СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СТРАН
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 8
1.1 Сущность понятий «мотив» и «мотивация» 8
1.2 Классификация учебной мотивации 11
1.3 Студенчество как особая социально-психологическая категория 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СТРАН 21
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Рекомендации по мотивированию студентов российских вузов 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 8
1.1 Сущность понятий «мотив» и «мотивация» 8
1.2 Классификация учебной мотивации 11
1.3 Студенчество как особая социально-психологическая категория 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СТРАН 21
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Рекомендации по мотивированию студентов российских вузов 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Происходящие в любом современном обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют постоянных перемен в подготовке будущих специалистов. Каждая страна нуждается в людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Основой успешной учебы любого студента является высокий уровень мотивации к учебной деятельности.
Проблема изучения учебной мотивации является одной из важнейших в психологии и педагогике, о чем свидетельствует многочисленное количество работ, посвященных данной теме (Л.И. Божович [2], В.Ф. Моргун, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин [17], Ш.А. Амонашвили, М.В. Матюхина, А.К. Маркова [30] и др.). В последнее время стала обозначаться проблема учебной мотивации студенческой молодежи [13; 22; 32; 33; 48]. Мотивация, способствующая успешности обучения студентов, является основой для эффективного осуществления учебного процесса.
Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается [22, с. 104]. В вопросах решения проблемы мотивации студентов к учебе особое место отдается ее диагностике и коррекции, что является одной из основных задач психологов - специалистов в сфере образования.
Анализ литературно-научных источников, в том числе в глобальной сети Интернет, позволил определить, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных учебной мотивации, особенности мотивации российских студентов в сравнении с мотивацией студентов вузов других стран мало изучены, а работ по сравнению, именно, русских, сербских, немецких, великобританских и замбийских студентов нет, что определило новизну и актуальность выбранной темы исследования.
Сравнительный анализ мнений студентов вузов различных стран по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы, поможет, на наш взгляд, выделить их особенности и разработать ряд рекомендаций, которые способствовали бы развитию личности с реализацией потребности к учебной деятельности.
Степень изученности проблемы определяется успехами отечественной и зарубежной психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук, которые создали необходимые условия для разработки проблемы мотивации учебной деятельности. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский. Большой вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, работы которых легли в основу анализа изучаемой темы.
Наиболее изученными направлениями по проблеме учебной мотивации студентов являются: исследование мотивов поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), выявление динамики изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), формирование отношения студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.) [22, с. 104].
Объект исследования: студенты очного отделения вузов России, Сербии, Г ермании, Великобритании, Венгрии и Замбии.
Предмет исследования: учебная мотивация обучающихся в высших учебных заведениях.
Цель исследования: выявление особенностей учебной мотивации студентов разных стран и их сравнительный анализ.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение, что имеются различия в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран: 1) у российских студентов преобладает внешняя мотивация, обусловленная материально-средовыми и социальными регуляторами, у студентов других стран доминирует внутренняя мотивация, определяемая нравственно-волевыми мотивами; 2) мотивы российских студентов ориентированы на социальную значимость, а мотивы зарубежных студентов - на личностное развитие.
Задачи исследования: 1) дать психологическую характеристику поня
тиям: «мотив», «мотивация», «мотивирование»; 2) изучить виды учебной мотивации; 3) рассмотреть понятие «студенчество» в психологическом и социальном аспектах; 4) провести эмпирическое исследование учебной мотивации студентов российских, сербских, немецких, великобританских и замбийских вузов; 5) сделать сравнительный анализ полученных результатов; 6) разработать рекомендации по мотивированию студентов российских вузов.
Теоретико-метологическую основу исследования составили психологические и философские концепции о сущности личности, об общественнодеятельностной обусловленности её свойств и качеств (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чудновский, Э.Г. Юдин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных трудов по теме исследования;
- эмпирические: анкетирование студентов высших учебных заведений России, Германии, Сербии, Венгрии, Великобритании и Замбии по двум видам анкет на предмет выявления структуры мотивов и социальных установок к учебной деятельности.
Базу исследования представляют образовательные учреждения шести стран: России, Германии, Венгрии, Сербии, Великобритании и Замбии.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнены и конкретизированы теоретические представления о социально-психологических характеристиках мотивации как основы успеваемости социально-демографической группы студенчества; показана неоднородность мотивации учебной деятельности, обусловленная влиянием различных факторов от индивидуальных особенностей студента до отношения к ним преподавателей; подтверждена гипотеза об имеющихся различиях в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1) полученные результаты могут быть включены в программы учебных курсов в рамках обучения и переподготовки специалистов; 2) знания об особенностях учебной мотивации вузов разных стран могут быть использованы в учебном процессе для оптимизации учебной деятельности студентов и совершенствования подготовки профессионалов; 3) разработанная автором анкета на 5 языках (русском, сербском, английском, немецком и венгерском) может быть применена в качестве инструментария в научно-практической деятельности студентов вузов; 4) рекомендации по мотивированию студентов российских вузов могут учитываться при разработке мотивационных систем в учебных заведениях.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия его автора в VII Международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» в июле 2015 г., в итоговой образовательной научной конференции Елабужского института КФУ в апреле 2016 г. (диплом 1 степени) и в выступлении на семинаре: «Struktur und Tatigkeitsbereiche der EU-Institutionen» в г. Кёльн (Германия) в августе 2016 г. Содержание дипломной работы нашло отражение в следующих статьях:
- Калашникова В.Ю. Изучение учебной мотивации студентов вуза // Молодой ученый.- 2015. - № 19. - С. 341-343
- Калашникова В.Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С 43-46.
- Калашникова В.Ю. Исследование мотива и мотивации учебной деятельности студентов вуза // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5. - С. 123.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проблема изучения учебной мотивации является одной из важнейших в психологии и педагогике, о чем свидетельствует многочисленное количество работ, посвященных данной теме (Л.И. Божович [2], В.Ф. Моргун, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин [17], Ш.А. Амонашвили, М.В. Матюхина, А.К. Маркова [30] и др.). В последнее время стала обозначаться проблема учебной мотивации студенческой молодежи [13; 22; 32; 33; 48]. Мотивация, способствующая успешности обучения студентов, является основой для эффективного осуществления учебного процесса.
Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается [22, с. 104]. В вопросах решения проблемы мотивации студентов к учебе особое место отдается ее диагностике и коррекции, что является одной из основных задач психологов - специалистов в сфере образования.
Анализ литературно-научных источников, в том числе в глобальной сети Интернет, позволил определить, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных учебной мотивации, особенности мотивации российских студентов в сравнении с мотивацией студентов вузов других стран мало изучены, а работ по сравнению, именно, русских, сербских, немецких, великобританских и замбийских студентов нет, что определило новизну и актуальность выбранной темы исследования.
Сравнительный анализ мнений студентов вузов различных стран по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы, поможет, на наш взгляд, выделить их особенности и разработать ряд рекомендаций, которые способствовали бы развитию личности с реализацией потребности к учебной деятельности.
Степень изученности проблемы определяется успехами отечественной и зарубежной психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук, которые создали необходимые условия для разработки проблемы мотивации учебной деятельности. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский. Большой вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, работы которых легли в основу анализа изучаемой темы.
Наиболее изученными направлениями по проблеме учебной мотивации студентов являются: исследование мотивов поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), выявление динамики изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), формирование отношения студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.) [22, с. 104].
Объект исследования: студенты очного отделения вузов России, Сербии, Г ермании, Великобритании, Венгрии и Замбии.
Предмет исследования: учебная мотивация обучающихся в высших учебных заведениях.
Цель исследования: выявление особенностей учебной мотивации студентов разных стран и их сравнительный анализ.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение, что имеются различия в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран: 1) у российских студентов преобладает внешняя мотивация, обусловленная материально-средовыми и социальными регуляторами, у студентов других стран доминирует внутренняя мотивация, определяемая нравственно-волевыми мотивами; 2) мотивы российских студентов ориентированы на социальную значимость, а мотивы зарубежных студентов - на личностное развитие.
Задачи исследования: 1) дать психологическую характеристику поня
тиям: «мотив», «мотивация», «мотивирование»; 2) изучить виды учебной мотивации; 3) рассмотреть понятие «студенчество» в психологическом и социальном аспектах; 4) провести эмпирическое исследование учебной мотивации студентов российских, сербских, немецких, великобританских и замбийских вузов; 5) сделать сравнительный анализ полученных результатов; 6) разработать рекомендации по мотивированию студентов российских вузов.
Теоретико-метологическую основу исследования составили психологические и философские концепции о сущности личности, об общественнодеятельностной обусловленности её свойств и качеств (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чудновский, Э.Г. Юдин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных трудов по теме исследования;
- эмпирические: анкетирование студентов высших учебных заведений России, Германии, Сербии, Венгрии, Великобритании и Замбии по двум видам анкет на предмет выявления структуры мотивов и социальных установок к учебной деятельности.
Базу исследования представляют образовательные учреждения шести стран: России, Германии, Венгрии, Сербии, Великобритании и Замбии.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнены и конкретизированы теоретические представления о социально-психологических характеристиках мотивации как основы успеваемости социально-демографической группы студенчества; показана неоднородность мотивации учебной деятельности, обусловленная влиянием различных факторов от индивидуальных особенностей студента до отношения к ним преподавателей; подтверждена гипотеза об имеющихся различиях в структуре мотивации российских студентов и студентов из других стран.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1) полученные результаты могут быть включены в программы учебных курсов в рамках обучения и переподготовки специалистов; 2) знания об особенностях учебной мотивации вузов разных стран могут быть использованы в учебном процессе для оптимизации учебной деятельности студентов и совершенствования подготовки профессионалов; 3) разработанная автором анкета на 5 языках (русском, сербском, английском, немецком и венгерском) может быть применена в качестве инструментария в научно-практической деятельности студентов вузов; 4) рекомендации по мотивированию студентов российских вузов могут учитываться при разработке мотивационных систем в учебных заведениях.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия его автора в VII Международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» в июле 2015 г., в итоговой образовательной научной конференции Елабужского института КФУ в апреле 2016 г. (диплом 1 степени) и в выступлении на семинаре: «Struktur und Tatigkeitsbereiche der EU-Institutionen» в г. Кёльн (Германия) в августе 2016 г. Содержание дипломной работы нашло отражение в следующих статьях:
- Калашникова В.Ю. Изучение учебной мотивации студентов вуза // Молодой ученый.- 2015. - № 19. - С. 341-343
- Калашникова В.Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С 43-46.
- Калашникова В.Ю. Исследование мотива и мотивации учебной деятельности студентов вуза // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5. - С. 123.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Современный выпускник высшего образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать студентам интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация к учебной деятельности.
2. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала, поэтому особенно важным становится вопрос о развитии мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов путем развития мотивационных систем в учебном заведении, в частности, в вузе.
3. Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования и научно-творческой деятельности.
Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
4. Мотивы - это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
5. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества - в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение, и она нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
6. Мотивирование к обучению - непростой и неоднозначный процесс, направленный на изменения отношения личности студента, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Отрицательное или безразличное отношение к учебе, неудовлетворенность условиями обучения могут быть причинами низкой успеваемости или неуспеваемости студента.
7. В период студенчества раскрываются потенциальные способности и задатки человека, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия.
Учебная деятельность образует особый социальный фон жизнедеятельности студенчества с характерной интенсивностью функционирования психики, с высоким интеллектуальным напряжением. Студенческую группу отличает социальная мобильность и относительная возрастная однородность. Деятельность студента является формой социальной и познавательной активности, выражающаяся в стремлении к жизненному самоопределению и самоутверждению.
8. Выявленные в ходе эмпирического исследования особенности учебной мотивации российских, сербских, немецких, великобританских, венгерских и замбийских студентов, заключаются в следующем: большинство российских, сербских, венгерских и замбийских студентов имеют внешнюю мотивацию к учебной деятельности, а большая доля студентов Г ермании и Великобритании внутренне мотивирована. Мотивы российских, венгерских и замбийских студентов ориентированы в большей степени на социальную значимость, а мотивы немецких и великобританских студентов на личностное развитие. Сербские и венгерские студенты не имеют четкой ориентации на учебный процесс и приобретение новых знаний, их мотивация находится под опекой родителей и социального окружения. Основу мотивирования учебными заведениями российских, венгерских, сербских и замбийских студентов составляет материальное стимулирование, немецких и великобританских - профориентационное мотивирование и содействие в трудоустройстве.
Тестирование по методике диагностики студентов вузов А.А. Реана, В.А. Якунина, модифицированной М.Ц. Бадмаевой, позволило определить различия в приоритетности групп мотивов, обусловленные страной обучения. Учебно-познавательные мотивы являются основой для успешного обучения только для студентов Г ермании и Великобритании.
Таким образом, особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной специальности, отрасли ее исследования.
Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Исследование показало, что по отношению к учебной мотивации студентов особую роль играют преподаватели. Их профессионализм, личный пример и партнерское отношение с учениками (студентами), способны вызвать интерес к учебе и побудить к хорошей успеваемости.
В то же время, ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу в целом. Молодые, образованные и интеллигентные люди являются основой стабильного развития страны, основной движущей силой в развитии государства, поэтому будущее поколение, прежде всего, должно быть мотивировано внутренне, с пониманием значимости знания, и получать удовлетворение от самого процесса познания.
2. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала, поэтому особенно важным становится вопрос о развитии мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов путем развития мотивационных систем в учебном заведении, в частности, в вузе.
3. Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования и научно-творческой деятельности.
Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
4. Мотивы - это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
5. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества - в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение, и она нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
6. Мотивирование к обучению - непростой и неоднозначный процесс, направленный на изменения отношения личности студента, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Отрицательное или безразличное отношение к учебе, неудовлетворенность условиями обучения могут быть причинами низкой успеваемости или неуспеваемости студента.
7. В период студенчества раскрываются потенциальные способности и задатки человека, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия.
Учебная деятельность образует особый социальный фон жизнедеятельности студенчества с характерной интенсивностью функционирования психики, с высоким интеллектуальным напряжением. Студенческую группу отличает социальная мобильность и относительная возрастная однородность. Деятельность студента является формой социальной и познавательной активности, выражающаяся в стремлении к жизненному самоопределению и самоутверждению.
8. Выявленные в ходе эмпирического исследования особенности учебной мотивации российских, сербских, немецких, великобританских, венгерских и замбийских студентов, заключаются в следующем: большинство российских, сербских, венгерских и замбийских студентов имеют внешнюю мотивацию к учебной деятельности, а большая доля студентов Г ермании и Великобритании внутренне мотивирована. Мотивы российских, венгерских и замбийских студентов ориентированы в большей степени на социальную значимость, а мотивы немецких и великобританских студентов на личностное развитие. Сербские и венгерские студенты не имеют четкой ориентации на учебный процесс и приобретение новых знаний, их мотивация находится под опекой родителей и социального окружения. Основу мотивирования учебными заведениями российских, венгерских, сербских и замбийских студентов составляет материальное стимулирование, немецких и великобританских - профориентационное мотивирование и содействие в трудоустройстве.
Тестирование по методике диагностики студентов вузов А.А. Реана, В.А. Якунина, модифицированной М.Ц. Бадмаевой, позволило определить различия в приоритетности групп мотивов, обусловленные страной обучения. Учебно-познавательные мотивы являются основой для успешного обучения только для студентов Г ермании и Великобритании.
Таким образом, особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной специальности, отрасли ее исследования.
Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Исследование показало, что по отношению к учебной мотивации студентов особую роль играют преподаватели. Их профессионализм, личный пример и партнерское отношение с учениками (студентами), способны вызвать интерес к учебе и побудить к хорошей успеваемости.
В то же время, ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу в целом. Молодые, образованные и интеллигентные люди являются основой стабильного развития страны, основной движущей силой в развитии государства, поэтому будущее поколение, прежде всего, должно быть мотивировано внутренне, с пониманием значимости знания, и получать удовлетворение от самого процесса познания.
Подобные работы
- СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ ОТ 1 К 3 КУРСУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Самоорганизация учебной деятельности обучающихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Метод проектов как условие формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ оплаты труда работников образовательных учреждений в России и Узбекистане (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Система оценивания образовательных результатов в университетах Королевства Таиланд (на примере университета Чиангмай)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Системы обучения персонала
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



