Понятие контрафактного товара. Таможенный контроль за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности (Таможенный контроль после выпуска товаров, Российский университет кооперации)
|
Практическая часть работы сделана на примере деятельности Камчатской таможни за 2017-2019 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и законодательные аспекты понятия «контрафактный товар» 5
1.1 Правовая регламентация понятия «объект интеллектуальной собственности» 5
1.2 Общая характеристика понятия «контрафактный товар» 10
1.3 Понятие и цели таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности 15
2. Анализ деятельности структурных подразделений Дальневосточного таможенного управления, расположенных на территории Камчатского края, в пресечении ввоза контрафактной продукции 19
2.1 Общая характеристика Камчатской таможни 19
2.2 Анализ деятельности Камчатской таможни в сфере пресечения ввоза контрафактной продукции 21
2.3 Направления совершенствования деятельности таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и законодательные аспекты понятия «контрафактный товар» 5
1.1 Правовая регламентация понятия «объект интеллектуальной собственности» 5
1.2 Общая характеристика понятия «контрафактный товар» 10
1.3 Понятие и цели таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности 15
2. Анализ деятельности структурных подразделений Дальневосточного таможенного управления, расположенных на территории Камчатского края, в пресечении ввоза контрафактной продукции 19
2.1 Общая характеристика Камчатской таможни 19
2.2 Анализ деятельности Камчатской таможни в сфере пресечения ввоза контрафактной продукции 21
2.3 Направления совершенствования деятельности таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Актуальность исследования понятия контрафактного товара обусловлена тем, что все чаще встречаются случаи посягательства на интеллектуальные права, которые в результате приводят к причинению ущерба правообладателям. Таможенные органы играют определенную роль в противодействии неправомерным посягательствам на объекты интеллектуальной собственности, хотя данная сфера для них является еще новой. Ранее контроль в отношении перемещения товаров через государственную границу был связан преимущественно с отслеживанием соблюдения порядка перемещения, уплаты таможенных и иных платежей, а также с недопустимостью перемещения объектов, ограниченных в обороте или запрещенных к свободному обращению.
После более активного вовлечения России в международные отношения, в том числе связанные с торговлей, которая ведется не только на государственном уровне, но и на уровне частных организаций и физических лиц, риск перемещения контрафактных товаров существенно повысился. Контрафактные товары привлекательны для покупателей тем, что имеют гораздо более низкую по сравнению с оригинальными, брендовыми товарами, стоимость. Он выгодны продавцам, которые уклоняются частично либо полностью от уплаты предусмотренных действующим законодательством платежей. Подобное поведение не может поощряться государством, поскольку является неправомерным. В результате возникает необходимость пресечения подобного поведения и установления ответственности за неправомерный оборот контрафактных товаров, в том числе связанный с перемещением их через государственную границу. Вовлечение таможенных органов для этих целей является необходимым, поскольку именно они контролируют пересечение товаров через границу. Несмотря на существование системы таможенных органов, постепенного совершенствования законодательства в области защиты интеллектуальных прав, проблема контрафакта сохраняет свою актуальность до настоящего времени, что свидетельствует о необходимости проведения исследований с целью поиска путем ее решения.
Приведенные доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
При подготовке к написанию настоящей работы была поставлена цель проведения анализа понятия контрафактного товара и таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Достижение данной цели обусловило выделение следующих задач исследования:
– проанализировать правовую регламентацию понятия «интеллектуальная собственность»;
– дать общую характеристику понятия «контрафактный товар»;
– исследовать понятие и цели таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности;
– провести анализ деятельности Камчатской таможни в сфере пресечения ввоза контрафактной продукции;
– определить направления совершенствования деятельности таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции.
Предмет исследования – правоотношения в сфере правомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, их охраны и противодействия использованию контрафактных товаров.
Объект исследования – таможенный контроль за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Для проведения исследования использовались общенаучные методы познания, такие, как анализ и синтез, обобщение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
После более активного вовлечения России в международные отношения, в том числе связанные с торговлей, которая ведется не только на государственном уровне, но и на уровне частных организаций и физических лиц, риск перемещения контрафактных товаров существенно повысился. Контрафактные товары привлекательны для покупателей тем, что имеют гораздо более низкую по сравнению с оригинальными, брендовыми товарами, стоимость. Он выгодны продавцам, которые уклоняются частично либо полностью от уплаты предусмотренных действующим законодательством платежей. Подобное поведение не может поощряться государством, поскольку является неправомерным. В результате возникает необходимость пресечения подобного поведения и установления ответственности за неправомерный оборот контрафактных товаров, в том числе связанный с перемещением их через государственную границу. Вовлечение таможенных органов для этих целей является необходимым, поскольку именно они контролируют пересечение товаров через границу. Несмотря на существование системы таможенных органов, постепенного совершенствования законодательства в области защиты интеллектуальных прав, проблема контрафакта сохраняет свою актуальность до настоящего времени, что свидетельствует о необходимости проведения исследований с целью поиска путем ее решения.
Приведенные доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
При подготовке к написанию настоящей работы была поставлена цель проведения анализа понятия контрафактного товара и таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Достижение данной цели обусловило выделение следующих задач исследования:
– проанализировать правовую регламентацию понятия «интеллектуальная собственность»;
– дать общую характеристику понятия «контрафактный товар»;
– исследовать понятие и цели таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности;
– провести анализ деятельности Камчатской таможни в сфере пресечения ввоза контрафактной продукции;
– определить направления совершенствования деятельности таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции.
Предмет исследования – правоотношения в сфере правомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, их охраны и противодействия использованию контрафактных товаров.
Объект исследования – таможенный контроль за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Для проведения исследования использовались общенаучные методы познания, такие, как анализ и синтез, обобщение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие итоговые обобщающие выводы.
Понятие интеллектуальной собственности появилось и было конкретизировано в России уже в постсоветский период, когда была признана необходимость придания объектам интеллектуальной собственности правовой охраны. Законодательство России в сфере охраны интеллектуальной собственности базируется на положениях международного права, которое отчасти имплементировано в нормы национального права, а отчасти подлежит применению непосредственно.
Понятие контрафакта и контрафактной продукции непосредственно связано с понятием интеллектуальной собственности. Первоначально в части определения контрафакта законодателем был сделан акцент на защите товарного знака. Впоследствии расширилось и конкретизировалось понятие объектов интеллектуальной собственности, что отразилось на понятии контрафактной продукции. Как контрафакт в настоящее время определяется любой товар, при производстве, хранении, реализации которого нарушаются зарегистрированные интеллектуальные права. Правовая охрана связывается с фиксацией права. Если интеллектуальное право не было зарегистрировано или иным образом обозначено, его правообладатель не может рассчитывать на охрану до того момента, пока не подтвердит принадлежность данного права себе.
Необходимость противодействия ввозу контрафактной продукции влечет за собой создание соответствующей нормативно-правовой основы и системы государственных органов, выполняющих надзорные и контрольные функции. В части контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности контрольные функции возложены на систему таможенных органов. Контроль осуществляется на стадии перемещения. Кроме того, таможенные органы вправе принять меры к охране интеллектуальной собственности и в случае обращения к ним правообладателя уже за пределами таможенных процедур, направив данные в иные государственные органы для целей организации и проведения проверки.
Камчатская таможня входит в систему таможенных органов. На нее возлагаются обязанности в составе и объеме, предусмотренном законодательством. Обязанности по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности также есть у Камчатской таможни. Проведенный анализ статистических данных и судебной практики позволяет утверждать, что роль таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции велика, потому что объемы контрафактного товара значительны. Однако в целом количество дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальных прав, возбуждаемых по инициативе таможенных органов невелико.
Как проблема при проведении исследования был определен тот факт, что формирование таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности осуществляется постепенно и преимущественно по инициативе правообладателей. В результате проверка наличие или отсутствия нарушения интеллектуальных прав оказывается затруднена. Кроме того, таможенные органы отчасти зависят от мнения правообладателей, которые вправе решить, что их права не нарушены, что таможенными органами рассматривается как препятствие для привлечения к административной ответственности. Решение указанных проблем может быть достигнуто за счет более активного взаимодействия таможенных органов с органами и организациями, которые занимаются фиксацией интеллектуальных прав, а также за счет совершенствования законодательства об административной ответственности.
Понятие интеллектуальной собственности появилось и было конкретизировано в России уже в постсоветский период, когда была признана необходимость придания объектам интеллектуальной собственности правовой охраны. Законодательство России в сфере охраны интеллектуальной собственности базируется на положениях международного права, которое отчасти имплементировано в нормы национального права, а отчасти подлежит применению непосредственно.
Понятие контрафакта и контрафактной продукции непосредственно связано с понятием интеллектуальной собственности. Первоначально в части определения контрафакта законодателем был сделан акцент на защите товарного знака. Впоследствии расширилось и конкретизировалось понятие объектов интеллектуальной собственности, что отразилось на понятии контрафактной продукции. Как контрафакт в настоящее время определяется любой товар, при производстве, хранении, реализации которого нарушаются зарегистрированные интеллектуальные права. Правовая охрана связывается с фиксацией права. Если интеллектуальное право не было зарегистрировано или иным образом обозначено, его правообладатель не может рассчитывать на охрану до того момента, пока не подтвердит принадлежность данного права себе.
Необходимость противодействия ввозу контрафактной продукции влечет за собой создание соответствующей нормативно-правовой основы и системы государственных органов, выполняющих надзорные и контрольные функции. В части контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности контрольные функции возложены на систему таможенных органов. Контроль осуществляется на стадии перемещения. Кроме того, таможенные органы вправе принять меры к охране интеллектуальной собственности и в случае обращения к ним правообладателя уже за пределами таможенных процедур, направив данные в иные государственные органы для целей организации и проведения проверки.
Камчатская таможня входит в систему таможенных органов. На нее возлагаются обязанности в составе и объеме, предусмотренном законодательством. Обязанности по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности также есть у Камчатской таможни. Проведенный анализ статистических данных и судебной практики позволяет утверждать, что роль таможенных органов в части противодействия ввозу контрафактной продукции велика, потому что объемы контрафактного товара значительны. Однако в целом количество дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальных прав, возбуждаемых по инициативе таможенных органов невелико.
Как проблема при проведении исследования был определен тот факт, что формирование таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности осуществляется постепенно и преимущественно по инициативе правообладателей. В результате проверка наличие или отсутствия нарушения интеллектуальных прав оказывается затруднена. Кроме того, таможенные органы отчасти зависят от мнения правообладателей, которые вправе решить, что их права не нарушены, что таможенными органами рассматривается как препятствие для привлечения к административной ответственности. Решение указанных проблем может быть достигнуто за счет более активного взаимодействия таможенных органов с органами и организациями, которые занимаются фиксацией интеллектуальных прав, а также за счет совершенствования законодательства об административной ответственности.



