Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ

Работа №54654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ И СТАТУСА СТУДЕНТА В ГРУППЕ 6
1.1. Понятие эмпатии в психологии 6
1.2. Понятие статуса в психологии 17
Как отмечалось выше, социометрический статус относительно устойчив, это определяется многими факторами. К таким факторам относятся: 19
1.3. Студенчество как социально-психологическое явление в психологии 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ 36
2.1. Выбор методик и организация исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема изучения эмпатии всегда актуальна для психологии. Как научная проблема, она включена в область проблем развития и становления личности человека, изучая ее, можно произвести качественный анализ свойств и механизмов духовно- нравственной стороны индивидуума.
Эмпатия, будучи ведущей социальной эмоцией, определяется как способность человека понимать, постигать внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать и разделять чужие чувства.
Способность к эмпатии занимает огромное значение в межличностном общении. Чем выше данная способность человека, тем больше он будет расположен к взаимодействию и будет стремится к общению.
Сформированность способности к эмпатии влияет на эффективность профессиональной деятельности специалистов, в частности психологов, педагогов, воспитателей, менеджеров, врачей. Понимание для психолога выступает как необходимый элемент в познании человека и получении информации о нем.
Положение, которое занимает человек в группе и характеризует его место в системе межличностных отношений, симпатий и антипатий, является социометрическим статусом. Он складывается на основе оценок его места и роли в данной группе и определяется с помощью социометрического метода. На данный статус оказывает влияние и эмпатия, выступая как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений.
Цель работы: изучить влияние уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
Предмет исследования: эмпатия и статусное положение студента в группе.
В качестве гипотезы нашего исследования сформулировано положение о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия эмпатии в психологии.
2. Рассмотреть содержание понятия статуса в психологии.
3. Охарактеризовать студенчество как социально-психологическое явление.
4. Провести эмпирическое исследование с целью изучения влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе.
5. Определить с помощью математической статистики существует ли взаимосвязь между уровнем развития эмпатии и статусом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как Т.П. Гаврилова, В.В. Полякова, В.П. Вахтерев, Г.А. Роков, К. Штарке, А.В. Петровский.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: тест на диагностику уровня развития эмпатии И.М. Юсупова, метод социометрии; статистические: количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом об эмпатии, как о важном профессиональном качестве студентов педагогов и психологов и их социометрическом статусе, то есть положении в системе межличностного общения в группе.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы педагогами и психологами в разных видах групповых работ, таких как тренинговые занятия.
Эмпирическая база исследования: факультет психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ.
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Международной научно-практической электронной конференции "НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ" и на Итоговой образовательно-научной конференции студентов Елабужского института К(П)ФУ (г. Елабуга, 2016).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются содержания понятий эмпатии и статуса в психологии, студенчества как социально-психологического явления. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблеме феномена эмпатии и его влиянии на статус студента в группе. На основании их анализа можно сделать вывод, что эмпатия - это способность человека постигать эмоциональное состояние, проникать в переживания другого человека. Соответственно эмпат - это человек с развитой способностью к эмпатии. Отмечено, что развитость эмпатии важна в профессиях типа «человек - человек». Особенность проявления этого качества у таких специалистов, в необходимости целостного познания психологических детерминант поступков человека, ведущих к нахождению эффективных способов взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности. Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический». Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус - это место (положение) субъекта в системе межличностных отношений в малой группе, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Студенчество как социально-психологическое явление можно определить как особую специфическую группу, общность людей, с определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.п., которым принадлежит определенное общественное положение, социальные роли, статус, стадия социализации и характеризуется социально психологическими особенностями.
Для выявления влияния уровня развития эмпатии на статус студента в группе было предпринято эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов:
- на первом этапе проводилось само исследование с помощью методов анкетирования и тестирования, а также их количественная обработка;
- на втором проводилась первичная математическая статистика в процентах, а также вторичная с использованием критерия Пирсона на выявление взаимосвязи.
- на третьем заключительном этапе производилась качественная обработка количественных показателей и оформление выводов исследования.
Результаты данного исследования показали, что уровень эмпатии и статусное положение студента в группе взаимосвязаны.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что между уровнем развития эмпатии и статусом студента в группе существует взаимосвязь, подтвердилась. На основании этого можно сделать вывод, что эмпатия, как феномен, определяющий эмоциональный аспект межличностных отношений в группе, влияет на статус, как такое явление, которое характеризует взаимные эмоциональные предпочтения и отвержения членов группы, в основе которых лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности в социометрической структуре группы.



1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля) // Дис. канд. психол. наук. Казань, 2011. - 195 с.
2. Балабина А.Д. Рефлексивные адаптации характера и социометрический статус // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - Пермь: ПГНИУ, 2015. - №2. - С.55-64.
3. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. - М.: Изд-во интститут практической психологии, Воронеж, 1996. - 255 с.
4. Бойко В.В.,Клиценко О.А. Оценка эмпатии личности.. - СПб: «Сударыня», 2002. - 255 с.
5. Большунова Н. Я., Ульянов А. В. Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности // МНКО. - Алтай:АлтГПУ, 2014. - №6 (49). - С.223-227.
6. Бражникова А.Н., Зюзя А. А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала // Ученые записки университета Лесгафта. - Спб.: НГУ ФСЗ, 2011. - №6. - C.12-16.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
8. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности// Дис. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 172 с.
9. Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
10. Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе. - М.: Просвещение, 1987. - 169с.
11. Гурская А. С., Шляхта Д. А. Социометрический статус человека как один из диффернциирующих факторов поведения человека //
12. Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. - М.: Прогресс, 1979. - 196 с.
13. Жуланова И. В., Медведев А. М. Возрастно-психологические особенности современного студенчества // Известия ВГПУ. - Волгоград: ВГПУ, 2006. - №1. - С.50-55.
14. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1970. - 243с.
15. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Формирование понимания другого человека в процессе профессионального становления психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. - С. 128-131.
16. Козлов В. Н. Социальные проблемы студенчества // Вестник ЧелГУ. - Челябинск: ЧГ ПУ, 2009. - №14. - С.41-43.
17. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
18. Коробицин Д. В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - №5. - С.117-121.
19. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов . -М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
20. Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий.- Л.: Лениздат, 1987. - 185 с.
21. Лаверычева И. Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - Спб.: РГ ПУ, 2013. - №160. - С.65-74.
22. Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство/ Т. Липпс ; пер. с нем. с предисл. и примеч. М. А. Лихарева. - СПб.: Слово, 1910. - 84 с.
23. Лисовский В. Т. Социология молодёжи. - СПб.: Санкт- Петербургский университет, 1996. - 361 с.
24. Майерс Д. Социальная психология. - Спб.: «Питер», 2016. - 800с.
25. Мещеряков Б.,Зинченко В. Большой психологический словарь. - 253с.
26. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2004. - 320с.
27. Никишов С. Н., Осипова И. С. Психологические особенности эмпатии у студентов // КПЖ. - Казань: ФГНУ «Институт педагогики ипсихологии профессионального образования» Российской академииобразования, 2015. - №6-2. - С.59-62.
28. Никитина В.А. Социальная педагогика . - М.: МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
29. Никитина Н.Д., Федотов В..А. Духовно-нравственные ориентиры студенческой молодежи // Вестник ЧГУ. - Череповец: ЧГУ , 2012. - №4. - С.107-113.
30. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. СПб.: Питер, 2002. - 639с.
31. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев : Лыбидь, 1990. - 191 с.
32. Пашукова Т. И., Троицкая Е. А. Механизмы и функции
эмпатии // Вестник МГЛУ. - М.: МГЛУ, 2010. - №586. - С. 197-209.
33. Пашукова Т. В. Эмпатия как компонент общения.
Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, - 163 - школе, производственных коллективах): тезисы докладов II
34. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии: Учебное
пособие для студентов. - М.:Просвещение, 1987. - 447с.
35. Резник С. Д., Черниковская М. В. Становление культуры студенчества в образовательной среде высшего учебного заведения // Экономикс. - М.: «Постскриптум», 2013. - №3. - С.62-68.
36. Робер М.А., Тильман Ф.Н. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.
37. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.: «Прогресс» - «Универс», 1994. - 480 с.
38. Рубин Б.Г. , Колесиков Ю.К. Студент глазами социолога. - Ростов-на- дону: «Маприкон», 1968 . - 276с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
40. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - Майкоп: АГУ, 2010. - №1. - С.66-73.
41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: ООО «Речь»,2007.
42. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов6 учебное пособие /В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука» 2011. - 176 с.
43. Субботина Н. Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - Забайкальск: ЗабГГПУ, 2011. - №2. - С.58-67.
44. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. 1-2. - М.: Изд-во товарищества «Миръ», 1914. - 250 с.
45. Тодорова М. С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // ПНиО. - М.:Прогресс, 2014. - №5 (11). - С.94-99.
46. Троицкая Е. А. Концепция эмпатии в зарубежной психологии конца XX - начала XXI века // Вестник МГЛУ. - М.:МГЛУ, 2011. - №613.- С.52-65.
47. Фокина И. В., Соколовская О.К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе // ПНиО.
- М.:Прогресс, 2015. - №3 (15). - С.126-132.
48. Фрейд з. Остроумие и его отношение к бессознательному. - М.: Азбука, 2012. - 288 с.
49. Хлебодарова О.Б. Эмпатия в структуре ценности личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: НиО, 2015. - №2. - С.52-55
50. Хомова Н. А. Социальная ситуация развития современного студенчества // МНКО. - Алтай: АлтГПУ, 2012. - №5.- С. 176-179.
51. Черкашина А. Г. Особенности самоотношения к образу Физического я в зависимости от социометрического статуса // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Издательство научного центра РАН, 2011. - №2-3. - С.627-631.
52. Щербович В.А. Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус в группе // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: АГУ, 2005. - №4. - С.38-40.
53. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Академия, 2008. - 441с.
54. Юнг К. Психологические типы. - Спб.:Азбука, 2006. - 768с.
55. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника - Москва : Просвещение, 1966. - 292с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ