Введение
1. Теоретические и методические основы разработки стратегии развития
предприятия 7
1.1. Экономическая сущность разработки стратегии развития предприятия 7
1.2. Методические основы разработки стратегии развития предприятия 13
1.3. Риски и неопределенности при выборе стратегии 33
2. Анализ стратегии развития предприятия ООО «Газпром трансгаз
Казань» 42
2.1 Анализ производственно - экономической деятельности
предприятия 42
2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия 49
2.3 Анализ факторов внутренней среды предприятия 55
3. Совершенствование стратегии развития предприятия ООО «Газпром трансгаз
Казань» 68
3.1 Рекомендации по применению мягкого системного подхода к разработке
стратегии развития предприятия ООО «Газпром трансгаз Казань» 68
3.2 Рекомендации по совершенствованию и реализации стратегии
предприятия ООО «Газпром трансгаз Казань» 74
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Приложения
В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое перспективно обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление - это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как не существует и единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др.
Стратегический анализ положения фирмы обычно начинается, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль, представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.
Теория и практика формирования общей стратегии предприятия достаточно хорошо рассмотрены как в зарубежной, так и в российской литературе, В разработку проблем формирования стратегии организации большой вклад внесли Акофф Р., Ансофф И., Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф., Баканов М.И., Шеремет А.Д., БоугхманДж.П., Вяткин В.Н., Гурков И., Коссов В., Дракер П.Ф., Карлоф Б., Кинг У., Клиланд Д., Котлер Ф., Мерсер Д., Миркин Я.М., Монден Я., Питере Т., Санталайнен Т., Скотт С. Д., Фостер Р., Цзе К.К., Юданов А.Ю.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов и управлять ими путем рационального использования ограниченного объема ресурсов.
Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.
Актуальность данной работы выражена тем, что стратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать долгосрочную стратегию усиления своих позиций на динамично развивающихся рынках.
Целью работы является теоретическое определение и практическое применение методов разработки стратегии развития предприятия, с использованием современных методов, а также разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления ООО «Газпром трансгаз Казань».
Объектом исследования является стратегия развития ООО «Газпром трансгаз Казань», которое занимается различными видами деятельности, в том числе эксплуатация магистральных газопроводов в зоне своего обслуживания Единой системы газоснабжения Российской Федерации, эксплуатация сетей низкого давления, проектирование систем газоснабжения, капитальный и восстановительный ремонт действующих газопроводов и объектов газового хозяйства, транспортировка и поставка углеводородного сырья потребителям Российской Федерации и Республики Татарстан.
Предметом исследования является система управления предприятия ООО «Газпром трансгаз Казань».
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- проанализировать деятельность выбранного предприятия - ООО «Г азпром трансгаз Казань»;
- изучить технико-экономические показатели его деятельности;
- дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;
- рассмотреть методы совершенствования существующей стратегии развития предприятия с использованием различных методов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что стратегия развития, предложенная в данной работе, выведет предприятие на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции, улучшит экономические показатели. Данная разработка также может быть использована на аналогичных предприятиях.
Экономический эффект от предложенных мероприятий заключается в том, что при выполнении мероприятий, изложенных в предлагаемом проекте, можно с высокой степенью вероятности сделать прогноз об улучшении финансового состояния предприятия ориентировочно через 6 месяцев.
При написании выпускной квалификационной работы (ВКР) были использованы методы теоретического и практического научного исследования.
Структура ВКР определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на стратегию развития организации, ее положение на рынке и конкурентоспособность оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как «Газпром» необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.
Сегодня «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально-экономическое развитие России. Поэтому важно, вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.
Анализ структуры и деятельности ООО «Газпром трансгаз Казань» показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать государственную программу по импортозамещению, примененную по отношению к «Газпрому», проблему централизации производства и, как следствие, проблему громозскости сформировавшихся структур, а также проблему текучести кадров работников газовой отрасли (основные специальности: операторы, машинисты).
Методы управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей «Газпрома», обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Необходимо обратить внимание на тот аспект, что в отчетном году выросли управленческие затраты, в результате чего было предложено сократить их более, чем на 24%, а разницу направить на социальное развитие предприятия, на улучшение благосостояния работников. Таким образом, данное мероприятие будет иметь как экономическую, так и социальную эффективность.
В качестве возможных путей дальнейшего совершенствования системы управления «Газпром» считаю ведение систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М: Прогресс, 2004. - 180 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 416с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М: Экономика, 2004. - 350 с.
4. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ деятельности фирмы /Под ред. Л. П. Белых. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 632 с.
5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента, М.: ЮНИТИ, 2007. - 175 с.
6. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии.
- М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 160 с.
7. Виханский О. С. Стратегическое управление. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 2009. - 528 с.
8. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник для вузов. -- 2-е изд, испр. и доп. -- М.: ИНФРА-М, 2005. -- 416 с.
9. Голованова Н.Б. Точность и надежность статистического прогнозирования: учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2006. - 51 с.
10. Долбунов А. А. Маркетинговая концепция управления предприятием. //Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №2.
11. Ефимова М.Р. Статистические методы в управлении производством. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 151 с.
12. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Финпресс, 2005. - 192 с.
13. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 451 с.
14. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. - М.: АЭФП, 2005. - 246с.
15. Кинг, У., Клиланд, Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М: Прогресс, 2008. - 192 с.
16. Кирчанова Е. Формирование стратегии фирмы. - М.: Финансы, 2005. - 328с.
17. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов.
- М.: РДЛ, 2008. - 768 с.
18. Ланбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. - М.: Наука, 2005. - 589 с.
19. Липсиц И. Конкурентная стратегия фирмы //Вопросы экономики. - 2008. - №9.
20. Лукьянова М.Н. Мягкий системный подход при разработке стратегии развития муниципального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 5-4. - С. 616¬618;
21. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - С-Пб.: Питер, 2005. - 320 с.
22. Мескон М., Альберт С. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 800 с.
23. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, А.
В. Бандурин, Г.
24. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2007. - 801 с.
25. Синявина В.С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М: Экономика, 2008. - 253 с.
26. Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы //Маркетинг. - 2009. - №1. - С. 27-35.
27. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э.А. - 3-е изд., испр. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во ЭКМОС, 2007. -- 516 с.
28. Теплова Т. В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Уч. пособие. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2009. - 264 с.
29. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 576 с.
30. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 447 с.
31. https: //elibrary.ru/defaultx.asp
32. http://molum.ru/referat/sistemnyi-podhod-k-issledovaniyu-sistem-upravleniya.html
33. http://economy-ru.info/info/142400/
34. http: //www.studfiles. ru/preview/5357336/page:28/
35. http://rudiplom.ru/lectures/strategicheskoe-upravlenie/2050.html
36. https://fd.ru/articles/12601-osobennosti-razrabotki-korporativnoy-strategii
37. http: //pro goroduhta.ru/news/6667
38. http://www.gasp.ru/upload/iblock/83e/godovoy-otchet-za-2015-god.pdf
39. http://works.doklad.ru/view/AE6NHDSY NE/5.html
40. http://kgo.rcb.ru/2008/otchet/gazprom_ otchet_rus _2007.pdf
41. http: //www. topmedic. ru/dc/dc f/konven. htm
42. http://base.garant.ru/70643464/
43. http://www.gazprom.ru/f/posts/33/761787/2017.03.15 perechen 2016.pdf
44. http://innovation. gov.ru/sites/default/files/documents/2016/15708/4146.pdf
45. http://komplektatsiya.gazprom.