Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ КАМСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА «ИННОКАМ»

Работа №54655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ И МОНОГОРОДОВ
1.1. Понятие и периоды формирования моногородов
1.2 Понятие кластер и его классификация 14
1.3 Теоретические аспекты формирования инновационных проектов в кластерных организациях в моногородах на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера
«Иннокам» 21
Глава 2. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ 30
2.1 Анализ инновационных проектов кластерных организаций в моногородах 30
2.2 Основные концепции устойчивого развития моногородов 42
2.3 Методика оценки устойчивого развития моногородов 58
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МОНОГОРОДОВ 64
3.1 Активация инновационной деятельности в кластерных организациях в моногородах 64
3.2 Анализ инновационных проектов в устойчивом развитии моногородов на примере проекта системы эстафетной доставки внутри предприятий кластера 67
3.3 Рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов... 75
Заключение 85
Список использованной литературы 89


Современные монопрофильные муниципальные образования являются не только производственной площадкой, обеспечивающей своей продукцией российские и зарубежные рынки. Сегодня данные субъекты представляют собой огромную многоуровневую систему производственных, социально-экономических, административных отношений, выстраиваемых на разных пространственных уровнях. По данным Минэкономразвития России в настоящее время в Республике Татарстан насчитывается 7 моногородов. В их числе Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Однако не все моноориентированные территории по тем или иным причинам могут развиваться одинаково.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка ключевых рекомендаций для устойчивого развития моноструктурных городов Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятия, сущность, структуру и историю возникновения моногородов и кластеров;
2) проанализировать формирование инновационных проектов в кластерных организациях в моногородах;
3) проанализировать основные концепции и методики оценки устойчивого развития моногородов;
4) разработать программу активации инновационной деятельности кластерных организаций в моногородах;
5) провести социологический опрос молодежи, проживающей в моногородах Республики Татарстан для выявления уровня привлекательности монотерриторий;
6) разработать рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Характерной чертой монопрофильных городов является сужение экономических возможностей для его населения, которое вызвано недостаточным количеством предприятий на его территории, что вызывает серьезные социально-экономические проблемы. Наличие единственного градообразующего предприятия чрезвычайно ограничивает возможности данного монопоселения, обрекая его жителей на отсутствие дополнительных альтернатив, имеющихся в любом другом крупном многопрофильном городе.
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие моногорода. Монопрофильный город - некий «город-завод», предполагающий тесную связь между функционированием городского поселения и градообразующим предприятием. Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных программ.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел.
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах, показывает, что среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально-экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально-психологический климат.
Следующая по значимости проблема - экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы.
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт - их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния. Данные проблемные ситуации также характерны и для монопоселений Республики Татарстан.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении уровня привлекательности моногородов для современной молодежи. Был проведен социологический опрос. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными проблемами моногородов являются, прежде всего, низкий уровень заработной платы, безработица и отсутствие перспектив карьерного роста. Каждый третий готов решать городские проблемы совместно с муниципальной властью. Однако каждый пятый из опрошенных сам ожидает помощи от местных властей. В качестве основных мер повышения уровня привлекательности моногородов, молодежь предложила варианты «предоставление жилья на льготных основаниях», «повышение уровня заработной платы», а также «расширить базы вакансий».
Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города. В связи с этим, обобщив авторские рекомендации, можно предложить универсальные мероприятия, направленные на развитие монопрофильных поселений Республики Татарстан:
• создать территории опережающего развития на базе моногородов;
• провести диверсификацию монопрофильных муниципальных образований (поддержать действующие и создать новые производственные непрофильные виды деятельности);
• развить жилищное строительство;
• повысить инвестиционную привлекательность монопоселений, что обеспечит, в свою очередь, приток российского и иностранного капитала;
• запустить региональные программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• оказать поддержку населению с низкими доходами, уязвимой категории граждан;
• увеличить число вакансий;
• активизировать политику привлечения человеческих ресурсов в моногорода, проживающих как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами;
• повысить качество оказания медицинских услуг;
• ввести программы, направленные на повышение показателей рождаемости;
• оптимизировать региональные, способствующие увеличению числа многодетных семей;
• снизить коэффициент смертности;
• создать многофункциональные центры при моногородах;
• обеспечить эффективность регионального бюджетного планирования;
• повысить доверие между властью и бизнесом;
• информировать местное население о программах поддержки талантливой молодежи;
• создать меры противодействия коррупции;
• увеличить число образовательных, культурных учреждений и центров развития творчества (детские сады, образовательные учреждения, музыкальные школы, библиотеки и др.);
• Улучшить экологическую обстановку моногородов.
В рамках данной выпускной квалификационной работы также была предложена программа активации инновационной деятельности кластерных организаций в моногородах. Программа состоит трех очных и трех заочных этапов. Результатом реализации программы является разработка инновационных проектов кластерных организаций в моногородах и возможная их финансовая поддержка на первых этапах реализации программы.
Таким образом, своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества, эффективная работа муниципальных служащих и кластерных организаций поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.



1. Циклопедия. Определение понятия «моногород» [Электронный ресурс] //
Универсальная нейтральная энциклопедия. URL:
http://cyclowiki.org/wiki/Моногород(Дата обращения: 20.11.2015).
2. Монопрофильные города. Информация к размышлению [Электронный
ресурс] // Аналитическое агентство RWAY. URL: http://www.rway-
online.ru/(Дата обращения: 20.11.2015).
3. Нещадин А.А., Горин Н.И. Феномен города: Социально-экономический анализ. - М.: Изограф, 2001. - 239 с. - Библиогр.: С. 185.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с. - Библиогр.: С. 28.
5. Воронин И. Как будут спасать моногорода? [Электронный ресурс] //
Электронный журнал «БН-газета». URL:
http: //www.gazeta. bn.ru/articles/2009/10/21/50200.html (Дата обращения:
20.11.2015).
6. Ахметова Э.Ш. Монопромышленный город Набережные Челны и
качество жизни населения (экологический фактор). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/monopromyshlennyy-gorod-naberezhnye-chelny-i-kachestvo-zhizni-naseleniya-ekologicheskiy-faktor(Дата обращения: 02.01.2016).
7. Коновалова Т. А. Монопромышленные города стратегического значения: типы и особенности функционирования / Т. А. Коновалова // Молодой ученый, 2013. — №3. — С. 234-239.
8. Агранат Г.А. Возможности и реальности освоения Севера. Глобальные уроки. - М.: ВИНИТИ, 1992. - 190 с.
9. Инновационный план социально-экономического развития района.
Совещание главы Таштагольского района Кемеровской области [Электронный ресурс] // Сайт Администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области. URL:
http: //www.ako .ru/tashtagol/files/ 180110.htm(Дата обращения: 02.01.2016).
10. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Нижние Серги. URL:
http://urbibl.ru/Knigi/animica/goroda sred urala 14.htm (Дата обращения: 03.01.2016).
11. Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к
устойчивому развитию. URL:
https://books.google.ru/books?id=Hr3hAwAAQBAJ&pg=PA45&lpg=PA45&dа=городское+монопоселение&зоигсс=Ь1&о1з=12и7ОН0¥В&з1д=С28СибеX2Yyd77PNCOeSQdu6yo&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjY3J25i4zKAhXHjywK Hb8cCRUQ6AEIHjAB#v=onepage&q=false(Дата обращения: 02.01.2016).
12. Критерии отнесения населенных пунктов к моногородам Министерством
экономического развития [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http: //www.rg.ru/2013/12/23/mono goroda.html (Дата обращения: 04.01.2016).
13. Развитие моногородов России: монография / колл. авт. под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. - М.: Финансовый университет, 2013. - 168 с. - Библиогр.: С. 9-10.
14. Там же. С. 12.
15. Дятлова Н.А. Монофункциональное муниципальное образование как
особый тип социально экономической системы [Электронный ресурс] // Вестник КузГТУ, 2012. - №6(94). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/monofunktsionalnoe-munitsipalnoe-obrazovanie-kak-osobyy-tip-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy (Дата обращения: 07.01.2016).
16. «Инновационная Россия» - 2020, стр.115.
17. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ..-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 . стр.251.
18. E. Kutsenko, D. Meissner. Key Features of the First Phase of the National Cluster Program in Russia. HSE Research Paper No WP BRP 11/STI/2013. M.: НИУ ВШЭ, 2013.http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2253377.
19. Е. Куценко. Условия формирования эффективной коммуникации в кластере//Шумпетеровские чтения: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского университета, 2014.
20. В. Л. Абашкин, А. Д. Бояров, Е. С. Куценко. Кластерная политика в России: от теории к практике//Форсайт, Т. 6, № 3, 2012.
21. Картаева Е., Родина Н., Яковлев О. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений // Муниципальная власть. - 2003. №4. - С. 20-24.
22. Картаева Е., Родина Н., Яковлев О. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений // Муниципальная власть. - 2003. №4. - С. 20-24.
23. Бегун Т.В Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 159
24. Большой экономический словарь / под ред. А.Н, Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - 2008. - 1244 с.
25. Джейкобс М. Зеленая экономика: окружающая среда, устойчивое развитие и политика будущего. Ванкувер, 1993.
26. Дохолян А.С. Проблемы устойчивого развития экономики региона //
Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=4975 (дата обращения: 10.04.2016).
27. Кувшинов М.А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования [Текст] // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.1. - С. 86-89.
28. Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия).
Принята Европейской конференцией по устойчивому развитию больших и малых городов, Аалаборг, 1994. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.sustainable-cities.eu/upload/pdf_files/ac_russian.pdf (дата
обращения: 20.04.2016).
29. Bossel, H. Earth at a crossroads: Paths to a sustainable future.(Cambridge: Cambridge University Press, 1998) [German: Globale Wege- Wege zu einem gesellschaftlichen und okologischen Strukturwandel. Droemer-Knaur, Munich, 1998
30. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. №440. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 22.04.2016).
31. Москаленко И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: РИОР, 2011. — С. 157-160.
32. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - 427 с. - С. 422.
33. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - 427 с. - С. 426
34. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. - URL: http://politanaliz.ru/articles_695.html (дата обращения: 24.04.2016)
35. Российская кластерная обсерватория. Центры кластерного развития. - URL: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/claster_centers.php (дата обращения: 25.04.2016)
36.Черенков В.И. Информационно-коммуникационная проблема
глобализации бизнеса // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. - 2008. - № 3 (7) (4/8). - URL: http://www.m-
economy.ru/art.php3?artid=1824 (дата обращения: 25.04.2016)
37. Базовый элемент. Результаты исследования, посвященного поиску новых
моделей функционирования моногородов России. - URL: http://www.basel.ru/sectornews/basel_29_01_14/ (дата обращения:
25.04.2016)
38. Дятлова Н.А. Методическая база для оценки устойчивой безопасности
социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - №32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-baza-dlya-otsenki-
ustoychivoy-bezopasnosti-sotsialno-trudo vyh-otnosheniy-monoprofilnyh-
munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 01.05.2016)
39. Дятлова Н.А. Методическая база для оценки устойчивой безопасности
социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - №32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-baza-dlya-otsenki-
ustoychivoy-bezopasnosti-sotsialno-trudo vyh-otnosheniy-monoprofilnyh-
munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 01.05.2016)
40. Любовный, В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации / В.Я. Любовный. - М. : ЗАО «Дортранспечать», 2009. - 110 с.
41. Иванова, О.П. Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики / О.П. Иванова // ЭКО. - 2011. - С. 159-170.
42. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92628101201020112012201320142015 (дата обращения: 04.05.2016)
43. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92730000201020112012201320142015 (дата обращения: 07.05.2016)
44. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92628101201020112012201320142015 (дата обращения: 05.05.2016)
45. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92628101201020112012201320142015 (дата обращения: 05.05.2016)
46. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92644156201020112012201320142015 (дата обращения: 06.05.2016)
47. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http: //www.gks .ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92659101201020112012201320142015 (дата обращения: 06.05.2016)
48. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт
муниципального образования. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92644101201020112012201320142015 (дата обращения: 06.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ