклаков А.Г. Общая психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 583 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
21. Практическая психодиагностика: Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
22. Прохоров А.О. Семантические пространства психических
состояний - Дубна: Феникс, 2002. - 279 с. Библиограф: с. 268-279
23. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Учебник. - Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов.http: //www. ido. edu. ru.
24. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Педагогика- Пресс, 1999. - 440 с.
25. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А.Реана - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 320 с.
26. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
27. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М.: «Проспект», 1999. - 584 с.
28. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. / Учебное пособие для высших учебных заведений. - Москва: Библионика, 2006. - 496 с.
29. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - Том 2. П-Я: перевод с английского / Москва: Издательство «Вече», «АСТ», 2000, - 560 с.
30. Селье Г. «Стресс без дистресса».Издательство, М: Прогресс, 1979. - 123 с.
31. Сельченок Н.В. Конструктор творческой свободы. - Минск: Харвест, 2006 - 608 с..
32. Сосновский Б.А. «Психология» /Издательство, М: Высшее образование. 2008, 660 с.
33. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Издательский дом Феникс - 1998, 672 с.
34. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие / Москва: Академия, Издательство «Высшая школа», 2001. - 360 с.
35. С.А. Котова Сравнительный анализ механизмов психологической защиты учителей начальной школы, проживающих в различных регионах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009.
36. Т. А. Немчин - Состояния нервно-психологического напряжения //Издательство Ленинградского университета, 1983 г.
37. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2005. - 479 с.
38. ФахрутдиноваЛ.Р. Переживание и уровни рефлексии:
экспериментальные исследования // Журнал «Образование и саморазвитие».- Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2009. - № 2 (12). - С.161-167
39. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
40. Шаповаленко И.В. «Возрастная психология» / Издательство М.: Гардарики, 2005. - 352 с.
41. ШибутаниТ. Социальная психология. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999.
42. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. —. СПб.: Питер, 2008. — 304 с
43. Achenbach Т.М. (1982). Developmental Psychopathology. NewYork: Wiley.
44. Adams G.R., Marshall S.K. (1996). A developmental social psychology of identity: Understanding the person-in-context. Journal of Adolescence, 19, 429-442.
45. Alpert J. L., Richardson M. (1980). Parenting. In L. W. Poon (Ed.), Aging in the 1980s. Washington, DC: American Psychological Association.
46. American psychiatric association (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC.
47. Bandura A. (1977). Social learning theory. En-glewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
48. Barton S. (1994). Chaos, self-organization, and psychology. American Psychologist, 49, 5-14.
49. Belsky J. (1984). The psychology of aging: Theory and research and practice. Monterey, CA: Brooks/Cole.
50. Bruner J.S. (1973). Beyond the information given: Studies in the psychology of knowing. New York: Norton.
51. Burnside I.M., Ebersole P., Monea H.E. (Eds.) (1979). Psychosocial caring throughout the life span. New York: McGraw-Hill.
52. Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. — London, 1959 
53. Gillin D. (Ed.). For a Science of Social Man Convergences in Anthropology. Psychology and Sociology. —N.Y., 1954.
54. Glossary.ru: Словарь по общественным наукам.
55. Harke, Erdmann. Padagogische und Psychologische Probleme der erwachsenen Bildung. — Berlin: VEB, 1966
56. Jung С.Psychological Types. — London, 1917
57. Kumar K. Prophecy and progress : the sociology of industrial and post-industrial society / K. Kumar. - Harmondsworth ; New York : Penguin, 1978. - 416 р
58. Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton New Jersy, 1953
59. Slovari.yandex.ru/dict/brokminor: Малый энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона.
60. Stehr N. Knowledge Societies / N. Stehr. - London : Thousand Oaks, Calif. : Sage, 1994. - 291 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ