Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №54568

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования компетенции у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием проективной деятельности
1.1. Понятие социальной компетенции и её критерии
1.2 Особенности формирования социальной компетентности у детей с ОНР III уровня
1.3. Значение проектной деятельности в формировании социальной компетентности дошкольников с ОНР в детском саду
Выводы по 1 главе
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования социальной компетенции у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по 2 главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию социальной
компетенции у дошкольников с ОНР с использованием проектной
деятельности в формирующем эксперименте
3.1 Модель социальной компетенции
3.2. Задачи и основные направления в логопедической работе
3.3. Результат контрольного эксперимента
Заключение


Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений, перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В соответствии с современными представлениями, социальная компетентность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребёнок развивается.
Социальная компетентность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.
У дошкольников с нарушениями речи трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, низкая познавательная мотивация, нарушение коммуникативной деятельности приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности (С.Ю. Бенилова, Т.Н.Волковская, Л.Р. Давидович, М.А. Егорова, А.В. Кроткова, Л.Ю. Шамко, Л.М. Шипицына и др.). В связи с
этим первостепенное значение в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) приобретает поиск наиболее эффективных путей и средств формирования коммуникативных навыков, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Одним из таких средств выступает проектная деятельность. Это один из способов приобщения детей с ОНР к общественной жизни; это средство обогащения социального опыта детей; это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребёнка дошкольника, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности.
Цель исследования заключается в поиске эффективных методов формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования процесс формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является изучение процесса формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование социальной компетентности возможно при внедрении в логопедическую работу проектной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию у детей коммуникативных навыков, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и с ОНР, их влияние на речевое и коммуникативное развитие.
2. Экспериментально изучить состояние компонентов социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речи и возможности проектной
3. Определить содержание логопедической работы, включающей проектную деятельность, как средство формирования социальной компетентности.
4. Подтвердить эффективность внедрения проектной деятельности в коррекционно-логопедическую работу по формированию социальной компетентности.
Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. И.А. Зимняя, Н.В. Калинин, Е.В.Коблянская, Л.В. Коломийченко, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, М.Г. Ярошевский и др.); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, Н.В. Микляева, Е.А. Панько, Н.Ш.Тюрина и др.); психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В.Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, О.С.Орлова, Г.В.Чиркина и др.).
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Практическое значение работы заключается в том, что содержащиеся в работе практический, теоретический, демонстрационный материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в системе дошкольного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим
В структуру работы входит введение, 3 главы, заключение и приложение.
Во введении определяется актуальность работы, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста, определяется понятие «общего недоразвитие речи», раскрываются особенности данной категории детей, анализируется состояние исследуемой проблемы в специальной научной и методической литературе.
Во второй главе раскрывается методика и организация констатирующего эксперимента, анализируются компоненты социальной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, определяется уровень
сформированности коммуникативных навыков и познавательных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В третьей главе определяются цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование социальной
компетнтности у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем общего недоразвития речи; приводятся результаты проведённой логопедической работы с использованием проектной деятельности и оценка её эффективности.
Заключение отражает итоги проведённого исследования, общие выводы.
В приложении содержится дидактический материал для логопедической работы по формированию социальной компетенции у старших дошкольников с ОНР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками социальной компетенции. Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) и уровня сформированности познавательных процессов в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение различными учебными навыками и социализация их в обществе.
Социальная компетенция у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию коммуникативных и познавательных навыков, которые являются составляющими социальной компетенции.
Для успешного социального воспитания детей с ОНР важно взаимодействие педагогических процессов, таких как логопедическая работа, организация социального опыта дошкольников, индивидуальная помощь в формировании социальной компетентности.
Проектная деятельность занимает особое место в логопедической работе с дошкольниками с ОНР, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую и познавательную сферу ребенка. Занятия посредством проектной деятельности позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучены научно-методическая литература по проблеме исследования


2. Выявлены особенности сформированное™ социальных компетенций у детей с общим недоразвитием речи III уровня
4. Разработана система занятий по формированию социальных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и выявлена его эффективность.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий посредством проектной деятельности, отмечена положительная динамика развития социальной компетенции у старших дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования сказки в логопедических занятиях.
Таким образом, мы изучили влияние проектной деятельности на развитие социальной компетенции и доказали эффективность использования проектной деятельности в логопедических занятиях у старших дошкольников с ОНР III уровня.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ