Эмоциональное выгорание педагогов в зависимости от показателей удовлетворенности трудом
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ 7
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Понятие «удовлетворённость трудом» 17
1.3 Влияние эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом
педагогов 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ 30
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ 7
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Понятие «удовлетворённость трудом» 17
1.3 Влияние эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом
педагогов 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ 30
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема синдрома эмоционального выгорания в настоящее время весьма актуальна, что обусловлено тем, что это - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью и успешностью деятельности учреждения в целом. Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования[3, с.56].
Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит педагогам, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это возможно только при высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного, мотивационного включения в работу и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью[37, с.18-23].
Актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. [52, с.20]
Феномен эмоционального выгорания разрабатывался многими учеными. Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались великие умы всего мира. И на сегодняшний день данная проблема остается актуальной.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью. [45, с.48]
Все исследования по данной теме проводились в средней школы №3 города Елабуга. Актуальность данной квалификационной работы усиливается в связи со спецификой данного образовательного учреждения.
Школа акцентирует свое внимание на работе с трудными подростками, поэтому в устной беседе с педагогическим коллективом были выяснены проблемы работы и, конечно же, эмоциональное состояние педагогов. Поэтому необходимость проводимой исследовательской работы заключается в том, чтобы выявить имеется ли эмоциональное выгорание в коллективе и оказывает ли оно влияние на удовлетворенность трудом.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание и удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Г ипотеза исследования. Предполагается, что чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «эмоционального выгорания»
2. Рассмотреть в психологической науке понятие «удовлетворенности трудом»
3. Провести анализ влияния эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом в литературных источниках.
4. Подобрать методики для исследования по выбранной теме.
5. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности трудом.
6. Интерпретировать полученные результаты в ходе проведения методик.
Методы исследования:
1. теоретические методы исследования:
- анализ литературных источников по выбранной теме.
2. психодиагностический метод исследования с использованием следующих методик:
- «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко»
- тест удовлетворенности трудом В.А.Розанова.
3. метод математической статистики с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.
4. качественный и количественный метод обработки данных.
Эмпирической базой исследования выступил педагогический коллектив МБОУ СОШ №3 города Елабуга.
Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит педагогам, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это возможно только при высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного, мотивационного включения в работу и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью[37, с.18-23].
Актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. [52, с.20]
Феномен эмоционального выгорания разрабатывался многими учеными. Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались великие умы всего мира. И на сегодняшний день данная проблема остается актуальной.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью. [45, с.48]
Все исследования по данной теме проводились в средней школы №3 города Елабуга. Актуальность данной квалификационной работы усиливается в связи со спецификой данного образовательного учреждения.
Школа акцентирует свое внимание на работе с трудными подростками, поэтому в устной беседе с педагогическим коллективом были выяснены проблемы работы и, конечно же, эмоциональное состояние педагогов. Поэтому необходимость проводимой исследовательской работы заключается в том, чтобы выявить имеется ли эмоциональное выгорание в коллективе и оказывает ли оно влияние на удовлетворенность трудом.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание и удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания с уровнем удовлетворенности трудом педагогов.
Г ипотеза исследования. Предполагается, что чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «эмоционального выгорания»
2. Рассмотреть в психологической науке понятие «удовлетворенности трудом»
3. Провести анализ влияния эмоционального выгорания на удовлетворенность трудом в литературных источниках.
4. Подобрать методики для исследования по выбранной теме.
5. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности трудом.
6. Интерпретировать полученные результаты в ходе проведения методик.
Методы исследования:
1. теоретические методы исследования:
- анализ литературных источников по выбранной теме.
2. психодиагностический метод исследования с использованием следующих методик:
- «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко»
- тест удовлетворенности трудом В.А.Розанова.
3. метод математической статистики с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.
4. качественный и количественный метод обработки данных.
Эмпирической базой исследования выступил педагогический коллектив МБОУ СОШ №3 города Елабуга.
Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов школьного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим трудом. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что синдром эмоционального выгорания это комплекс особых психических проблем, возникающий у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Выгорание характеризуется эмоциональным истощением, развитием отрицательной самооценки, негативным отношением к работе. Обычно развитие выгорания проходит через фазы напряжения, сопротивления нарастающему стрессу и истощения. Единых взглядов по вопросу этиопатогенеза выгорания не существует.
Считается, что синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Выгоранию в большей степени подвержены люди, профессиональная деятельность которых относится к сфере «человек - человек». Деятельность педагогических работников имеет ряд специфических особенностей: ответственность, повышенное внимание к детям и их проблемам, низкая оплачиваемость труда, напряженность рабочей обстановки и т.д., что может привести к эмоциональному истощению. Удовлетворенность трудом обычно рассматривают как эмоциональнооценочное отношение личности илы группы к выполняемой работе, ее содержанию и условиям.
Это результат соотнесения притязаний, ожиданий работника с теми возможностями, которые ему предоставляются в организации. Если ситуация трудовой деятельности действительно отвечает потребностям работника, его индивидуальной мотивации, то он испытывает подлинную удовлетворенность работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение. Истоками внутреннего удовлетворения является отношение человека к труду как к ценности, когда сам труд является важной жизненной потребностью, а также осознание общественной полезности собственного труда, личного вклада в общее дело. Если педагог не удовлетворен своей работой, то у него быстрее произойдет профессиональное выгорание, когда он устает от своей трудовой деятельности и желает её сменить. В тоже время чрезмерная вовлеченность в работу, которая положительно влияет на удовлетворенность трудом, может служить причиной эмоционального выгорания и усталости.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства педагогов довольно сильно выражено эмоциональное выгорание: фаза напряжения или не формируется или находится в стадии формирования, фаза резистенции или формируется или уже сформировалась, фаза истощения не формируется. При этом уровень выгорания не связан с педагогическим стажем, в каждой из категорий присутствуют испытуемые всех стадий. По результатам диагностики удовлетворенности трудом выяснилось, что у испытуемых удовлетворенность достаточно высокая. Наибольшую удовлетворенность испытуемые демонстрируют по блоку взаимоотношений с учащимися и их родителями, а наименьшую удовлетворенность по блоку обеспечения деятельности педагога.
Результаты корреляционного анализа показали, что со снижением уровня удовлетворенности трудом у педагогов возрастает уровень эмоционального выгорания. В свою очередь при возрастании уровня эмоционального выгорания снижается уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Считается, что синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Выгоранию в большей степени подвержены люди, профессиональная деятельность которых относится к сфере «человек - человек». Деятельность педагогических работников имеет ряд специфических особенностей: ответственность, повышенное внимание к детям и их проблемам, низкая оплачиваемость труда, напряженность рабочей обстановки и т.д., что может привести к эмоциональному истощению. Удовлетворенность трудом обычно рассматривают как эмоциональнооценочное отношение личности илы группы к выполняемой работе, ее содержанию и условиям.
Это результат соотнесения притязаний, ожиданий работника с теми возможностями, которые ему предоставляются в организации. Если ситуация трудовой деятельности действительно отвечает потребностям работника, его индивидуальной мотивации, то он испытывает подлинную удовлетворенность работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение. Истоками внутреннего удовлетворения является отношение человека к труду как к ценности, когда сам труд является важной жизненной потребностью, а также осознание общественной полезности собственного труда, личного вклада в общее дело. Если педагог не удовлетворен своей работой, то у него быстрее произойдет профессиональное выгорание, когда он устает от своей трудовой деятельности и желает её сменить. В тоже время чрезмерная вовлеченность в работу, которая положительно влияет на удовлетворенность трудом, может служить причиной эмоционального выгорания и усталости.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства педагогов довольно сильно выражено эмоциональное выгорание: фаза напряжения или не формируется или находится в стадии формирования, фаза резистенции или формируется или уже сформировалась, фаза истощения не формируется. При этом уровень выгорания не связан с педагогическим стажем, в каждой из категорий присутствуют испытуемые всех стадий. По результатам диагностики удовлетворенности трудом выяснилось, что у испытуемых удовлетворенность достаточно высокая. Наибольшую удовлетворенность испытуемые демонстрируют по блоку взаимоотношений с учащимися и их родителями, а наименьшую удовлетворенность по блоку обеспечения деятельности педагога.
Результаты корреляционного анализа показали, что со снижением уровня удовлетворенности трудом у педагогов возрастает уровень эмоционального выгорания. В свою очередь при возрастании уровня эмоционального выгорания снижается уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем больше выражено эмоциональное выгорание у педагогов, тем ниже уровень удовлетворенности педагогическим трудом.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Перфекционизм как фактор эмоционального выгорания участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



