Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Работа №54718

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ понятия эмоционального благополучия, самооценки и уровня притязаний у детей дошкольного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием
1.1 Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
1.2 Понятие «эмоциональное благополучие» в психологии
1.3 Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием
1.4 Психологическая характеристика понятий «самооценки» и «уровня притязаний» в психологии
1.5 Самооценка и уровень притязаний у детей дошкольного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование влияния и взаимосвязи самооценки и уровня притязаний на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов психологического исследования
2.3 Влияние и взаимосвязь самооценки и уровня притязаний на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы


Актуальность исследования. Создание благоприятных условий для развития личности в период дошкольного и предшкольного детства является одной из важнейших и актуальных проблем дошкольных образовательных учреждений. Для обеспечения эмоционального и психического благополучия ребёнка, необходимо исследовать влияние конкретных условий его развития.
Изучением проблемы эмоционального состояния детей и подростков занимались такие авторы, как Л.С. Выготский [13], В.К. Вилюнас [11], И.А. Васильев [8], К.Е. Изард [24], А.Н. Леонтьев [33], Б.И. Додонов [19], П.М. Якобсон [57] и другие, рассматривая эмоциональную сферу как одного из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики [27].
Изучение научной литературы, как отечественной, так и зарубежной, дало возможность выстроить систему определенных взаимосвязей между эмоциональным состоянием и такими личностными характеристиками, как самооценка и непосредственно связанный с ней уровень притязаний, глубже понять взаимосвязь этих факторов с психическим состоянием детей разных возрастных периодов [35].
Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального психического состояния детей дошкольного и предшкольного возраста является малоизученной проблемой, чем и определяется актуальность нашего исследования.
Цель исследования: определить влияние и взаимосвязь самооценки и уровня притязаний с эмоциональным состоянием детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: эмоциональное состояние, самооценка и уровень притязаний детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: специфика влияния и взаимосвязи эмоционального состояния, самооценки и уровня притязаний детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: предполагается, что самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают влияние на благополучие эмоционального состояния ребёнка в дошкольном возрасте. Адекватный уровень самооценки и притязаний способствует благополучному эмоциональному состоянию.
Задачи:
• дать психологическую характеристику феноменам «эмоциональное благополучие», «самооценка» и «уровень притязаний»;
• выявить особенности эмоционального состояния, самооценки и уровня притязаний у дошкольников в норме и ОВЗ;
• подобрать эффективные методики и сформировать выборку;
• исследовать психическое состояние детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
• выявить уровни самооценки и притязаний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
• проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической базой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. посвящены деятельностному подходу как принципу изучения психики, являющейся основой формирования самооценки и уровня притязаний.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального состояния, самооценки и уровня притязаний;
2. анализ и обобщение полученных результатов;
3. математическая обработка и анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
1. изучение научной литературы;
2. выбор базы исследования;
3. подбор диагностических методов исследования;
4. анализ и обобщение полученных результатов исследования;
5. математико-статистическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты психологического исследования могут быть использованы педагогом - психологом и дефектологом дошкольного образовательного учреждения для профилактики и коррекции личностных качеств дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 56 источников. Работа иллюстрирована 12 таблицами, 5 рисунками и 7 приложениями. Общий объём работы составляет 75 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ показывает, что дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые эмоционально неблагополучны и испытывают внутренний дискомфорт, имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, высокую степень психоэмоционального напряжения, не проявляющие активности в какой- либо деятельности, испытывают трудности в усвоении знаний. У дошкольников с речевыми отклонениями такие личностные компоненты, как самооценки и уровень притязаний имеют специфический характер, является актуальной проблемой.
Таким образом, нашу гипотезу, которая звучала следующим образом: «самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают влияние на благополучие эмоционального состояния ребёнка в дошкольном возрасте. Адекватный уровень самооценки и притязаний способствует благополучному эмоциональному состоянию» можем считать подтверждённой. Между позитивным эмоциональным состоянием и адекватной самооценкой, а именно по показателю «трудолюбивый/ленивый» имеется тесная взаимосвязь у дошкольников с нормальным речевым развитием. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает негативное психическое состояние средней степени и эмоционально неблагополучны.



1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. Учебное пособие для студентов психологических ВУЗов/ Абрамян Л.А., Антонова Т.В. под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: «Просвещение», 2009. - 235 с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека: Учебно-методическое пособие для студентов психологических ВУЗов/ Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 262 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Учебно-методическое пособие для практических психологов / А. Адлер. - М.: Академический проект, 2014. - 456 с.
4. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дис. Канд. пед. Наук / О.И. Бадулина. - М.: Московский педагогический государственный университет, 1998. - 125 с.
5. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Пособие для педагогов и воспитателей / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
6. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов психологических учебных заведений/ И.В.Белякова, В.Г.Петрова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
7. Бороздина Л. В. Притязания и самооценка / Л. В. Бороздина, Видинска Л. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 3. -С. 21-30.
8. Васильев И.А. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в современных исследованиях эмоций / И.А. Васильев // Психологический журнал. - 1992. - № 6. - С. 80.
9. Венгер А.Л. Психологическая характеристика ребёнка/ А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 5. - С. 32.
10. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья: Учебное пособие для студентов и преподавателей психологических институтов/ В. В. Ветрова. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений: Учебно-методическое пособие для преподавателей психологических ВУЗов/ В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 346 с.
12. Воробьева О. А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа / Автореф. дис. канд. психолог. Наук / О.А. Воробьева. - М.: Коломна, 2000. - 180 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: Учебно¬
методическое пособие для психологов и дефектологов / Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2007. 403 с.
14. Выготский Л. С. Проблемы возраста: Учебно-методическое
пособие для психологов и дефектологов / Л.С. Выготский. - М.:
Просвещение, 2004. - 396 с.
15. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ, - 2014. - Выпуск 1.
16. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией/ О.Е. Грибова // Дефектология. - 2003, № 6. - С. 12-19.
17. Детская практическая психология: Учебно-методическое пособие для практического психолога / Под ред. Т.И.Марцинковской.- М.: Просвещение, 2001.- 186 с.
18. Джеймс У. Введение в философию / У. Джеймс // Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. - М.: Республика, 2013. - С. 3-152.
19. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1975. - № 6.
20. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов психологических и педагогических учебных заведений / А.В. Запорожец. - М.: Юнити, 2004. - 356 с.
21. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций / А.В. Запорожец // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 1981. - С. 57-63.
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки: Учебно-методическое пособие для педагогов / А.В. Захарова. - М.: Минск, 1993. - 133 с.
23. Идобаева О. А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: Автореф. дис. канд. психолог. наук / О.А. Идобаева - М.: Московский педагогический государственный университет, 1998. - 143 с.
24. Изард К. Психология эмоций: Учебное пособие для студентов и преподавателей психологических ВУЗов/ К. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 456 с.
25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: Учебное пособие для студентов и преподавателей психологических ВУЗов/ Е. П. Ильин. - СПб.: Владос, 2002. - 749 с.
26. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Учебное пособие для студентов психологических ВУЗов/ Я.Л. Коломинский, Е.А Панько, С.А Игумнов. - М.: Изд-во Питер, 2004. - 480 с.
27. Кошелева А.Л. Эмоциональное развитие дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ А.Л. Кошелева. - М.: Просвещение, 1985. -176 с.
28. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.
29. Куликов Л. В. Факторы психологического благополучия личности/ Л. В. Куликов, М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, О. В. Иванов, М. А. Розанова, Т. Г.Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып.3. Ч.1.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - С. 342-350.
30. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина - М.: ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
31. Левин К. Уровень притязаний. Психология мотиваций и эмоций: Пособие для практических психологов / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 297 с.
32. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов): Учебно-методическое пособие для логопедов/ Р.Е. Левина - М.: Учпедгиз, 1951. - 98 с.
33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций/ А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971. - 403 с.
34. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования
личности ребенка в дошкольном возрасте: Учебно-методическое
пособие для педагогов и психологов / А.Н. Леонтьев. - М., 2005. - 289 с.
35. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических учебных заведений / М. И. Лисина, А.И. Сильвестру. - М.: Кишинев, 2004. -399 с.
36. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций. Учебно-методическое пособие для студентов психологических ВУЗов/ И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2014. - 237 с.
37. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребёнку с задержкой
психического развития: Методическое пособие для психологов и
дефектологов / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина - СПб: Речь, 2004. - 134 с.
38. Маслоу А. Мотивация и личность: Учебное пособие для практических психологов/ Пер. с англ. А.М.Татлыбаевой. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
39. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Владос , 2003. - 672 с.
40. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования: Учебное пособие для студентов
психологических учебных заведений/ О.Н. Молчанова. - М.: «Флинта:
наука», 2010. - 167 с.
41. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для дефектологов, преподавателей педагогических ВУЗов / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2002. - 235 с.
42. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и
педагогическая психология и психодиагностика: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов/ Р.С.Немов. - М.: Просвещение; Владос, 2005. - 296 с.
43. Обухова А.Ф. Детская психология: Учебно-методическое
пособие для педагогов и психологов/ А.Ф.Обухова. - М.: Владос, 1996. - 276 с.
44. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Ч. 1. / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Российский университет дружбы народов, 2007. - 109 с.
45. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136с.
46. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для психологов / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
47. Репина Т.А. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Т.А. Репина. - М.: Академия, 2005. - 438 с.
48. Салмина Е.Г. Психологическая диагностика развития младшего
школьника: Учебно-методическое пособие для школьного психолога/
Е.Г.Салмина, О.Г.Филимонова. - М.: МГ1П1У, 2006. - 210 с.
49. Сары-Гузель В.Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность: Автореф. дис. кан. Психол. Наук / В.Р. Сары-Гузель. - Нижний Новгород, 2002. 145 с.
50. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
51. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения: Автореф. дис. на соискание учёной степени доктора психол. Наук / Л. В. Тарабакина. - Нижний Новгород, 2000. - 324 с.
52. Тищенко С. П., Динамика уровня притязаний дошкольников в реальных и воображаемых игровых ситуациях / С.П. Тищенко, Л.И. Уманец // Нов. исслед. в психол. - 2004. № 2. С. 43-47
53. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2000. - 295 с.
54. Филичева Т.Б., Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов / Т.Б. Филичесва, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1991. - 44 с.
55. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения: Учебно-методическое пособие для психологов/ З. Фрейд. - М.: Феникс, 1991.- 288 с.
56. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии: Учебно-методическое пособие для психологов и дефектологов/ И.И. Чеснокова. - М.: ВЛАДОС, 1977.- 278 с.
57. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника: Учебно-методическое пособие для педагогов/ М.Я. Якобсон. - М.: Педагогика, 1966.- 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ