Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование и разработка оценочных средств самостоятельной работы студентов (на примере ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»)

Работа №54651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проектирования оценочных средств самостоятельной работы студентов в системе профессиональных образовательных организаций 8
1.1. Сущность и методологические основы формирования оценочных средств .. 8
1.2. Типы, виды, формы контроля и оценки результатов обучения 12
1.3. Методика разработки оценочных средств самостоятельной работы студентов 18
Глава 2. Разработка оценочных средств самостоятельной работы студентов (на примере ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС») 29
2.1. Краткая характеристика ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» 29
2.2. Применение дифференцированных оценочных средств текущего контроля
успеваемости студентов по экономическим дисциплинам в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» 31
2.3. Состояние проблемы в работе ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» 39
Глава 3. Рекомендации по проектированию и разработке критериально-ориентированных оценочных средств текущего контроля успеваемости студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» 43
3.1. Проектирование и разработка оценочных средств текущего контроля
успеваемости студентов в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» 43
3.2. Формирование критериально-ориентированных оценочных средств
самостоятельной работы студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» при изучении профильной дисциплины ПД.03 Экономика 62
3.3. Разработка показателей качества компетентностно-ориентированной
профессиональной подготовки специалистов в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» .. 84
Заключение 94
Список использованной литературы
Приложения

В настоящее время в системе профессиональных образовательных организаций завершается процесс перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Важнейшей характерной чертой нового стандарта является компетентностный подход к результатам обучения, фундаментальной основой которого является понятие компетенции как «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Согласно ФГОС в понятие «компетенции» входят:
• знание и понимание - теоретические знания (основные понятия,
концепции), составляющие когнитивный компонент;
• знание, как действовать - практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям (способность применять умения для успешной деятельности в определенной области), составляющих функциональный компонент;
• знание, как быть - ценностные и мотивационные ориентации как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте (способность применять личностные качества для успешной деятельности в определенной области), входящие в личностный (ценностный) компонент.
Данные аспекты существенно отличают цели и результаты обучения в новом стандарте от предыдущих его поколений. Внедрение ФГОС нового поколения с необходимостью ставит вопрос об изменении подхода к системе и средствам оценивания результатов обучения студентов в профессиональных образовательных организациях, так как используемые на практике традиционные оценочные средства, позволяют эффективно оценить уровень теоретических знаний и практических умений студентов применения их на практике, не принимая во внимание оценку латентных способностей личности обучающихся. Основным принципом проектирования технологий и средств оценивания должен стать описанный выше компетентностный подход, нацеленный на разработку и внедрение в практическую контролирующую деятельность преподавателя инновационных критериально-ориентированных оценочных средств текущей аттестации. Каждая учебная дисциплина обеспечивает формирование ряда компетенций (закреплены за ней в соответствующей графе учебного плана). Эти компетенции раскрываются на различных уровнях (например, через основные результаты обучения, дидактические единицы содержания, образовательные технологии и т. п.) в рабочей программе учебной дисциплины.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявить и обосновать новые объекты контроля, наиболее адекватно согласующиеся с изменившимися целями и задачами обучения, и определить наиболее подходящие методы их оценивания.
Объект исследования: ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС».
Предмет исследования: процесс проектирования и разработки оценочных средств самостоятельной работы студентов ФСПО ГАОУ «АГИМС» по экономическим дисциплинам.
Гипотеза исследования состоит в том, что проектирование и разработка критериально-ориентированных оценочных средств позволят обеспечивать объективность оценки латентных свойств личности.
Цель работы: проектирование и разработка критериально-ориентированных оценочных средств текущего контроля успеваемости студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС», на основании компетентностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС нового поколения.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
• выявить методологические основы формирования оценочных
средств, типы, виды, формы контроля и оценки результатов обучения;
• рассмотреть методики разработки оценочных средств самостоятельной работы студентов;
• рассмотреть основные направления образовательной деятельности ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»;
• провести анализ применения преподавателями ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» дифференцированных оценочных средств текущего контроля успеваемости студентов по экономическим дисциплинам;
• выявить проблемы в работе ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»;
• спроектировать и разработать дифференцированные компетентностно-ориентированные оценочные средства текущего контроля успеваемости студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»;
• провести анализ эффективности использования разработанных в рамках дипломного проекта критериально-ориентированных оценочных средств текущего контроля успеваемости студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»;
• выявить показатели качества компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки специалиста в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС».
Практическая значимость работы выражается в том, что апробация результатов осуществлялась через публикацию научной статьи «Особенности проектирования и разработки оценочных средств самостоятельной работы студентов в системе профессиональных образовательных организаций» в Электронном периодическом издании «Экономика и социум», а также в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут служить в качестве практического пособия как для проектирования и разработки критериально-ориентированных оценочных средств, так и для проведения самостоятельных работ студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» по профессиональному модулю ПД.03 Экономика.
Методы исследования и анализа: теоретические (анализ и синтез, дедукция), эмпирические (анкетирование, эксперимент), математические (регистрация, ранжирование) и статистические методы (вычисление средней арифметической, дисперсии, логита уровня трудности задания, логита уровня подготовленности студентов).
Источниками информации в дипломной работе послужили следующие труды отечественных и зарубежных ученых:
В. С. Аванесова, А. А. Бодалева и В. В. Столина, Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Дружинина, В. С. Кима, М. Б. Челышковой, А. Birnbaum, J. D. Brown, G. Rash.
Содержание работы: Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются методологические основы проектирования и разработки контрольно-оценочных средств текущей аттестации.
Во второй главе приводиться исследование интенсивности и эффективности применения различных способов контроля преподавателями экономических дисциплин ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС», определяются проблемы в работе профессиональной образовательной организации.
В третьей главе рассматривается поэтапный процесс проектирования дифференцированных оценочных средств текущего контроля знаний студентов по профессиональному модулю профильной дисциплины ПД.03 Экономика, детальный анализ эффективности применения разработанных критериально-ориентированных оценочных средств, показатели качества профессиональной подготовки специалистов в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования в дипломной работе было проектирование и разработка оптимальных критериально-ориентированных оценочных средств текущего контроля успеваемости студентов ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС», на основании компетентностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС нового поколения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, важнейшей составляющей компетентностно-ориентированного образовательного процесса выступает текущая аттестация обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) создаются контрольно-оценочные средства (КОС) для проведения текущего оценивания обучающихся, которые призваны обеспечивать объективность оценки качества освоения профессиональных модулей, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, с целью установления степени их адекватности условиям будущей трудовой деятельности.
2. Построение оптимальной системы оценивания результатов обучения студентов предполагает использование в качестве инструментов текущего контроля стандартизированных оценочных средств, включающих в себя как традиционные способы контроля знаний (опросники, тесты, задачи, ситуационные задания и др.), так и творческие задания (кейс-задания, описание проблемных ситуаций, сценариев деловых игр, исследовательские, конструкторские и др. задания) с обязательными критериями оценок.
3. Эффективным способом определения результатов учебной деятельности студентов является критериально-ориентированное оценивание, которое позволяет определить качество выполнения задания относительно идеального образца. Критериально-ориентированное оценивание опирается на четко сформулированные и проверяемые требования к результатам изучения учебной дисциплины. Оно позволяет сделать вывод о степени освоения обучающимся определенных компонентов подготовки (компетенций, знаний, умений и навыков и др.), заданных в требованиях к результатам обучения.
4. Альметьевский торгово-экономический техникум (ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС») - профессиональная образовательная организация в городе Альметьевск, специализирующаяся на подготовке высококвалифицированных многофункциональных специалистов для сферы торговли и обслуживания, владеющих общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. На базе факультета реализуется ОПОП по следующим экономическим специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет», «Страховое дело», «Операционная деятельность в логистике».
5. В основном 60% преподавателей ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» практикуют применение инновационных критериально-ориентированных оценочных средств самостоятельной работы студентов, направленных на стимулирование мотивации студентов к самостоятельному поиску углубленных знаний, развитие навыков моделирования и анализа проблемных ситуаций, актуальных в области профессиональной деятельности, проектирования стратегий принятия эффективных решений и способов их реализации в условиях современного состояния экономических и политических систем: ситуационные задания (60%), кейс-задания (40%), составление студентами теста (20%), деловые игры (20%).
6. В качестве наиболее эффективных способов как основного, так и дополнительного контроля преподаватели отметили следующие оценочные средства: 100% выделили практическую работу, 80% - кейс-задания, 60% - тестирование и ситуационные задания.
7. На факультете СПО ГАОУ ВО «АГИМС» созданы благоприятные условия для введения преобразований в традиционную систему оценивания уровня освоения студентами профильных дисциплин и степени сформированное профессиональных компетенций. Преподаватели заинтересованы в новшествах и проявляют инициативу по разработке и внедрению в практику инновационных критериально-ориентированных контрольно-оценочных средств, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения, используя на практике ограниченный набор контрольных мероприятий, в основном ситуационные задания, тестирование, практическая работа, творческая работа (преимущественно, реферат), по которым отсутствуют конкретизированные показатели и критерии оценивания конечного результата образовательной деятельности студентов.
8. Активное внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует проектирования принципиально новых средств оценивания его результатов, дидактической целью которых является формирование у обучающихся умений действовать в профессиональных ситуациях и способности разрешать проблемы, возникающие в процессе трудовой деятельности. Наличие уже в самом задании заранее сформулированных критериев его оценки не только обеспечивает объективность процесса проверки, но и задает студенту четкие ориентиры качественного выполнения задания.
9. Проектирование и разработка критериально-ориентированных оценочных средств должна осуществляться поэтапно (предварительный, основной,, завершающий этапы), с целью обеспечение валидности, достоверности и актуальности предоставляемых информационных ресурсов, построения оптимальной системы оценивания уровня освоения обучающимися профессиональных модулей/дисциплин, посредством разработки и внедрения набора качественных показателей и критериев оценки уровня сформированнности умений, навыков и профессиональных компетенций.
10. Условием успешности выполнения студентами заданий, используемых в качестве контрольно-оценочных средств, выступает их единообразная структура, которая должна включать следующие обязательные элементы:
• цель выполнения задания (четкая ее постановка должна способствовать пониманию студентом необходимости выполнения задания для формирования профессиональных компетенций);
• описание задания (объяснение сути выполняемого задания, его характеристика);
• критерии оценивания качества и уровня выполнения задания, выраженные в рейтинговых баллах.
11. Тестирование, в качестве оценочного средства текущего контроля, способствует эффективной оценке уровня освоения студентами теоретической базы знаний профессионального модуля/дисциплины, так как оно позволяет дать объективную оценку уровня подготовленности обучающихся, посредством анализа качественных показателей трудности и дифференцирующей способности заданий, которые также позволяют скорректировать процедуру оценивания для обеспечения пропорционального соотношения содержательных элементов тестовых бланков по степени сложности.
12. В тестологии выделяют два основных подхода к созданию теста и интерпретации результатов его выполнения: классическую теорию статистической обработки тестовых результатов и современные методы статистического анализа в методике оценивания результатов тестирования (IRT), которые позволяют преподавателю объективно оценить как уровень сформированности компетенций учащихся, так и сами тестовые задания, посредством дифференциации заданий по параметрам трудности, студентов - по уровню подготовленности к выполнению функций профессиональной деятельности.
13. Практическая работа и метод кейсов в полной мере позволяют оценить уровень сформированности профессиональных умений и компетенций, посредством активного вовлечения обучающихся в решение проблемных ситуаций, возникающих в практической профессиональной деятельности специалиста экономического профиля.
14. Качество профессиональной компетентностно-ориентированной подготовки студентов в ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС» определяется его конкурентоспособностью как специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, способного к творческому саморазвитию и самореализации, обладающего умением действовать в профессиональных ситуациях и способностью разрешать проблемы, возникающие в процессе трудовой деятельности.
15. Конкурентоспособность выпускника профессиональной образовательной организации - интегративная характеристика,
обеспечивающая выпускнику более высокий профессиональный статус и рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. Конкурентоспособность как качество личности включает в себя функционально-когнитивный, личностно-психологический и функционально-практический компоненты. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда обусловлена тремя группами факторов: конкурентоспособность профессии или специальности, конкурентоспособность профессиональной образовательной организации, конкурентоспособность профессиональной подготовки.
На основании проведенного исследования, в целях повышения эффективности процедуры проведения текущего контроля успеваемости студентов и обеспечения объективности оценивания латентных свойств личности обучающихся, преподавателям техникума были предложены рекомендации по эффективному проектированию и разработке критериально-ориентированных оценочных средств.



1. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 №834"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта профессиональных образовательных организаций по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 №33727). 37 с.
2. Научная и учебная литература
2. Аванесов, В. С. Тесты: история и теория / В. С. Аванесов // Управление школой. 1999. № 14.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2011. 688 с.
4. Байденко В.И., Джерри ван Занворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2013. 159 с.
5. Вдовина, С. А., Кунгурова, И. М. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов/ С. А. Вдовина, И.М. Кунгурова/ Человек и образование, № 2 (35) 2013. С. 108-111.
6. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
7. Звонников В.И., Челышева М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие, М., 2011. 180 с.
8. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Академия, 2014. 30 с.
9. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-педагогический институт, 2005. 216 с.
10. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в
11. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной
работы студентов: Методическое пособие. М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2012. 64 с.
12. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе: учебное пособие/ А. В. Клименко, М. Л. Несмелова, М. В. Пономарев. Издательство «Прометей», 2015. 108 с.
13. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010. 381 с.
14. Ким, В. С. Тестирование учебных достижений: монография / В. С. Ким. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2011. 214 с.
15. Колесникова, И. А., Горчакова-Сибирская, М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 288 с.
16. Кунгурова, И. М. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 26¬29.
17. Мандель, Б.Р. Технология проблемно-модульного обучения и организации самостоятельной работы студентов/ Б.Р. Мандель, 2012. 15 с.
18. Маслак, А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография / А. А. Маслак. Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2006. 333 с.
19. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ СПО при компетентностном подходе/ В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н.Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2013. 148 с.
20. Михайлова Н.С., Минин М.Г., Муратова Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб. пособие. Томск, 2010. 345 с.
21. Нестерова, Е. Е. Юрков // Тестология: Материалы секции XLI Международной филологической конференции, 26-30 марта 2012. СПб., 2012. С. 40-46.
22. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 6-е изд. М.: Школа Пресса, 2013. 512 с.
23. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты /В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 83 с.
24. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам профессиональных образовательных организаций в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Альметьевский государственный институт муниципальной службы». (Принято Ученым Советом 27.11.2015 №4). 22 с.
25. Пузанков Д.В., Кузьмин Н.Н., Шехонин А.А. и др. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза // Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика. М., 2011. 515 с.
26. Сафонова Т. Н. Критериально-ориентированное тестирование как основа организации балльно-рейтинговой системы оценки // Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции «Инновационные подходы и технологии повышения качества профессионального образования» URL:[http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye podkhody i tekhnologii/2 perspektivy i osobennosti ispolzovanija balno rejtingovoj sistemy ocenki znanij studentov/kriterialno orientirovannoe testirovanie kak osnova organizacii ballno rejtingovoj sistemy ocenki/30-1-0-235](дата обращения - 23.03.2016).
27. Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов профессиональных образовательных организаций третьего поколения: методическое пособие/ Громова Л. А., Бавина П. А., Кондрашин А. В. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 104 с.
28. Ушаков, А. Р. Адаптивное тестирование в структуре педагогического контроля / А. Р. Ушаков, М. Л. Романова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 5 (63). — 2010. — С. 87-93.
29. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструи¬
рования педагогических тестов: учебное пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2012. 432 с.
30. Чудесова, Г.Т. Роль НИРС в учебном процессе. СПб., 2009. 25 с.
31. Шапошникова, Ю.В. Использование компьютерных программ при обучении // Среднее профессиональное образование, 2005. №3. С. 14-15.
32. Шингарева, М.В. Проектирование компетентностно-ориентирован-
ных заданий по учебным дисциплинам вуза. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н М.: ФГБОУ ВПО «Московский государственный
агроинженерный университет имени В.П. Горячкина», 2012. 15 с.
33. Эльма Ю.В. // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. 2. Новые возможности в обучении. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. С. 90-103.
3. Интернет-ресурсы
34. Официальный сайт ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС». URL:
[http://agims.ru/index/0-55].
35. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: [http://www.consultant.ru]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ