Мотивация трудовой деятельности педагогов (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов ... 7
1.1. Сущность, структура и задачи трудовой мотивации 7
1.2. Специфика мотивации трудовой деятельности педагогов 15
1.3. Современные способы стимулирования трудовой деятельности педагогов 24
Глава 2. Анализ мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 33
2.1. Общая характеристика деятельности ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 33
2.2. Анализ мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 39
2.3. Оценка эффективности мотивации трудовой деятельности педагогов
ГАПОУ «альметьевский политехнический техникум» 50
Глава 3. Совершенствование мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 63
3.1. Основные направления по совершенствованию системы мотивации
трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 63
3.2. Мероприятия по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 73
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов ... 7
1.1. Сущность, структура и задачи трудовой мотивации 7
1.2. Специфика мотивации трудовой деятельности педагогов 15
1.3. Современные способы стимулирования трудовой деятельности педагогов 24
Глава 2. Анализ мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 33
2.1. Общая характеристика деятельности ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 33
2.2. Анализ мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 39
2.3. Оценка эффективности мотивации трудовой деятельности педагогов
ГАПОУ «альметьевский политехнический техникум» 50
Глава 3. Совершенствование мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 63
3.1. Основные направления по совершенствованию системы мотивации
трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 63
3.2. Мероприятия по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 73
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения
Ни одна система управления не станет успешно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного работника и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Руководитель должен своевременно уметь выявлять как возникает или чем вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, какие стимулы есть в распоряжении органов управления, и как осуществляется стимулирование персонала к эффективному и производительному труду.
Следует отметить, что руководитель любого образовательного учреждения заинтересован в повышении профессиональной мотивации, так как без этого трудно рассчитывать на удовлетворенность деятельностью, которая связана и с качеством жизни, и с субъективной удовлетворенностью жизнью, с желанием человека повышать свое профессиональное мастерство. На данном этапе развития образования трудовая мотивация и удовлетворенность трудом приобретают особую значимость как наиболее важные человеческие ресурсы, с которыми руководителю образовательного учреждения следует не только считаться как с одной из функций управления, но и принимать во внимание в управлении эффективностью и качеством.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательном учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.
Мотивированный специалист всегда стремится значительно повысить эффективность своей работы. Однако различные ошибки при разработке систем мотивации приводят к тому, что усилия и затраты на стимулирование сотрудников не только не дают ожидаемых результатов, но и ухудшают ситуацию, поэтому важна периодическая оценка работоспособности системы мотивации и стимулирования персонала и ее соответствие целям и задачам образовательного учреждения в целом.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование мотивации трудовой деятельности педагогов и разработка мероприятий по повышению мотивации трудовой деятельности.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов.
2. Провести анализ и дать оценку мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
3. Определить основные направления по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Объектом исследования является - ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предмет исследования - системы мотивации трудовой деятельности педагогов (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»).
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок по мотивации трудовой деятельности педагогов, анкетирование, специальные методы статистического и экономического анализа.
В процессе написания работы был изучен обширный материал научной и учебной литературы, анализ которых показал, что вопросы мотивации персонала в основном рассматриваются через традиционные теории мотивации. По вопросам управления мотивацией отсутствует четкая, единая, конкретизированная методика разработки эффективной системы управления мотивацией педагогов. Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Аминов Н.А., Афанасьева Т.Н., Балашов М.М., Боршевецкая Л. И., Верховкина М.Е., Додонов Б.И., Зимняя И.А., Истратова О.Н., Комаров Е.И., Майер, А.А., Поляков С.Д., Савункина А.А., Соколова Н.В.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов, где изложены: сущность, структура и задачи трудовой мотивации; специфика мотивации трудовой деятельности педагогов; современные методы стимулирования трудовой деятельности педагогов.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В данной главе изложена организация деятельности ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», проведен анализ системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и дана оценка влияния мотивации трудовой деятельности педагогов на результаты обучения.
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В данной главе даны рекомендации по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности педагогов и разработаны мероприятия по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Руководитель должен своевременно уметь выявлять как возникает или чем вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, какие стимулы есть в распоряжении органов управления, и как осуществляется стимулирование персонала к эффективному и производительному труду.
Следует отметить, что руководитель любого образовательного учреждения заинтересован в повышении профессиональной мотивации, так как без этого трудно рассчитывать на удовлетворенность деятельностью, которая связана и с качеством жизни, и с субъективной удовлетворенностью жизнью, с желанием человека повышать свое профессиональное мастерство. На данном этапе развития образования трудовая мотивация и удовлетворенность трудом приобретают особую значимость как наиболее важные человеческие ресурсы, с которыми руководителю образовательного учреждения следует не только считаться как с одной из функций управления, но и принимать во внимание в управлении эффективностью и качеством.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательном учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.
Мотивированный специалист всегда стремится значительно повысить эффективность своей работы. Однако различные ошибки при разработке систем мотивации приводят к тому, что усилия и затраты на стимулирование сотрудников не только не дают ожидаемых результатов, но и ухудшают ситуацию, поэтому важна периодическая оценка работоспособности системы мотивации и стимулирования персонала и ее соответствие целям и задачам образовательного учреждения в целом.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование мотивации трудовой деятельности педагогов и разработка мероприятий по повышению мотивации трудовой деятельности.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов.
2. Провести анализ и дать оценку мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
3. Определить основные направления по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Объектом исследования является - ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предмет исследования - системы мотивации трудовой деятельности педагогов (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»).
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок по мотивации трудовой деятельности педагогов, анкетирование, специальные методы статистического и экономического анализа.
В процессе написания работы был изучен обширный материал научной и учебной литературы, анализ которых показал, что вопросы мотивации персонала в основном рассматриваются через традиционные теории мотивации. По вопросам управления мотивацией отсутствует четкая, единая, конкретизированная методика разработки эффективной системы управления мотивацией педагогов. Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Аминов Н.А., Афанасьева Т.Н., Балашов М.М., Боршевецкая Л. И., Верховкина М.Е., Додонов Б.И., Зимняя И.А., Истратова О.Н., Комаров Е.И., Майер, А.А., Поляков С.Д., Савункина А.А., Соколова Н.В.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы мотивации трудовой деятельности педагогов, где изложены: сущность, структура и задачи трудовой мотивации; специфика мотивации трудовой деятельности педагогов; современные методы стимулирования трудовой деятельности педагогов.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В данной главе изложена организация деятельности ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», проведен анализ системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и дана оценка влияния мотивации трудовой деятельности педагогов на результаты обучения.
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В данной главе даны рекомендации по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности педагогов и разработаны мероприятия по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности являются важными и самостоятельными факторами результативности деятельности образовательных учреждений.
Постоянно меняющиеся социально-экономические, демографические, политические и другие особенности развития регионов России оказывают значительное влияние на систему управления мотивацией и стимулированием труда, обусловливая соответствующие изменения в комплексе используемых методов и способов воздействия на поведение работников образовательных учреждений. Возникает необходимость в развитии механизма регулирования системы стимулирования трудовой деятельности, который позволил бы оценивать параметры внешней и внутренней среды, учитывать характер их влияния на управляемый процесс, выявлять проблемы в системе стимулирования труда и принимать администрацией образовательных учреждений своевременные управленческие решения, повышающие
эффективность использования трудовых ресурсов.
Мотивация трудового поведения определяется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих работника к такому трудовому поведению. В качестве способов её осуществления выступают стимулирование и поддержание внутренних побудителей к труду.
Для осуществления мотивации педагогов целесообразно выявить их потребности и проанализировать возможности их удовлетворения.
Важно, чтобы педагоги поняли, что они способны достичь желательного для них результата. Поэтому руководителю необходимо знать, что представляет собой этот желательный для них результат и насколько его достижение соответствует задачам учебного заведения.
Педагоги - это прежде всего люди с внутренней мотивацией, которые работают с высокой отдачей, с чувством удовлетворенности от результатов своего труда.
Лица с внешней мотивацией больше ориентируются на внешнее удовлетворение желаний и потребностей, которые они испытывают.
Стимулированного высокого уровня результативности труда педагогов можно достичь, используя различные системы мотивации.
Мотив для педагога - это прежде всего его заинтересованность. То есть педагог должен увидеть свою выгоду.
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» является одним из ведущих средне - специальных образовательных учреждений Татарстана, в котором осуществляется профессиональная подготовка специалистов по программам основного и дополнительного профессионального образования по направлению нефтегазодобывающей и строительной отрасли.
Одним из главных приоритетов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» - сохранение профессионального педагогического коллектива и обеспечение материальных и социальных нужд персонала.
Система мотивации персонала включает в себя:
1. Систему материальной мотивации, которая включает в себя оплату труда (заработная плата, премии, надбавки), социальные выплаты, гарантии и льготы;
2. Систему нематериальной мотивации:
- развитие, повышение квалификации и продвижение кадров;
- вознаграждения за профессиональные достижения и активное участие в деятельности техникума.
Ведущее место в системе мотивации ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» занимают материальные методы стимулирования труда персонала, а также профессиональное развитие.
Проведенная оценка эффективности мотивации трудовой детальности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» позволили сделать следующие выводы. Анализ движения кадрового состава в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» показал, что на конец отчетного периода выявлено снижение текучести кадров и рост стабильности кадрового состава.
Проведенный анкетный опрос, который позволил установить следующее. Наибольшая часть педагогов имеет достаточно длительный стаж работы в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», что подтвердило стабильность кадрового состава техникума.
Наибольшая большая часть опрошенных педагогов считает, что организация труда в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» находится на среднем уровне.
Оценка основных критерий, характеризующих организацию труда персонала как эффективную показала, что наиболее важным для работников ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» является высокая заработная плата, наличие премиальных надбавок, техническое оснащение рабочих мест и наличие современного, высокотехнологического учебного оборудования. Но по уровню удовлетворенности по данным критериям были выявлены самые большие расхождения, говорящие о несоответствии фактической ситуации, ожиданиям персонала.
Педагоги ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» не удовлетворены размером оплаты труда и уровнем установленных надбавок, а также они считают, что техническое оснащение рабочих мест очень низкое и наличие современного, высокотехнологического оборудования не достаточное для осуществления эффективного учебного процесса.
Результаты исследования позволили определить необходимости разработки мер по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Для повышения мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» разработана Программа «Методическое сопровождение профессионального развития преподавателя ГАПОУ «АПТ» на 2016 -2018 г.г.»
Постоянно меняющиеся социально-экономические, демографические, политические и другие особенности развития регионов России оказывают значительное влияние на систему управления мотивацией и стимулированием труда, обусловливая соответствующие изменения в комплексе используемых методов и способов воздействия на поведение работников образовательных учреждений. Возникает необходимость в развитии механизма регулирования системы стимулирования трудовой деятельности, который позволил бы оценивать параметры внешней и внутренней среды, учитывать характер их влияния на управляемый процесс, выявлять проблемы в системе стимулирования труда и принимать администрацией образовательных учреждений своевременные управленческие решения, повышающие
эффективность использования трудовых ресурсов.
Мотивация трудового поведения определяется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих работника к такому трудовому поведению. В качестве способов её осуществления выступают стимулирование и поддержание внутренних побудителей к труду.
Для осуществления мотивации педагогов целесообразно выявить их потребности и проанализировать возможности их удовлетворения.
Важно, чтобы педагоги поняли, что они способны достичь желательного для них результата. Поэтому руководителю необходимо знать, что представляет собой этот желательный для них результат и насколько его достижение соответствует задачам учебного заведения.
Педагоги - это прежде всего люди с внутренней мотивацией, которые работают с высокой отдачей, с чувством удовлетворенности от результатов своего труда.
Лица с внешней мотивацией больше ориентируются на внешнее удовлетворение желаний и потребностей, которые они испытывают.
Стимулированного высокого уровня результативности труда педагогов можно достичь, используя различные системы мотивации.
Мотив для педагога - это прежде всего его заинтересованность. То есть педагог должен увидеть свою выгоду.
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» является одним из ведущих средне - специальных образовательных учреждений Татарстана, в котором осуществляется профессиональная подготовка специалистов по программам основного и дополнительного профессионального образования по направлению нефтегазодобывающей и строительной отрасли.
Одним из главных приоритетов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» - сохранение профессионального педагогического коллектива и обеспечение материальных и социальных нужд персонала.
Система мотивации персонала включает в себя:
1. Систему материальной мотивации, которая включает в себя оплату труда (заработная плата, премии, надбавки), социальные выплаты, гарантии и льготы;
2. Систему нематериальной мотивации:
- развитие, повышение квалификации и продвижение кадров;
- вознаграждения за профессиональные достижения и активное участие в деятельности техникума.
Ведущее место в системе мотивации ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» занимают материальные методы стимулирования труда персонала, а также профессиональное развитие.
Проведенная оценка эффективности мотивации трудовой детальности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» позволили сделать следующие выводы. Анализ движения кадрового состава в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» показал, что на конец отчетного периода выявлено снижение текучести кадров и рост стабильности кадрового состава.
Проведенный анкетный опрос, который позволил установить следующее. Наибольшая часть педагогов имеет достаточно длительный стаж работы в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», что подтвердило стабильность кадрового состава техникума.
Наибольшая большая часть опрошенных педагогов считает, что организация труда в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» находится на среднем уровне.
Оценка основных критерий, характеризующих организацию труда персонала как эффективную показала, что наиболее важным для работников ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» является высокая заработная плата, наличие премиальных надбавок, техническое оснащение рабочих мест и наличие современного, высокотехнологического учебного оборудования. Но по уровню удовлетворенности по данным критериям были выявлены самые большие расхождения, говорящие о несоответствии фактической ситуации, ожиданиям персонала.
Педагоги ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» не удовлетворены размером оплаты труда и уровнем установленных надбавок, а также они считают, что техническое оснащение рабочих мест очень низкое и наличие современного, высокотехнологического оборудования не достаточное для осуществления эффективного учебного процесса.
Результаты исследования позволили определить необходимости разработки мер по повышению мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Для повышения мотивации трудовой деятельности педагогов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» разработана Программа «Методическое сопровождение профессионального развития преподавателя ГАПОУ «АПТ» на 2016 -2018 г.г.»
Подобные работы
- Совершенствование организационной культуры организации профессионального образования (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



