Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей жанра повести в литературоведении 7
1.1. Проблемы определения повести в литературоведении 7
1.2. Типология повести и проблематика разных типов повести 14
Глава 2. Анализ художественных особенностей повести Н.А. Дуровой «Угол» 27
2.1. Обращение Н.А. Дуровой к жанру повести 27
2.2. Проблематика и система образов в повести Н.А. Дуровой «Угол».. 35
2.3. Черты повести в произведении Н. Дуровой «Угол» 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования. О творчестве Н.А. Дуровой современники отзывались с восхищением. Однако сейчас о писательнице мало кто знает, из произведений Н.А. Дуровой вспоминают в основном «Записки кавалерист-девицы». Несмотря на это Дурова-писательница была создателем нескольких романов, ряда рассказов и повестей. Творчество Н.А. Дуровой, несомненно, является значительным достоянием русской литературы тридцатых годов XIX века.
Н.А. Дурова была одной из видных писательниц первой трети XIX века. Она внесла большой вклад в развитие прозы названного периода. Н.А. Дурова написала огромное количество повестей, в которых говорится о мирной жизни, однако многие её современники надеялись увидеть в произведениях писательницы картины военных действий. На материале современной жизни Н.А. Дурова написала достаточно много прозаических произведение, среди которых: психологическая готическая повесть «Павильон», светская повесть «Угол», «женская» повесть «Игра судьбы, или Противозаконная любовь», сентиментальная повесть «Граф Мавриций», новелла «Оборотень», автобиографическая повесть «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения» и т.д. В творчестве писательницы есть и исторические повести, а также повести, основанные на фольклорно-исторической основе: историческая повесть «Нурмека», легенда «Серный ключ» и др. Есть у Н. Дуровой и повести фантастические: «Ярчук. Собака- духовидец». Так, в творчестве писательницы мы можем наблюдать огромное количество разных типов повестей.
Н. Дурова навсегда отказалась от писательской деятельности в 1840 году, после чего не написала не строчки. Она объясняла это тем, что не может писать как раньше, «а с чем-нибудь явиться в свет не хочется»
В дипломном исследовании мы решили обратиться к светской повести «Угол», в которой изображена судьба двух влюбленных, которые вопреки желанию «света», пренебрегли всем ради того чтобы быть вместе.
Конечно же, творчество Н.А. Дуровой интересовало не только ее современников. Однако исследователи анализировали творчество писательницы в целом, не углубляясь в жанровые особенности отдельных произведений. Примерно такая же ситуация с повестью «Угол». Исследователи рассматривают отдельные аспекты произведения, не акцентируя внимание на особенностях жанра. Таким образом, выбранная тема дипломной работы является актуальной.
Объектом исследования является повесть Н.А. Дуровой «Угол».
Предмет исследования - жанровые особенности повести Н.А. Дуровой «Угол».
Цель дипломного исследования - проанализировать повесть Н.А. Дуровой «Угол», выявить жанровые особенности данного произведения.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть определение «повесть»;
2. Изучить типы повести и их проблематику;
3. Проанализировать светскую повесть «Угол» Н.А. Дуровой;
4. Выявить черты светской повести в произведении Н. Дуровой «Угол».
Степень изученности темы. К сожалению, изучению творчества Н. Дуровой, посвящено крайне мало работ. Для данного исследования важную роль сыграли работы, в которых так или иначе затронута судьба писательницы. Так, например, в книге «Надежда Дурова. Русская амазонка», говориться о сложной жизни писательницы. Высокую оценку таланту Н. Дуровой дали А.С. Пушкин и В. Г. Белинский. А.И. Бегунова в своей книге задается вопросом, в чем тайна Надежды Дуровой: «В чем ее тайна - в простой попытке эмансипации, предвосхищающей дела феминисток? Или
это желание подвига во имя спасения Отечества, неподвластное различиям пола и возраста?».
Интересна и книга «Надежда Дурова», в которую вошли работы Д. Дмитриева «Кавалерист-девица» и Л. Чарской «Смелая жизнь», повествующие об удивительной судьбе Надежды Андреевны Дуровой - первой в русской армии женщине-офицере, писательнице, участнице Отечественной войны 1812 года, совершившей немало подвигов в самоотверженном служении Родине.
Особый интерес для нашего исследования представляли отзывы критика-современника Н. Дуровой - В.Г. Белинского. В книге «Полное собрание сочинений» В.Г. Белинского есть несколько критических отзывов на произведения Н. Дуровой.
Для исследования представляет интерес работы по истории русской повести, среди них: «Историческая поэтика русской классической повести» В.М. Головко, «Из истории русской повести» Ф.З. Кануновой, «Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование» В.В. Виноградова и др. Также значима для выпускной квалификационной работы и коллективная монография, написанная специалистами-литературоведами, «Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра», в которой прослеживается блистательный путь русской повести. В монографии обобщен большой материал, охватывающий развитие повести в творчестве не только классиков, но и многих малоизвестных писателей, заслуживающих внимания. Рассматриваются идейные и художественные особенности эволюции жанра, показано, как в связи с изменениями в общественной жизни и с новаторскими художественными исканиями в повестях воплощались образы героев, постоянно выдвигались новые острые проблемы, совершенствовалось искусство сюжета и композиции.
Эмпирическая база. Была проанализирована повесть Н. Дуровой «Угол». В ходе анализа были привлечены дневниковые записи, письма, а также воспоминания современников.
Метод исследования: в работе используется комплексный подход, состоящий из сочетания историко-генетического и типологического методов исследования.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Н.М. Дуровой, а также в вузовском и школьном преподавании литературы XIX века.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе говорится о понятии повесть. В ней описаны основные типы повести, а также показаны характерные черты каждого из рассмотренных типов.
Вторая глава непосредственно посвящена творчеству Н.А. Дуровой. В ней проанализирована повесть «Угол».
В заключении сделаны выводы.
В выпускном квалификационном исследовании был рассмотрен жанр повести. Было выяснено, что повесть является одной из жанровых разновидностей средней эпической формы. Кроме того были выделены основные характерные черты повести. Назовем те, которые выделяют практически все авторы:
- небольшой объем (по объему повесть находится между рассказом и романом);
- в произведении изображено небольшое количество событий (одно или несколько);
- четко выражен конфликт;
- краткость изложения;
- главный герой противостоим обществу, он резко выделяется из среды персонажей;
- акцент делается только на одну доминирующую черту характера героя;
- в произведении поднята только одна проблема и, соответственно, это рождает единство построения;
- ограниченное количество персонажей;
- полнота и законченность повествования и т.д.
Кроме того в работе был сделан вывод, что типологический подход к изучению жанровых особенностей повести позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи.
В практической части акцент был сделан на творчество Н. Дуровой, яркой и незаурядной личности, о литературном таланте которой сегодня практически не упоминается. Н. Дурова в своем творчестве практически всегда обращается к повести. Повесть - любимый жанр писательницы. Стоит
отметить, что к этому жанру прибегали практически все литературные деятели XIX века.
В исследовании нами была проанализирована повесть «Угол». «Угол» - светская повесть, написанная одной из последних. Она не настолько яркая, как повести предыдущих лет, однако в ней, на наш взгляд, отразились наиболее существенные черты такого типа повести, как повесть светская.
В повести «Угол» показана жизнь большого света. В ней автор проявил интерес к темам социальным и этическим. В творчестве Н. Дуровой повесть «Угол» предельно приблизилась к реалистической манере письма и психологизму.
Стиль повести сочетает в себе романтические приёмы в описании пейзажа, изображении внешнего портрета персонажей в сочетании с конкретными реалиями окружающей его жизни. К общим достоинствам светской повести «Угол» необходимо отнести живость изображения.
Вопрос о жанровых особенностях повести «Угол» является перспективным для дальнейшего изучения, что позволит более глубоко изучить творчество Н. А. Дуровой.
1. Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. - М.: АСТ, 2016. - 384 с.
2. Дурова Н.А. Угол. - СПб.: Тип. Штаба отд. корпуса вн. Стражи, 1840. — 268 с.
Литература:
3. Афанасьев В.В. Вступительная статья / Дурова Н. А., Избранное. - М.: Советская Россия, 1984. - 478 с.
4. Баевский В. Тридцать лекций о Золотом веке русской литературы. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. - 389 с.
5. Бегунова А.И. Надежда Дурова. Русская амазонка. - СПб.: Вече, 2013. - 224 с.
6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М.: Академия наук СССР, 1953. - Т. 1. - С. 284-372.
7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М.: Академия наук СССР, 1953. - Т. 3. - 517 с.
8. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М.: Академия наук СССР, 1954. - Т.4. - 416 с.
9. Библиотека для чтения. - М., 1837. - Т. 23. - С. 29.
10. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М.: Просвещение, 1980. - Т.5. - 476 с.
11. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. - М.: АН СССР, 1963. - С. 145-231.
12. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. - М.: Флинта, 2016. - 312 с.
13. Дмитриев Д., Чарская Л. Надежда Дурова. - М.: Книговек, 2015. -
496 с.
14. Ивыгина А.А., Галиева Э.Ю. Топонимы как языковые репрезентанты открытого пространства в мемуарной прозе Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы». - Тамбов: Грамота, 2014. - № 7 (37): в 2-х ч. - Ч. II. - C. 82-84.
15. Ивыгина А.А. Категория пространства и способы ее образной экспликации в текстовом поле Н. А. Дуровой (на материале мемуаров «Записки кавалерист-девицы»): автореф. дисс. ... к. филол. н. - Елабуга: Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2012. - 23 с.
16. Ивыгина А.А. Топонимы Москва и Петербург как ключевые
маркеры категории пространства в мемуарной прозе Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //online. rae. ru/931
17. Канунова Ф.З. Из истории русской повести. - Томск: Изд-во Томского Университета, 1967. - 217 с.
18. Капнист-Скалон С.В. Воспоминания // Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX века / сост., авт. вступ.ст. и коммент. Моисеева Г.Н. - М.:Современник,1990. - С.281-338.
19. Кожинов В. Повесть // Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2015. - С. 271-272.
20. Кутипов Р.А. Образ Петербурга в автобиографической прозе Н.
Дуровой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-
histconf2011.livejournal.com/3048.html
21. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М.: Эксмо, 2001. -1600 с.
22. Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство, 1997. - 346 с.
23. Мейлах Б.С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - 566 с.
24. Немзер А. Истории села Горюхина. Названы пять «повестей года» // Время новостей. - 2003. - №9. - С. 5-6.
25. Новелла / Английский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/novella
26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.ru/default.aspx?p=244
27. Петровский М. Повесть // Словарь литературных терминов: В 2 т. - М.: АСТ. - Т. 2. - С. 596 - 603.
28. Повесть / Словарь литературных терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr32.html
29. Погодин М.П. Копия. - Л.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина. - Ф. 231. - Р.3. - П. 8. - №58.
30. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко. - М.: АСТ, 2008. - 358 с.
31. Приказчикова Е.Е. Записки кавалерист-девицы. Н.А.Дурова и военная мемуарная литература I-й половины XIX века: дис. ... канд.филол. наук.-Екатеринбург, 1995. - 214 с.
32. Плетнев П.А. Сочинения и переписка. - СПБ., 1885. - Т. II. - С. 267-268.
33. Рогачевский А.Б. «Кавалерист-девица» Н.А. Дуровой и
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина: право рассказчика // Филологические науки.-1993.- № 4. - С.23-31.
34. Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем. Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. - СПб.: Новое литературное обозрение, 2007. - 416 с.
35. Савкина И.Л. «Пишу себя»: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины Х!Х века. -Tampore: University of Tampere, 2001. - 360 c.
36. Сидяков Л.С. Русская критика 20-30-х годов о жанре повести / О жанре повести в 20-30-е годы XIX в. - Латвия: Уч. зап. Латв. гос. унив., 1963. - 402 с.
37. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). - СПб.: 2е Отд. Имп. Акад. наук, 1903. - 376 с.
38. Смиренский Б.В. Вступительная статья / Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1979. - С. 3-22.
39. Снегирев И.М. Дневник. - М.: Просвещение, 1904. - Т.1. - С. 243-244.
40. Современник. - СПб.,1836. - Т. II. - С. 21-53.
41. Сушков Н.В. Автограф. - Л.: Рукоп. отд. Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина. - Ф.297. - П. 1356. - Ед. II.
42. Тамарченко Н.Д. Повесть // Литературоведческие термины (материалы к словарю). - С. 30-32.
43. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-
составитель Н. Д. Тамарченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr32. html
44. Чарская Л.А. Смелая жизнь: подвиги загадочного героя:
историческая повесть. - М.:Дет.лит.,1991. -240 с.
45. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра. - Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. - 181 с.