Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «индивидуально-типологические особенности» 8
1.2. Общая характеристика ценностно-мотивационной сферы 15
1.3. Значение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-
мотивационной сферы подростков в спорте
1.4. Гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.2. Методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 34
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.1. Результаты исследования взаимосвязи гендерного типа личности
подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.2. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типологических
особенностей подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 39
3.3. Результаты исследования взаимосвязи ценностно-мотивационной сферы
подростков с гендерной спорта спецификой индивидуальных видов
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 50
На сегодняшний день аспекты ценностно-мотивационной сферы и индивидуально-типологических особенностей личности являются предметом рассмотрения такими, как философия, психология, педагогика и социология. Благодаря этим исследованиям данная проблема принимает всё более систематизированный характер.
Ориентация на определенные ценности и смыслы говорит о выражении основных жизненных принципов человека, его мировоззренческой и нравственной направленности интересов, побуждений. Ценности напрямую связаны с базовыми представлениями человека о смысле жизни и ее цели, тем самым формируя систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Одним из ведущих факторов, служащего основанием мотивации для осуществления спортивной деятельности, стремление к усовершенствованию своего результата и реализации потенциала личности являются индивидуально - типологические особенности и ценностно-мотивационная направленность личности.
Исследованием вопросов ценностно-мотивационной сферы личности занимались Г. Олпорта, М. Рокича, Ш. Шварца и У. Билски, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, М.С. Яницкого и др. [20,35].
Проблема изучения спортивной мотивации и личностных особенностей спортсменов находит свое отражение в работах Е.П. Ильина, И.П. Волкова, Л.П. Дмитриенковой, М.В. Китаевой, Г.В. Ложкина и др. [11,16,21].
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков - спортсменов представляет собой важную научную проблему, поскольку ценности и мотивы выступают в качестве важнейшего структурного элемента деятельности спортсменов, их спортивной мотивации.
На сегодняшний день для обеспечения высокого уровня подготовленности спортсменов назрела необходимость исследования их личностных особенностей. В этом отношении изучение ценностно-мотивационных характеристик спортсменов представляется важной предпосылкой повышения эффективности их деятельности. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, нередко заменены целевыми установками, прежде всего на материальное благосостояние (часто прибегая к примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы), обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное и ведущие стержневые качества личности: уверенность в себе, работоспособность, целеустремленность, сильная воля, инициативность, социальная коммуникабельность, воспитанность и доброта в отношении к другим людям, которые и формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, являются обязательным условием успеха в жизни. Это необходимо внедрять в сознание молодежи. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного изучения и исследования данной актуальной проблемы.
Объект исследования - индивидуально-типологические особенности.
Предмет исследования - взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Цель работы - исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть индивидуально-типологические особенности;
2. Охарактеризовать ценностно-мотивационную сферу;
3. Проанализировать психологию подростков;
4. Изучить гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта;
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Гипотеза исследования: выбор индивидуального вида спорта
соотносится с индивидуально-типологическими особенностями подростков и гендерным типом личности:
• можно ожидать, что выбор индивидуального вида спорта будет определяться гендерными стереотипами и соответственно, мальчики или более маскулинные личности будут склонны к выбору маскулинных индивидуальных видов спорта, а девочки или более феминные личности - к выбору более феминных индивидуальных видов спорта;
• выбор феминного или маскулинного индивидуального вида спорта связан с индивидуально-типологическими особенностями личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость;
• выбор феминного или маскулиннного индивидуального вида спорта взаимосвязан с ценностно-мотивационной сферой юного спортсмена.
Методы и методики:
1) Метод опроса с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI);
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
2) Математические методы обработки данных:
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента и угловой коэффициент Фишера.
Выборка: В исследовании приняли участие 35 учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани в возрасте 12-17 лет, из них 20 мальчиков и 15 девочек.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении уже имеющихся представлений о формировании индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть применены в сфере психологического консультирования спортсменов, а также в системе их профессионального отбора.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основе анализа изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что для достижения спортивного мастерства подростку необходимо обладать своеобразными индивидуально-типологическими особенностями и мотивацией достижений. Только в сочетании этих качеств, а также при условии их совершенствования можно добиться высоких результатов. Наиболее важной индивидуально-типологической особенностью личности является темперамент, от типа которого зависит успех в том или ином индивидуальном виде спортивной деятельности. Не менее важным является и развитие ценностно-мотивационной сферы подростков-спортсменов, так как именно ценности указывают на то, что является наиболее важным для спортсменов.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• В выборе феминных индивидуальных видов спорта не установлено межполовых различий, в то время как маскулинные виды спорта значимо чаще выбирают мальчики;
• Девочки с равной степенью вероятности занимаются как маскулинными, так и феминными индивидуальными видами спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей между гендерным типом личности, индивидуально-типологическими особенностями и гендерной спецификой индивидуального вида спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся маскулинными и феминными индивидуальными видами спорта с гендерной спецификой индивидуального вида спорта.
1. Абрамова Т. Ф., Озолин Н. Н. Современные представления о научных основах спортивной тренировки женщин. - М.: ВНИИФК, 2015.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134с.
3. Артамонова Т. В., Шевченко Т. В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12. - С. 39 -43.
4. Бердников Ф.А. Использование психодиагностической методики Ш.Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта. // Вестник ТГУ, выпуск 10 (90), 2010.
5. Бобрищев А. А., Еоб Ш. И. Проявление индивидуальных качеств спортсменов в восточных единоборствах // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2015. - № 14. - С. 55 - 63.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ,2011. -212с
7. Врублевскш Е. П. Управление тренировочным процессом спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 33 - 38.
8. Гордон С. М., Ильин А. Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 13. - С. 27 - 28.
9. Горская Г. Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 35 - 42.
10. Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин - веление времени // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 25. - С. 17 - 28.
11. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивовдостижения в различных видах спорта: психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск : Знание, 2008. - 298с.
12. Дроздовски З. Спортивная активность женщин Польши // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 33 - 35.
13.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 2011. - 128с.
14. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - М.: Фон, 2016.
15. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 352с.
16. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 208с.
17. Коцан И. Я. Психофизиологические аспекты полового диформизма в спорте // Физическое воспитание студентов. - 2015. - № 9. - С. 43 -
51.
18. Краев Ю. В., Мяконьков В. Б. Проявление агрессии у спортсменов в разных видах спорта // Психология и педагогика - новая интеграция. - 2015. - № 3. - С. 33 - 38.
19. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М.: Дана, 2008.
20. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. - М.: Смысл,
2011. С. 29-37.
21. Ложкин Г.А. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена // Наука в олимпийском спорте, 2006. №1. С.11-15.
22. Лубышева Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3 (11). - С. 23 - 26.
23. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социальноэкономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на- Дону, издательство РГПУ, 2006. С. 121 - 132
24. Малинаускас Р. К. Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 19. - С. 33 - 38.
25. Мальчиков А. В. Опыт сравнения личностных свойств спортсменов - мужчин и женщин в индивидуальном и командном видах спорта // Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. - 2016. - № 12. - С. 39 - 41.
26. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2007. - 352с.
27. Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. - 2015. - № 3. - С. 33 - 38.
28. Неверкович С. Д., Родионов А. В., Стамбулова Н. Б. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 81 - 88.
29. Никандров, В.В. Психология: учебник / В.В. Никандров. -.М. : Волтерс Клувер, 2009. - 1008 с
30. Остапенко Д.К. Особенности ценностных ориентаций подростков, занимающихся спортом // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1, 2015 г. С.54.
31. Пархоменко Е. А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Краснодар, 2002.
32. Петрушевский Д. А. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 718-720.
33. Родоманова С. С. Социально-педагогические проблемы гендерных отношений в спорте: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2008.
34. Садовски Е. Половой диморфизм и индивидуальные особенности
развития координационных способностей
высококвалифицированных спортсменов восточных единоборств // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 71 - 73.
35. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности.- Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. - 92с
36. Соха Т. Морфофункциональные особенности женщин-спортсменок в аспекте полового диморфизма // Теория и практика физической культуры. . - 2016. - № 10. - С. 34 - 35.
37. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: Автореф. дис. докт. психол. наук. - СПб., 2009.
38. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 55 - 63.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, 2007. - 736 с.
40. Федорова Т. В. Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-гимнастов старшего школьного возраста и влияние этих особенностей на успешность соревновательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2012.
41. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 118-126
42. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 2012. - 415с
43. Худадов Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: Дис. докт. пед. наук. - М., 2007.
44. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014.
45. Хрущев С. В., Соболева Т. С. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта // Теория и практика физической культуры. - 2015.- № 3. - С. 33 - 38.
46. Широбокова А. Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2009.
47. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.
- М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 55-60.
48. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 2016.
49. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая парадигма как
методологическая основа прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы,
вариативность. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. С. 71-93.