Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СТРАН

Работа №54624

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 8
1.1 Сущность понятий «мотив» и «мотивация» 8
1.2 Классификация учебной мотивации 11
1.3 Студенчество как особая социально-психологическая категория 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СТРАН 21
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Рекомендации по мотивированию студентов российских вузов 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Происходящие в любом современном обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют постоянных перемен в подготовке будущих специалистов. Каждая страна нуждается в людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Основой успешной учебы любого студента является высокий уровень мотивации к учебной деятельности.
Проблема изучения учебной мотивации является одной из важнейших в психологии и педагогике, о чем свидетельствует многочисленное количество работ, посвященных данной теме (Л.И. Божович [2], В.Ф. Моргун, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин [17], Ш.А. Амонашвили, М.В. Матюхина, А.К. Маркова [30] и др.). В последнее время стала обозначаться проблема учебной мотивации студенческой молодежи [13; 22; 32; 33; 48]. Мотивация, способствующая успешности обучения студентов, является основой для эффективного осуществления учебного процесса.
Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается [22, с. 104]. В вопросах решения проблемы мотивации студентов к учебе особое место отдается ее диагностике и коррекции, что является одной из основных задач психологов - специалистов в сфере образования.
Анализ литературно-научных источников, в том числе в глобальной сети Интернет, позволил определить, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных учебной мотивации, особенности мотивации российских студентов в сравнении с мотивацией студентов вузов других стран мало изучены, а работ по сравнению, именно, русских, сербских, немецких, великобританских и замбийских студентов нет, что определило новизну и актуальность выбранной темы исследования.
Сравнительный анализ мнений студентов вузов различных стран по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы, поможет, на наш взгляд, выделить их особенности и разработать ряд рекомендаций, которые способствовали бы развитию личности с реализацией потребности к учебной деятельности.
Степень изученности проблемы определяется успехами отечественной и зарубежной психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук, которые создали необходимые условия для разработки проблемы мотивации учебной деятельности. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский. Большой вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, работы которых легли в основу анализа изучаемой темы.
Наиболее изученными направлениями по проблеме учебной мотивации студентов являются: исследование мотивов поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), выявление динамики изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), формирование отношения студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.) [22, с. 104].
Объект исследования: студенты очного отделения вузов России, Сербии, Г ермании, Великобритании, Венгрии и Замбии.
Предмет исследования: учебная мотивация обучающихся в высших учебных заведениях.
Цель исследования: выявление особенностей учебной мотивации студентов разных стран и их сравнительный анализ.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение, что имеются различия в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран: 1) у российских студентов преобладает внешняя мотивация, обусловленная материально-средовыми и социальными регуляторами, у студентов других стран доминирует внутренняя мотивация, определяемая нравственно-волевыми мотивами; 2) мотивы российских студентов ориентированы на социальную значимость, а мотивы зарубежных студентов - на личностное развитие.
Задачи исследования: 1) дать психологическую характеристику поня
тиям: «мотив», «мотивация», «мотивирование»; 2) изучить виды учебной мотивации; 3) рассмотреть понятие «студенчество» в психологическом и социальном аспектах; 4) провести эмпирическое исследование учебной мотивации студентов российских, сербских, немецких, великобританских и замбийских вузов; 5) сделать сравнительный анализ полученных результатов; 6) разработать рекомендации по мотивированию студентов российских вузов.
Теоретико-метологическую основу исследования составили психологические и философские концепции о сущности личности, об общественнодеятельностной обусловленности её свойств и качеств (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чудновский, Э.Г. Юдин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных трудов по теме исследования;
- эмпирические: анкетирование студентов высших учебных заведений России, Германии, Сербии, Венгрии, Великобритании и Замбии по двум видам анкет на предмет выявления структуры мотивов и социальных установок к учебной деятельности.
Базу исследования представляют образовательные учреждения шести стран: России, Германии, Венгрии, Сербии, Великобритании и Замбии.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнены и конкретизированы теоретические представления о социально-психологических характеристиках мотивации как основы успеваемости социально-демографической группы студенчества; показана неоднородность мотивации учебной деятельности, обусловленная влиянием различных факторов от индивидуальных особенностей студента до отношения к ним преподавателей; подтверждена гипотеза об имеющихся различиях в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1) полученные результаты могут быть включены в программы учебных курсов в рамках обучения и переподготовки специалистов; 2) знания об особенностях учебной мотивации вузов разных стран могут быть использованы в учебном процессе для оптимизации учебной деятельности студентов и совершенствования подготовки профессионалов; 3) разработанная автором анкета на 5 языках (русском, сербском, английском, немецком и венгерском) может быть применена в качестве инструментария в научно-практической деятельности студентов вузов; 4) рекомендации по мотивированию студентов российских вузов могут учитываться при разработке мотивационных систем в учебных заведениях.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия его автора в VII Международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» в июле 2015 г., в итоговой образовательной научной конференции Елабужского института КФУ в апреле 2016 г. (диплом 1 степени) и в выступлении на семинаре: «Struktur und Tatigkeitsbereiche der EU-Institutionen» в г. Кёльн (Германия) в августе 2016 г. Содержание дипломной работы нашло отражение в следующих статьях:
- Калашникова В.Ю. Изучение учебной мотивации студентов вуза // Молодой ученый.- 2015. - № 19. - С. 341-343
- Калашникова В.Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С 43-46.
- Калашникова В.Ю. Исследование мотива и мотивации учебной деятельности студентов вуза // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5. - С. 123.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Современный выпускник высшего образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать студентам интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация к учебной деятельности.
2. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала, поэтому особенно важным становится вопрос о развитии мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов путем развития мотивационных систем в учебном заведении, в частности, в вузе.
3. Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования и научно-творческой деятельности.
Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
4. Мотивы - это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
5. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества - в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение, и она нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
6. Мотивирование к обучению - непростой и неоднозначный процесс, направленный на изменения отношения личности студента, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Отрицательное или безразличное отношение к учебе, неудовлетворенность условиями обучения могут быть причинами низкой успеваемости или неуспеваемости студента.
7. В период студенчества раскрываются потенциальные способности и задатки человека, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия.
Учебная деятельность образует особый социальный фон жизнедеятельности студенчества с характерной интенсивностью функционирования психики, с высоким интеллектуальным напряжением. Студенческую группу отличает социальная мобильность и относительная возрастная однородность. Деятельность студента является формой социальной и познавательной активности, выражающаяся в стремлении к жизненному самоопределению и самоутверждению.
8. Выявленные в ходе эмпирического исследования особенности учебной мотивации российских, сербских, немецких, великобританских, венгерских и замбийских студентов, заключаются в следующем: большинство российских, сербских, венгерских и замбийских студентов имеют внешнюю мотивацию к учебной деятельности, а большая доля студентов Г ермании и Великобритании внутренне мотивирована. Мотивы российских, венгерских и замбийских студентов ориентированы в большей степени на социальную значимость, а мотивы немецких и великобританских студентов на личностное развитие. Сербские и венгерские студенты не имеют четкой ориентации на учебный процесс и приобретение новых знаний, их мотивация находится под опекой родителей и социального окружения. Основу мотивирования учебными заведениями российских, венгерских, сербских и замбийских студентов составляет материальное стимулирование, немецких и великобританских - профориентационное мотивирование и содействие в трудоустройстве.
Тестирование по методике диагностики студентов вузов А.А. Реана, В.А. Якунина, модифицированной М.Ц. Бадмаевой, позволило определить различия в приоритетности групп мотивов, обусловленные страной обучения. Учебно-познавательные мотивы являются основой для успешного обучения только для студентов Г ермании и Великобритании.
Таким образом, особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной специальности, отрасли ее исследования.
Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Исследование показало, что по отношению к учебной мотивации студентов особую роль играют преподаватели. Их профессионализм, личный пример и партнерское отношение с учениками (студентами), способны вызвать интерес к учебе и побудить к хорошей успеваемости.
В то же время, ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу в целом. Молодые, образованные и интеллигентные люди являются основой стабильного развития страны, основной движущей силой в развитии государства, поэтому будущее поколение, прежде всего, должно быть мотивировано внутренне, с пониманием значимости знания, и получать удовлетворение от самого процесса познания.



1. Айвазян К. М.. Программа. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев // Пятигорский государственный лингвистический университет [Электронный ресурс]. URL: http: //www.studfiles.ru/ preview/6148372/page:18/ (дата обращения 23.12.2017).
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,1968. - 464 с.
3. Божович Л.И. Мотивы учения // Семья и школа. - 1949. - № 8. - С. 7-8.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна // Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОД- ЭК», 1997. - 352 с.
5. Божович Л.И. Психология воспитания сознательного отношения к учению у советских школьников // Сессия АПН РСФСР. Тезисы докладов в секциях педагогики, психологии, художественного воспитания и физического воспитания. - М., 1949. - С. 32.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.
7. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
9. Годфруа Ж. «Что такое психология?». - М., 1992. - Т. 1. - С. 264-284.
10. Голубев А. М., Казачанская М. Г. Временная перспектива и мотивационные предпочтения // Вестник НГУ. Серия: Психология. - 2009. - Т.3. - Выпуск 2. - С. 69-77.
11. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления полный текст. (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу). - М.: Стандартинформ, 2008. - 23 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //protect.gost.ru/document.aspx? control =7&id= 173511 (дата обращения
11.03.2017) .
12. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. - Мн.: Современная школа, 2007. - 496 с.
13. Гребенюк Е.Н., М. Каракоч. К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 233235.
14. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика // Московский психолого-социальный университет [Электронный ресурс] URL:http://www.studfQes.m/preview/5248170/page:33/ (дата обращения
26.03.2017) .
15. Гурова Н.А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVII междунар. научно-практической конф.
- 2014. - 15 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/17033 (дата обращения 26.04.2016).
16. Зимняя И.Я. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер., 2001. - 512 с.
18. Капрара Дж., Д. Сервон. [Caprara G., Cervone D.] Психология личности. - СПб: Питер, 2003. - 640 с.
19. Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е перераб. и доп. - М., 1969. - 391 с.
20. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - М: СВИВТ, 2012.
- С. 129-135.
21. Корнилова Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса // Авторский сайт [Электронный ресурс]. URL: http://фройд.рф/test/edwards.htm (дата обращения
26.03.2017) .
22. Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 104-106.
23. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008. - 992 с.
24. Левин К. Динамическая психология: избранные труды / Под ред. Д.
А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - С. 3-20.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
26. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с. (Электронная книга, формат DOC). URL: http: //www.twirpx.com/file /271772/ (дата обращения 23.04.2016).
27. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 519 с.
28. Лютенс Ф. [Luthans F.] Организационное поведение: учебник для вузов, перевод с 7-го изд. на англ. яз. - М.: Инфра-М, 1999. - 692 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя /
A. К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
31. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2009. - 478 с.
32. Медведева Т. Н., Пешкина Е. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2015. - Т. 36. - С. 16-20. (Электронный журнал, формат PDF). URL: http://e- koncept.ru/2015/95595.htm (дата обращения 23.12.2016).
33. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и
B. А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.
34. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар.
науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца,
2013. - С. 160-163.
35. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
36. Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» . - 2010. - № 1. - с. 30-31 (Электронный журнал, формат PDF). URL: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / (дата обращения 23.12.2016).
37. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. -
2011. - № 10. - Т.2. - С. 173-175.
38. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., - 1986. - 256 с.
39. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
40. Психология: учебник для институтов физической культуры / ред. П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 512 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2002. - 480 с.
42. Рубин Б. Студент глазами социолога // Базовые ценности россиян. Сб. статей / Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С. 117-123.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 712 с.
44. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М.: ТЕИС, 2002. - 150 с.
45. Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Основные подходы к изучению мотивации. Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность. - М., 1986. Т.1 с сокр. - С. 18-28, 105-112.
46. Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. 2-е изд. - Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - С. 530.
47. Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 170-173.
48. Шкиндер В.И. Мотивация учебной деятельности. // Сайт дистанционного обучения ГБОУ ВПО УГМУ [Электронный ресурс]. URL: http://do.teleclinica.ru/184374/ (дата обращения 27.10.2016).
49. Atkinson J. W. Motivational determinants of risk-taking behavior. In: Psychological Review. 1957, 64 (6). S. 359-372.
50. Meuter S. Studenten am Rande des Nervenzusammenbruchs // Welt 24
[Электронный ресурс]. URL: https: //www.welt.de/gesundheit/ psycholo-
gie/article129 (дата обращения 12.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ