Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ КАЗАНСКОЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №54537

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Обзор литературы 9
1.1 История развития Казанской физиологической школы 9
1.2 Кафедра анатомии, физиологии и охраны здоровья человека.. 39
1.3 Влияние дофамина на сердечную деятельность 43
Глава 2. Методика исследования 48
2.1 Объект исследования 48
2.2 Методика регистрации сокращения полосок миокарда 51
2.3 Статистическая обработка 56
Глава 3. Результаты собственных исследований 57
3.1 Влияние дозазависимого эффекта дофамина на сократимость
миокарда предсердий крыс 21-100 суточного возраста 57
3.2 Влияние дозазависимого эффекта дофамина на сократимость
миокарда желудочков крыс 21-100 суточного возраста 59
Выводы 61
Список литературы


Из чего складывается традиция и научная школа? Кто и когда стоял у истоков современной Казанской физиологической школы? Как связана эта история с сегодняшними исследованиями в области физиологии?
Преподавание физиологии началось на медицинском отделении с первого года основания университета. В 1806 году была открыта кафедра анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. Первыми преподавателями физиологии были доктора медицины И.П.Каменский, воспитанник Московской медико-хирургической академии, и И.Б.Браун, воспитанник Венского университета. В 1819-1821 гг. физиологию читал К.Ф.Фукс - врач и известный общественный деятель города, с 1821 г. - профессор А.Е.Летовский. Затем, в течение почти 30 лет физиологию читал Ф.В.Берви - морской врач и путешественник.
В первой половине XIX столетия преподавание физиологии в университете носило умозрительный характер и не сопровождалось какими - либо экспериментами. Имели место отдельные попытки организации и проведения экспериментальных исследований, но предпринятые вне кафедры физиологии. Известный казанский астроном И.М.Симонов провел исследование механизмов аккомодации глаза. Профессор кафедры ветеринарных наук Ф.А.Брауэль выполнил первое экспериментальное исследование о влиянии осмиевой кислоты на организм животных и человека. Еще одно интересное клиническое исследование касалось проверки действия наркотических свойств серного эфира. Эта работа была выполнена в хирургической клинике профессора Ф.О.Елачича в начале 1847 г. по инициативе великого отечественного математика и ректора университета Н. И. Лобачевского.
Организация экспериментальной физиологической лаборатории в Казани и начало систематических исследований в области физиологии связаны с именем Ф.В.Овсянникова, принявшего заведование кафедрой физиологии медицинского факультета в 1858 году.
Исследования, выполненные в Казанском Императорском университете во второй половине ХГХ века, заложили фундамент отечественной физиологической науки. Выдающиеся российские физиологи - Н.О.Ковалевский, Н.А.Миславский, В.М.Бехтерев, известные анатомы - Е.Ф.Аристов, П.Ф.Лесгафт, В.Н.Тонков, В.Н.Терновский; гистологи - К.А.Арнштейн, А.С.Догель, Н.Г.Колосов, Б.И.Лаврентьев и др. - положили начало развитию крупной физиологической школы, известной впоследствии как "школа морфофизиологического синтеза".
На протяжении столетий кафедру физиологии медицинского факультета университета и медицинского университета возглавляли: Ф.В. Овсянников (1858-1863), Н.А.Ковалевский (1865-1891), Н.А.Миславский (1891-1909, 1919-1928), Д.В.Полумордвинов (1909-1919), Д.С.Воронцов (1930-1935), А.В.Кибяков(1935-1956), И.Н.Волкова (1957-1982), Х.С.Хамитов (1982-1991), c 1991 - А.Л.Зефиров.
Второй кафедрой физиологии физико-математического факультета университета заведовали: К.В.Ворошилов (1876-1899), А.Ф.Самойлов (19031930), Д.С.Воронцов (1930-1935), М.А.Киселев (1935-1937), Н.П.Резвяков (1938-1948), И.Г.Валидов (1948-1965), Л.Н.Зефиров (1965-1991),
В.И.Алатырев (1991-1996), c 1996 года - И.Н.Плещинский.
Профессор О.Д.Курмаев является основателем кафедры анатомии и физиологии педагогического института. Кафедра была создана в 1950 году на базе кафедры зоологии и физиологии. Научные интересы О.Д.Курмаева формировались под влиянием его учителя проф. А.В.Кибякова. В 50 -ые годы в физиологической лаборатории биологического института Казанского филиала АН СССР под руководством А.В.Кибякова разворачивались широкие исследования химических медиаторных механизмов. О.Д.Курмаев заведовал кафедрой в течение 24-х лет. За эти годы он подготовил 15 кандидатов наук. Результаты многочисленных исследований по физиологии обобщены в монографии "Механизмы нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца" (Казань, 1966). За большую научную и педагогическую деятельность профессор О.Д.Курмаев был удостоен звания Заслуженный деятель науки ТАССР.
Профессор Ф.Г.Ситдиков возглавляет кафедру с 1974 года. Ф.Г.Ситдиков - ученик профессора О.Д.Курмаева - продолжает изучать проблемы нервной и гуморальной регуляции сердца, эаложенные его учителем в 50-ые годы ХХ века. Профессор Ф.Г.Ситдиков создал свое научное направление в Татарстане и России по изучению физиологии сердца и возрастной физиологии.
В 2010 году в Казанском федеральном университете кафедру охраны здоровья человека возглавил ученик профессор Ситдикова Ф.Г. д.м.н. проф., заслуженный деятель науки РТ Тимур Львович Зефиров.
При кафедре существует лаборатория, которой руководит профессор, д.м.н. Т.Л.Зефиров. Сотрудники лаборатории изучают роль альфа- и бета- адренорецепторов в регуляции деятельности сердца крыс разного возраста.
Выявлены особенности адаптивных реакций организма детей школьного возраста в зависимости от стадий половой зрелости. У подростков раннепубертатного периода адаптация ССС осуществлялась в основном за счет хронотропного эффекта, а в симпато-адреналовой системе - большей активностью гормонального звена. В период интенсивного полового созревания в адаптивных реакциях ССС возрастает роль инотропного компонента, в реакциях САС-медиаторного звена.
В последние 10 лет на кафедре анатомии и физиологии развивается новое направление-выяснение роли пуринорецепторов, дофаминовых рецепторов в регуляции деятельности сердца; роли токов, активируемых гиперполяризацией и газообразного посредника- оксида азота в деятельности сердца. Установлено, что внеклеточная АТФ является котрансмиттером при регуляции разнообразных функций организма. На изолированных полоска миокарда показано влияние токов, активируемых при гиперполяризации на сократительную активность миокарда у растущих животных. Блокада этих токов оказывает разнонаправленное влияние на инотропию сердца крыс в зависимости от возраста - у 3-недельных животных ингибирует, во всех остальных группах увеличивает силу сокращения.
Болезни сердца с каждым годом становятся все моложе, то есть ими все чаще болеют именно молодые люди. Заболевания сердца - это нарушение его нормального функционирования. Возникнуть они могут из -за врожденных дефектов межпредсердной перегородки, из-за не заращения межжелудочковой перегородки либо из-за других аномалий. Заболевания сердца могут быть и приобретенными. Причинами их возникновения становятся уже имеющиеся болезни типа ревматизма, миокардита, перикардита, эндокардита и некоторых других. Довольно часто причиной развития болезней сердца становится и наследственная предрасположенность, которая под воздействием многочисленных стрессовых ситуаций, неправильного питания либо неправильного образа жизни.
Несмотря на то, что этой проблеме посвящено много работ, изучение физиологической роли ССС, раскрытие механизма регуляции остается весьма актуальной и в наши дни.
В конце 1970-ых годов методом флуоресцентной гистохимии было обнаружено распределение дофамина как в структурах мозга, так и в периферических тканях, что послужило основанием для предположения о самостоятельной функциональной роли дофамина как нейромедиатора (Раевский К.С).
Функция дофамина реализуется благодаря специфическим дофаминовым рецепторам. Которые классифицируются на D1 -подобные рецепторы (D1 и D5) стимулирующие аденилатциклазу и D2-подобные рецепторы - (D2, D3 и D4) ингибирующие аденилатциклазу и Ca-канал, но активирующие K-канал, причем все эти эффекты осуществляются при участии G-белков. По данным Carlo Cavallotti (2010) установлено, что только четыре подтипа дофаминергических рецепторов обнаружено в сердечной ткани человека (D1, D2, D4, D5) и что все они находятся в тесной связи со всеми сердечными структурами, и контролируют многие сердечные функции. Дофамин обладает рядом физиологических свойств, характерных для адренергических веществ.
Дофамин вызывает повышение сопротивления периферических сосудов (менее сильное, чем под влиянием норадреналина). Он повышает систолическое артериальное давление в результате стимуляции а- адренорецепторов. Также дофамин увеличивает силу сердечных сокращений в результате стимуляции Р-адренорецепторов. Увеличивается сердечный выброс и частота сердечных сокращений. Введенный внутривенно дофамин неоднозначно воздействует на сердечно-сосудистую систему. В малых дозах он оказывает отрицательное хронотропное действие и расширяет кровеносные сосуды, а в больших - вызывает положительный хронотропный эффект и сужает сосуды, повышает артериальное давление.
Целью работы является: изучение истории Казанской физиологической школы, ее становление на рубеже веков. Изучение влияния дофамина разной концентрации на сократимость миокарда крыс в постнатальном онтогенезе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления Казанской физиологической школы.
2. Труды великих ученых Казанской физиологической школы.
3. Освоить методику приготовления полосок миокарда предсердий и желудочков крыс разного возраста.
4. Определить влияние DA в концентрации 10-9-10-5 М на сократимость миокарда предсердий крыс 21-100 суточного возраста.
5. Определить влияние DA в концентрации 10-9-10-5 М на сократимость миокарда желудочков крыс 21-100 суточного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Дофамин в концентрации 10-5М, 10-6М, 10-7М на полосках миокарда предсердий вызывает отрицательный инотропный эффект у 21 - и 100-суточных крыс.
2. Дофамин в концентрации 10-5М, 10-6М, 10-7М на полосках миокарда желудочков вызывает отрицательный инотропный эффект у 21 - и 100-суточных крыс, за исключением концентрации 10-5М у 100- суточных крыс, где в желудочках наблюдается положительный инотропный эффект.
3. Дофамин в концентрации 10-9М на полосках миокарда предсердий и желудочков вызывает положительный инотропный эффект у 21 - и 100-суточных крыс.



1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник
для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское
информационное агентство», 2007. - 520 с: ил.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
3. Ашмарин И.П., Ещенко Н.Д., Каразеева Е.П. Нейрохимия в таблицах и схемах. - М.: Экзамен, 2007, 143 с.
4. «Большая советская энциклопедия», Том.3, 23, 38.
5. Вебер В.Р., Рубанова М.П., Жмайлова С.В., «Рациональная фармакотерапия в кардиологии», 2009, с.70-74.
6. Гусель В.А., Хаджидас А.К., Цибульский Э.К. // Вопросы охраны материнства и детства. — 1990, N1, с. 17 - 20.
7. Западнюк И. П., Западнюк В. И., Захария Е. А., Западиюк Б. В. Лабораторные животные. Разведение, содержание, использование в эксперименте. / 3-е изд., перераб. и доп. Киев: Вища школа. Головное изд- во, 1983. - 383 с.
8. Зефиров Т.Л., Ситдиков Ф.Г., «Лекции по возрастной физиологии сердца», 2006. - 102 с.
9. Косицкий Г. И. Физиология человека, М. Медицина, 1985. - 544 с.
10. Катков Е.В., Сапожков A.B. // Фармакология и токсикология. - 1988, N7, с. 41 - 43.
11. Махинько В.И и др., Лабораторные животные 1975
12. Малая Л.Т., Машковский М.Д., Абсава Р.И. и соавт. // Клиническая медицина. - 1988, т. 66, N4, с. 22 - 27.
13. Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Г. Анатомия крысы (лаборторные животные) / под. ред. Академика Ноздрачева.- Спб, Изд-во «Лань», 2001.165 с.
14. Оганов Р. Г.,. Масленникова Г.Я, журнал «Кардиология» ,2007
15. РООИВС © inform - Евгения Письменная
16. Раевский К.С, Функциональная роль и фармакологическая регуляция дофаминергических систем мозга / К. С. Раевский // Вестник Рос. АМН. - 1998. - № 8. - С. 19-24.
17. Сергеев П.В., Шимановский Н.Л., Петров В.И. Рецепторы/ Москва - Волгоград, 1999, - 638с.
18. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., «Физиология человека»/ М.,Медицина 2003
19. Тереньтьев П.В., «Лабораторные животные», М., 1950
20. Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека»/ М., Мир,1996
21. Эккерт Р., Ренделл Д., Огастин Дж. «Физиология животных»/ М., Мир. 1991
22. Gomez MDE J., Rousseau G., Nadeau R., Berra R., Flores G., Suarez J. // Functional and autoradiographic characterization of dopamine D2-like receptors in the guinea pig heart. // Can J Physiol Pharmacol. - 2002. - Vol. 80. - Р. 578-587.
23. Yoon J.H., Ko C.M. et al.,Gentleman S. et al., Differential effects of interleukin-1beta and S100B on amyloid precursor protein in rat retinal neurons. Clin Ophthalmol. 3:235-242, 1991
24. Y. Habuchi, H. Tanaka, fs inhibition of HHV-6B propagation in chronically infected cultures, Microbiology and Immunology, 45:457-66, 2003
25. Van Tol, «The Dopamine D4 Receptor», Associate Professor Departments of Psychiatry and Pharmacology University of Toronto, 1994
26. Sophie Callier, Marina Snapyan, Stephane Le Crom, Delphine Prou, Evolution and cell biology of dopamine receptors in vertebrates , 2003.
27. Kollar A., Kenesi V., Jahasz-Nagy А. Dopamine Receptor and Hypertension, 1991.
28. Kebabian and Calne, Dopamine receptors: from structure to function, 1986.
29. Minkoff E. C., Laboratory guide to frog anatomy. N-Y., 1975
30. Fransis G.S. 1995, Novicki S., Enero , M.A. 1991, Vyas S.J., Apparsundaram S., Ricci A. et al., 1991(Dopamine- mechanisms of action)
31. Coldberg L.J., «Pharmacoiogial Reviews», v. 24, №1, 1972, p.1-29, т.к. Трубицина
32. Mehta M. A., Riedel W.J. Dopaminergic Enhancement of Cognitive Function // Curr. Pharm. Des. 2006 v. 12 pp.2487-2500
33. Zarate C.A. Jr., Payne J.L., Singh J. et al. Pramipexole gor bipolar // depression a placebo-controlled proof of concept study. Biol Psychiatry 2004. 56: 54-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ