Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗМЕРЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА ВИНЫ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №54666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические подходы к изучению феномена чувства вины в
зарубежной и отечественной литературе 13
1.3. Проблемы застенчивости и чувства вины в старших классах 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА ВИНЫ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 27
2.1. Организация и проведение исследования. Описание методик 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности, и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. В этот период у них происходят изменения психических сторон развития личности.
Чувство вины и застенчивости относятся к числу тех феноменов, научный интерес к которым сохраняется, несмотря на многолетнюю историю их изучения. Это связано, прежде всего, с потребностями практики: чрезмерно выраженное, неадекватное реальной ситуации чувство вины и застенчивости так же, как и полная неспособность, эти чувства переживать, могут нарушать межличностные связи, а в крайних формах - приводить к психической патологии и социально опасному поведению. В наши дни дискуссионными остаются вопросы взаимоотношений склонности к переживанию чувства вины и застенчивости, особенностей отношения к себе, адаптивности, влияние вины и застенчивости на коммуникативность. Именно поэтому выбранная тема является актуальной и перспективной.
Изучением проблемы переживания чувства вины и застенчивости занимались такие отечественные и зарубежные ученые как Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, К. Изард, Ю. М. Орлов, Т О.
Следует признать, что на сегодняшний день вопрос о взаимосвязи склонности переживания чувства вины и застенчивости относится к наименее изученным и требует дополнительных исследований. Важным остается вопросы о происхождении этих феноменов, характеристиках, функциях, которые важны для педагогики, психологии, психотерапии.
Цель исследования: выявить взаимосвязь склонности к переживанию чувства вины и застенчивости в старшем школьном возрасте.
В качестве объекта исследования выступили учащиеся 10го класса (16¬17 лет).
Предметом исследования является склонность к переживанию чувства вины и застенчивость в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: чем выше уровень застенчивости, тем более старшеклассникам свойственна склонность к переживанию чувства вины.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной тематике.
2. Выявление особенностей застенчивости в старшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть подходы к изучению феномена чувства вины.
4. Исследовать характеристики, отражающие переживание чувства вины и их взаимосвязь с застенчивостью.
5. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.
Базой исследования является 60 десятиклассников СОШ №2 города Елабуги РТ.
Методы исследования: теоретический анализ, методы сбора информации («Диагностика застенчивости» Н.Н.Обозова и личностный опросник МДЗ К.С Чечурина. Опросник межличностной вины-IGQ, и индекс воспринимаемый вины опросник «Воспринимаемый индекс вины»), методы обработки информации, количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов и педагогов для работы с детьми, имеющими высокий уровень застенчивости и чувства вины.
Основные результаты исследования по дипломной работе были опубликованы в рамках международной научно - практической конференции « Новая наука, опыт традиции, инновации» (Стерлитамак, 2016). Тема статьи «Измерение склонности к переживанию чувства вины и застенчивости в старших классах».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, из двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части работы был проведен анализ научной психологической и педагогической литературы по вопросам склонности к переживанию чувства вины и застенчивости у учащихся старших. Изучению данной проблематики уделяется немалое внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных исследователей, что свидетельствует о том, что проблема является актуальной и на сегодняшний день.
Застенчивость - страх людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции. Вина представляет собой переживание недовольства собой.
Данные качества - ассоциативная реакция на прошлый опыт. Чувство вины и застенчивости - не врожденное и формируется родителями или ближайшим окружением ребенка в детстве. Нередко дети формируют себе его сами, откупаясь от претензий взрослых.
Чувство вины и застенчивости - эффективный способ управления человеком извне. В руках порядочных и заботливых людей - это инструмент воспитания, в других руках - инструмент негативных манипуляций. Не все люди достаточно ответственны, и если у человека нет готовности платить, его нужно заставить это сделать. Этому помогает чувство вины и застенчивости. Это скрытая, личная проблема, влияние которой испытывает все общество. Природа переживания чувства вины и застенчивости разнообразна. Источником является страх перед людьми. Возникновение чувства вины и застенчивости во многом зависит от родителей, школы и социальной среды. От переживания чувства вины и застенчивости почти никто не застрахован. Она может поразить многих, и даже может вызвать непродуктивную и даже разрушительную эмоциональную реакцию человека на самообвинение и самоосуждение.
Переживание чувства вины и застенчивость - явление не только чреватое проблемами, у нее есть немало положительных сторон. Есть люди, которым нравится быть таковыми. Склонность к переживанию чувства вины и застенчивости помогает самосовершенствоваться, облегчает развитие самостоятельности и индивидуальности. Такой человек временами производит впечатление человека осмотрительного, серьезного анализирующего свои поступки.
Таким образом, склонность к переживанию чувства вины и застенчивость может быть и бедой, и болезнью, и мелким затруднением, и очаровательной чертой характера.
В эмпирической части было проведено исследование на выявление взаимосвязи переживания чувства вины и застенчивости у учащихся старших школьного возраста.
В ходе исследования мы выявили, что среди старшеклассников 12%имеют высокий уровень застенчивости. 25% школьников имеют высокий уровень индекс переживания чувства вины. Анализируя полученные данные в ходе исследования было выявлено что 33% старшеклассников имеют вину выжившего, т.е. им свойственно патогенное верование, что желание успех может навредить близким. 17% имеют вину отделения, эти школьники уверены что могут навредит другим. Вина ненависти к себе-25% учащиеся считают что не имеют право на отдельное существование, и вина ответственности 25%, которые обладают высоким преобладанием альтруизма, также берут на себя чрезмерную ответственность за счастье и благополучие близких. Как мы видим, каждому ученику свойственно переживать чувства вины, только виды чувства вины индивидуальны. Полученные результаты можно объяснить особенностями юношеского возраста (стремление к эмансипации, поиск своего места в жизни), также возможно повлияло воспитание в семье, особенностями ведения учебного процесса педагогами, низкой самооценкой учеников.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что поставленные цели, задачи выполнены, и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Значимость этого исследования состоит в обнаружении значимой роли применения результатов проведенных исследований в процессе обучения, а также необходимости психологического сопровождения учащихся с целью коррекции и оптимизации переживания чувства вины и застенчивости старших школьников. Результаты этого исследования могут использоваться как в педагогической, так и психологической практике преподавания.



1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. д.к психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
2. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - №2.-С.29.
3. Большой психолого-педагогический словарь. - Ростов - на Дону: "Феникс", 1999. - 576 с.
4. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка.- М., 1996.- С. 94¬95.
5. Вассерман Л.И. Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. — М.; СПб., 1994.
6. В мире подростка Под ред. А.А. Бодалева.- М.,1980.
7. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.:
Профиздат, 1992. - 96 с.
8. Гаспарова Е.И. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 1989.- №3.-С. 60-63.
9. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.-С. 116-120.
10. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости// Педагогический калейдоскоп. -1998. - №5.- 21с.
11. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 26 с.
12. Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.
13. Дубровина И.В Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. - М.,1987.
14. Ж.Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия// ред. Обухова Л.Ф., Бурменская Г.В. -М., 2001.
15. Зимбардо Ф. Застенчивость. - Спб. :Питер пресс, 1996.
16. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. Дис.канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
17. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.
18. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.- С.77-79.
19. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
20. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2002. - 32 с.
21. Зеньковский В. История русской философии. - М.:
Академический Проект, Раритет, 2001.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.- М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
23. Карпенко В. Застенчивость// Воспитание школьников.- 1995. - №2.-С. 34-35.
24. Косицина Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. - 2000. - №1.- С.96-101.
25. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 2003. - 120 с.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000.
27. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006. - 959 с.
28. Манхаева О.М. Теоретико-эмпирическое обоснование феномена «чувство вины» с точки зрения развития личности //Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2010. - №6 (22). - С.221-227.
29. Манхаева О.М., Кадыров Р.В. Чувство вины в связи со стилями межличностного поведения //Прикладная юридическая психология. Рязань: 2011. - №4 - 68-75с.
30. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников - 2001. - №9.- С.30.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.- 432 с.
32. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис.канд. наук. - СПб., 2001.-254-260с.
33. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - С.53-57.
34. Подольский А.И. Идобаева O.A., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессии. - СПб., 2003 .
35. Психология детства. Учебник.// Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана- СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
36. Реан А.А Психология подростка: учебник. - СПб.,2003. - 456 с.
37. Рубинштейн С. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 105с.
38. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Автореф. Дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 16 с.
39. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. Дис канд. психол. наук. - М., 2002. - 23 с.
40. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СоцИс.- 2001.- №2.-С.234-236.
41. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
42. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков - 2001. - N1. - С. 27-32.
43. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.
44. Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. - М.: Владос, 2003. - 368с .
45. Чечурина К.С.Диагностика коррекции застенчивости учащихся старших классов//Вопросы психологии.-2014. - №4- С. 24-34.
46. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2001. - №1.-С.55-57.
47. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 42-49.
48. Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. - 2000. - С. 102-116.
49. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С.32-34.
50. http: //ami.im/sbornik/MNPK-77-3. pdf
51. http://www.vevivi.ru/best/Problema-zastenchivosti-v-podrostkovom-vozraste-ref143647.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ