ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ЛОГИСТИКЕ СНАБЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Определение и функции процесса снабжения 10
1.2 Принципы процессного подхода в логистике снабжения производственного предприятия 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ОБЕСПЕЧЕНИИ SRM 24
2.1 Управление взаимоотношениями с поставщиками 24
(Supplier Relationship Management, SRM) 24
2.2 Организация централизованных закупок в SAP SRM 25
2.3 Комплекс прикладных решений по управлению взаимоотношения с поставщиками на базе
Oracle 28
2.4 Управление закупками в прикладном решении 1С:ERP Управление предприятием 2.1 30
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО”НАСОСПРОМ” 37
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 40
1С : ERP УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Важнейшим условием для формирования профессиональной компетентности студентов вуза является организация их практической подготовки, и содержанию образовательной программы. В Федеральных государственных образовательных стандартах поколения 3+, отличительной особенностью которых является использование компетентностного подхода для определения требований к выпускникам, объем практик увеличен в два раза.
Для того, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, вузам необходимо прививать студентам умения и навыки в решении широкого спектра вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, а также развивать их личностные качества. Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен, прежде всего, к производственной работе. Важной формой в подготовке и становлении будущего специалиста являются учебная и производственная практики, обеспечивающие формирование практических навыков работы будущих специалистов, закрепление полученных в университете теоретических знаний.
Практико-ориентированное обучение - это такое обучение, приоритетной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической работы, востребуемых сегодня работодателями, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике.
Одной из приоритетных задач высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, бакалавров, способных проектировать сложные объекты, решать производственные проблемы и вести научно-исследовательскую деятельность с использованием информационных технологий, а именно усиления практической направленности обучения.
Однако в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года», отмечается, что на рынке труда наблюдается острый кадровый дефицит. В частности, в г. Санкт-Петербурге на одну вакансию в области информационных технологий приходится всего 0,6 резюме. В России сегодня насчитывается около 300 тыс. программистов, еще около 700 тыс. человек обладают навыками программирования, но эта трудовая деятельность не является для них основной.
Практический опыт работы в области информационных технологий студент должен получить, работая в ходе учебного процесса с профессиональными программными продуктами.
Для моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе должна использоваться информационная модель виртуального предприятия с настроенными бизнес-процессами, содержащая нормативно-справочную и текущую информацию.
Ведущие производители рыночных программных продуктов имеют программы сотрудничества с образовательными учреждениями и часто предоставляют коммерческие версии своих программных продуктов для использования в учебном процессе под академическими лицензиями. Новой тенденцией, формирующейся в настоящее время, является предоставление производителями образовательных интернет ресурсов, являющихся полнофункциональными копиями коммерческих облачных сервисов.
Фирма "1С" занимается разработкой, дистрибьюцией, изданием и поддержкой компьютерных программ делового и домашнего назначения. Фирма 1С - лидер на отечественном рынке систем управления предприятием класса ERP. Её программные продукты используются на многих предприятиях в различных отраслях бизнеса. Система "1С:Предприятие" получила широкое распространение не только в России, но ив таких странах как Казахстан, Белоруссия и во многих других странах. Специалисты 1С являются самыми популярными и высокооплачиваемыми в наше время, так как программа 1С стала очень популярной в бизнес-среде и практически каждая современная компания стремится автоматизировать свою деятельность, используя этот программный продукт. Компания давно и широко сотрудничает с образовательными учреждениями, предоставляя свои программные продукты для установки в вузах и использования в учебном процессе.
С сентября 2014 г. компания предоставляет преподавателям образовательный интернет-ресурс «1С:Предприятие 8 через интернет» (доступен по адресу www.edu.1cfresh.com). Сервис позволяет студентам и преподавателям работать с любого компьютера, подключенного к сети интернет. Для преподавателей и студентов предоставляются интернет версии популярных продуктов компании: 1С:Бухгалтерия 8, 1С:Управление
небольшой фирмой 8, 1С:Зарплата и управление персоналом.
С 1.02.2016 доступен флагманский программный продукт фирмы «1QERP Управление предприятием 2.1» (далее 1QERP). Это инновационное решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий с учетом лучших мировых и отечественных практик автоматизации крупного и среднего бизнеса.
Вместе с программными продуктами на интернет-ресурсе «1С:Предприятие 8 для учебных заведений через интернет» студентам и преподавателям предоставляется методическое обеспечение: учебные пособия и учебные базы данных, содержащие примеры справочников и документов. Для изучения системы 1C:ERP имеется учебное пособие «Регламентированный учет в прикладном решении «1QERP Управление предприятием 2.1» и база данных с примерами. Однако автоматизация регламентированного учета (бухгалтерского, налогового, кадрового) это только часть функциональности ERP систем. Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
Деятельность любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов и товаров которые поставляют ему другие организации. Даже небольшие фирмы для осуществления своей деятельности закупают ресурсы у сторонних организаций. Но процесс закупок - весьма трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя работы по поиску поставщиков, подготовке к заключению договоров, а также по контролю над их исполнением. Поэтому сегодня автоматизированное управление процессами закупок становится все более актуальным вопросом для организаций малого, среднего, крупного бизнеса, а также для государственных структур.
Смысл автоматизации процесса закупок заключается в повышении эффективности работы отдела снабжения, путем использования системы управления отношениями с поставщиками (SRM), которая позволяет своевременно и качественно планировать закупочную деятельность и контролировать выполнение плановых показателей и нормативов.
Автоматизация управления процессами закупок позволяет:
1. Снизить трудозатраты на организацию закупочных процедур.
2. Уменьшить зависимость от текущих поставщиков за счет привлечения новых.
3. Устранить коррупционные факторы.
4. Ускорить процесс закупок за счет отказа от работы с бумагами.
Ключевым звеном в управлении процессами закупок является складская
логистика. Главное назначение склада - содержание запасов и их хранение. От эффективной организации работы склада зависит цикличность и бесперебойность технологических процессов, скорость и трудозатраты на выполнение операций на нем.
Современный склад представляет собой сложную структуру, эффективность работы которой зависит от решения ряда проблем: начиная с выбора места расположения, его вида и размера, разработки системы складирования и вплоть до проблем, связанных с обращением товарноматериальных ценностей на функционирующем складе.
Многие склады ежедневно сталкиваются со следующими проблемами:
• большие трудовые и временные затраты на ввод информации при разгрузке и погрузке транспорта;
• ошибки в ведении учета товара на складе, расхождения в наименованиях позиций в справочниках учетных систем получателя и поставщика, дублирование данных;
• неоперативный обмен данными между подразделениями;
• неэффективные решения по размещению товара, которые приводят к сложности в поиске товара, повышению затрат на обслуживающий персонал;
• неэффективное использование складского пространства, проблемы «залежалости» и порчи товара, что в свою очередь приводит к неэффективному использованию денежных средств.
В большинстве случаев причиной указанных проблем
становится "человеческий фактор". В связи с этим, одним из наиболее востребованных и распространенных вариантов решения данной проблемы является автоматизация управления запасами и складской логистикой путем внедрения информационной системы управления складскими запасами (WMS).
Современная WMS-система решает многочисленные проблемы склада:
• уменьшает количество ошибок при отборке заказов;
• улучшит инвентаризацию товарных запасов на предприятий;
• увеличит оборачиваемость товарных запасов компании;
• обеспечивает прозрачность складских операций и расширяет возможности аналитики для улучшения складских бизнес-процессов;
• возрастает производительность работы сотрудников компании;
• увеличит лояльность и удовлетворенность клиентов компании за счет уменьшения ошибок в заказах и сокращения сроков отгрузки.
Главной задачей внедрения SRM и WMS систем является повышение эффективности всего бизнеса за счет автоматизации процессов складской логистики и закупочной деятельности.
Целью данной работы является создание учебной информационной модели виртуального предприятия в системе «1QERP Управление предприятием 2» для изучения автоматизированных SRM и WMS подсистем в деятельности предприятия и проверить на практике интеграцию системы ELMA .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить принципы процессного подхода в логистике снабжения производственного предприятия.
2. Проанализировать программные обеспечения SRM.
3. Изучить производственное предприятие ООО «Насоспром».
4. Разработать учебную информационную модель виртуального производственного предприятия с помощью сервиса «1С: Предприятие 8 для учебных заведений через интернет».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был имитирован проект внедрения подсистем «Закупки» в «1QERP Управление предприятием 2.1» на виртуальном предприятии ООО «Насоспром».
Результатом выполнения выпускной квалификационной работы является создание учебной базы данных «1QERP Управление предприятием 2.1». База данных содержит учебную информационную модель отдела снабжения и складов виртуального предприятия ООО «Насоспром».
Виртуальная организация ООО «Насоспром» - современное производственное предприятие, производящее и реализующее сложную наукоемкую продукцию: насосы.
Была выполнена настройка разделов «Закупки», «Склад и доставка» в системе 1QERP Управление предприятием 2.1. В разделе «Магазины и склады» созданы и настроены склады ООО «Насоспром». Так же выполнена интеграция с модулем ELMA. Введена нормативно-справочная информация о поставщиках, отлажены основные бизнес-процессы управления закупками и запасами, получение отчетов.
Разработанная учебная информационная модель выполнена на основе современных эффективных теорий и методик управления закупками и складскими запасами, а также в соответствии с идеологией внедрения, рекомендованной фирмой 1С.
Учебная информационная модель может использоваться в подготовке бакалавров направления 38.03.05 Бизнес информатика в Институте вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета. Учебная информационная модель может быть использована в учебном процессе преподавания таких дисциплин как:
Моделирование бизнес-процессов
Информационные системы управления производственной компанией
Архитектура предприятия
Информационные системы управления ресурсами предприятия.
Она также может использоваться другими институтами университета, которые ведут подготовку по экономике, и менеджменту.
Практическая значимость данной работы так же состоит в том, что изученный материал и полученные навыки помогают смоделировать работу специалистов в области внедрения автоматизированных систем.
Использование интернет сервиса «1С Предприятие 8 для учебных заведений через интернет» позволяет работать с моделью в любом компьютерном классе университета, где есть доступ к сети интернет.
Разработанная учебная информационная модель будет предложена фирме 1С в качестве преднастроенной учебной базы данных сервиса и в случае принятия положительного решения будет доступна всем преподавателям российских учебных заведений, использующим сервис «1С Предприятие 8 для учебных заведений через интернет» в учебном процессе.