Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования ЗОЖ у младших школьников в детско-оздоровительном лагере
1.1. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни детей в
трудах зарубежных и отечественных ученых 10
1.2. Сущность понятия «здоровье», «здоровой образ жизни»: компоненты и
критерии 18
1.3. Социально-педагогический потенциал детского оздоровительного
лагеря 28
Выводы по главе 1 35
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ младших школьников в детском оздоровительном лагере
2.1. Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей
младшего школьного возраста 37
2.2. Организация и методики исследования уровня сформированности
здорового образа жизни младших школьников 51
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 65
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 76
Выводы по главе 2 90
Заключение 96
Библиографический список литературы 98
Приложения
Актуальность исследования. Великий русский ученый И.П. Павлов писал: «Человек - высший земной продукт. Человек - сложнейшая и тончайшая система. Но для того чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным» [44, с.4]. Здоровье человека - высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие- либо ограничения по состоянию здоровья.
В современном мире, мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. А так же, одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % - от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % - от самого человека.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (И.И. Брехман [10; 11], Л.С. Выготский [16], Г.К. Зайцев [21;22], Ю.П. Лисицин [29;30], П.Ф. Лесгафт [31;32], Н.И. Пирогов [38], С.В. Попов [41], В.А. Сухомлинский [50], Л. Г. Татарникова [51;52],
К.Д. Ушинский [53], Б.И. Чумаков [61] и др.).
Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. Этой проблемой занимались М.В.Антропова [3], И.И.Бецкой [8], Ф.Ф.Эрисман [34] и др.
В 1992 г. выходит в свет закон РФ об образовании, где были узаконены образовательные стандарты. В 1995г. была введена специальность «валеология», в школах появились специалисты, отвечающие за работу по сохранению и укреплению здоровья. В 2000 г. приказом Министерства здравоохранения утверждена «Медицинская карта ребёнка» для образовательных учреждений.
Лето и летние каникулы для школьников - это особый период, время ярких эмоций, отдыха, восстановления здоровья, долгожданного солнца и конечно же воплощение собственных планов, которые с нетерпением, ждут ученики. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей результативно могут решать детские оздоровительные лагеря, так как это место, где дети двадцать четыре часа находятся под вниманием, в опытных руках педагогов и воспитателей (вожатых).
Деятельностью внешкольных учреждений занимаются и занимались Н.А. Карасева [25, 26], А.В. Мудрик [47], В.А. Никитин [35], Р.В. Овчарова [36], Г.И. Руденкова [25]. Ученые Л.В. Васют [13], Е.А. Винников [14], Н.К. Катович [27] раскрывали в своих работах жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря, для формирования здоровой личности.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования здорового образа жизни у школьников и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и психолого-педагогических условий формирования ЗОЖ младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержания, формы, методы и психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников в детском оздоровительном лагере?
Цель: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование здорового образа жизни младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Объект: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников.
Предмет: содержание, формы, методы и психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Гипотеза: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников будет протекать более успешно, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
- учитывать возрастные особенности формирования ЗОЖ младших школьников;
- опираться на педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря в формировании ЗОЖ;
- организовывать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Мы выбираем здоровый образ жизни», включающей различные формы и методы;
- реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Определить содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Раскрыть педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря в формировании ЗОЖ.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников в ДОЛ.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы «Мы выбираем здоровый образ жизни», направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «здоровье», «здоровый образ жизни» (И.И. Брехман, Ю.П. Лисицин, П.Ф.
Лесгафт, Н.И. Пирогов, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова, К.Д. Ушинский, Б.И.Чумаков и др.);
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование (анкета ЗОЖ-1 для младших школьников (знаниевый компонент), анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», Науменко Ю.В. (ценностно-отношенческий компонент) и анкета ЗОЖ-2 (когнитивный и поведенческий компоненты);
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ (параметрический t критерий Стьюдента для зависимых выборок).
Опытно-экспериментальной базой стала летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Каенкай» при МБОУ «Кутлу- Букашская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ. Выборку составили 21 человек, возраст 9-11 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования здорового образа жизни в детском оздоровительном лагере.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников в ДОЛ. На той основе разработана и апробирована программа «Мы выбираем здоровый образ жизни», направленная на формирование здорового образа жизни у младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования ЗОЖ за счет определения сущности формирования здорового образа жизни у педагогов, психологов и учителей. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции по формированию ЗОЖ в школе и детском оздоровительном лагере и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Мы выбираем здоровый образ жизни» может успешно применяться на практике педагогами, психологами и учителями начальных классов во внеклассной деятельности для формирования ЗОЖ младших школьников; достигнута положительная динамика в сформированностиу учащихся отдельных компонентов здорового образа жизни.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Новая наука: теоретический и практический взгляд» г. Нижний Новгород (14 января 2016 г.), РФ, на Международной научно практической конференции «Новая наука: проблемы и перспективы» г. Стерлитамак, РФ (4 июня 2016 г.); на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ (Секция: «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных учреждениях»).
Результаты работы нашли отражение в статьях: -Шакирова Л.И. Исследование знаний о здоровом образе жизни у детей младше школьного возраста // Международное научно педагогическое издание по итогам Международной научно-педагогической конференции (14 января 2016 г., г. НИЖНИИ НОВГОРОД)./в 2 ч. ЧЛ-Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.-175 с.;
-Шакирова Л.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников // Международное научно педагогическое издание по итогам Международной научно-педагогической конференции (4 июня 2016 г., г. Стерлитамак)./в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016.-274 с.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более возрастает. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого - индикатор благополучия страны.
1. В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. Формирование ЗОЖ младших школьников включает: знаниевый критерий; ценностно-отношенческий критерий; поведенческий критерий.
2. Летний оздоровительный лагерь, способствует созданию оптимальных условий для разностороннего развивающего досуга детей в летний период, формированию навыков и знаний о ЗОЖ и обучению основным правилам культуры жизнедеятельности и т.д.
3. Для успешного формирования ЗОЖ были обеспечены следующие психолого-педагогические условия: развитие положительной мотивации младших школьников к соблюдению здорового образа жизни; использование форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям; внедрение комплексной программы формирования ЗОЖ у младших школьников в детском оздоровительном лагере.
4. Нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 21 учащихся, среди них учащиеся младшего школьного возраста. В исследовании были использованы такие диагностические методики, как:
«Отношение детей к ценности здоровья и ЗОЖ», автор Науменко Ю.В., анкета ЗОЖ - 1 и анкета ЗОЖ - 2 для младших школьников.
Результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что уровень знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе сформирован не полностью. Констатирующий этап эксперимента показал, что по двум компонентам у детей преобладает средний уровень, а у знаниевого компонента преобладает низкий уровень.
На формирующем этапе нами была реализована программа «Мы выбираем здоровый образ жизни», направленная на формирование здорового образа жизни младших школьников в детском оздоровительном лагере.
При формировании отношения к здоровому образу жизни у младших школьников использовались различные формы и методы. Такие формы и методы, как беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме здоровье, разыгрывание ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации также были разнообразными: занятия на природе, экскурсии, прогулки, игры, викторины, спортивные конкурсы, соревнования.
На контрольном этапе исследования мы не выявили существенных различий между показателями по всем трем методикам.
По результатам для учащихся отвергается. Н0. Принимается Н - уровни развития показателей анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», анкеты ЗОЖ-1 и анкеты ЗОЖ-2 для учащихся младших школьников до и после эксперимента статистически различаются.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. - М.: Педагогика, 1998. - 178 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Изд-во института Физкультуры и спорта, 1987. - 64 с.
3. Антропова М.В. «Основы гигиены учащихся». М.: Просвещение, 1998. - 48 с.
4. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2 - С. 9-14.
5. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Санкт - Пб ГУПМ, 1993. - 269 с.
6. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя/ Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горбатенко; под ред. Л. В. Баль. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.
7. Березин И.П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М.: «Физкультура и спорт», 1990. - 354 с.
8. Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества. - СПб.: Сенатская типография, 1766. - 18 с.
9. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента. - СПб.: «Взрослые - детям», 1993. - 221 с.
10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123 с.
11. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
12. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Контроль над наркотическими средствами и общественное здравоохранение: выход из тупика. Выпуск 91, Номер 2, февраль 2013. - С. 81-156.
13. Васюта, Л.В. Образовательная среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Пазашкольнае выхаванне. -2012. -№
4. - С. 58-63.
14. Винникова, Е. А. Региональная модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е. А. Винникова. -2011. - № 8. - С. 28-33.
15. Всемирная организация здравоохранения. Глобальная инициатива ВОЗ в школе: Школы, содействующие укреплению здоровья. Женева: ВОЗ, 1998. - 111с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
17. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев: Штиинца, 2009. - С. 19-39.
18. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника: сб. воспитание здорового школьника / сост. Н.Б. Коростель. - М.: Изд-во Института физкультуры и спорта, 2012. - 103 с.
19. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 205 с.
20. Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып. 3. - С. 420-429.
21. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.
22. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.
23. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1 - С. 49-58.
24. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 - 4 классы/ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2011. - 296 с.
25. Карасева, Н.А. Некоторые аспекты деятельности социальнопедагогических учреждений / Н.А.Карасева, Г.И. Руденкова. - Мн.: «Беларусь», 2011. - 243 с.
26. Карасева Н.А. Повышение творческого потенциала трудового коллектива как фактор развития человеческого капитала / Н. А. Карасева. - СПб. : СПГУТД , 2013. - С .147-148.
27. Катович, Н.К. Модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемы выхавання. -2012. - №
4. - С. 6-10.
28. Коллектив авторов. Краткая Медицинская Энциклопедия / А.Н. Шабанов. — 1-е изд.— М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 3. — 544 с.
29. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: Медицина,
1982. - 139 с.
30. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Советская Россия, 1986. - 192 с.
31. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 410 с.
32. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
33. Малоземова И.И., Малоземова О.Ю. Школа «Педагогика и
психология здоровья»: проблемы и перспективы // Педагогическое
образование в России. 2011. №2. - С.133-140.
34. Мольков А. В., Ф. Ф. Эрисман - основоположник школьной гигиены в России, в кн.: Труды научной конференции, посвященной памяти Ф. Ф. Эрисмана.- М.: Медицина, 1947. - 398 с.
35. Никитина, Н.И.Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 399 с.
36. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2011. - 480 с.
37. Парфилова Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: Казань, 2003. - 173 с.
38. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. - М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. - 752 с.
39. Педагогика. / Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 117 с.
40. Понкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. - М.: Мысль, 1989. - 236 с.
41. Попов С.В. Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников / С.В. Попов. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 256 с.
42. РуденкоВ.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. - Ростов н./Д: Феникс, 2012. - 224 с.
43. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: Книжная оптовая компания, 2016. - 112 с.
44. Сергеев И.С. Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников / Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения / Под ред. И.С. Сергеевой. - М.: АПКиППРО, 2013. - 126 с.
45. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. - 2012. - 10 с.
46. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 89-94.
47. Социальная педагогика / А.В. Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
48. Станиславский К. С. Собраний сочинений: В 9 т. Письма: 1918 - 1938 / Сост. И.Н. Виноградская, Е. А. Кеслер. - М.: Искусство, 1999. - Т. 9. - 839 с.
49. Степанова Т.М. Игры и развлечения в летнем лагере. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2012 - 176 с.
50. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. - 224с.
51. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб.: Санкт - Пб ГУПМ, 1993. - 118 с.
52. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128с.
53. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.
54. Федоровская Н.И. Школьная гигиена: учебное пособие.
Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011. - 141с.
55. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - СПб: Лениздат, 1989. - 270 с.
56. Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 47-49.
57. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк: ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.
58. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2014.- 172с.
59.Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. -.1997. -.№2. - С. 68-74.
60.Чеснакова Г.С. Антинаркотические акции «Летний лагерь-территория здоровья»: Сборник методических рекомендаций /Авт. - сост.: М.П. Радченко, И.В. Габер.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2014.-130с.
61. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Изд-во института Физкультуры и спорта, 1997. - 213 с.
62.Чуприна Е.В., Закирова М.Н. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Самара: СГАСУ, 2013. - 216 с.