Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы профилактики аддиктивного поведению воспитанников суворовского училища
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «аддикция», «аддиктивное поведение» 10
1.2. Особенности проявления аддиктивному поведения у воспитанников
суворовского училища 18
1.3. Формы и методы профилактики аддиктивного поведения у
воспитанников суворовского училища 24
Выводы по I главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Исследование уровня аддиктивного поведения у воспитанников
суворовского училища (констатирующий этап эксперимента) 37
2.3. Реализация программы профилактики аддиктивного поведения у
воспитанников суворовского училища (формирующий этап эксперимента) 47
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 52
Выводы по II главе 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 78
Актуальность исследования. Аддиктивное поведение личности сегодня является одной из наиболее актуальных проблем в области педагогики и психологии. Необходимость исследования данной проблемы определяется тем, что современное общество, как и любое другое, нуждается в физически и психически здоровых, гармонически развитых людях, имеющих определенную цель в жизни, способных ее достигать и обладающих чувством идентичности. Однако последние несколько лет вследствие переживания социально-экономического кризиса большинство людей стали терять чувство собственной идентичности и подменять его иллюзиями, получаемыми от химических веществ или виртуальных реальностей.
По мнению таких авторов, как Ц.П. Короленко [20], В.Ю. Завьялов [15], В.Д. Менделевич [26] и др., поиск механизмов, причин проявления склонности у человека к употреблению различных веществ, привел к созданию в конце XX века целостной отрасли научного знания - аддиктологии. В рамках данной отрасли при рассмотрении общих проблем девиантного поведения, обращает на себя внимание факт влияния протекания зависимости на происхождение и развитие других форм отклоняющегося поведения. Поэтому своевременное выявление, коррекция и профилактика аддиктивного поведения личности является превенцией других форм нарушения поведения.
В зарубежной психологической науке феномен аддиктивного поведения изучается в таких направлениях, как психоанализ - в работах А. Адлера [1], Э. Берна [7], З. Фрейда [39], Х. Решмидт [31], Э. Эриксона [46] и др., в концепциях интеракционизма Э. Шпрангер [44] и др., в когнитивной психологии Л.М. Доде [13] и др., в гуманистической психологии А. Маслоу [25], К. Роджерса [32] и др., в гештальтпсихологии Д.И. Фельдштейн [37] и др., в психосинтезе Р. Ассаджиоли [5] и др.
В советско-российской психологии данная проблема отражена с различных сторон: зависимое поведение как «ложно опредмеченная потребность» в трудах Б.Г. Ананьева [4], А.Н. Леонтьева [21], С.Л. Рубинштейна [33], Д.Б. Эльконина [45] и др., аддиктивное поведение как «недостаточно сформированная эго-идентичность» в работах Чернобровкиной [42], Ц.П. Короленко [19] и др., аддиктивное поведение как «стабильная психологическая система, меняющая мотивационную сферу, смещающая волевой потенциал и реструктурирующая ценностные ориентации» в коцепциях Д.В. Четверикова [43] и др.
Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Данная граница теряет свою значимость, когда речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр, они испытывают позитивные эмоции, вследствие чего развивается зависимость. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции - это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.
Любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Индивид становится зависимым от чего-либо или от кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться. Полизависимость — типичная и основополагающая характеристика. Следует признать, что и внешние факторы играют определенную роль в формировании зависимого поведения. Но они — условия становления зависимостей, а не их причина. Наиболее часто у подростков встречаются такие зависимости, как алкогольная, наркотическая, никотиновая, лекарственная, эмоциональная, игровая и зависимость от социальных сетей.
Сегодня проблемы, связанные с проявлением аддиктивного поведения, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. У воспитанников суворовского училища и в других образовательных учреждениях закрытого типа данная проблема выражена глубоко и актуально, так как администрация учреждений нередко стараются скрыть подобные данные или игнорируют их. Однако имея серьезный научно-теоретический потенциал, мы можем отметить недостаточность практических исследований по превенции аддиктивного поведения, в частности у воспитанников суворовского училища.
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили сформулировать противоречие между необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики проявления аддикций у подростков, обучающихся в учреждении интернатного типа, с другой.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища?
Исходя из актуальности вопроса мы определили тему нашего исследования: «Профилактика аддиктивного поведения воспитанников суворовского училища».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища.
Объект исследования: процесс профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «аддикция», «аддиктивное поведение»;
- учитывать особенности проявления аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Я - человек независимый», включающей формы и методы профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «аддикция» «аддиктивное поведение»;
2) выявить особенности проявления аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища;
3) разработать содержание программы «Я - человек независимый», включающей эффективные формы и методы профилактики аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы в профилактике аддиктивного поведения воспитанников суворовского училища.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные понятия «аддикции» в трудах А.В. Гоголевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевича, Р.В. Овчаровой и др., где развитие личности рассматривается в условиях взаимодействия и общения с другими людьми; теоретические подходы к изучению психологических особенностей аддиктивного поведения в подростковом возрасте в работах CA. Беличевой, Т.В. Корниловой, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.В. Четверикова и др.; теоретические исследования, изучающие современные проблемы аддиктивного поведения подростков в концепциях Б.С. Братусь, В.Ю. Завьялова, Ц.П. Короленко, Ю.В. Попова, H.A. Сироты и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, беседы с педагогами воспитанников; тренинговые упражнения, арт-терапия; диагностическое тестирование с использованием методики «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей», автор - Г.В. Лозовая [23], «Шкала поиска ощущений» М.Н. Цукермана [41];
3) статистические: применение t-критерия Стьюдента для зависимых выборок (n-1).
Опытно экспериментальная база исследования: Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации. Выборку составили 25 воспитанников 14-16 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с воспитанниками, с целью профилактики склонности к аддиктивного поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения воспитанников суворовского училища, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - человек независимый».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Я - человек независимый» может использоваться в практике общеобразовательных и закрытых учреждений психологами-педагогами, социальными педагогами для профилактики аддиктивного поведения.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года в ходе экспериментальной работы, посредством публикаций научных статей и участия в конференциях.
Публикации статей:
1) Л.В. Фаттахова, Н.Ю. Костюнина. Профилактика аддиктивного поведения у воспитанников суворовского училища. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой - Казань: «Отечество», 2016. - С. 54-57
2) Л.В. Фаттахова, Н.Ю. Костюнина. Профилактика аддиктивного поведения у подростков.
Участие на конференциях:
1) Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске».
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции - это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.
Любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Индивид становится зависимым от чего-либо или от кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться.
Таким образом, в нашем исследовании мы выполнили все поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыли сущность и содержание понятий. Под аддикцией мы понимаем - наличие у субъекта пагубной привычки, иррациональной и неконтролируемой навязчивой потребности в приеме каких-либо веществ или выполнении определенных деяний. Под аддиктивным поведением - это одна из форм разрушающего поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема каких-либо веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Определили психологические особенности склонности к аддиктивному поведению у воспитанников КСВУ. Учитывая, что училище является учреждением интернатного типа, среда в которой находятся воспитанники является не совсем благоприятной ввиду авторитарного воспитания, постоянного надзора, давления и стресса. Детям часто не хватает родителей и свободного от всего времени. Военная подготовка дисциплинирует с одной стороны, но с другой постоянный контроль вызывает желание убежать от этого. Поэтому и начинает появляться склонность к уходу от реальности путём психоактивных веществ и девиантного поведения
Мы разработали и провели программу профилактики склонности к аддиктивному поведению у воспитанников КСВУ, которую назвали «Я - человек независимый». Занятия программы были направлены на формирование мотивации, стрессоустойчивости и самоактуализации. Воспитанники учились иначе выстраивать свой досуг, ранжировать ценности и справляться с чувством фрустрации и стрессом
В опытно-экспериментальной работе мы проверили эффективность разработанной программы профилактики склонности к аддиктивному поведению у воспитанников КСВУ. На контрольном этапе, результаты исследования показали положительную динамику от проведенных занятий и снижение склонности по 5 из 15 шкал, что говорит о том, что наши гипотеза подтвердилась частично.
В дальнейшем большее количество времени следует уделить профилактике нехимических аддикций, так как стандартные превентивные формы методы не помогают добиться желательного эффекта. Однако положительная динамика по общей шкале и химическим зависимостям после программы наблюдалась.
Таким образом, мы доказали эффективность разработанной нами профилактической программы «Я - человек независимый» на базе Казанского Суворовского Военного Училища.
1. Адлер А.О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И.В. Стефанович. — Спб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
2. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учеб. пособие / А.А. Александров.- Спб.: Невский диалект, 2009. - 58 с.
3. Альтшуллер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю и наркотикам: вопросы клиники и терапии / В.Б. Альтшулер. - М.: Дом "Имидж", 1999.-216 с.
4. Ананьев Б.Г., Евсеев С. П., Давиденко Д. Н., Петленко В. П. Здоровье, образ жизни и наркотики. СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. - 305 с.
5. Ассаджиоли Р. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М. : ред.- изд. центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993. - 198 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Nykoping (Sweden): Philosophical arkiv,
2016. — 164 с.
8. Битенский В.С. Наркомания у подростков / В.С.Битенский. - Киев: «Здоровье», 1997.- 144 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 75 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
11. Братусь Б.С, Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма./ Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М: Редакционноиздательский совет Московского университета, 1984.- 104 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: изд. «Педагогика-Пресс», 1991. - 154 с.
13. Доде Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции / Л.М. Доде. - М.: изд. «Знание», 2010. - 115 с.
14. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: учеб. пособие / Т.Ф. Ефремова.- М.: Издательство: изд. «Дрофа», 2006. - 87 с.
15. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов.- М.: Издательство «Наука» , 1988. - 198 с.
16.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося
поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр / Е.В. Змановская.-М.: Издательский центр «Академия»,2004. - 288 с.
17. Исаев Д.Д. Роль социально психологических факторов в
формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского
психоневрологического института, 1989. - 99 с.
18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2014. - 160 с.
19. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии, 2008. № 5 - С. 122-124 .
20. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко.- М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1991. - 45 с.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Слово, 1981. - 421 с.
22. Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко.- М.: Речь, 1983. - 125 с.
23. Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостям / Г.В. Лозовая.- М.: Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2014. - 78 с.
24. Максимова И. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Вопросы психологии, 2001. №11. - С.56-61.
25. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С. 108-117.
26. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности. — Казань: «Литература», 2004. — 240 с.
27.Овечкина А.А., Ананьева Г.А. Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных, алкогольных, наркотических проблем // А.А. Овечкина, Г.А. Ананьева. Казань: Б. и., 2014.- 48 с.
28. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский. Психологический
ювенологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Политиздат, 2000. - 647 с.
29. Попов Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности / Обзор психиатр, и мед. психол.,1994. - 66 с.
30. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология / И.Н. Пятницкая.- М.: Медицина. 1975. - 332 с.
31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: изд. «Мир», 1994. - 123 с.
32. Роджерс К. О науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. - М.: «Дрофа», 1986. - С. 200-230
33. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 354 с.
34. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками // Модель исследования / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский.- М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1993. - 53 с.
35. Собкин В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии / В.С. Собкин. - М.: Психология, 2006. - 34 с.
36. Темиров Т.В. Типологические особенности подростков, предрасположенных к употреблению наркотических и токсических веществ. (Методические разработки в помощь школьному психологу.) / Т.В. Темиров.- М.: Мнемозина, 2009. - 64 с.
37. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно
содержательные характеристики процесса развития личности // Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 672 с.
38. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков / Л.К. Фортова.- Владимир,
2002. - 390 с.
39. Фрейд З. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. И нем. / М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
40. Худяков А.В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних/ автореф. дис. докт. мед. наук. - М.: изд. Знание»,2003. - 37с.
41. Цукерман М.Н. Альманах психологических тестов. - М.:изд. «Центр», 1995. - С. 187-189.
42.Чернобровкина Т.В., Аркавый И.В. Роль эйфории в клинике и лечении наркологических заболеваний. Клинико-биохимический и социальный аспекты // Проблемы медико-социальной реабилитации больных в психиатрии и наркологии: мат-лы республиканского совещания врачей психиатров-наркологов / под ред. Т.В Чернобровкиной, И.В. Аркавого.- М.: изд. «Речь», 1992. - 113 с.
43.Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура
аддиктивного поведения личности / автореф. дисс. доктора психол. наук./ Д.В. Четвериков. - Новосибирск, 2002. - 385 с.
44. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. // Педология юности / Э. Шпрангер.- М..: Литература, 1931. - 167 с.
45.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
46.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон.- М.: Педагогика, 1996. - 134 с.