Поисковое чтение как один из механизмов повышения скорости понимания текста в старших классах средней школы (на материале англоязычных художественных текстов)
Введение 4
I глава. Теоретические основы обучения чтению 8
§1.1. Чтение как вид речевой деятельности 8
§1.2. Методы обучения чтению 13
§1.3. Базовые стратегии обучения чтению 20
§1.4. Типы чтения 23
Выводы по I главе 25
II глава. Психолого-педагогические особенности формирования навыков
поискового чтения у учеников старших классов 28
§2.1. Особенности обучения чтению на старшей ступени обучения .... 28
§2.2. Требования, предъявляемые к подбору текстов, при обучении
поисковому чтению в старших классах 31
§2.3. Реализация формирования навыков поискового чтения 35
Выводы по II главе 38
III глава. Эксперимент по формированию навыков поискового чтения у
учеников старших классов на основе художественных текстов 41
§3.1. Методики, используемые в ходе эксперимента по формированию
навыков поискового чтения 41
§3.2. Ход эксперимента по формированию навыков поискового чтения
как механизма повышения скорости чтения 43
§3.3. Итоги контроля эффективности обучения по формированию
навыков поискового чтения 46
Выводы по III главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 58
Приложение 2 61
Приложение 3 66
Приложение 4 69
Приложение 5
Важным критерием образовательных учреждений в сфере международных и межкультурных коммуникаций является соответствие его выпускников международным стандартам. Важность чтения для изучения иностранного языка нельзя отрицать. Для того чтобы помочь учащимся отвечать данным стандартам на национальном и международном уровнях, необходимо развивать их навыки чтения до профессионального уровня. Совершенствование данных навыков способствует тому, что учащиеся могут использовать максимум ресурсов для приобретения знаний и информации.
Однако, по мнению студентов, а также преподавателей, освоение навыков чтения происходит естественным путем. Как результат, большинство учащихся используют поверхностный подход к чтению при выполнении тех или иных речевых и коммуникативных задач.
Одной из причин, создающих трудности в процессе чтения у учащихся, является малый объем словарного запаса. В таком случае, когда читатель не понимает значения предложений, он упускает связующие части текста. В результате наступает потеря терпения и мотивации, и учащийся недочитывает текст до конца, так как поиск значений незнакомых слов в словаре отнимает много времени. Кроме этой проблемы, также возникают трудности с пониманием синтаксической структуры длинных предложений или структурой самого текста.
Поисковое чтение позволяет избежать вышеописанных затруднений в процессе выполнения некоторых заданий к тексту, что имеет большое значение особенно для учеников, сдающих единый государственный экзамен по предмету «Английский язык» и решающих совершенствовать свой уровень владения языком, но немногие учителя в настоящее время используют в своей практике данную стратегию. Кроме того, большинство текстов, используемых для совершенствований навыков чтения, - это объявления, заметки из местных новостей, публицистические статьи, но никак не художественная литература. Все вышеизложенное и определило актуальность настоящего исследования «Поисковое чтение как один из механизмов повышения скорости понимания текста в старших классах средней школы (на материале англоязычных художественных текстов)».
Объектом исследования является процесс обучения поисковому чтению на английском языке учеников старшей школы.
Предмет исследования - методика формирования навыков поискового чтения у учеников старшей школы на уроках английского языка.
Цель данной работы заключается в проведении всестороннего анализа и обобщении существующей научно-педагогической литературы и методов формирования навыков поискового чтения с целью повышения скорости понимания англоязычных текстов на старшем этапе обучения.
В соответствии с поставленной целью формулируется гипотеза исследования: развитие навыков поискового чтения у изучающих английский язык способствует более быстрому и качественному пониманию прочитанного текста.
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
• Выявить основные компоненты процесса обучения чтению на основе изученной литературы;
• Изучить и проанализировать исследование данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
• Выявить особенности овладения навыками поискового чтения на уроках английского языка в старших классах.
• Разработать систему упражнений для формирования и развития навыков поискового чтения.
Для реализации поставленных задач нами был проведен анализ и обобщение существующих теоретических исследований по различным вопросам психологии, методики и педагогики. С целью подтверждения гипотезы мы использовали такой метод исследования, как эксперимент, проведенный с участием учеников 10 класса общеобразовательной школы, который включал в себя также анкетирование учащихся, их тестирование с целью определения имеющегося уровня владения английским языков, наблюдение за учебным процессом и статистический метод исследования.
Материал исследования. В данной работе мы рассмотрим необходимость обучения правильной стратегии чтения для того, чтобы помочь учащимся повысить скорость понимания текстов. Участниками этого исследования были ученики 10 класса Частного общеобразовательного учреждения "Христианская школа" г. Казани по адресу: ул. Карла Маркса, 15. Класс состоит из 12 человек. Эксперимент проводился в течение 8 учебных дней ежедневно по одному уроку. Каждое занятие длилось два академических часа, то есть 1 час 20 минут в целом. Материалами для формирования и развития навыков поискового чтения послужили произведения O’Henry «The last leaf», «The ethics of pig», «The exact science of matrimony» и рассказы R. Stout «Officer and lady», «Rose Orchid», «Jonathan Stannard’s secret vice» и «The pay yeoman». С целью определения уровня языковой компетенции был разработан специальный тест, а также анкета, дающая представление о степени владения учениками специальными навыками, техниками и стратегиями чтения.
Научная новизна исследования заключается в произведенном всестороннем анализе процесса чтения, а также разработанной методике формирования и совершенствования навыков поискового чтения на основе художественных текстов.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит в обобщении и систематизации мнений и взглядов всемирно известных экспертов на эту тему. Также были проанализированы фундаментальные труды известных педагогов второй половины прошлого века и разработки современных учителей, их подходов и уже имеющихся систем упражнений, позволившие получить полную картину о процессе формирования навыков чтения в старших классах.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эксперимента для формирования навыков поискового чтения на уроках иностранного языка на материале англоязычных художественных текстов, а также самостоятельной работы учеников для подготовки к сдаче экзаменов. Кроме того, данный метод может быть использован для совершенствования навыков эффективного чтения на иностранном языке у студентов и желающих повысить свое мастерство.
Структура настоящей курсовой работы обусловлена логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обозначены актуальность настоящего работы, ее теоретическая и практическая значимость и научная новизна. Кратко обозначены методы и материалы исследования.
В первой главе проведен подробный анализ научно-методической литературы по теме настоящей исследовательской работы, перечислены наиболее известные методы обучения чтению, описаны базовые стратегии и специальные виды чтения, такие как ознакомительное, поисковое, изучающее и просмотровое.
Во второй главе приведены основные психолого-педагогические особенности обучения чтению на старшей ступени и названы наиболее распространенные критерии отбора текстов, подходящих для учебного процесса.
В третьей главе описан проведенный нами эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы о том, что формирование навыков поискового чтения в старших классах способствует повышению скорости понимания текста.
В заключении представлены основные выводы, полученные нами по итогам проведенного исследования, которое подтверждает верность выдвинутой нами гипотезы.
Методика обучения чтению претерпела существенные изменения в 20 веке в результате экспериментов с новыми подходами к образованию в целом. В начале 20-го века, личные интересы и потребности в этом процессе игнорировались. В конце 1920-х и 1930-х годов произошло смещение акцентов на индивидуальные потребности детей в обучении. До 1960-х и 1970-х годов этот вопрос оставался на периферии внимания методистов. Гудман и другие предложили новый взгляд на чтение как на психолингвистический процесс, в котором чтение рассматривается как процесс взаимодействия языка и мышления [Goodman, 1977].
Сейчас все больше обретает популярность мнение о языке как процессе коммуникации, и современный мир принял коммуникативные методики преподавания языка, где студенты принимают более активное участие в классных мероприятиях, чем учителя [Raimes, 1983: 546].
Теперь учащиеся считаются субъектами классных мероприятий. Они активно учатся задавать соответствующие вопросы и обмениваться знаниями. Значение подходов к обучению чтению также подверглось изменению, что привело к изменениям в отношении методов обучения.
Практика показывает, что работа над аутентичными текстами не только положительно воздействует на эмоциональную сферу личности школьника, но и решает сугубо прагматические задачи: ведёт к активизации и обогащению словарного запаса учащихся, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.
Однако при чтении аутентичного текста школьники не всегда понимают значения многих слов, словосочетаний и вынуждены часто обращаться к словарю, что делает чтение утомительным и неинтересным. Поэтому необходимо подбирать тексты, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся, тем самым способствуя обогащению их знаний. Но не только учет возрастных особенностей и интересов помогают лучше понять иностранный текст. Немаловажно подобрать такую систему упражнений, которая поможет не только проверить новые знания, но и лучше их усвоить.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.
При поисковом чтении важно найти искомую информацию. Иногда с этой целью определяется проблема, анализируемая в тексте, отношение автора к этой проблеме, его подход к ней. В других случаях происходит знакомство с содержанием текста, оценка информации, заключенной в нем, выделение основной мысли автора, его позиции и др. Степень понимания текста может быть при этом неполной, а скорость чтения достигает значительных величин. Именно при поисковом чтении появляется необходимость в скоростном, или динамическом чтении, когда средняя скорость чтения увеличивается в два или три раза.
Проведенный нами эксперимент показал, что вовлеченность учеников в процесс формирования данного навыка с опорой на принцип сознательности в обучении и участии учащегося как субъекта процесса обучения способствуют получению больших результатов и обеспечивает мотивацию и заинтересованность школьников старших классов к достижению успехов в учебе как в целом, так и в конкретном виде речевой деятельности на иностранном языке.
1. Андреев, О.А. Учитесь быстро читать / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - М.: Просвещение, 1991. - С. 20-22, 66-70.
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова [и др.]. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
3. Горлова, Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков / Н.А. Горлова. - М.: МГПУ, 2010. - 248 с.
4. Дмитренко, Т.А. Методика преподавания английского языка в ВУЗе / Т.А. Дмитриенко. - М.: МЭЛИ, 2009. - 92 с.
5. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
6. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 / Е.Е. Клековкина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2008. - С.18-45.
7. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко [и др.]. - М.: Вышейшая школа, 2004. - 528 с.
8. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 2007. - С. 55.
9. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. - 640 с.
10. Протасова, Е.Ю. Методика обучения дошкольников
иностранному языку / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. - М.: Владос, 2010. - 210 с.
11. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания
результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2007. - 176 с.
12. Салтовская, Г.М. Приёмы обучения различным видам чтения // Иностранные языки в школе / Г.М. Салтовская. - 2005. - №4. - С .10-16.
13. Синельников, А.П. Психология обучения иностранным языкам / А.П. Синельников. - Харьков: Основа, 2009. - 128 с.
14. Соловова, Е.Н. «Развитие и контроль коммуникативных умений:
традиции и перспективы»: лекции 5-8 / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков. - М.: Педагогический университет « Первое
сентября», 2010. - С.14-19.
15. Тевелевич, А.М. Концепция язык как целое в методике обучения иностранным языкам и ее сопоставление с коммуникативным методом / А.М. Тевелевич. - Омск.: Вестник Омского университета, 2015. - С.181-183.
16. Barden, O. From "acting reading" to reading for acting: A case study of the transformational power of reading. Journal of Adolescent and Adult Literacy, 2009, 53 - pp. 293-302.
17. Bean, T.W, Harper, H.J. Exploring notions of freedom in and through young adult literature. Journal of Adolescent and Adult Literacy, 2006, 50 - pp. 96-104.
18. Cambria, J., Guthrie, J.T. Motivating and engaging students in reading The NERA Journal, 2010, Volume 46 (1) - pp.16-28.
19. Day,R.R. Selecting a Passage for the EFL Reading Class, Forum 32, 1994. - p. 20.
20. Ehri, L.C. Grapheme-phoneme knowledge is essential for learning to read words in English. In J.L. Metsala & L.C. Ehri (Eds.), Word recognition in beginning literacy, Mahwah, NJ: Erlbaum. 1998. - pp. 3-40.
21. Flavell, J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 1979, 34 - pp. 906-911.
22. Fox, G. Text Selection and the Role It Plays in Motivation. The Lallguage Teacher, 1989, №10 - pp. 8-10.
23. Gebhard, J. Relevancy, Authenticity, Comprehensibility and
Selection of EFL Materials. PASAA, 1989, №19 - pp.87-90.
24. Goodman, K.S. Reading: A Psycholinguistic Guessing Game. Journal of the Reading Specialist, May 1967, Vol. 6:4 - pp. 126-135.
25. Gough, P.B., Hillinger, M.I. Learning To read: An Unnatural act. Bulletin Of the Orton Dyslexia Society, 1980, 30 - pp. 179-196.
26. Gray, E. Why Teachers Should Develop Their Own Materials. TESL Talk, 1988, 18 - pp.82-88.
27. Gray, E.S. The importance of visibility: Students' and teachers' criteria for selecting African American literature. The Reading Teacher, 2009, 62 - pp. 472-481.
28. Greenwood, J. Class Readers. Hongkong: Oxford University Press, 1998.
29. Grellet, F. Developing Readillg Skills: A Practical Guide to Readillg Comprehellsioll Exercises, New York: Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
30. Guthrie, J.T (Ed.). Engaging adolescents in reading. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2008.
31. Juel, C., Griffith, P. L., Gough, P. B. Reading and spelling strategies of first grade children. In J. A. Niles & R. Lalik (Eds.), Issues in literacy: A research perspective. Rochester, NY: National Reading Conference, 1985 - pp. 306-309.
32. Melvin, B., Stout, D. Motivating Language Learners through Authentic Materials. Ill1eraclive Language Teaching, ed. Wilga Rivers. New York: Cambridge University Press, 1987 -pp.44-56.
33. Murphy, P.K., Wilkinson, I.A.G., Soter, A.O., Hennessey, M.N., 6c Alexander, J.F. Examining the effects of classroom discussion on students' comprehension of text: A meta-analysis. Journal of Educational Psychology, 2002, 101 - pp.740-764.
34.O'Brien, D.G., Dillon, D.R. The role of motivation in engaged reading of adolescents. K.A. Hinchman, H.K. Sheridan-Thomas (Eds.), Best practices in adolescent literacy instruction. New York: Guilford Press, 2008 - pp. 78-98.
35.O’Malley, J. M., & Chamot, A. U. Learning strategies in second language acquisition. New York: Cambridge University Press, 1990 _ pp. 144-145.
36. Rahman, H. An evaluation of the teaching reading skills of English in Bangladesh. Bangladesh: Department of English University of Rajshahi Press, 2007.
37. Raimes, A. Tradition and revolution in ESL teaching. TESOL Quarterly, 1983, 17, 4 - pp. 535- 53.
38. Rayner, K., Garrod, S., & Perfetti, C. A. Discourse influences during parsing are delayed. Cognition, 1992, 45 - pp. 109-139.
39. Rayner, K., McConkie, G. W., Ehrlich, S. F. Eye movements and integrating information across fixations. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1978, 4 - pp. 529¬544
40.Santa, C.M. A vision for adolescent literacy: Ours or theirs? Journal of Adolescent and Adult Literacy, 2006, 49 - pp. 466-476.
41.Schunk, D.H. Self-efficacy for reading and writing: Influence of modeling, goal setting, and selfevaluation. Reading & Writing Quarterly: Overcoming Learning Difficulties, 2003, 19 - pp. 159¬172.
42. Wenden, A. Learner strategies for learner autonomy: Planning and implementing learner training for language learners. New York: Prentice Hall, 1991 - pp.299.
43. Wentzel, K.R., Sc Wigfield, A. (Eds.). Handbook of motivation at school. New York: Routledge, 2009.
44. Williams, E. Reading in the Language Classroom. Malaysia: Modern English Publications, 1996.
Словари
45. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
46. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / Колесникова И.Л. - СПБ.: БЛИЦ, 2001. - С.39-52.
Электронные ресурсы
47. Миронова, В.Е. Специфика обучения поисковому виду чтения текстов профессиональной направленности на иностранном языке студентов неязыкового ВУЗа [Электронный ресурс] / В.Е. Миронов, Р.М. Даниленко. - Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (24): в 2-х ч. - 4.I. - C. 139-143. - ISSN 1997-2911. - Режим доступа: http://www. gramota.net/materials/2/2013/6-1/37.html(20.02.2017).
48. Beale, A.M. 2007. “Success Skills: Strategies for Study and LifeLong Learning” 3rd Edition. Published by Thomson/Cengage - Режим доступа:http: //www.corestandards. org/ELA-Literacy/RF/1/(20.02.2017).
49. DaLie, S.O Students becoming real readers: Literature circles in
High School English classes. [Электронный ресурс] Los Angeles. Granht High School, 2001. - pp.84-99. - Режим доступа:
https://secure.ncte.org/library/NCTEFiles/Resources/Books/Sample/51868chap07.pdf(13.05.2017).
50. ESL Teaching Tips for Reading: How To Choose A Reading
Assignment. - Режим доступа:
http://www.reachtoteachrecruiting.com/blog/esl-teaching-tips-reading-choosin-a-reading-assignment/(16.05.2017).
51. Frith, U. Beneath the surface of developmental dyslexia. In K. E.
Patterson, J. C. Marshall & M, 1985 - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/utafrith/publications-1/reading-- spelling-and-dyslexia Spiegel, M. & Sunderla/ (20.02.2017).
52. Hermida, J. The Importance of Teaching Academic Reading Skills in First-Year University Courses Algoma University, Canada - Режим доступа:http://www.mansfield.edu/fye/upload/Academic-Reading-Skills.pdf (07.01.20177).
53. How can I help older students improve with reading comprehension? - Режим доступа:http://www.readingrockets.org/faqs/how-can-i-help-older-students-improve-reading-comprehension (12.05.2017).
54. Phonics. - Режим доступа:https://en.wikipedia.org/wiki/Phonics/(22.02.2017).
55.Skimmimg and scanning. - Режим доступа:
https: //www.aacc.edu/tutoring/file/skimming.pdf(14.01.2017).
56. Tercanlioglu, L. (2004). Postgraduate students’ use of reading strategies in L1 and ESL contexts: Link to success. International Education Journal, 5/4. Retrieved on August 17, 2006. - Режим доступа http://ehlt.flinders.eduau/education/iej/articles/v5n4/tercanlioglu/paper.pdf(21.02.2017).
57. The reading: understanding the process of building strong literacy
skills. - Режим доступа:
http: //athome.readinghorizons .com/reading-academy/reading-pyramid/ (18.02.2017).