ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ И СТАТУСА СТУДЕНТА В ГРУППЕ 6
1.1. Понятие эмпатии в психологии 6
1.2. Понятие статуса в психологии 17
Как отмечалось выше, социометрический статус относительно устойчив, это определяется многими факторами. К таким факторам относятся: 19
1.3. Студенчество как социально-психологическое явление в психологии 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ 36
2.1. Выбор методик и организация исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ И СТАТУСА СТУДЕНТА В ГРУППЕ 6
1.1. Понятие эмпатии в психологии 6
1.2. Понятие статуса в психологии 17
Как отмечалось выше, социометрический статус относительно устойчив, это определяется многими факторами. К таким факторам относятся: 19
1.3. Студенчество как социально-психологическое явление в психологии 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ 36
2.1. Выбор методик и организация исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема изучения эмпатии всегда актуальна для психологии. Как научная проблема, она включена в область проблем развития и становления личности человека, изучая ее, можно произвести качественный анализ свойств и механизмов духовно- нравственной стороны индивидуума.
Эмпатия, будучи ведущей социальной эмоцией, определяется как способность человека понимать, постигать внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать и разделять чужие чувства.
Способность к эмпатии занимает огромное значение в межличностном общении. Чем выше данная способность человека, тем больше он будет расположен к взаимодействию и будет стремится к общению.
Сформированность способности к эмпатии влияет на эффективность профессиональной деятельности специалистов, в частности психологов, педагогов, воспитателей, менеджеров, врачей. Понимание для психолога выступает как необходимый элемент в познании человека и получении информации о нем.
Положение, которое занимает человек в группе и характеризует его место в системе межличностных отношений, симпатий и антипатий, является социометрическим статусом. Он складывается на основе оценок его места и роли в данной группе и определяется с помощью социометрического метода. На данный статус оказывает влияние и эмпатия, выступая как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений.
Цель работы: изучить влияние уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
Предмет исследования: эмпатия и статусное положение студента в группе.
В качестве гипотезы нашего исследования сформулировано положение о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия эмпатии в психологии.
2. Рассмотреть содержание понятия статуса в психологии.
3. Охарактеризовать студенчество как социально-психологическое явление.
4. Провести эмпирическое исследование с целью изучения влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
5. Определить с помощью математической статистики существует ли взаимосвязь между уровнем развития эмпатии и статусом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как Т.П. Гаврилова, В.В. Полякова, В.П. Вахтерев, Г.А. Роков, К. Штарке, А.В. Петровский.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: тест на диагностику уровня развития эмпатии И.М. Юсупова, метод социометрии; статистические: количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом об эмпатии, как о важном профессиональном качестве студентов педагогов и психологов и их социометрическом статусе, то есть положении в системе межличностного общения в группе.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы педагогами и психологами в разных видах групповых работ, таких как тренинговые занятия.
Эмпирическая база исследования: факультет психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ.
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Международной научно-практической электронной конференции "НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ" и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского института К(П)ФУ (г. Елабуга, 2016).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются содержания понятий эмпатии и статуса в психологии, студенчества как социально-психологического явления. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Эмпатия, будучи ведущей социальной эмоцией, определяется как способность человека понимать, постигать внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать и разделять чужие чувства.
Способность к эмпатии занимает огромное значение в межличностном общении. Чем выше данная способность человека, тем больше он будет расположен к взаимодействию и будет стремится к общению.
Сформированность способности к эмпатии влияет на эффективность профессиональной деятельности специалистов, в частности психологов, педагогов, воспитателей, менеджеров, врачей. Понимание для психолога выступает как необходимый элемент в познании человека и получении информации о нем.
Положение, которое занимает человек в группе и характеризует его место в системе межличностных отношений, симпатий и антипатий, является социометрическим статусом. Он складывается на основе оценок его места и роли в данной группе и определяется с помощью социометрического метода. На данный статус оказывает влияние и эмпатия, выступая как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений.
Цель работы: изучить влияние уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
Предмет исследования: эмпатия и статусное положение студента в группе.
В качестве гипотезы нашего исследования сформулировано положение о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия эмпатии в психологии.
2. Рассмотреть содержание понятия статуса в психологии.
3. Охарактеризовать студенчество как социально-психологическое явление.
4. Провести эмпирическое исследование с целью изучения влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
5. Определить с помощью математической статистики существует ли взаимосвязь между уровнем развития эмпатии и статусом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как Т.П. Гаврилова, В.В. Полякова, В.П. Вахтерев, Г.А. Роков, К. Штарке, А.В. Петровский.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: тест на диагностику уровня развития эмпатии И.М. Юсупова, метод социометрии; статистические: количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом об эмпатии, как о важном профессиональном качестве студентов педагогов и психологов и их социометрическом статусе, то есть положении в системе межличностного общения в группе.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы педагогами и психологами в разных видах групповых работ, таких как тренинговые занятия.
Эмпирическая база исследования: факультет психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ.
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Международной научно-практической электронной конференции "НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ" и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского института К(П)ФУ (г. Елабуга, 2016).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются содержания понятий эмпатии и статуса в психологии, студенчества как социально-психологического явления. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблеме феномена эмпатии и его влиянии на статус студента в группе. На основании их анализа можно сделать вывод, что эмпатия - это способность человека постигать эмоциональное состояние, проникать в переживания другого человека. Соответственно эмпат - это человек с развитой способностью к эмпатии. Отмечено, что развитость эмпатии важна в профессиях типа «человек - человек». Особенность проявления этого качества у таких специалистов, в необходимости целостного познания психологических детерминант поступков человека, ведущих к нахождению эффективных способов взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности. Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический». Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус - это место (положение) субъекта в системе межличностных отношений в малой группе, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Студенчество как социально-психологическое явление можно определить как особую специфическую группу, общность людей, с определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.п., которым принадлежит определенное общественное положение, социальные роли, статус, стадия социализации и характеризуется социально психологическими особенностями.
Для выявления влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе было предпринято эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов:
- на первом этапе проводилось само исследование с помощью методов анкетирования и тестирования, а также их количественная обработка;
- на втором проводилась первичная математическая статистика в процентах, а также вторичная с использованием критерия Пирсона на выявление взаимосвязи.
- на третьем заключительном этапе производилась качественная обработка количественных показателей и оформление выводов исследования.
Результаты данного исследования показали, что уровень эмпатии и статусное положение студента в группе взаимосвязаны.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь, подтвердилась. На основании этого можно сделать вывод, что эмпатия, как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений в группе, влияет на статус, как такое явление, которое характеризует взаимные эмоциональные предпочтения и отвержения членов группы, в основе которых лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности в социометрической структуре группы.
Для выявления влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе было предпринято эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов:
- на первом этапе проводилось само исследование с помощью методов анкетирования и тестирования, а также их количественная обработка;
- на втором проводилась первичная математическая статистика в процентах, а также вторичная с использованием критерия Пирсона на выявление взаимосвязи.
- на третьем заключительном этапе производилась качественная обработка количественных показателей и оформление выводов исследования.
Результаты данного исследования показали, что уровень эмпатии и статусное положение студента в группе взаимосвязаны.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь, подтвердилась. На основании этого можно сделать вывод, что эмпатия, как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений в группе, влияет на статус, как такое явление, которое характеризует взаимные эмоциональные предпочтения и отвержения членов группы, в основе которых лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности в социометрической структуре группы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - СИЯНИЕ ЭМПАТИЙНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Влияние статусного положения подростка в группе на его самооценку (Социальная психология, Ставропольский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



