ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ 7
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Понятие «удовлетворённость трудом» 17
1.3 Влияние эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом
педагогов 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ 30
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема синдрома эмоционального выгорания в настоящее время весьма актуальна, что обусловлено тем, что это - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью и успешностью деятельности учреждения в целом. Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования[3, с.56].
Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит педагогам, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это возможно только при высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного, мотивационного включения в работу и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью[37, с.18-23].
Актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. [52, с.20]
Феномен эмоционального выгорания разрабатывался многими учеными. Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались великие умы всего мира. И на сегодняшний день данная проблема остается актуальной.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью. [45, с.48]
Все исследования по данной теме проводились в средней школы №3 города Елабуга. Актуальность данной квалификационной работы усиливается в связи со спецификой данного образовательного учреждения.
Школа акцентирует свое внимание на работе с трудными подростками, поэтому в устной беседе с педагогическим коллективом были выяснены проблемы работы и, конечно же, эмоциональное состояние педагогов. Поэтому необходимость проводимой исследовательской работы заключается в том, чтобы выявить имеется ли эмоциональное выгорание в коллективе и оказывает ли оно влияние на удовлетворенность трудом.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание и удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Г ипотеза исследования. Предполагается, что чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «эмоционального выгорания»
2. Рассмотреть в психологической науке понятие «удовлетворенности трудом»
3. Провести анализ влияния эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом в литературных источниках.
4. Подобрать методики для исследования по выбранной теме.
5. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности трудом.
6. Интерпретировать полученные результаты в ходе проведения методик.
Методы исследования:
1. теоретические методы исследования:
- анализ литературных источников по выбранной теме.
2. психодиагностический метод исследования с использованием следующих методик:
- «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко»
- тест удовлетворенности трудом В.А.Розанова.
3. метод математической статистики с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.
4. качественный и количественный метод обработки данных.
Эмпирической базой исследования выступил педагогический коллектив МБОУ СОШ №3 города Елабуга.
Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов школьного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим трудом. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что синдром эмоционального выгорания это комплекс особых психических проблем, возникающий у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Выгорание характеризуется эмоциональным истощением, развитием отрицательной самооценки, негативным отношением к работе. Обычно развитие выгорания проходит через фазы напряжения, сопротивления нарастающему стрессу и истощения. Единых взглядов по вопросу этиопатогенеза выгорания не существует.
Считается, что синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Выгоранию в большей степени подвержены люди, профессиональная деятельность которых относится к сфере «человек - человек». Деятельность педагогических работников имеет ряд специфических особенностей: ответственность, повышенное внимание к детям и их проблемам, низкая оплачиваемость труда, напряженность рабочей обстановки и т.д., что может привести к эмоциональному истощению. Удовлетворенность трудом обычно рассматривают как эмоциональнооценочное отношение личности илы группы к выполняемой работе, ее содержанию и условиям.
Это результат соотнесения притязаний, ожиданий работника с теми возможностями, которые ему предоставляются в организации. Если ситуация трудовой деятельности действительно отвечает потребностям работника, его индивидуальной мотивации, то он испытывает подлинную удовлетворенность работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение. Истоками внутреннего удовлетворения является отношение человека к труду как к ценности, когда сам труд является важной жизненной потребностью, а также осознание общественной полезности собственного труда, личного вклада в общее дело. Если педагог не удовлетворен своей работой, то у него быстрее произойдет профессиональное выгорание, когда он устает от своей трудовой деятельности и желает её сменить. В тоже время чрезмерная вовлеченность в работу, которая положительно влияет на удовлетворенность трудом, может служить причиной эмоционального выгорания и усталости.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства педагогов довольно сильно выражено эмоциональное выгорание: фаза напряжения или не формируется или находится в стадии формирования, фаза резистенции или формируется или уже сформировалась, фаза истощения не формируется. При этом уровень выгорания не связан с педагогическим стажем, в каждой из категорий присутствуют испытуемые всех стадий. По результатам диагностики удовлетворенности трудом выяснилось, что у испытуемых удовлетворенность достаточно высокая. Наибольшую удовлетворенность испытуемые демонстрируют по блоку взаимоотношений с учащимися и их родителями, а наименьшую удовлетворенность по блоку обеспечения деятельности педагога.
Результаты корреляционного анализа показали, что со снижением уровня удовлетворенности трудом у педагогов возрастает уровень эмоционального выгорания. В свою очередь при возрастании уровня эмоционального выгорания снижается уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
1. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. — М.: Сентябрь, 2013. — 192 с.
2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М. : Издательский центр «Академия»,
2014. - 544 с.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 2011. - 156 с.
4. Борисова М. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. № 2. - С. 23-27.
5. Буриш М. В поисках теории: некоторые предположения о характере и этимология выгорания / M. Burisch // Профессиональное выгорание: последние тенденции в области теории и исследования / ред. В. B. Шауфен, К. Маслаич, Т. Марек. - Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2013. - 75-93с.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2011.-198с..
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания.- 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2013. - 336 с.
8. Грановская Р. Психологический климат общества // Психологическая газета. - 2015. - № 3. - С. 2-5.
9. Гнездилова О. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. 2016. № 4. - С. 61- 65.
10. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. - СПб., 2011. - 77-79с.
11. Демьянчук Р. В. Как не «сгореть» у учительского стола: советы психолога / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Просвещение, 2016. - 93 с.
12. Деркач А.А. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. - М.: Эксмо, 2012. - 192с.
13. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики / Г. Журавлева // Народное образование. - 2015. № 5. - С. 114-120.
14. Зеер Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 2011. № 6. - С. 35-44.
15. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. - 2014. № 4. - С. 33—43.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2013.
17. Ивлева С.Л., Шаталова Т.Н. Когда обожжены нервы// Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс]. URL : http://www.pedlib.ru/ katalogy/katalog.php (дата обращения 6.02. 2016).
18. Карамушки Л.М. Технологии работы организационных психологов: Учебное пособие. - К.: Фирма «ИНКОС», 2012. - 366 c.
19. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 524с.
20. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Профессиональные ценности учителя: приверженность школе и удовлетворенность трудом // Ярославский педагогический вестник. - 2014. №3 (15). - С. 61 - 66.
21. Лукьянова М. И. Психолого педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие . - М. : Сфера, 2014. - 141 с.
22. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа // Воросы психологии. 2013. № 2. С. 3- 16.
23. Маслач К.А. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Справочник по управлению персоналом. [Электоронный ресурс]. URL : www.hrland.com/pages/professional_noe_vygoranie_kak _lyudi_spravlyayutsya.htm/ (дата обращения 12.12. 2015).
24. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы.
- М.: Изд. МГУ, 2011. - 219 с.
25. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. - 272с.
26. Мандриков Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. - 2012. -Т. 2. №4. - С. 2-22.
27. Монина Г.Б., Раннала Н.В. «Ресурсы стрессоустойчивости» - СПб.: Речь, 2012. - 250с.
28. Новгородова А. Учитесь управлять своим телом // Директор школы. -
2015. № 7. С. 96-99.
29. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. - М.: Наука, 2014. № 1. - С. 16-21.
30. Пряжников Н.С. Стратегии преодоления «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. № 2. - С. 87-94
31. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ», 2011. - 672 с.
32. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. -2016. - № 3. - С. 51 - 60.
33. Рогинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях // Мир психологии. - 2002. № 1. - С. 57-60.
34. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования . - М. : ВЛАДОС, 2012. - 245 с.
35. Рогов, Е. И. Эмоции и воля . - М. : ВЛАДОС, 20011. - 239 с.
36. Родионов В. Учительский стресс // Школьный психолог. 2016. № 4. С. 24 -29.
37. Романова Е. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образовании. - 2014. - № 1. - С. 18-23.
38. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 2010.- 237с.
39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии . - СПб.: ООО "Речь", 2012. - 356с.
40. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2013.№7.— С. 3-9.
41. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ. - Автореф. дисс. канд.псих. наук. - СПб , 2011. - 163с.
42. Степанова Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации .- М.: ТЦ «Сфера», 2011 - 128с.
43. Трунов Д. А. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/ // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2014. № 8. - С. 84-89.
44. Трухан Е. А. Профессиональный стресс и выгорание. - СПб., 2014. - 534с.
45. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2013. - 259с.
46. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. - 2013. № 36. - С. 45-50.
47. Фонарев А. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 2012. № 2. - С. 36-39.
48. Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2014. №
6. - С. 12-16.
49. Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. - М.: BestBusinessBooks, 2011.
368с.
50. Чернисс К. В. Осторожно: высокое напряжение //Отдел кадров. - 2016.
№ 3. - С. 129-133.
51. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: АНТИКВА, 2015. - 238 с.
52. Щуркова Н. Е. Классное руководство . - М.: Просвещение, 2011. - 244 с.
53. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Стресс как биологическая и психологическая категория . - СПб: Питер, 2013. - 256 с.
54. Юдчиц Ю. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. - 2011. № 7. - С. 18-23.