Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования системы здравоохранения в РФ 6
1.1 Понятия и основы организации системы управления здравоохранения в РФ 6
1.2 Структура системы здравоохранения в РФ и регионах 17
Глава 2.Современное состояние системы здравоохранением
в Республике Татарстан и других регионах 33
2.1 Сравнительный анализ системы управления здравоохранением в
республике Татарстан и других регионах 33
2.2 Оценка эффективности управления здравоохранения в региональном
аспекте 76
Глава 3. Совершенствование управления региональной системой здравоохранения 82
3.1 Необходимость стратегического планирования в здравоохранении 82
3.2 Основные направления развития системы здравоохранения 86
Заключение 108
Список использованных источников и литературы 112
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Поэтому тема дипломного проекта является актуальной в настоящее время. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.
Здравоохранение в Российской Федерации представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих, главным образом деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в медицинских услугах, сохранению и улучшению здоровья граждан.
Главная проблема российского здравоохранения - недофинансирование из государственных источников в 1,6 раза и неравномерное распределение общественных средств на бесплатную медицинскую помощь между регионами. Кроме того, существуют следующие ключевые проблемы в здравоохранении: дезинтеграция в системе управления отраслью и неэффективное использование ресурсов, несоответствие предоставляемых объемов медицинской помощи возросшим потребностям населения и современным технологиям оказания медицинской помощи; в том числе недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях; неоптимальная структура коечного фонда - переизбыток коек интенсивного лечения и недостаток коек реабилитации и длительного ухода; неэффективное управление, в том числе отсутствие
стратегического планирования минимум на 10 лет и ответственности руководителей всех уровней за достижение результатов.
Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая направленность деятельности медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровьесберегающий образ жизни среди различных групп населения.
Объектом исследования является система здравоохранения в Республике Татарстан.
Предметом дипломного проекта является анализ современного состояния здравоохранения и разработка рекомендаций по основным направлениям развития здравоохранения в Республике Татарстан. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы формирования и развития системы здравоохранения в Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовые акты в области оказания медицинской помощи населению в Российской Федерации;
-исследовать отечественный и зарубежный опыт формирования и развития системы здравоохранения;
- охарактеризовать современное состояние показателей охраны здоровья в Республике Татарстан;
- выявить основные проблемы, сдерживающие развитие системы здравоохранения в республике;
-спрогнозировать основные показатели, характеризующие состояние здоровья населения и уровень развития системы здравоохранения в Республике Татарстан;
- определить и охарактеризовать основные направления развития системы здравоохранения в республике.
Теоретическую основу дипломного проекта составили научные работы целого ряда авторов. Особый интерес представляют работы профессоров Б. Б. Прохорова, Ю. П. Лисицына, Д. В. Валового, В. А. Медика, чьи многочисленные труды хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Среди известных ученых есть и такие, которые успешно совмещают научную и практическую деятельность, занимая ответственные должности в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, иных государственных и муниципальных учреждениях и организациях, призванных обеспечивать охрану здоровья населения - это Н. Ф. Герасименко, А. И. Вялков, Р. З. Аширов.
Общие вопросы административно-правового статуса органов управления здравоохранением рассматривались такими учеными, как Ю. С. Адушкин, С. С. Алексеев, Г. В. Атаманчук, З. А. Багишаев, К. И. Журавлева, Ю. М. Козлов, Б. М. Лазарев, Н. И. Матузов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов, Е. Н. Селютина,С. А. Чернышева и другие.
Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Исследование основано на применении методов наблюдения, сравнения, экономико-математических методов, кластерного и системного анализа, прогнозирования.
Структура дипломного проекта: дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В работе был осуществлено исследование государственного управления здравоохранения в Российской Федерации и Республике Татарстан.
В работе под государственным управлением здравоохранением понимается постоянное управляющее воздействие государства на систему здравоохранения с целью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, достижения максимально возможного уровня здоровья населения.
В результате теоретического исследования государственного управления здравоохранением установлено, что целью этого процесса является совместная, основанная на законе, деятельность органов государственной власти и корпоративных, общественных структур, представляющих интересы врачебного сообщества, направленная на совершенствование функционирования системы здравоохранения Российской Федерации.
Государственное управление здравоохранением имеет две составляющие:
- экономическую направленность,
-социальная направленность.
При этом экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:
- регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;
- обеспечении возникновения финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;
- контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;
- регулировании политики доходов медицинского персонала.
А социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:
- преодолении патерналистской модели отношений в здравоохранении;
- активизации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;
- вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;
- обеспечении возможности адаптации (в правовом и экономическом контексте) персонала здравоохранения и населения к новым условиям деятельности системы здравоохранения .
При этом основными принципами государственного управления здравоохранением являются:
1. Принцип обеспечения правосубъектности (участие врача в возникающих правоотношениях как полноправного участника этих отношений, наделенного гражданскими правами в полном объеме).
2. Принцип законности (механизмы подготовки и принятия управленческих решений должны четко основываться на разработанной и функционирующей законодательной базе).
3. Принцип гласности и прозрачности управления (готовящиеся для принятия решения должны быть известны и понятны и объекту и субъекту управления).
4. Принцип независимости врачебного сообщества от государства при принятии решений в рамках врачебного самоуправления.
5. Принцип договорного или законодательного разделения функций между государственной и общественной структурами управления.
6. Принцип неотвратимости (без внедрения в практику управления системой здравоохранения государственно - общественных механизмов ни одна из стратегий развития отрасли не осуществима, а цели, как бы хорошо они не провозглашались, не достижимы).
7. Принцип социального партнерства. Характер и цель функционирования общественных организаций заключается в том, что они, являясь составной частью организованного комплекса государства, действуя совместно с ним, решают государственные задачи во имя всеобщих интересов.
Отрасль здравоохранения как объект государственного управления переживает в настоящее время переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась медико - демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения.
Наряду с положительными результатами работы системы здравоохранения существует немалый спектр проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему здравоохранения.
Проведённый анализ системы здравоохранения Республики Татарстан выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ федерального и республиканского уровней, а именно - програмно - целевого метода с учётом региональной специфики системы здравоохранения области.
Необходимы коренные перемены в здравоохранении, принятие федеральных государственных программ:
- «Реорганизация службы амбулаторно - поликлинической помощи, в том числе и по принципу врача общей практики»,
- «Совершенствование службы скорой медицинской помощи»,
- «Совершенствование службы охраны материнства и детства»,
- «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями»,
- «Совершенствование онкологической помощи населению»,
- «Развитие травматолого - ортопедической помощи населению».
-«Совершенствование подготовки и аттестации кадров»
-«Информатизация здравоохранения»
-«Совершенствование принципов оплаты медицинской помощи»
В работе были предложены мероприятии по совершенствованию управления здравоохранением.
Проект может дать толчок к осуществлению процесса государственно - общественного регулирования здравоохранения в Республике Татарстан.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 14.11.2013) // Гарант: справ.правовая система. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
2. повышение эффективности здравоохранения в Томской области
3. Автономов В.М.«История экономических учений». Учебное пособие, М,: Филинъ, 2011, - 320 с.
4. Азаров А.В. «Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда ЛПУ». «Экономика здравоохранения». - 2012, - №3. - С. 29.
5. Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура». Учебное пособие для студентов вузов. — М.: «Бек», 2011, - 544 с.
6. Александрова, О. Ю. Проблемы реализации права гражданина на выбор медицинской организации и врача для получения первичной медико-санитарной помощи / О. Ю. Александрова, О. А. Нагибин, М.
Б. Горелов // Здравоохранение. - 2013. - № 5. - С. 80- 88.
7. Алмазов, А. А. ЕГИСЗ: новые возможности для главного врача / А. А. Алмазов, В. В. Абрамов, В. В. Сапрыкина // Здравоохранение. - 2013. -
8. Альтман Н.Н. «Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью». «Здравоохранение». - 2012. - №2. - С. 34-41.
9. Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 1 (51). - С.14-16.
10. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория». Учебник. - М.: «Финпресс», 2011, - 98 с.
11. Боткин О.И., Мирошкин Н.П. Планирование и учет финансовых ресурсов бюджета. - Екатеринбург - Ижевск. - 2011. - 234 с.
12. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. - 2012. - № 1 (51). - С.5-11.
13. Габуева Л.А. «Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование». Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Грантъ, 2011, - 147 с.
14. Градов А.П., Кузин Б.И., «Стратегия и тактика антикризисного управления». Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «БЕК», 2010, - 510 с.
15. Грязнова А.Г. «Антикризисный менеджмент» Учебник. — М.: «Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». — Издательство «ЭКМОС», 2012, - 145 с.
16. Давидьянц А., Латышева О. Финансовые источники медицинской помощи // Экономика и жизнь. - 2012. - №10. - С 23-28.
17. Дьяченко, В. Г. Управление качеством медицинской помощи: учебник / В. Г. Дьяченко, Л. В. Солохина, С. В. Дьяченко. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2013. - 696 с.
18. Ежова М. Здоровым — не болеть, больным — выздороветь // Экономика и жизнь. - 2012. - №49. - С 45 — 48.
19.Зуб А.Т. «Антикризисное управление». Учебное пособие для студентов вузов. — М,: «Аспект Пресс», 2009, - 246 с.
20. Кадыров Ф.Н. «Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений». - М.: «Грантъ», 2011, - 425 с.
21. Кадыров Ф.Н. «Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений». Учебник. — М.: «Грантъ», 2011, - 361 с.
22. Калягин, А. Л. Вступление в должность руководителя медицинской организации / А. Л. Калягин, Л. А. Павлюк // Главврач. - 2013. - № 5. -
С. 54-57.
23. Кирсанов А.И. «Бюджетная система России». Учебник. — М.: «Дело», 2010, - 286 с.
24. Коротков Э.М. «Антикризисное управление». Учебное пособие. - М.: «ИНФРА-М», 2011, - 432 с.
25. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет — важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2012. - №1. - С. 3 — 5.
26. Кучеренко В.З. «Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения: практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов». Здравоохранение. - 2012. - №12. - С. 45-53.
27. Кучеренко В.З. «Бюджетная система России на сегодняшний день» // Здравоохранение. - 2009. -№15. - С. 47-59.
28. Куштанина Е.В., Рудниик Б.Л., Шишкинн С.В., Якобсон Л.И. Изменения организационно-правовых форм медицинских учреждений. Доклад подготовленный для Проекта поддержки законодательных инициатив в области здравоохранения Бостонского университета. М., 2010. — 526 с.
29. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы
ЗО.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб.для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 2- е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.
31.Общественное здоровье и здравоохранение : [пособие для студентов высш. учеб.заведений] / В. С. Глушанко ; под ред. В. П. Дейкало ; Витеб. гос. мед. унт, каф. обществ. здоровья и здравоохранения. — Витебск : Изд-во ВГМУ, 2011. - 491 с.
32.Общественное здоровье и здравоохранение : руководство к
практическим занятиям : учеб.пособие / В. А. Медик, В. И. Лисицын, М. С. Токмачев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 400 с.
33.Общественное здоровье и здравоохранение : учеб.для студентов / Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2011. - 544 с.
34.О. П. Щелин’, Ю. Дятлов’ «Здравоохранение как социальноэкономическая система», 2012. - С.3-5.
35. Павлов Е.Х. «Состояние охраны труда в системе здравоохранения». «Здравоохранение». - 2012. - №4. - С. 151-154.
36. Пирогов, М. В. Международный и отечественный опыт реформирования здравоохранения: (моногр.) / М. В. Пирогов, И. В. Успенская, С. В. Козаченко. - М.: Изд. дом «Панорама», 2012. - 80 с.
37. Пронина Л.И. «Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования». «Экономика здравоохранения». - 2012. - № 12. - С. 46-47.
38. Стародубов, В. И. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски / В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров // Менеджер здравоохранения. — № 3. - С. 6-15.
39. Уйба В. В «Экономические методы управления в здравоохранении», ООО «Альфа Ресурс», - 2012. - С. 23.
40. Хальфин Р.А. Оптимальное использование основных фондов
учреждений здравоохранения федерального подчинения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования. — Экономика здравоохранения, - 2013. - №1 (51). - С.17-18.
41.Чертухина О.Б. «Новые формы организации медицинской помощи населению». «Здравоохранение». - 2011. - №6. - С. 21-34.
42. Щепин, О. П. Здравоохранение как социально-экономическая система / О. П. Щепин, В. Ю. Дятлов // Проблемы соц. гигиены и история медицины. - 2012. - № 3. - С. 3-5.
43. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О.П. Щепин, В.А. Медик. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 592 с.
44.Здравоохранение как отрасль экономики —
http://www.medlmks.ra/sections.php?artid=3088&op=viewartide
45. Развитие инновационной инфраструктуры здравоохранения — http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3039
46. Ресурсы современной системы здравоохранения. Социологический анализ — http://www.ibl.ru/konf/041208/64.html
47. Существующие стратегии эффективного использования ресурсов здравоохранения — http://www.medlinks.ru/sections.php?artid=3090&op= viewarticle
48. Стратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире — http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/lang,ru/