Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Автопортреты Сальвадора Дали в культурно-историческом опыте сюрреализма

Работа №54629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Историко-культурное значение автопортрета 14
1.1. Автопортрет: история развития жанра 14
1.2. Место автопортрета в художественной культуре модерна 21
1.3. Многоликость автопортрета в культуре сюрреализма 27
Глава II. Автопортреты Сальвадора Дали как отражение сюрреалистической реальности 34
2.1. «Сюрреализм - это Я!». Творческая биография Сальвадора Дали 34
2.2. Самопрезентация Сальвадора Дали как сюрреалистический вызов культуре 42
2.3. Соотношение вербального и визуального в автопортретах Сальвадора Дали 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложение


Актуальность исследования. Сюрреализм и его представители с самого своего появления вызывали повышенный интерес. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки. Представители сюрреализма стремились, уничтожив логику и границы между реальностью и фантазией, создать новый прекрасный мир, построенный на свободной игре ассоциаций и образов из подсознания. Центральное место в культуре сюрреализма занимала фигура Сальвадора Дали. Великий мистификатор и гений Сальвадор Дали, чье имя стало синонимом сюрреализма - направления в культуре и искусстве ХХ в., являлся и является до сих пор непостижимой творческой личностью.
В настоящее время творчество художника воспринимается как постоянная провокация. Даже теперь, когда он признан одной из крупнейших фигур современного искусства, стоящей вровень с такими великими художниками, как Пикассо, Матисс, Дюшан, даже несмотря на то, что он сумел покорить публику и завоевать ее расположение, произведения Дали продолжают шокировать зрителей. И многие при взгляде на его картины торопятся вскричать: « Это безумие!».
Известный каталонец воспроизвел в реальности свою вселенную гения в виде театра-музея в Фигерасе, который в последствие стал его склепом. Сальвадор Дали заявил, что он собственноручно воздвиг себе памятник в виде литературного дневника. Результат безграничной любви к самому себе он демонстрировал на живописных автопортретах, на которых порой очень сложно найти творца. Сальвадор Дали никогда не создавал свои шедевры специально для публики, опираясь на их вкусы и предпочтения. Но без ее внимания он также не мог существовать. Безусловно, можно сказать, что творчество Сальвадора Дали до сих пор заинтересовывает людей. О нем продолжают писать различные научные и литературные работы, используют его образы в рекламе, кино и моде, покупают его художественные работы и дизайнерскую продукцию (аксессуары, духи и т.д.). В театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе, замке Г ала-Дали в деревне Пуболь (Испания), доме-музее Сальвадора Дали в Порт-Льегате (Испания), музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (США), музее Сальвадора Дали в Брюгге (Бельгия), музее Сальвадора Дали в Париже постоянно стоят километровые очереди. Его родной город Фигерас в настоящий момент является одним из самых посещаемых туристами городов в Испании. Сальвадор Дали - это личность, которая не оставляет равнодушным ни одного того, кто столкнулся с его творчеством и биографией.
Многие выдающиеся художники разных эпох, такие как Леонардо да Винчи, Рембрандт, Диего Веласкес, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Фрида Кало, Эдвард Мунк и другие запечатлели свой образ на картинах. Сальвадор Дали не стал исключением. Но представитель сюрреализма оставил свои образы не только на картинах, но также и в личных дневниках, и кинематографических зарисовках. Благодаря своим автопортретам, Сальвадор Дали создает образ-послание для современников и потомков. Интерпретация этих посланий имеет значение для культурологов не только для понимания личности, но и сюрреализма как направления в культуре.
Время творчества Сальвадора Дали совпадает с началом переходной ситуации в гуманитарном знании, когда происходит смена герменевтической парадигмы на визуальную, то есть переход от текста к образу. В рамках этого перехода перед исследователями помимо проблемы читателя, появляется проблема зрителя. Современный социокультурный уровень знания продолжает данную исследовательскую проблематику. Одной из важнейших исследовательских проблем в этом ракурсе является соотношение вербальных и визуальных автопортретов Сальвадора Дали.
Степень изученности исследования. В гуманитарном знании сравнительно большое количество работ посвящено исследованию сюрреализма в качестве художественного течения. Среди зарубежных исследователей сюрреализма стоит отметить Гаэтана Пикона, Жаклина Шенье-Жандрона, Катрин Клингсер-Лерой, Жан-Поля Клеберта. Так, например, работа Жан-Поля Клеберта «Dictionnaire du surrealisme» - это словарь, который предлагает читателю познакомиться с основными понятиями сюрреализма, а также с главными его представителями. В отечественной литературе сюрреалистическому направлению посвящены работы Леонида Григорьевича Андреева, Ирины Сергеевны Куликовой, Рудольфа Константиновича Баландина.
Если говорить об автопортретном жанре, то в области культурологического знания существует большое количество различных работ, посвященных его истории возникновения и развития. Например, такие статьи, как «Автопортрет как исповедальный жанр» Отари Кандаурова, «История автопортрета в литературе» Александра Казака. Что касается сюрреалистического автопортрета, то в таких работах, как «Сюрреализм» Катрин Клингсера-Лероя ; «Метафизика и мифология Джорджо де Кирико» Елены Таракановой, «Антология французского сюрреализма» рассматривается смысловое значение каждого конкретного автопортрета сюрреалиста, цель его создания и другое. Но многоликость автопортрета культуры сюрреализма до настоящего времени не была рассмотрена в социокультурной сфере знания.
Загадочная личность Сальвадора Дали привлекала многих зарубежных и отечественных исследователей и продолжает это делать в настоящее время. Среди зарубежных стран, где наиболее плотно занимались исследованием жизни великого мастера ХХ столетия, его творчества, философии, культурного наследия, можно отметить Испанию, Великобританию и Францию. К испанским исследователям относятся Карлос Рохас и друг семьи Дали и нынешний владелец театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - Антони Пичот. Во Франции занимались анализом жизни и творчества художника Бона Доминик, Катрин Милле, Жиль Нере, Ален Боске. Последний известен тем, что опубликовал в книге «Dali Desnudado» взятое у Сальвадора Дали откровенное интервью, которое состоит из десяти разговоров. Великобританию представляют такие исследователи, как Мередит Эрингтон Смит, Джордж Оруэлл и Ян Гибсон. Наиболее известная работа, посвященная каталонскому художнику, принадлежит Яну Гибсону. Его книга «Безумная жизнь Сальвадора Дали» - это предельно откровенное исследование, которое знакомит читателя с постыдной жизнью Сальвадора Дали во всех ее аспектах. Среди отечественных исследователей стоит упомянуть Николая Надеждина, Ирину Эренбург, Александра Петрякова, Александра Рожина и Екатерину Пахомову.
Все исторические источники, которые будут использованы в данной работе, были не раз проанализированы историками, культурологами, искусствоведами. Ко многим источникам мы можем найти комментарии и аргументацию к ним в различной литературе. Так, например, книга Кирстен Брэдбери «Дали» наполнена искусствоведческими анализами многих живописных автопортретов Сальвадора Дали. В работах Яна Гибсона, Жиль Нере, Екатерины Пахамовой есть возможность найти анализы личных дневников каталонского художника. Несмотря на это, в литературе, посвященной Сальвадору Дали, данные письменные источники не были рассмотрены как автопортреты художника, созданных с помощью слов. В интернет-пространстве есть возможность найти информацию о сюрреалистическом фильме Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля «Андалузский пес»: о его сюжете, главных героях, о его значении в кинематографическом пространстве. Такие киноведы, как Михаил Ямпольский , Валерий Босенко анализировали «Андалузского пса» и давали ему оценку с точки зрения кинематографии. Но фрагмент из фильма «Андалузский пес» в культурологической области знания еще не был интерпретирован исследователями, как кинематографический автопортрет представителя сюрреализма. В работе будет рассмотрено соотношение вербальных и визуальных автопортретов Сальвадора Дали. Истоки возникновения проблемы соотношения вербального и визуального можно обнаружить в работе культур философа XVIII в. Готхольда Эфраима Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» .Однако данное исследовательское поле наиболее полно раскрыто в трудах ученых второй половины XX в. Работы Юрия Михайловича Лотмана «Структура художественного текста» , Виктора Шкловского «Литература и кинематограф» играют важную роль в исследовании соотношения вербального и визуального.
Объект и предмет. Объектом исследования является культурно-исторический опыт сюрреализма. Предметом выступает самопрезентация Сальвадора Дали в вербальных и визуальных автопортретах.
Цель и задачи. Цель данной работы - выявить сюрреалистическую интерпретацию феномена автопортрета на примере творчества Сальвадора Дали. Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития жанра автопортрета;
- раскрыть многоликость автопортрета в культуре сюрреализма;
- охарактеризовать Сальвадора Дали как создателя сюрреалистических автопортретов;
-выявить соотношение вербального и визуального в автопортретах Сальвадора Дали.
Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования начинаются с момента зарождения сюрреализма в Европе - начало 1920-х гг. и завершаются 1989 г., так как великий мистификатор прекращает свой творческий и жизненный путь. Для исследования выбраны именно эти хронологические рамки, потому что в этот период Сальвадор Дали создает свои потрясающие и уникальные автопортреты.
Источниковая база исследования. В ходе исследовательской работы было использовано три вида источников - это письменные, изобразительные источники и кинодокументы.
К первой группе письменных источников относятся работы, которые принадлежат Сальвадору Дали - это «Дневник одного гения» ; «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем» ; «50 магических секретов мастерства» . Наиболее важными для исследования являются «Дневник одного гения» и «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем». Они непосредственно являются вербальными автопортретами великого художника. В данных работах Сальвадор Дали не только повествует о своей жизни, делится с читателем своими мыслями, эмоциями, страхами, но и позволяет взглянуть на свою гениальность изнутри.
Следующая группа письменных источников - это воспоминания современников Сальвадора Дали - Андре Бретона ; Мишеля Лейриса ; Джорджа де Кирико ; Эльзы Скиапарелли.
Все перечисленные выше источники являются опубликованными. Они находятся в свободном доступе. Также они переведены на многие языки, что дает возможность свободно их использовать.
Изобразительные источники также играют важную роль, так как они представляют собой живописные автопортреты великого художника. В исследовании были взяты наиболее известные работы такие, как «Автопортрет» (1921 г.), «Автопортрет с рафаэлевской шеей» (1921-1922 гг.), «Автопортрет с Юманите» (1923 г.), «Загадка желания: мою мать, мою мать, мою мать» (1929 г.), «Постоянство памяти» (1931 г.), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941 г.), «Солнце Дали» (1965 г.), «Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Г ала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах» (1973 г.). Все перечисленные автопортреты Сальвадора Дали в настоящее время представлены зрительскому обозрению в различных музеях мира34 35 .
Также были использованы автопортреты других представителей сюрреализма для изобразительно-сопоставительного анализа такие, как «Рассвет над городом» Поля Дельво (1940 г.), «Проницательность» (1936 г.) и «Сын человеческий» (1964 г.) Рене Магритта.
Третья группа источников - это кинодокументы. В ней главное место занимает фильм «Андалузский пес» (1929 г.), который режиссировал сам Дали вместе со своим другом Луисом Бунюэлем. Более того, в этой кинокартине великий мистификатор сыграл одну из ролей. Образ, который предстает перед зрителями на экране, можно рассматривать как кинематографический автопортрет Сальвадора Дали. Также в исследовательской работе были использованы фильмы о великом художнике, такие как «Биография Сальвадора Дали» Габриэллы Поллетты, «Дали и кино» Шави Фигераса, «Сальвадор Дали. Жизнь без правил» Дениса Трофимова. Все перечисленные фильмы были показаны по телевидению и сейчас находятся в свободном доступе в интернет - пространстве.
Историографическая база исследования. В ходе исследовательской работы были использованы два вида литературы - это научные издания и научно-публицистические статьи. Научные издания, в свою очередь, можно также разделить на группы: работы, в которых исследуется и анализируется творческое наследие Сальвадора Дали; биографическая литература; работы, в которых исследуется автопортрет как жанр; работы, посвященные становлению и развитию сюрреализма - как направления в культуре ХХ века; исследования, связанные с проблемой соотношения вербального и визуального. Среди наиболее значимых работ, которые послужили литературой для исследования, можно выделить следующие монографии. Книга «Дали» К. Брэдбери , которая снабжена 120 известными и малознакомыми произведениями художника Сальвадора Дали, дает основную информацию о живописных автопортретах великого художника, об их создании, значении, причинах их написания и роли в сюрреализме. Монографическая работа Ж. Нере «Дали» полезна в исследовании тем, что в ней присутствует информация не только о живописных автопортретах Сальвадора Дали, но и большое количество отрывков из его личных дневников (вербальных автопортретов) и комментарии к ним. Данные работы относятся к первой группе научных изданий. Во второй группе можно выделить работу Н.Я. Надеждина «Сальвадор Дали. «История одного гения» . На страницах данной книги можно найти информацию о причинах создания автопортретов. Надеждин иллюстрирует биографические рассказы о Дали редкими фотографиями, сделанными в разные периоды его жизни, и репродукциями его картин, что дает возможность визуально узнать о жизни великого мистификатора. Работа К. Клигсер - Лерой «Сюрреализм» дает информацию о том, какое место Сальвадор Дали занимал в сюрреализме и как такой жанр, как автопортрет развивался в данном направлении. Традиционное понимание специфики изобразительного искусства по отношению к литературе заложено в работе немецкого философа и теоретика культуры Хотхольда Эфраима Лессинга. Для более полного раскрытия проблемы соотношения вербального и визуального потребовалось обращение к работам известного семиотика Юрия Михайловича Лотмана и формалистов Виктора Шкловского и Бориса Эйхенбаума.
Были использованы такие научно-публицистические статьи, как «Сальвадор Дали: праздник длиной в жизнь» Надежды Туровской из интернет-журнала «Интервью. Люди и события» , «Сальвадор Дали: сумасшедший гений» из интернет-журнала «Repin.info» , «Автопортрет как исповедальный жанр» Отари Кондаурова . Последняя статья играет большую роль в исследовании, так как в ней сообщается значение и развитие автопортрета как жанра.
Для выполнения работы были использованы такие сайты, как «Мир Дали» (http://www.mir-dali.ru), «XX век глазами гения» (http://www.dali- genius.ru). На данных сайтах можно найти подробную информацию о Сальвадоре Дали и его автопортретах.
Методы исследования. В ходе исследовательской работы были применены следующие методы: описательный, сравнительно сопоставительный, семиотический, биографический. Описательный метод был полезен для характеристики автопортретов, о которых упоминается в исследовании. Сравнительно-сопоставительный метод очень важен при рассмотрении соотношения вербальных и визуальных автопортретов. Визуальными текстами в исследовании выступают живописные автопортреты и фильмы. Благодаря семиотическому методу, есть возможность выявить значение знаков, которые зашифрованы в визуальных текстах. Главная личность в исследовании - это каталонский художник Сальвадор Дали. Биографический метод помогает охарактеризовать творческий путь известного гения ХХ столетия.
Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Первая глава посвящена историко-культурному развитию автопортрета. Она разбита на три параграфа. В первом говорится об истории развития автопортрета как жанра. Во втором параграфе определяется место автопортрета в художественной культуре модерна. В третьем параграфе раскрывается многоликость автопортрета в культуре сюрреализма. Разделение главы на данные параграфы обусловлено несколькими причинами. Во-первых, автопортретный жанр в исследовании играет ключевую роль и поэтому для начала нужно рассмотреть его зарождение и становление. Во-вторых, в работе рассматривается автопортрет в культурно-историческом опыте сюрреализма, а данное направление зародилось в эпоху модерна. По этой причине во втором параграфе выявляется место автопортрета на протяжении всего существования культуры модерна. Заключительный параграф первой главы посвящен конкретно сюрреалистическому автопортрету и его многоликости, так как сюрреалисты создавали свои автопортреты различными способами.
Во второй главе рассматриваются автопортреты Сальвадора Дали как отражение сюрреалистической реальности. Данная глава также делится на три параграфа. Для того, чтобы познакомиться с гениальным художником ХХ века, в первом параграфе рассматривается его творческий путь.
Сальвадор Дали на протяжении всей жизни постоянно удивлял и шокировал публику своим творчеством и безумными выходками. Он заявлял о себе как о гении и уверенно восклицал «Сюрреализм - это Я!». Поэтому во втором параграфе говорится о самопрезентации Сальвадора Дали именно как о сюрреалистическом вызове культуре. Сальвадор Дали - одна из немногих личностей мировой культуры, кто создавал и вербальные, и визуальные автопортреты, поэтому в третьем параграфе выявляется их соотношение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать несколько выводов.
Жанр автопортрета зародился еще в Античности и продолжает существовать и развиваться по настоящее время. В каждую культурно-историческую эпоху у данного жанра была своя особенность и собственная манера создания. Именно в рамках культуры модерна автопортрет как жанр и количественное измерение становится наиболее востребованным. В галерее практически каждого представителя любого направления культуры модерна можно найти автопортрет, за исключением некоторых личностей, таких, как Густав Климт. Он считал, что как человек он не очень интересен, и, если кто- нибудь, кто хочет узнать о нем, как о художнике, должен внимательно изучать его картины и пытаться узнать из них, кто он такой.
В культуре сюрреализма автопортрет становится вариативным. Во- первых, представители сюрреализма не ограничивались одной творческой сферой. Они старались остаться в памяти будущего поколения при помощи различных средств. Автопортреты создавались и в виде живописных полотен, и литературных произведений, и кинематографических зарисовок. Во-вторых, любое произведение сюрреализма приобретало множество смыслов. При создании своего портрета сюрреалист очень часто пытался спрятаться под каким-либо выдуманным образом. Все, что находилось где-то у него внутри, он выдавал это за свой внешний вид на картине или на страницах книги. Тем не менее, реалистичные автопортреты в творчестве сюрреалистов все-таки можно найти. Хотя если творец изображал или описывал себя вполне естественно, он либо помещал себя в выдуманный мир, либо придавал скрытый смысл вещам на картине, в книге, в фильме.
Рассмотрев автопортреты Сальвадора Дали как отражение сюрреалистической реальности, можно сделать вывод, что самопрезентация занимала основное место в творчестве художника. С помощью автопортретов известный каталонец бросает сюрреалистический вызов культуре. Как и всё, что создавал Сальвадор Дали, книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем» и «Дневник одного гения» полны намеков, иллюзий и двусмысленностей. Они шокируют читателя сумасшедшими историями из жизни художника. Сальвадор Дали делится со всем тем, что у него творится в его гениальной голове, не стесняясь и не придерживаясь каких-либо рамок. В «Дневнике одного гения» он демонстрирует методику выращивания гения на своем примере. А в книге «50 магических секретов мастерства» каталонец придумывает собственные правила, как стать прекрасным художником, и снова на примере своего таланта. В своих живописных автопортретах, кроме раннего периода творчества, Сальвадор Дали уходил от конкретного понимания автопортрета. Он старался изобразить себя как можно менее реалистично, в виде солнца, плавленой части головы, очертания необыкновенного утеса, находящегося в Кадакесе, где Сальвадор построил собственный дом. И при создании фильма вместе со своим другом Луисом Бунюэлем Сальвадор Дали не забывает о себе. Так благодаря фрагменту из фильма «Андалузский пес», где известный каталонец сыграл роль семинариста, Сальвадор Дали демонстрирует обществу свой кинематографический автопортрет. Факт того, что каталонский художник воспроизводит в реальности свою сюрреалистическую вселенную гения в виде театра-музея в Фигерасе, который славится своей необычной архитектурой и интерьером, еще раз подтверждает, что Дали любил быть в центре публичного внимания, хотя мнение публики его никогда не интересовало. Все его автопортреты знакомили общество с созданным эпатажным образом Сальвадора Дали, с той маской, которую он надевал, когда выходил на публику. Благодаря ей, великий мистификатор успешно презентовал и рекламировал свою личность.
При анализе соотношения вербальных и визуальных автопортретов Сальвадора Дали, было выявлено, что вербальные автопортреты дают больше возможности узнать выдуманный образ художника в полной мере. Так как литературе как вербальному искусству присущ не только временной характер, но и произвольность используемых ею слов, способных передавать невещественные образы. Но автобиографии Сальвадора Дали - это запутанные истории, которые порой кажутся выдуманными. Поэтому они в действительности не раскрывают настоящего художника.
Визуальное искусство не имеет эстетической ценности, если его материальные знаки не вызывают в воображении зрителя идеальный образ, включающий определенную динамику и время. Любой живописный автопортрет, созданный Сальвадором Дали, демонстрировал художника и его состояние в тот или иной период жизни. Все живописные автопортреты составляют некую цепь динамичного творческого и личностного развития известного каталонца.
И вербальные, и визуальные автопортреты Сальвадора Дали составляют огромную сюрреалистическую вселенную гения, в которой они тесно переплетаются и, благодаря своей связи, рождают еще больше загадок и вопросов, которые так свойственны великому мистификатору ХХ столетия. Но где прячется настоящий Сальвадор Дали - это огромный вопрос.



1. Бретон А. Надя / А. Бретон //Антология французского сюрреализма. сост. С. Исаев, Е. Гальцева, М.: ГИТИС,1994. - 392 с.
2. Дали С. Дневник одного гения / С. Дали; пер. с фр. Н. Захаровой. - М.: Искусство, 1991. - 272 с.
3. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем /С. Дали; пер. с англ., исп., фр. Н. Малиновской. - М.: Сварог и К, 1999. - 460 с.
4. Дали С. 50 магических секретов мастерства /С. Дали; пер. с англ. НМатяш. - М.: Эксмо, 2002. - 272 с.
5. Кирико Д. Гебдомерос /Д. Керико; пер. с фр. итальянского Е. Таракановой. - М.: Азбука-Классика, 2004. -192 с.
6. Лейрис М. Возраст мужчины / М. Лейрис; пер. с фр. Н. Рындина. - М.: Наука, 2002. - 256с.
7. Скиапарелли Э. Моя шокирующая жизнь/ Э. Скиапарелли; пер. с фр. А. Бряндинской. - М.: Этерна, 2012. - 336с.
1.2. Изобразительные источники.
1. Дали С. Автопортрет. 1921. Х., м. 36,8 х41,8. Музей Сальвадора Дали. Сент-Питерсберг, Флорида, США.
2. Дали С. Автопортрет с рафаэлевской шеей 1921-1922. Х., м.41,5 х 53. Фонд Гала-Сальвадор-Дали, Фигерас, Испания.
3. Дали С. Автопортрет с «Юманите» 1923. Картон, темпера, м., коллаж. 105 х 75. Театр-музей Сальвадора Дали, Фигерас, Испания.
4. Дали С. Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах. 1973. Х., м. 60х60. Фонд Гала-Сальвадор-Дали, Фигерас, Испания.
5. Дали С. Загадки желания: мою мать, мою мать, мою мать 1929. Х., м. 30 х 52. Музей Фолькванг, Эссен, Г ермания.
6. Дали С. Мягкий автопортрет с жареным беконом 1941. Х.,м. 61 х 51. Театр-музей Сальвадора Дали, Фигерас, Испания.
7. Дали С. Постоянство памяти 1931. Х., м. 24х33. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
8. Дали С. Солнце Дали. 1965. Х., м. 43 х 60. Фонд Гала-Сальвадор-Дали, Фигерас, Испания.
9. Дельво П.Рассвет над городом.1940. Х.м.215 х 175. Частная коллекция.
10. Магритт Р. Проницательность. 1936. Х.м. 54 х 65. Частная коллекция.
11. Магритт Р. Сын человеческий. 1964. Х.м. 116 х 89. Частная коллекция.
1.3. Киноисточники.
1. Андалузский пес (Un chien апёа1ои)/Реж.Луис Бунюэль, Сальвадор Дали, 17 мин, 1929, Испания.
2. Биография Сальвадора Дали (Salvador Dali.Biography)/ Реж.Габриэлла Поллетта, 45 мин, 2004, Испания.
3. Дали и кино (Cinema Dali)/ Реж. Шави Фигерас, 52 мин, 2003, Испания.
4. Сальвадор Дали.Жизнь без правил/ реж. Денис Трофимов, 52 мин, 2003, Россия.
II. Литература.
1. Андреев Л.Г. Сюрреализм / Л. Г. Андреев. - М.: Высшая школа, 1972. - 242 с.
2. Баландин Р.К. Сальвадор Дали. Искусство и эпатаж / Р. К. Баландин. М.: Вече, 2013. - 380 с.
3. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо / С. П. Батракова. - М.: Наука, 1996. - 176 с.
4. Бенуа С. Г ала. Как сделать гения из Сальвадора Дали / С. Бенуа. - М: Алгоритм, 2014. - 288 с.
5. Бона Д. Гала-муза Дали / Д. Бона; пер. Н.Цурилиной. - Смоленск: Русич, 1997. -512 с.
6. Брэдбери К. Дали / К. Брэдбери; пер. с анг. О. Ф. Иоффе.- М: АСТ: Астрель, 2011. - 256 с.
7. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Я. Гибсон; пер.: Н. Рыбальченко, Т. Михайлова. - М.: Арт-Родник, 1998. - 734 с.
8. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения / В. Н. Гращенков. М.: Искусство, 1996. - 848 с.
9. Загидуллина М. В. Читатель в зрителе и зритель в читателе: сдвиг коммуникативных оснований / М. В. Загидуллина // Вестник челябинского университета. Выпуск № 3/2011. С. 149-151.
10. Импрессионизм. 100 шедевров/авт.-сост. А. Дубешко. -М.: Эксмо,2015. - 96 с.
11. Импрессионизм / авт.-сост. Е.Владимирова. - М.: Эксмо,2012. - 384 с.
12. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности / Й. Ирмшер, Р. Йоне. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
13. Казак А. А. История автопортрета в литературе / А. А. Казак //Наука и современность - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» , 2013.С.169-172.
14. Кандауров О. З. Автопортрет как исповедальный жанр /
О. З. Кандауров // Красная книга культуры - М.: Искусство, 1989. С. 189-201.
15. Клигсер - Лерой К. Сюрреализм / К. Клигсер - Лерой; пер. с англ. А.В. Гусевой. - М: Арт-Родник, 2008.
16. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве / И. С. Куликова. - М.: Наука, 1970. - 176 с.
17. Лессинг Г. Лаокоон или о границах живописи и поэзии / Г. Лессинг; пер. с нем. Е. Эдельсона. М.: ГИХЛ, 1957 - 520с.
18. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285.
19. Мелисса Р. Рембрандт / Р. Мелисса. М.: Айрис-Пресс, 2006. - 128 с.
20. Надеждин Н. Я. Сальвадор Дали: «История одного гения» /
Н. Я. Надеждин, 2-е изд.:[биогр.рассказы] / Николай Надеждин. - М.:Майор, 2011. - 192 с.
21. Нере Ж. Дали / Ж. Нере; пер. с англ. А. Богданского. - М.: АРТ-Родник, 2001. - 96с.
22. Нюридсани М. Сальвадор Дали / М. Нюридсани. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 543 с.
23. Пахомова Е. С. Так говорил Сальвадор Дали / Е. С. Пахомова. - М.: Феникс, 2016. - 80 с.
24. Петряков А.М. Дали:божественный и многоликий. Спб.:Питер, 2008. - 420 с.
25. Пикон Г. Сюрреализм / Г. Пикон. М.: Booking International, 1995. - 220 c.
26. Пичот А. Театр-музей Дали в Фигерасе / А. Пичот; пер. с исп. С. Самарина. - Сан-Луис.: Триангле-Посталс, 2005. - 210 с.
27. Сальвадор Дали: история за час. сост Калмыкова В.- М.:КоЛибри,
2015. - 96с.
28. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология») - Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006. - 177 с.
29. Туляков Д. Взаимодействие вербального и визуального в авангардной драме Первой половины 1910-х годов / Д. Туляков // Проблемы национального глазами Старого и Нового света - М.: МГЛУ, 2015. С.195-199.
30. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Ж. Шенье-Жандрон ; пер. с франц. С. Дубина. - М.: НЛО, 2002. - 411 с.
31. Шкловский В. Б. Литература и кинематограф / В. Б. Шкловский. Берлин: Рус. универсальн. изд-во, 1923.- 266с.
32. Эйхенбаум Б. М. Поэтика кино / Б. М. Эйхенбаум. М.; Л.: Кинопечать, 1927. - 223 с.
33. Ямпольский М. Б. Андалузский пес / М. Б. Ямпольский // «Искусство кино» № 2.- М.: 1988.С.112-114.
34. Bosquet A. Dali desnudado / A. Bosquet. Buenos Aires: Paidos, 1967. - 148 p.
35. Clebert. J. Dictionnaire du surrealisme / J. Clebert. Paris:Seuil, 1996.-298 p.
36. Etherington-Smith M. The Persistence Of Memory: A Biography Of Dali / M. Etherington-Smith . Boston: Da Copo Press, 1995. - 510 p.
37. Rojas C. Salvador Dali, or the Art of Spitting on Your Mother's Portrait / C. Pojas. University Park: Pennsylvania State Univ Press, 1993. - 211 p.
III. Интернет-ресурсы.
1. Койфман В. Густав Климт-художник, не писавший автопортретов / В.Койфман//Проза.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.proza.ru/2009/12/05/498 (дата обращения 14.03. 2017)
2. Жизнь и творчество Сальвадора Дали [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mir-dali.ru/ (дата обращения 12.04.2017)
3. Сальвадор Дали: сумасшедший гений// Repin.info [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://repin.info/neizvestnye-znamenitosti/salvad or-dali-sumasshedshiy-geniy (дата обращения 20.02.2017)
4. Сальвадор Дали: ХХ век глазами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dali-genius.ru/ (дата обращения 11.05.2017)
5. Туровская Н. Г. Сальвадор Дали: праздник длиной в жизнь/
Н. Г. Туровская // Интервью: люди и события [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interviewmg.ru/851/ (дата обращения 17.02.2017)
6. Dali Theatre-museum [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.salvador-dali.org/en index/ (дата обращения 16.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ