ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ У СОЗАВИСИМЫХ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие созависимости и факторы ее формирования
1.2. Глубинное строение созависимости
1.3. Понятие ценности и ценностные ориентации
1.4. Коррекционная работа с семейными ценностями созависимых
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОЗАВИСИМЫХ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение ценностных ориентаций у созависимых
2.3. Разработка и реализация программы реабилитации созависимых,
направленной на изменение показателей ценностно-смысловой сферы
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности программы реабилитации у созависимых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Жизнедеятельность современного человека все в большей степени подвержена воздействию стрессогенных ситуаций. Социальная, экономическая и политическая нестабильность современного общества вызывают обоснованную тревогу людей как за свой завтрашний день, так и за будущее своих детей. Зависимость одного члена семьи от психоактивных веществ неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. У членов семьи при этом возникают нарушения, обозначаемые термином созависимость (со - приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).
Понятие созависимости, являясь важным элементом внутренней структуры личности, сравнительно недавно исследуется в психологии. Созависимость, по мнению Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой (2001) - это аддикция отношений. По данным В.Д. Москаленко (2002), неблагополучные семьи порождают людей с низкой самооценкой, что оборачивается психологическими проблемами, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Созависимость - это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. Опасение специалистов, в первую очередь, вызывает паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной, отрицательно влияющей на адаптацию личности, приводящей к негативным личностным изменениям, нарушениям гармоничного и всестороннего развития. Именно это определяет созависимость как серьезную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную проблему.
В настоящее время в психологической практике имеется недостаточное количество эффективных техник, направленных на преодоление созависимости. Особое значение в связи с этим приобретают исследования, направленные на разработку эффективных средств коррекции созависимого состояния личности, которые носят не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер. Особую роль в этом играет коррекционная работа направленная на изменение ценностей созависимых.
Целью работы является доказать эффективность влияния семейной программы реабилитации на систему ценностей и свойств созависимой личности.
Объект исследования: свойства личности и ценности созависимых.
Предмет исследования процесс изменения ценностей созависимых в процессе реабилитации.
Задачи исследования:
1. В процессе теоретического анализа выявить социально- психологическое содержание феномена созависимости, изучить проблему семейной созавивимости.
2. Проанализировать теоретические подходы к проблеме ценностей и ценностных ориентаций и определить изменение системы ценностей лиц, страдающих химической зависимостью.
3. Провести исследование ценностей и свойств личности у созависимых.
4. Проанализировать процесс изменения ценностей и динамику изменения созависимых моделей в процессе реабилитации.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что реабилитационная программа, направленная на изменение свойств созависимой личности и гармонизацию ценностей созависимых, способствует изменению в семейной системе.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение.
Методики исследования: методика «Шкала созависимости» (The Codependency Self-Inventory Scale) на выявление уровня созависимости; «Опросник Шварца» для изучения системы ценностей; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Самооценка психических состояний » (по Айзенку).
Теоретико-методологической базой исследования выступили теория деятельности А.Н. Леонтьева, основные методологические положения отечественной психологии о деятельности и подходах к её изучению (А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), теоретические подходы к пониманию созависимости (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.Д. Москаленко, В.П. Нужный, H.H. Иванец, Л.К. Сибли, Э.У. Смит).
База исследования: «РЦ ИБИС». В исследовании приняли участие 30 человек: 15 зависимых, проходящих реабилитацию в центре реабилитации и 10 родителей зависимых и 5 жен зависимых, принявших решение пройти реабилитацию по созависимости. Половозрастной состав группы зависимых: 9 мужчин и 6 женщин, в возрасте от 20 до 35 лет.
Половозрастной состав группы созависимых: 3 мужчины и 12 женщин, возрастной диапазон от 35 до 55 лет. Среди них встречаются представители самых разных профессий (менеджеры, психологи, социальные работники, программисты и т.п.). Срок реабилитации созависимых составил 6-9 месяцев, соответственно такой же срок проходили программу реабилитации зависимые.
Наличие в семье члена, имеющего зависимость от психоактивных веществ, детерминирует дисфункциональный и стрессогенный характер отношений в семье, при этом состояние созависимости можно определить как состояние хронического стресса. Эти обстоятельства обусловили выбор объекта и предмета исследования. В качестве объекта исследования были выбраны психологические особенности личности предметом исследования выбрана социально-психологическая реабилитация для созависимых Ибис, на основе 12 шаговой программы с использованием групповой и индивидуальной психотерапии.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Исследованы особенности ценностных ориентаций у созависимых и зависимых от ПАВ. В частности, сравнительный анализ результатов по методике Шварца показал, что важным изменением в динамике ценностных ориентаций в выборке зависимых и созависимых - это перенос своих ценностей на членов семьи. Результаты ранжирования данных в контрольном срезе говорят о том, что испытуемые смогли осознать свои ценности, что привело к спаду переноса ценностей на значимым близких, и тем самым это является своеобразным ключем к разрешению семейной дисфункциональности.
2. Исследованы особенности различных психических состояний по четырем шкалам : агрессивность, фрустрация, толерантность и тревожность. Контрольный этап исследования в сравнительном анализе показал положительную динамику изменений по вышеуказанным психическим состояниям. Данные свойства личности являются динамичными в созависимой структуре психики и их изменения необходимы для выздоровления.
3. Исследован уровень созависимости. В ходе полученных результатов исследования изменилась выраженность созависимых моделей . Это способствует развитию идентификации и выражению свои чувств, взятие ответственности за свои эмоциональные переживания, что поможет в дальнейшем выстраивать новые взаимоотношения с окружающим социумом.
4. Исследована направленность уровня субъективного контроля в группе созависимых, результаты исследования показывают, что произошли позитивные изменения у 68 % испытуемых. В общем, наличие интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них.
Реабилитационный курс в общей сложности занял 9 месяцев. Реабилитационный курс носил интегративный характер и базировался на теоретико - методологической основе философии 12 шаговой программы, которая так, или иначе включает идеи и методы экзистенциальной, гуманистической психологии, методы гештальт подхода и психосинтеза. Реабилитационный курс был направлен на помощь в преодолении личностью созависимости в деструктивных семейных взаимоотношениях путем психологической переориентации личности и реконструирования функций семьи для нормализации жизнедеятельности всех ее членов.
Таким образом, выявленные существенные различия убедительно доказывают, что предложенная реабилитационная программа оказывает существенное влияние на изменение ценностных ориентаций созависимых, что в целом подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.; М.: “Невский Диалект” - “Издательство БИНОМ”, 1999
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 7—44.
3. Бойко В.В. Секреты личности. - М., 1983.
4. Вичев В. Мораль и социальная психика. - Москва,1978.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.
6. Ванкон И. Г., Крохта Н. В. Психология зависимого поведения. Учебное пособие под ред. Ванкон И. Г. Министерство образования и науки РФ, ИрГТУ, Иркутск 2006
7. Горский Т. Понимание 12 Шагов - руководство для психологов, консультации родителей
8. Диянова З.В.,. Щеголева Т.М Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ): практическое руководство для психологов: Учебное пособие - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996. 131 с.
9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
335 с.
10. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Мотивы аддиктивного поведения у токсикоманов //Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987. С. 328.
11. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. Москва 2003
12. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997
13. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. - СПб.: Медицинская пресса, 2001
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: “МЕДпресс”, 2001
15. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.
16. Левитов Н. Д. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1991. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - СПб., 1999.
17. Методическое пособие по работе с созависимостью. Авторский коллектив: Артеменко А. В., Ванкон И. Г.
18. Методическое пособие по работе с осужденными с проблемами химической зависимости и насилия/ Под общей редакцией И. Г. Ванкона и О. В. Зыкова. - Иркутск: изд-во «Облмашинформ», 2005.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. /Теории личности западноевропейской и американской психологии. Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1996. - 480
20. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения - Москва
2001
21. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь,
1971.
22. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2.
23. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, N 4.
24. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
25. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
26. Пушкин В.Н. Психологические возможности человека. - М.,
1972.
27. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
28. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1968. С. 151
29. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. //Вопросы психологии, 2000, С.3 - 17.
30. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности //Вопр. психологии - 1986. - №4.
31. Сатир В. Как устроить себя и свою семью.-М.,1992.
32. Словарь практического психолога / сост. Г оловин С.Ю. - Минск,
2001
33. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
34. Строганов Ю.А., Капанадзе В.Г. Медико-психологические аспекты формирования алкогольной зависимости у подростков // Медикопсихологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. Л., 1978. С. 56—61
35. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева. /А.Н.Леонтьев и современная психология. /Под ред. А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, О.В.Овчаровой, О.К.Тихомирова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1983
36. Фрейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.,
1992.
37. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности - М.,
1996.
38. Фромм Э. Бегство от свободы. - Москва. 2002
39. Фром Э. Человек для себя. - Минск, 1992
40. Ханзян Э.Д. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с. 29
41. Херст Д.М. “Переходные” или “аутистические” феномены при аддиктивном поведении. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с.187 -188.
42. Хьел Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998
43. Человек и его работа/ Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, В. П. Рожина. - М., 1967
44. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь. - 2002 - С. 6-16
45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. СПб.,2000.