Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «индивидуально-типологические особенности» 8
1.2. Общая характеристика ценностно-мотивационной сферы 15
1.3. Значение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-
мотивационной сферы подростков в спорте
1.4. Гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.2. Методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 34
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.1. Результаты исследования взаимосвязи гендерного типа личности
подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.2. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типологических
особенностей подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 39
3.3. Результаты исследования взаимосвязи ценностно-мотивационной сферы
подростков с гендерной спорта спецификой индивидуальных видов
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 50
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «индивидуально-типологические особенности» 8
1.2. Общая характеристика ценностно-мотивационной сферы 15
1.3. Значение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-
мотивационной сферы подростков в спорте
1.4. Гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 33
2.2. Методы эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с
гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 34
Глава 3. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.1. Результаты исследования взаимосвязи гендерного типа личности
подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 37
3.2. Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-типологических
особенностей подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта 39
3.3. Результаты исследования взаимосвязи ценностно-мотивационной сферы
подростков с гендерной спорта спецификой индивидуальных видов
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 50
На сегодняшний день аспекты ценностно-мотивационной сферы и индивидуально-типологических особенностей личности являются предметом рассмотрения такими, как философия, психология, педагогика и социология. Благодаря этим исследованиям данная проблема принимает всё более систематизированный характер.
Ориентация на определенные ценности и смыслы говорит о выражении основных жизненных принципов человека, его мировоззренческой и нравственной направленности интересов, побуждений. Ценности напрямую связаны с базовыми представлениями человека о смысле жизни и ее цели, тем самым формируя систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Одним из ведущих факторов, служащего основанием мотивации для осуществления спортивной деятельности, стремление к усовершенствованию своего результата и реализации потенциала личности являются индивидуально - типологические особенности и ценностно-мотивационная направленность личности.
Исследованием вопросов ценностно-мотивационной сферы личности занимались Г. Олпорта, М. Рокича, Ш. Шварца и У. Билски, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, М.С. Яницкого и др. [20,35].
Проблема изучения спортивной мотивации и личностных особенностей спортсменов находит свое отражение в работах Е.П. Ильина, И.П. Волкова, Л.П. Дмитриенковой, М.В. Китаевой, Г.В. Ложкина и др. [11,16,21].
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков - спортсменов представляет собой важную научную проблему, поскольку ценности и мотивы выступают в качестве важнейшего структурного элемента деятельности спортсменов, их спортивной мотивации.
На сегодняшний день для обеспечения высокого уровня подготовленности спортсменов назрела необходимость исследования их личностных особенностей. В этом отношении изучение ценностно-мотивационных характеристик спортсменов представляется важной предпосылкой повышения эффективности их деятельности. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, нередко заменены целевыми установками, прежде всего на материальное благосостояние (часто прибегая к примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы), обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное и ведущие стержневые качества личности: уверенность в себе, работоспособность, целеустремленность, сильная воля, инициативность, социальная коммуникабельность, воспитанность и доброта в отношении к другим людям, которые и формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, являются обязательным условием успеха в жизни. Это необходимо внедрять в сознание молодежи. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного изучения и исследования данной актуальной проблемы.
Объект исследования - индивидуально-типологические особенности.
Предмет исследования - взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Цель работы - исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть индивидуально-типологические особенности;
2. Охарактеризовать ценностно-мотивационную сферу;
3. Проанализировать психологию подростков;
4. Изучить гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта;
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Гипотеза исследования: выбор индивидуального вида спорта
соотносится с индивидуально-типологическими особенностями подростков и гендерным типом личности:
• можно ожидать, что выбор индивидуального вида спорта будет определяться гендерными стереотипами и соответственно, мальчики или более маскулинные личности будут склонны к выбору маскулинных индивидуальных видов спорта, а девочки или более феминные личности - к выбору более феминных индивидуальных видов спорта;
• выбор феминного или маскулинного индивидуального вида спорта связан с индивидуально-типологическими особенностями личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость;
• выбор феминного или маскулиннного индивидуального вида спорта взаимосвязан с ценностно-мотивационной сферой юного спортсмена.
Методы и методики:
1) Метод опроса с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI);
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
2) Математические методы обработки данных:
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента и угловой коэффициент Фишера.
Выборка: В исследовании приняли участие 35 учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани в возрасте 12-17 лет, из них 20 мальчиков и 15 девочек.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении уже имеющихся представлений о формировании индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть применены в сфере психологического консультирования спортсменов, а также в системе их профессионального отбора.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Ориентация на определенные ценности и смыслы говорит о выражении основных жизненных принципов человека, его мировоззренческой и нравственной направленности интересов, побуждений. Ценности напрямую связаны с базовыми представлениями человека о смысле жизни и ее цели, тем самым формируя систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Одним из ведущих факторов, служащего основанием мотивации для осуществления спортивной деятельности, стремление к усовершенствованию своего результата и реализации потенциала личности являются индивидуально - типологические особенности и ценностно-мотивационная направленность личности.
Исследованием вопросов ценностно-мотивационной сферы личности занимались Г. Олпорта, М. Рокича, Ш. Шварца и У. Билски, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, М.С. Яницкого и др. [20,35].
Проблема изучения спортивной мотивации и личностных особенностей спортсменов находит свое отражение в работах Е.П. Ильина, И.П. Волкова, Л.П. Дмитриенковой, М.В. Китаевой, Г.В. Ложкина и др. [11,16,21].
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков - спортсменов представляет собой важную научную проблему, поскольку ценности и мотивы выступают в качестве важнейшего структурного элемента деятельности спортсменов, их спортивной мотивации.
На сегодняшний день для обеспечения высокого уровня подготовленности спортсменов назрела необходимость исследования их личностных особенностей. В этом отношении изучение ценностно-мотивационных характеристик спортсменов представляется важной предпосылкой повышения эффективности их деятельности. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, нередко заменены целевыми установками, прежде всего на материальное благосостояние (часто прибегая к примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы), обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное и ведущие стержневые качества личности: уверенность в себе, работоспособность, целеустремленность, сильная воля, инициативность, социальная коммуникабельность, воспитанность и доброта в отношении к другим людям, которые и формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, являются обязательным условием успеха в жизни. Это необходимо внедрять в сознание молодежи. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного изучения и исследования данной актуальной проблемы.
Объект исследования - индивидуально-типологические особенности.
Предмет исследования - взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Цель работы - исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть индивидуально-типологические особенности;
2. Охарактеризовать ценностно-мотивационную сферу;
3. Проанализировать психологию подростков;
4. Изучить гендерное и половое различие индивидуальных видов спорта;
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.
Гипотеза исследования: выбор индивидуального вида спорта
соотносится с индивидуально-типологическими особенностями подростков и гендерным типом личности:
• можно ожидать, что выбор индивидуального вида спорта будет определяться гендерными стереотипами и соответственно, мальчики или более маскулинные личности будут склонны к выбору маскулинных индивидуальных видов спорта, а девочки или более феминные личности - к выбору более феминных индивидуальных видов спорта;
• выбор феминного или маскулинного индивидуального вида спорта связан с индивидуально-типологическими особенностями личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость;
• выбор феминного или маскулиннного индивидуального вида спорта взаимосвязан с ценностно-мотивационной сферой юного спортсмена.
Методы и методики:
1) Метод опроса с использованием методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева;
• Личностный опросник Г. Айзенка (EPI);
• Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (опросник BSRI в адаптации О.Г. Лопуховой).
2) Математические методы обработки данных:
• Количественный анализ данных с использованием методов математической статистики: t-критерий Стьюдента и угловой коэффициент Фишера.
Выборка: В исследовании приняли участие 35 учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (школы со спортивным уклоном) Вахитовского района города Казани в возрасте 12-17 лет, из них 20 мальчиков и 15 девочек.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении уже имеющихся представлений о формировании индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть применены в сфере психологического консультирования спортсменов, а также в системе их профессионального отбора.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основе анализа изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что для достижения спортивного мастерства подростку необходимо обладать своеобразными индивидуально-типологическими особенностями и мотивацией достижений. Только в сочетании этих качеств, а также при условии их совершенствования можно добиться высоких результатов. Наиболее важной индивидуально-типологической особенностью личности является темперамент, от типа которого зависит успех в том или ином индивидуальном виде спортивной деятельности. Не менее важным является и развитие ценностно-мотивационной сферы подростков-спортсменов, так как именно ценности указывают на то, что является наиболее важным для спортсменов.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• В выборе феминных индивидуальных видов спорта не установлено межполовых различий, в то время как маскулинные виды спорта значимо чаще выбирают мальчики;
• Девочки с равной степенью вероятности занимаются как маскулинными, так и феминными индивидуальными видами спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей между гендерным типом личности, индивидуально-типологическими особенностями и гендерной спецификой индивидуального вида спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся маскулинными и феминными индивидуальными видами спорта с гендерной спецификой индивидуального вида спорта.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• В выборе феминных индивидуальных видов спорта не установлено межполовых различий, в то время как маскулинные виды спорта значимо чаще выбирают мальчики;
• Девочки с равной степенью вероятности занимаются как маскулинными, так и феминными индивидуальными видами спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей между гендерным типом личности, индивидуально-типологическими особенностями и гендерной спецификой индивидуального вида спорта;
• Установлено отсутствие значимых связей ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся маскулинными и феминными индивидуальными видами спорта с гендерной спецификой индивидуального вида спорта.
Подобные работы
- Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и
ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



