ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования компетенции у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием проективной деятельности
1.1. Понятие социальной компетенции и её критерии
1.2 Особенности формирования социальной компетентности у детей с ОНР III уровня
1.3. Значение проектной деятельности в формировании социальной компетентности дошкольников с ОНР в детском саду
Выводы по 1 главе
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования социальной компетенции у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по 2 главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию социальной
компетенции у дошкольников с ОНР с использованием проектной
деятельности в формирующем эксперименте
3.1 Модель социальной компетенции
3.2. Задачи и основные направления в логопедической работе
3.3. Результат контрольного эксперимента
Заключение
Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений, перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В соответствии с современными представлениями, социальная компетентность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребёнок развивается.
Социальная компетентность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.
У дошкольников с нарушениями речи трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, низкая познавательная мотивация, нарушение коммуникативной деятельности приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности (С.Ю. Бенилова, Т.Н.Волковская, Л.Р. Давидович, М.А. Егорова, А.В. Кроткова, Л.Ю. Шамко, Л.М. Шипицына и др.). В связи с
этим первостепенное значение в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) приобретает поиск наиболее эффективных путей и средств формирования коммуникативных навыков, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Одним из таких средств выступает проектная деятельность. Это один из способов приобщения детей с ОНР к общественной жизни; это средство обогащения социального опыта детей; это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребёнка дошкольника, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности.
Цель исследования заключается в поиске эффективных методов формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования процесс формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является изучение процесса формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование социальной компетентности возможно при внедрении в логопедическую работу проектной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию у детей коммуникативных навыков, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и с ОНР, их влияние на речевое и коммуникативное развитие.
2. Экспериментально изучить состояние компонентов социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речи и возможности проектной
3. Определить содержание логопедической работы, включающей проектную деятельность, как средство формирования социальной компетентности.
4. Подтвердить эффективность внедрения проектной деятельности в коррекционно-логопедическую работу по формированию социальной компетентности.
Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. И.А. Зимняя, Н.В. Калинин, Е.В.Коблянская, Л.В. Коломийченко, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, М.Г. Ярошевский и др.); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, Н.В. Микляева, Е.А. Панько, Н.Ш.Тюрина и др.); психолингвистические основы речевой деятельности, коммуникативные теории речи (Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В.Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, О.С.Орлова, Г.В.Чиркина и др.).
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Практическое значение работы заключается в том, что содержащиеся в работе практический, теоретический, демонстрационный материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в системе дошкольного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим
В структуру работы входит введение, 3 главы, заключение и приложение.
Во введении определяется актуальность работы, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста, определяется понятие «общего недоразвитие речи», раскрываются особенности данной категории детей, анализируется состояние исследуемой проблемы в специальной научной и методической литературе.
Во второй главе раскрывается методика и организация констатирующего эксперимента, анализируются компоненты социальной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, определяется уровень
сформированности коммуникативных навыков и познавательных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В третьей главе определяются цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование социальной
компетнтности у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем общего недоразвития речи; приводятся результаты проведённой логопедической работы с использованием проектной деятельности и оценка её эффективности.
Заключение отражает итоги проведённого исследования, общие выводы.
В приложении содержится дидактический материал для логопедической работы по формированию социальной компетенции у старших дошкольников с ОНР.
У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками социальной компетенции. Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) и уровня сформированности познавательных процессов в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение различными учебными навыками и социализация их в обществе.
Социальная компетенция у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию коммуникативных и познавательных навыков, которые являются составляющими социальной компетенции.
Для успешного социального воспитания детей с ОНР важно взаимодействие педагогических процессов, таких как логопедическая работа, организация социального опыта дошкольников, индивидуальная помощь в формировании социальной компетентности.
Проектная деятельность занимает особое место в логопедической работе с дошкольниками с ОНР, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую и познавательную сферу ребенка. Занятия посредством проектной деятельности позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучены научно-методическая литература по проблеме исследования
2. Выявлены особенности сформированное™ социальных компетенций у детей с общим недоразвитием речи III уровня
4. Разработана система занятий по формированию социальных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и выявлена его эффективность.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий посредством проектной деятельности, отмечена положительная динамика развития социальной компетенции у старших дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования сказки в логопедических занятиях.
Таким образом, мы изучили влияние проектной деятельности на развитие социальной компетенции и доказали эффективность использования проектной деятельности в логопедических занятиях у старших дошкольников с ОНР III уровня.