Введение 3
Глава 1. Система Наркомпроса ТАССР: организация, функции и задачи 13
1.1. Организация, функции и задачи Татнаркомпроса 13
1.2. Функции и задачи ТИПККНО в системе Татнаркомпроса 27
Глава 2. Документальная база Татнаркомпроса по формированию контингента учительских кадров 36
2.1. Приказы по контингенту учительских кадров как исторический источник 36
2.2. Профессиональная и политическая активность учителей в архивных
документах Татнаркомпроса 48
Заключение 60
Список использованных источников и литературы
Особую актуальность на сегодняшний день обретает исторический опыт развития народного образования в СССР, так как развитие данного процесса в современной России происходил с немалыми трудностями. Изучение феномена советского народного образования, созидательной деятельности учительства, его значения в социальной и культурной жизни общества на переломных ступенях развития приобретает сегодня особую ценность.
Наиболее значимой фигурой становился школьный учитель, который во многом определял качество образования. Обстановка среди учителей не просто говорит о положении школы, но и выражает эффективность политики государство в народном образовании. Следует помнить и о том, что именно учитель является наиболее видным деятелем среди интеллигенции.
Целью дипломной работы является изучение учительства ТАССР в 1930¬е годы через призму архивных документов Татнаркомпроса.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать организацию, функции и задачи Татнаркомпроса в 1930-е годы;
- выявить функции и задачи ТИПККНО в 1930-е гг.;
- проанализировать движение учительских кадров ТАССР на основе приказов Татнаркомпроса;
- изучить профессиональную и политическую активность учителей ТАССР в 1930-е гг.
Объектом дипломной работы является учительство ТАССР в советской системе народного образования в 1930-е гг.
Предметом является учительство ТАССР по документам Татнаркомпроса (1930-е годы).
Хронологические рамки работы охватывают период 1930-х годов. Нижняя граница для исследования определяется постановлением ЦИК и СНК СССР 1930 г. «О всеобщем обязательном обучении» , согласно которому было введено всеобщее начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет, а также стало обязательным семилетнее обучение. В то же время для описания характерных процессов в системе народного образования допускается использование материалов, относящихся к более ранней хронологии. Верхняя граница определяется выходом постановления СНК СССР И ЦК ВКП(б) «О порядке введения персональных званий для учителей и назначения учителей, заведующих и директоров школ» от 10 апреля 1936 года , результаты которого нашли отражение лишь к концу 1930-х гг.
Территориальные рамки исследования ограничены Татарской АССР - регионом, который сыграл большую роль в просвещении Поволжья. Процесс становления учительства ТАССР требует большого внимания, так как в данном регионе существует большое количество многонациональных учебных заведений.
Источниковую базу работы составил широкий круг опубликованных и неопубликованных источников. Источниковой основой дипломной работы представляют собой архивные документы, связанные с деятельностью Народного Комиссариата ТАССР в 1930-е гг.
Неопубликованные источники. Основной источниковой базой дипломной работы стали неопубликованные архивные документы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ),
Большую значимость для исследовательской работы представляют материалы архивного фонда Министерства просвещения ТАССР (ф. Р-3682) НА РТ. Его материалы характеризуют деятельность Наркомпроса ТАССР, направленную на развитие народного образования, в частности дана характеристика преобразований учебного процесса и подведены итоги работы местных органов народного образования в ТАССР. За период 1930-х гг. в фонде отложились различные виды документов: отчеты, доклады о деятельности Татнаркомпроса, приказы, распоряжения, планы, характеристики на учителей, личные листки по учету кадров, периодические и годовые отчеты, заявления вырезки из газет и т.д.
Значительный интерес по изучаемой теме представляют документы фонда Обкома ВКП(б) (ф. 15) ЦГАИПД РТ, которые свидетельствуют о контроле деятельности Татнаркомпроса со стороны партийных организаций. Документы дают возможность понять отношение партийных органов к данному учреждению, раскрывают обстановку в школьном образовании в республике в 1930-е гг. Это фонд представляет собой разного вида документацию: постановления, законодательные акты, инструкции, уставы, отчеты, протоколы заседаний, материалы конференций, статистические документы, докладные записки инструкторов, характеристики и др.
Большое значение имело использование статистических данных фондов вышеуказанных архивов, содержащие годовые данные о бюджете народного просвещения, охват школьной сети и других учреждений народного образования, а также контрольные цифры по подготовке кадров по системе Татнаркомпроса.
На основе изученных фондов появилась возможность объединить материалы, содержащие информацию о количественном составе учителей, школ и других учреждениях народного образования.
Таким образом, архивные документы НАРТа и ЦГАИПД РТ позволяют сформировать целостное представление об учительских кадрах ТАССР 1930-х годов, их подготовки, профессиональной и политической деятельности.
Благодаря изученным документам можно понять, как органы народного образования ТАССР пытались улучшить качество образования в школе, связывая этот процесс с системой повышения уровня квалификации учителей.
Вместе с тем, такой вид документации, как «приказы» позволяют воссоздать внутреннюю структуру Татнаркомпроса, выявить руководящий состав и фамилии работников ведомства, их сменяемость.
Опубликованные источники включают в себя сборники различных законодательных постановлений и директив органов государственной власти СССР, РСФСР и ТАССР, стенограммы и резолюции съездов, партийных конференций, пленумов, опубликованные сборники документов, протоколы, статистические сборники и приказы различных отделов и наркоматов. В этих документах высказаны цели и задачи культурного строительства в ТАССР, анализированы результаты достижений в образовательной сфере.
Особую ценность представляет собой материал, взятый из статистических сборников, который позволяет раскрыть данную тему. Эта группа источников представляет собой интерес тем, что дает характеристику развития и роста различных сфер школьного образования. Основным статистическим изданием, прежде всего, стал тематический сборник по различным сферам народного образования, в частности «Культурное строительство в СССР».
Одним из значимых источников, представленных в этой группе, явился сборник методических и инструктивных указаний для учителей, а также сборник руководствующих материалов по постановлениям ЦК и ВКП(б) о начальной и средней школе, изданный в Наркомпросе ТАССР. В данном сборнике, кроме постановлений правительства, даны сведения о педагогическом составе на 1931 г., учебные планы для сельских школ и рекомендации по улучшению методического руководства школой.
Историография. Изучение историографии данной проблемы потребовало изучение разнообразной литературы: работы российских и республиканских исследователей.
Региональный аспект изучения истории учительства ТАССР в целом, и истории Татнаркомпроса имеет свою историографическую традицию. Работы Ю.А. Туишева, В.М. Горохова. и Б.Г. Рождественского, М.З. Тутаева и др., относящиеся к советской историографии, заложили основу изучения исследуемой проблемы. Учеными был впервые введен в оборот комплекс архивных документов, показана динамика развития народного образования в республике. В целом, несмотря на определенную идеологическую направленность изучаемых проблем, работы вписывались в общую периодизацию советской историографии: 1)1930-е - середина 1950-х гг, 2) вторая половина 1950-х - 1980-х гг.
Первый этап характеризовался определенным спадом в изучении проблем народного образования. Запрет на деятельность различных просветительских и культурных организаций, массовые политические репрессии повлияли на историографию данной тематики. В данный период было издано всего несколько работ, где были освещены цели и задачи культурного строительства в 1930-е гг.
Более широкий размах эта тема приобрела в 1950-1980-е гг. ХХ съезд КПСС заложил фундамент для либерализации страны. Относительная свобода дала толчок оживлению общественно-политической жизни, повлиявшая на развитие изучения народного образования. В это период советская историография обогатилась комплексными работами по истории советской школы.
Значимой работой при изучении данной тематики стало исследование М.П. Кима. В своей монографии М.П. Ким изучает процесс реализации главных направлений и тенденций культурной революции в СССР, а также формирование и развитие советской школы. Историко-педагогический очерк Ф. Г. Паначина содержит фактический материал о формировании учительских кадров. Автор уделял большое внимание влиянию государственной политики на устройство педагогического состава, проблемам партийного руководства идеологическим воспитанием педагогических кадров.
Обобщающий характер носит работа С.И. Штамм, где автор представил историографический анализ всех трудов по истории формирования государственных учреждений в сфере народного образования, в работе также впервые была приведена периодизация истории народного образования в СССР, дана оценка всех этих этапов.
Вместе с тем, период 1930-х годов оказался исследован в меньшей степени, т.к. он напрямую затрагивал вопросы политических и идеологических репрессий против руководителей народного образования страны и республики, а также сложном положении учителей в этот период.
В 1990-е гг. отечественная историография переходит на новый этап. Изменения в российском обществе, доступ к новым источникам, возможность изучения работ, выходившихся за рубежом - все это побудило исследователей по-иному взглянуть на проблематику советской школы. Историки постсоветского времени попытались переосмыслить и по-другому оценить развитие школьного образования, ее место в системе народного образования, а также политику государства в данной сфере.
Некоторые исследователи начали акцентировать свое внимание на негативных аспектах развития советской школы, ее идеологизации, огосударствлении. Так, например, 3. Г. Дайч говорил, что школьная система оказалась «зажата тисками тоталитаризма» и вместо общественной организации стала государственным органом, «функционирующим в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия».
В настоящее время издано большое количество работ, основанных на документах местных архивов. Труды современных историков и педагогов посвящены исследованию различных аспектов истории школьной системы республики 1930-х гг.
Большое значение в этом плане имеют диссертационные работы минувших лет. В исследовании народного образования республики 1930-х гг. внесли свой вклад Г.А. Фаттахова, Р.В. Шакиров, Р.М. Галиев, Л.Ф. Мустафина и др. Объединяет эти работы глубокий анализ историографической ситуации, сложившей в российской исторический науке в результате распада СССР.
В своей работе Р.М. Галиев исследует формирование системы среднего образования в республике первой половины XX века. Так, на основываясь на архивных материалах, автор выявил общественно-педагогические условия формирования системы среднего образования в республике . Также большой интерес вызывает труд Р.В. Шакирова . В своей диссертации он дает анализ реформ общего и среднего образования в Татарстане в XX веке. Эти работы позволяют лучше понять разнообразные аспекты школьного образования.
Некоторые аспекты педагогической деятельности нашли отражение в работе Р.К.Валеева и Г.А. Фаттаховой. Одним из аспектов в деятельности Академцентра, который был рассмотрен авторами, стало изучение различных форм и методов работы, проводившихся в системе повышения квалификации учителей. Стоит также отметить, что системе подготовки национальных педагогических кадров Поволжья посвящена работа Л.Ф. Мустафиной, где была сделана попытка показать обеспеченность татарских школ Поволжья педагогическими кадрами, научно-методическими комплектами.
Вопросы подготовки квалифицированных учительских кадров были рассмотрены в диссертационном исследовании О.В. Евграфовой. В своей работе автор выявил условия и этапы формирования, направлений развития, форм, методов и содержания повышения квалификации, а также оценила вклад ТИПККНО в условиях реализации всеобщего начального, семилетнего, восьмилетнего и среднего обучения.
Особое значение в изучении истории учительства ТАССР имеет работа Е.Н. Фасхутдиновой Она создала целостную характеристику учительства Казанской губернии / ТАССР в начальный период становления общеобразовательной школы (1920-е годы), в общей сложности его профессионально-образовательных, социально-антропологических,
общественно-политических черт.
Отдельно стоит сказать о работе Г.М. Латыповой, которая впервые в целостном виде рассматривает деятельность Народного комиссариата просвещения ТАССР в 1920-х гг., его организационную структуру, кадровый состав, основные функции и направления деятельности ведущих управлений и отделов в области начального, среднего и профессионального образования на основе ранее не вовлеченных в научный оборот архивных материалов.
Несомненная важность последних двух работ состоит в том, что данные исследования заложили основу для комплексного интегративного изучения, с одной стороны - деятельности Татнаркомпроса как основной ведомственной организации по претворению в жизнь политики руководства учительскими кадрами, с другой - субъекта данного процесса - учительства республики.
Таким образом, в историографии широко были освещены различные стороны советской партийно-государственной политики в области школьного образования. Но в то же время, исследований, которые изучали 1930-е гг. как специфичный, важный период в истории учительских кадров, явно недостаточно. Не полностью исследована проблема о средствах и приемах влияния власти на учительство, о результатах политики государства в отношении школы, а также о структуре и функционировании Татнаркомпроса в 1930-е гг.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться при подготовке трудов по истории учительства ТАССР, по истории Татарстана 1930-х гг., при чтении курсов и спецкурсов по истории народного образования в России и Татарстане, а также на мероприятиях, посвященных истории государственных учреждений.
Научная новизна. Дипломная работа представляет собой специальное исследование учительства в 1930-е гг. по архивным документам Наркомпроса ТАССР. Особое внимание в исследовательской работе уделено изучению организации таких органов народного образования, как Татнаркомпрос и ТИПККНО и ее влияние на процесс становления учительских кадров. Также впервые вовлечен в научный оборот комплекс архивных документов, раннее неопубликованных. В работе впервые приводится восстановленный по архивным документам список руководителей Татнаркомпроса в 1930-е годы, показаны методы контроля за составом учительских кадров в республике.
Методологической основой работы стали принципы историзма и объективности. Выбор методов анализа документов вызван поставленными задачами. Принцип историзма позволяет проследить ход развития учительства республики в 1930-е гг. Принципы научной объективности - проанализировать общее и частное, определить основные тенденции деятельности предмета исследования.
Структура дипломной работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
На сегодняшний день роль образования как важнейшего условия развития нового качества экономики и общества возрастает вместе с увеличением воздействия человеческого капитала. Не вызывает сомнений, то что образование стало значимым как одно из важных движущих сил экономического подъема. Также несомненно, то что достижения и трудности развития образовательной системы России, с одной стороны, стали результатом её социального развития в минувшие десятилетия, а с другой стороны, предопределяют успешность нынешних и грядущих исторических процессов.
В данном контексте изучение тематики дипломной работы выстраивалось на анализе учительства ТАССР как ключевой фигуры в советской системе народного образования в 1930-е гг. На основе изучения широкого круга архивных источников были сделаны следующие выводы.
С установлением советской власти вопросам развития народного образования всегда уделялось главное внимание. Документы партийных съездов, постановлений на государственном и республиканском уровнях дают возможность сделать выводы, что проблемы школьной системы и организации педагогических кадров дискутировались в комплексе экономических, общественных и политических проблем. Ключевые положения политики государства с области школьного образования обретали выражение в партийных материалах, после чего подкреплялись решениями верховных законодательных органов и обретали форму закона. Народное образование включалось в концепцию развития советской модели социалистического общества и целиком покорялось ее единым образцам.
Главным федеральным центром по развитию народного образования являлся Наркомпрос РСФСР, который отвечал за ключевые принципы организации, структурные преобразования и содержания деятельности своих территориальных отделений, одним из которых был Татнаркомпрос. Наркомпрос ТАССР был создан как государственный орган, главной задачей которого стало управление системой народного образования в республике. Многоведомственность, а также текучка кадров Татнаркомпроса стали причиной критики сотрудников наркомата со стороны партийных организаций. В постоянных проверках указывалось на громоздкость и неотлаженность деятельности Татнаркомпроса, из-за чего последовали структурные преобразования комиссариата. В ходе исследования было установлено, что в рассматриваемый период Народный комиссариат просвещения претерпел три реорганизации, которые проводились согласно установкам Наркомпроса РСФСР. Также был рассмотрен кадровый состав наркомата, в частности его социальное происхождение, национальность и профессионально-образовательные характеристики.
Другим учреждением народного образования, подведомственным Татнаркомпросу, являлся Татарский институт повышения квалификации кадров народного образования, организованный в 1929 г. Институт стал главным учреждением дополнительного педагогического образования в республике, который позднее, в 1940 г. был реорганизован в Институт усовершенствования учителей. Данная организация являлась единым научно-методическим центром, которая проводила комплексное изучение всех аспектов повышения квалификации педагогических кадров, готовила учебные планы и программы, обобщала накопленный опыт. Подготовка новых квалифицированных педагогических кадров, обучение их работать по новым программам и учебникам, а также распространение педагогического опыта - таковы были основные задачи института. В его функции входило повышение квалификации учителей заочного обучения и переподготовки работников просвещения разных категорий через краткосрочные курсы. Как показали результаты исследования, за 1930-е гг. ТИПККНО прошел не только период становления, пытаясь преодолеть ряд серьезных трудностей, но и начал использовать различные формы работы с педагогическими кадрами, которые заложили основу для дальнейшего развития системы в целом.
Несмотря на различные формы и методы работы, советское руководство понимало, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить большое количество учительских кадров. По этой причине, заметно увеличивается значение административно-командных политико-идеологических мер в формировании контингента учителей. Исходя из этого, в изучении данной тематики большое значение имеет делопроизводственная документация Татнаркомпроса. Именно документальная база данного учреждения, в частности приказы по личному составу, дают понять характер формирования и развития учительских кадров, а также отношение партийных органов к контингенту учителей. На основе приказов Наркомпроса ТАССР была составлена таблица, которая позволила изучить положение учителей в год "большого террора". Так, на основании содержащихся в комплексе приказов по личному составу сведений, отражающих трудовые отношения учителей и руководящего состава Татнаркомпроса, была предпринята попытка проследить положение учителей в 1930-е годы.
Также, документальная база Наркомпроса ТАССР позволила проследить профессиональную и политическую активность учительства в исследуемый период. Политика партийно-советского руководства, которая была направлена на политизацию образовательного процесса, сделала попытку формирования учителей нового типа, отличительными чертами которых должны были стать идеологизированное сознание и государственный патриотизм. В ходе исследования было сделано заключение, что несмотря на недостатки профессиональной компетентности учительских кадров, государственно-партийным органам удалось разрешить ряд конкретных трудностей. Вследствие просветительской деятельности учительских кадров повысился уровень грамотности учеников ТАССР, расширилась сеть общеобразовательных школ, что позволило подготовить кадры промышленного и сельскохозяйственного сектора.
Но в целом стоит отметить, что многие вопросы, связанные с учительством, в частности повышение квалификации, обеспеченность учительскими кадрами, к началу 1940-х гг. во много оставались нерешенными.
Перспективной в дальнейшем изучении данной темы может стать социометрический анализ личных дел учителей ТАССР в 1930-е годы, а также анализ контингента учителей неполных средних школ республики.
1) Ф. Р-15. Областной комитет ВКП(б), г. Казань ( Отдел школ и науки). Оп. 3. Ед.хр. 132, Ед.хр. 233, Ед.хр. 234; Ед.хр. 236, Ед.хр. 237, Ед.хр. 318, Ед.хр. 383, Ед.хр. 482, Ед.хр. 504, Ед.хр. 526, Ед.хр. 732, Ед.хр. 750, Ед.хр. 876, Ед.хр. 885, Ед.хр. 982, Ед.хр. 994, Ед.хр. 1088, Ед.хр. 1089, Ед.хр. 1234, Ед.хр. 1251, Ед.хр. 1262, Ед.хр. 1266, Ед.хр. 1283 Оп. 4. Ед.хр. 76, Ед.хр. 96, Ед.хр. 195, Ед.хр. 311, Ед.хр. 318, Д.
Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)
2) Ф. Р-3682. Министерства просвещения ТАССР. Оп 1л. Ед.хр. 55, Ед.хр. 84, Ед.хр. 85, Ед.хр. 92, Ед.хр. 118, Ед.хр. 123, Ед.хр. 132, Ед.хр. 182, Ед.хр. 190, Ед.хр. 212, Ед.хр. 257, Ед.хр. 266, Ед.хр. 385, Ед.хр. 388, Ед.хр. 420, Ед.хр. 496, Ед.хр. 752, Ед.хр. 894.
1.2. Опубликованные источники
Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании: сб. документов за 1917-1947 гг. — М.; Л.: Соцэгиз, 1947. Вып. 1. — 304 с.
За политехническую школу: сб. рук. материалов по постановлениям ЦК и ОК ВКП(б) о нач. и сред. шк. / Наркомпрос ТАССР. - Казань: Татиздат, 1931. - 64 с.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., т. 4. — М.: Госполитиздат, 1953. — 1201 с.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.8. Библиотечное дело.Избы-читальни. Клубные учреждения. Музеи. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 751 с.
Культурное строительство СССР [Текст] : Статистический сборник / Под ред. П. Г. Подъячих ; Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. — М.: Госстройиздат, 1956. — 40 с.
Луначарский А. В. О народном образовании. — М.: Педагогика, 1958. — 515 с.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
Опыт учителей-орденоносцев Татарской АССР / Татарский институт усовершенствования учителей. - Казань: Татгосиздат, 1940. — 86 с.
Первый Всетатарский съезд учителей-ударников: 9-14 июня 1931 г.:
резолюция. - Казань, 1931. — 19 с.
Приказ по Народному Комиссариату Просвещения ТАССР № 46 от 10 апреля 1935 года. - Казань: Татполиграф, 1935. — 14 с.
2. Литература.
Валеев И. И. Зигзаги советской школы. — Уфа: Китап, 1992. - 178 с.
Васильковская Е. И. Важнейший этап становления советской школы (1930-1935) // Образование в современном мире: Сб. науч. статей. Саратов: СГУ, 2006. — С. 15-21.
Горохов В.М., Рождественский Б.Г. Развитие народного образования в ТАССР. — Казань, 1958. — С. 80.
Дайч 3.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. — М.: Форум, 1991. — С. 401.
Деревянко, С.С. Документы по личному составу Ленинградского радиокомитета (1930-1940-е гг.) /С.С. Деревянко // Вспомогательные исторические дисциплины. - Т. 2: Вспомогательные исторические дисциплины / АН СССР, Отд-ние истории, Археогр. комис., Ленингр. отд-ние.- СПб.: Наука, 1993.- С. 83-106.
Евграфова О.Г. Развитие системы повышения квалификации учителейТАССР (ныне Республика Татарстан) в период осуществления всеобщегосреднего образования/ О.Г. Евграфова// Вестник Университета Российскойакадемии образования. - М., 2011. - № 3. - С. 135-138.
Залкинд А. Б. Педология в СССР. — М.:Аграф, 2004. — С. 176
Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность. — М.: Аграф, 2001. — 464 с.
Золотарев О. В. Советское учительство в 1930-е гг. — М.: Планета, 2002. —332 с.
Ильяшенко Е.Г. Актуальные проблемы педагогической антропологии // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докладов на конференции (отв. ред. Б.З. Вульфов). — М.: Изд-во УРАО, 2001. — С. 66-79.
Квитко С. Идейно-политическое воспитание учащейся молодежи (1920-1930-е гг. ) // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического ун-та. — 2003. — № 6. — С. 108-115.
Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной
революции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1955. — 340 с.
Ким М.П. О некоторых аспектах культурной революции и особенностей советского опыта ее осуществления: XXI Международный конгресс
исторических наук. (Доклады). - М., 1970. - Вып. 8. - С. 1-14.
Книга памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан. - Издательство "Книга памяти". [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://old.memo.ru/library/bkmemory/tatar.htm(дата обращения 15.05.2017).
Константинов Н. Развитие системы народного образования в СССР. — М.:Народное образование. 1947. — 44 с.
Крашенинникова Т.П., Синицин О.В. Евгений Иванович Устюжанин (1902-1968). Очерки жизни и деятельности. - Казань, 2012. - 98 с.
Латыпова Г. М. Деятельность Народного комиссариата просвещения ТАССР в 1920-е гг.: Монография / Г. М. Латыпова. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2013. - 240 с.
Липчанский А. М. Становление советской системы образования. — М.:Слово, 1998. — 365 с.
Мустафина Л.Ф. Просвещение татар Поволжья и Приуралья(1917-1935 годы/ КГУ культуры и искусств. — Казань : Школа, 2006. — 99 с.
Нигматуллин С.Х. Документы по личному составу московских учреждений образования как исторический источник // Вестник МГУ. — 2011.— № 1. — С. 7-10.
Нигматуллин С.Х. Форма линого листка по уету кадров как отражение социальной политики в СССР в 1930-1950-х гг. // Вестник МГУ. — 2011. — № 4. — С. 92-97.
Новиков Д.А. Проблемы педагогических кадров в СССР в 1930-е годы).
— М.: МЗ-Пресс, 2004. — С. 41-49.
Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы и современное состояние. — М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
Решов Н. Педагогическое образование в Советском Союзе. — М.: Народное образование. 1947. — 70 с.
Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР// Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 90-97.
Туишев Ю.А. Развитие народного образования в Татарской АССР. — Казань, 1950. — 23 с.
Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 — 1940 гг.) / М.З. Тутаев — Казань: Татар. кн. изд-во, 1975. — 204 с.
Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии: 1920-е гг. — Казань, 2002. — 95 с.
Шарафутдинов З.Т. История педагогики Татарстана : Учеб.пособие для пед.учеб.заведений / Казан.гос.пед.ун-т. — Казань : КГПУ, 1998. — 303 с.
Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917-1936 гг.). Историко-правовое исследование. — М.: Наука, 1985. — 282 с.
3. Диссертации и авторефераты диссертаций
Галиев Р.М. Развитие системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века: дис. ...канд. пед. наук. — Набережные Челны, 2011. — С.196.
Евграфова О.Г. Становление системы повышения квалификации педагогических кадров Татарстана: дисс. ...докт.пед наук. — Набережные Челны, 2011. — 225 с.
Сидорова В.А. Историческая ценность документов по личному составу: Архивоведческий аспект. На примере личных дел работников Наркомпроса просвещения РСФСР. 1917-1927 гг. : дис. ... канд. полит. наук. М., 1985. —195 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004030417/(дата обращения 08.05.2017).
Фасхутдинова Е.Н. Учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1930-х годов : (по архивным документам). дисс. ... канд. ист. наук. — Казань, 2008. — 193 с.
Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего и среднего образования в России в XX веке: Автореф...дисс.докт.пед наук. — Казань, 1999. — 285 с.