ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ «ОБРАЗЕ СЕМЬИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Исследования отечественных педагогов по проблеме формирования
представлений об образе семьи в дошкольном возрасте 7
1.2 Семья, её функции и роль в формировании личности ребенка 11
1.3 Формы и методы работы с дошкольниками по формированию
представлений об «образе семьи» 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ОБ ОБРАЗЕ СЕМЬИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Степень сформированности представлений об «образе семьи» у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2 Проведение работы по формированию представлений об «образе семьи» у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ «ОБРАЗЕ СЕМЬИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Исследования отечественных педагогов по проблеме формирования
представлений об образе семьи в дошкольном возрасте 7
1.2 Семья, её функции и роль в формировании личности ребенка 11
1.3 Формы и методы работы с дошкольниками по формированию
представлений об «образе семьи» 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ОБ ОБРАЗЕ СЕМЬИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Степень сформированности представлений об «образе семьи» у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2 Проведение работы по формированию представлений об «образе семьи» у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами. социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Методика ознакомления дошкольников с семьей предназначена для реализации в государственных или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, которые посещают дети, живущие в семьях, а не в детских домах.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
В ряде исследований С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Э.К. Васильевой, предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детскородительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные программы. Однако сегодня семья и детский сад во многом действуют, автономно не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать формы и методы работы с детьми по формированию представлений об образе семьи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений об образе семьи.
Предмет исследования: формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об образе семьи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования представлений об образе семьи будет успешным, если:
1) определено понятие «образ семьи»;
2) выявлены уровни и критерии сформированности представлений об «образе семьи»;
3) реализуются различные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об «образе семьи».
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 5-6 лет;
3. Разработать и экспериментально апробировать план эксперимента по формированию представлений о семье у детей старшей возрастной группы детского сада.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической, методической литературы с целью выявления степени разработанности проблемы и путей её дальнейшего решения;
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, опрос воспитанников и родителей, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности детей);
3. Констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологической основой исследования являются: психологические и педагогические теории о семье как базовой культурной ценности, о роли родительской семьи в формировании у ребенка установок на свою собственную семью.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами дошкольных образовательных учреждений предложенных форм и методов работы с детьми по формированию представлении об «образе семьи».
База исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ №87 «Золушка» города Набережные Челны.
В экспериментальной работе приняло участие 25 детей старшей возрастной группы.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Методика ознакомления дошкольников с семьей предназначена для реализации в государственных или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, которые посещают дети, живущие в семьях, а не в детских домах.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
В ряде исследований С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Э.К. Васильевой, предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детскородительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные программы. Однако сегодня семья и детский сад во многом действуют, автономно не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать формы и методы работы с детьми по формированию представлений об образе семьи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений об образе семьи.
Предмет исследования: формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об образе семьи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования представлений об образе семьи будет успешным, если:
1) определено понятие «образ семьи»;
2) выявлены уровни и критерии сформированности представлений об «образе семьи»;
3) реализуются различные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об «образе семьи».
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 5-6 лет;
3. Разработать и экспериментально апробировать план эксперимента по формированию представлений о семье у детей старшей возрастной группы детского сада.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической, методической литературы с целью выявления степени разработанности проблемы и путей её дальнейшего решения;
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, опрос воспитанников и родителей, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности детей);
3. Констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологической основой исследования являются: психологические и педагогические теории о семье как базовой культурной ценности, о роли родительской семьи в формировании у ребенка установок на свою собственную семью.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами дошкольных образовательных учреждений предложенных форм и методов работы с детьми по формированию представлении об «образе семьи».
База исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ №87 «Золушка» города Набережные Челны.
В экспериментальной работе приняло участие 25 детей старшей возрастной группы.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью написания дипломной работы послужила актуальная проблема формирования адекватных представлений об «образе семьи» детей старшего дошкольного возраста. Семья своими традиционными ценностями в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Повлиять на становление положительного «образа семьи» у детей можно общими усилиями детского сада и семьи. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Из выдвинутой гипотезе, нами было определено понятие «образа семьи». «Образ семьи» - своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишин); были выявлены следующие критерии, составленные по методике С.А. Козловой и уровни сформированности представления «об образе семьи» у детей старшего дошкольного возраст. В процессе экспериментальной работы использовались различные формы работы с детьми: наблюдение за детьми в игровой деятельности, изучение продуктов деятельности детей, беседа с детьми, опрос детей. Теоретически и экспериментально проверены формы и методы работы с детьми, способствующие формированию «образа семьи». Вопросы, задаваемые в ходе беседы, способствовали формированию у детей представлений о возрастных различиях родственников. Проведение НОД расширило представления об особенностях взаимоотношений в семье. Также на формирующем эксперименте посредством проведенных сюжетно - ролевых игр, дети повторно познакомились с деятельностью взрослых и взаимоотношениями между ними в семье. Вовремя сюжетно - ролевых игр дети поочередно брали на себя роли членов семьи. Научились проектировать возможные социальные ситуации, а также способы своего поведения в них.
По результатам проведенной работы с детьми, можно сделать следующие выводы:
Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Из этого можно сделать вывод, что после проведенной работы у детей старшей дошкольной группы повысился уровень сформированности представлений об «образе семьи».
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленные задачи реализованы.
Из выдвинутой гипотезе, нами было определено понятие «образа семьи». «Образ семьи» - своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишин); были выявлены следующие критерии, составленные по методике С.А. Козловой и уровни сформированности представления «об образе семьи» у детей старшего дошкольного возраст. В процессе экспериментальной работы использовались различные формы работы с детьми: наблюдение за детьми в игровой деятельности, изучение продуктов деятельности детей, беседа с детьми, опрос детей. Теоретически и экспериментально проверены формы и методы работы с детьми, способствующие формированию «образа семьи». Вопросы, задаваемые в ходе беседы, способствовали формированию у детей представлений о возрастных различиях родственников. Проведение НОД расширило представления об особенностях взаимоотношений в семье. Также на формирующем эксперименте посредством проведенных сюжетно - ролевых игр, дети повторно познакомились с деятельностью взрослых и взаимоотношениями между ними в семье. Вовремя сюжетно - ролевых игр дети поочередно брали на себя роли членов семьи. Научились проектировать возможные социальные ситуации, а также способы своего поведения в них.
По результатам проведенной работы с детьми, можно сделать следующие выводы:
Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Из этого можно сделать вывод, что после проведенной работы у детей старшей дошкольной группы повысился уровень сформированности представлений об «образе семьи».
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленные задачи реализованы.
Подобные работы
- Детское экспериментирование как средство формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста (Калужский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ СУРГУТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



