Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование информационных технологий в системах муниципального управления

Работа №54532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Роль информационных технологий в муниципальном управлении 7
1.1. Информационные технологии и их место в глобальном экономическом развитии 7
1.2. Роль информационных технологий в организации управления
муниципальным образованием 9
1.3. Анализ информатизации деятельности органов власти в России
и Татарстане 14
1.4. Классификация информационных технологий для управления
государством и бизнесом, муниципальным образованием 22
Выводы к первой главе 30
2. Использование информационных технологий в деятельности
муниципальных образований 32
2.1. Анализ использования ИТ в деятельности органов местного
самоуправления 32
2.2. Оценка эффективности информационной технологии «ГЛОНАСС+112»
в муниципальном районе 43
Выводы ко второй главе 51
3. Совершенствование экономического механизма информационных
технологий в управленческой деятельности муниципальных предприятий 53
3.1. Финансовое состояние муниципального унитарного предприятия
«Городское управление автомобильных дорог» 53
3.2. Организационно-эконометрическая модель внедрения информационной
системы ГЛОНАСС/GPS распределения и мониторинга коммунально-дорожного снегоуборочного автотранспорта города Альметьевска 64
3.3. Экономический эффект внедрения информационной системы
ГЛОНАСС/GPS мониторинга коммунально-дорожного снегоуборочного автотранспорта города Альметьевска 72
Выводы к третьей главе 75
Заключение 77
Список использованных источников 81


Актуальность темы исследования. В настоящую эпоху в постиндустриальных странах информация и информационные технологии, а не нефть и минералы, делаются главными условиями, устанавливающими вырабатывание и преуспеяние автономных территориальных экономических систем [30, с.44]. Переустройства, разбуженные информационными технологиями (ИТ), тронули различные секторы вещественного производства и секторы услуг, отпечатлелись в коренных критериях эффективности производства и конфигурациях его устройства. Несомненно, формирование и пространное употребление ИТ представляется масштабным вектором развития глобальной экономики и НТР финальных лет XX века и начала XXI века [42, с.80]. Использование ИТ обладает определяющей ролью для развития в России такой экономики, которая могла бы свободно конкурировать с зарубежными аналогами, раздвинуть рамки ее потенциалов для имплантации в глобальную экономическую экономику, умножить результативность федерального менеджерирования [24, с.42].
При факторах турбулентно проходящих трендов модернизации российского общества информатизация значительных экономических субъектов реально отвечает запросам общества и делается перспективно судьбоносным, стержневым резервом в умножении их результативности.
Наряду с этим, при существенном развитии ИТ в России, информатизация, в особенности государственных или унитарных субъектов, определяется неким бюрократизированным аспектом и не дает ощутимого позитивного эффекта. Имеющийся барьер между грядущим позитивным результатом от применения ИТ в органах муниципального управления и унитарных хозяйствах, и подлинным статусом информатизации, слабая теоретическая разработанность и практическая значимость вопросов ИТ показывают актуальную проблему, вызывающую комплексный подход на «стыках» научных областей знания, с использованием научно-практической методологии экономики как науки.
Предпочтение темы изыскания определен нуждой местных органов власти в выработке экономически результативного механизма применения ИТ в их основной задаче управления.
Объект исследования: процессы информатизации управленческой деятельности органов местного самоуправления.
Предметом исследовании являются организационные и экономические отношения, возникающие в связи с необходимостью эффективного использования информационных технологий в управленческую деятельность органов местного самоуправления.
Целью исследования является решение задачи экономически эффективного внедрения и использования информационных технологий в управленческую деятельность органов местного самоуправления на примере муниципального предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. исследовать современное состояние и уровень финансирования информационных технологий в деятельности органов управления;
2. провести анализ современного состояния использования информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления и его эффективности (на примере Альметьевского муниципального района);
3. разработать организационно-экономическую модель использования информационных технологий в управленческой деятельности органов местного самоуправления (на примере МУП «Городское управление мобильных дорог»);
4. определить экономическую эффективность внедрения и использования технико-экономическую модель использования информационных технологий в управленческой деятельности органов местного самоуправления (на примере МУП «Городское управление мобильных дорог»).
Теоретическая база исследования: опубликованные труды отечественных авторов в области экономики под управлением информационных технологий - Барановской Т.П., Быстрюкова В.Д., Гребенникова П.И., Голубкова Л.И., Глебова В.А., Дика В.В., Еремеева Л.Н., Ирюпипа Ю.В., Казюкова, Н.Н., Каряка А.В., Крогиуса В.Р., Лойко В.И., Матвеева С.С, Петрова Ю.А., Романовский М.В., Романовой А.Д., Романова Н.В., Семенова М.И., Сорокина Ю.С., Смурова С.В., Титкова С.Б, Таксира К.И., Трубилиан И.Т., Христолюбова К.С, Чельцова Н.В., Шлимова Е.Л.
В работе использованы законы и подзаконные акты федеральных и региональных органов власти, монографические и периодические издания по изучаемой тематике.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации зарубежного и российского опыта федеральной власти по управлению экономикой посредством информационных технологий с учетом особенностей муниципального уровня управления (на примере Альметьевского муниципального района). В исследовании осуществлено фундаментальное изучение ценности ИТ для управляющей функции органов местного самоуправления и на его базе разработано новое решение развития автоматизированной коммунально-дорожной службы. Разработана модель применения ИТ в управленческой деятельности местного, регионального уровня управления (на примере Муниципального унитарного предприятия «Городское управление автомобильных дорог»).
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании модели применения ИТ; усовершенствовании деятельности местных органов власти в аспекте усиления эффективности от вклада финансовых ресурсов в формирование ИТ.
С помощью симплекс-метода предложена модель информационной системы ГЛОНАСС/GPS распределения и мониторинга коммунально-дорожного снегоуборочного автотранспорта города Альметьевска, названная «НИКА» (Непрерывная Информатизация Коммунального Автотранспорта). Разработано техническое, организационное и экономическое обоснование ИТ-системы «НИКА». Показано распределение транспортных единиц, мониторируемое ИТ- системой, по дням недели на 9-ти улицах города Альметьевска.
Результаты исследования могут быть использованы при моделировании проектов законотворческих и финансовых идей развития, устремленных на улучшение экономического устройства от приложения ИТ в управленческой деятельности унитарных предприятий.
Структура работы определена в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 70 наименований и 6 приложений. Объем работы - 86 страниц машинописного текста, 9 рисунков и 27 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе критического анализа опубликованных в литературе данных определено, что появившиеся новые формы услуг и знаний способствуют повышению эффективности реализации управленческих решений и требуют изменения функций человека в процессе управления.
Определены сферы деятельности органов управления государством и бизнесом в аспекте информатизации, цель, задачи, функции, способствующие пополнению бюджета, раскрыто содержание деятельности органов местного самоуправления с использованием ИТ, обоснована необходимость информатизации, выявлены основные проблемы автоматизации и раскрыты причины, способствующие процессу информатизации управленческой деятельности органов местного самоуправления.
Исследование различных подходов использования ИТ в управленческой деятельности органов местного самоуправления показало, что к важнейшим составным частям внедрения и использования новых современных информационных технологий относится организационное и экономическое обеспечение процесса принятия решения в системе управления.
Результаты проведенных исследований позволили определить современную роль информационных технологий в экономике и управлении ею посредством деятельности органов управления.
Муниципальные органы власти Альметьевского муниципального района (АМР) представляют собой масштабную административную корпорацию со сложной иерархией управления. Информатизация района осуществляется в основном за счет различных программ социально-экономического развития. Анализ финансирования программ социально-экономического развития показал, что с увеличением дефицита бюджета уменьшилась сумма финансирования на программную и проектную деятельность. В 2011 году финансирование программ составляло 87638,82 тыс. руб. (14,27 %), а в 2016 году получат финансирование программы на общую сумму 4965,042 тыс. руб. (0,74 %) по отношению к собственным доходам бюджеты. В процентном отношении наиболее затратными являются направления по инвентаризации земель, организации государственного земельного и градостроительного кадастров, созданию и ведению ГИС - более 18 млн. рублей (71,3%). В том числе, за отмеченный период на создание и ведение автоматизированной системы территориального градостроительного кадастра израсходованы средства в размере - 2,47 млн. рублей (10,4 %), на создание и ведение ГИС района выделена сумма в размере -3,06 млн. рублей (12,9 %). Информатизация финансовой инфраструктуры мэрии обошлась в сумме более 1,54 млн. рублей (6,4 %). На автоматизированную систему муниципального заказа, организацию проведения конкурсов, разработку и внедрение прогнозно-аналитического обеспечения муниципального сектора экономики, израсходовано более 0,59 млн. рублей (2,5%) и т.д.
Все это говорит о значительных затратах органов местного самоуправления на автоматизацию своей деятельности, однако затратах, снижающихся со значительной скоростью.
Одним из проектов информатизации в Альметьевском муниципальном районе является «ГЛОНАСС+112» - комплексное решение, позволяющее в рамках единой межведомственной информационной среды осуществлять мониторинг сил и средств экстренных оперативных служб, автоматизированную обработку телефонных звонков от пострадавших и маршрутизацию таких звонков между подразделениями различных оперативных служб, заведение и обработку единой учетной карточки происшествия для всех оперативных служб, принимающих участие в работе по происшествию.
Оценка эффективности проекта «ГЛОНАСС+112» осуществлялась нами на материалах мониторинга «обратной связи» информационного взаимодействия администрации АМР с населением на основе Анкеты оценки уровня информированности населения о «ГЛОНАСС+112».
Наиболее актуальные для населения проблемы информационных технологий, их развитии в муниципальном районе, в т.ч. в аспекте оказания экстренной помощи, не получают должного освещения.
Значительная часть населения не информирована о Программе «ГЛОНАСС+112» на основе информационных технологий в АМР (40 % респондентов), что является низкой эффективностью освоенного финансирования. Большинству населения (49,8%) информации об ИТ в работе экстренных служб недостаточно. Горожане время от времени обращаются по единому номеру 112 (71,10%). 71,40% опрошенных отметили, что получили ту помощь, на которую рассчитывали.
Успешной реализации ИТ на муниципальном уровне, систему «ГЛОНАСС+112» возможно расширить за счет развития такого направления ИТ коммунально-дорожной службы АМР как автоматизация управлением снегоочистительной техники в зимний период.
Поэтому на этом основании предложены и обоснованы экономические и организационные меры для эффективного внедрения и использования механизма информационных технологий в управленческую деятельность, в частности разработана современная модель информационно-технологической системы распределения и мониторинга коммунально-дорожного снегоуборочного автотранспорта города Альметьевска, названная «НИКА» (Непрерывная Информатизация Коммунального Автотранспорта) на основе ГЛОНАСС/GPS.
Симплекс-методом разработана матричная организационно-функциональная структура распределения транспортных единиц снегоуборочного автотранспорта, мониторируемое ИТ-системой, по дням недели на 9-ти улицах города Альметьевска: в 1-ый день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 1-ую улицу (6 шт.) и на 7-ую улицу (3 шт.); во 2-ой день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 1-ую улицу (3 шт.) и на 2-ую улицу (6 шт.); в 3-й день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 2-ую улицу (3 шт.) и на 3-ю улицу (6 шт.); в 4-й день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 3-ю улицу (3 шт.) и на 4-ую улицу (6 шт.); в 5-й день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 4-ую улицу (1 шт.), на 5-ую улицу (6 шт.) и на 6-ую улицу (2 шт.); в 6- й день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 6-ую улицу (3 шт.) и на 8-ую улицу (1 шт.); в 7-й день недели необходимо снегоуборочные машины направить на 8-ую улицу (1 шт.) и на 9-ую улицу (1 шт.).
При этом, в 7-й день недели остались невостребованными снегоуборочные машины в количестве 2 шт, что представляет собой экономию финансирования оплаты труда по двойному тарифу водителей снегоуборочных машин в выходной день недели: 384 руб./час (за 2 ед.)*8 (часов рабочего дня)*4 (недели в месяце)*60 (месяцев пятилетнего проекта) = 737280 руб.
Организационно-экономическая модель «НИКА» на базе отечественной технологии ГЛОНАСС имеет рассчетную экономическую эффективность от использования в управленческой деятельности органов местного самоуправления в размере 476476,5 руб., что в процентном отношении составит ориентировочно 208,1 % или 41,6% в год от суммы затрат на ее создание.



1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 131 "О плане мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы".
2. Конституция Российской Федерации. - М. : «Юридическая литература», 2009.
3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 13 февраля. - № 4849.
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966 (ред. от 22.03.2005) "О Концепции правовой информатизации России".
7. Постановление Правительства РФ № 65 от 28.01.2002 г. «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010 гг.».
8. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 602 "О некоторых мерах по совершенствованию информатизации в сфере кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления".
9. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 (ред. от 22.11.2013) "О координации мероприятий по использованию информационнокоммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (вместе с "Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", "Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении").
10. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 (ред. от 27.11.2015) "О государственной автоматизированной информационной системе
"Управление" (вместе с "Положением о государственной автоматизированной информационной системе "Управление").
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».
12. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года».
13. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 N 1244-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации».
14. Концепция региональной информатизации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2769-р.
15. Конституция Республики Татарстан // Избиратель Татарстана. — Казань, 2000.-С. 2-33.
16. Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 13 ноября 2007 г. № 58-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2007. - 16 ноября. - № 228.
17. Решение о бюджете Альметьевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов от 14.12.2015 г.
18. Аврелькин Г.А. Совершенствование системы управления развитием информационных технологий в регионе. - Чебоксары, 2015.
19. Аналитический обзор «ИТ в регионах России - 2015».- Москва: Центр TAdviser, 2015. - 397 с.
20. Андрейчук С.С. Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы. - Киров, 2009. - 184 с.
21. Бабков А.Г. Информационные технологии в системном анализе и управлении экономическими процессами. - Нальчик, 2010. - 147 с.
22. Бармаков Б. Роль информационного обеспечения в управлении компанией / Б. Бармаков // Управление компанией. - 2007. - № 2. - С. 44-50.
23. Бухаринов Р.А. Применение методов неформальной информационной экономики при организации снабжения промышленного предприятия.- Пермь, 2010.- 172 с.
24. Буянкин М.И. Разработка методов оценки стоимости интеллектуальной составляющей инновационного продукта в сфере информационных технологий. - Москва, 2012.- 206 с.
25. Виноградова Е.Ю. Интеллектуальные информационные технологии принятия управленческих решений для оптимизации экономических показателей предприятий нефтегазового комплекса.- Санкт-Петербург, 2013.
26. Воропанова И.Н. Организационные технологии развития и использования интеллектуального капитала предприятия как ключевого фактора модернизации экономики.- Москва, 2012.- 301 с.
27. Галиева Г.Ф. Формирование "новой экономики" и ее социальноэкономические последствия.- Москва, 2010. - 164 с.
28. Глисина В.Р. Институциональная структура и динамика современного денежного обращения. - Москва, 2011. - 156 с.
29. Горяинов М.В. Развитие предпринимательства на основе информационно-коммуникационных технологий.- Санкт-Петербург, 2012.- 162 с.
30. Губанок А.И. Развитие предпринимательского сектора экономики на основе информационных технологий.- Москва, 2012.- 163 с.
31. Десятирикова Е.Н. Методологические основы управления большими экономическими системами на основе информационных технологий. - СПб., 2010. - 311 с.
32. До Ву Ань. Либерализация рынка телекоммуникационных услуг.- Москва, 2015.- 127 с.
33. Дудукалов Е.В. Взаимодействие технологических и институциональных факторов развития информационной экономики.- Ростов-на-Дону, 2010.- 240 с.
34. Единая государственная информационная система «ГЛОНАСС+112»: подсистема мониторинга.- Альметьевск, 2015.- 18 с.
35. Ершова Т.В. Механизм мониторинга использования информационнокоммуникационных технологий в домохозяйствах.- Москва, 2013.- 300 с.
36. Жукова Е.В. Разработка и развитие пакета услуг на розничных торговых предприятиях г. Рязани.- Рязань, 2010.- 155 с.
37. Заболотная Н.В. Совершенствование управления материальными запасами промышленных предприятий металлургического комплекса.- Воронеж, 2010.- 278 с.
38. Завзятый В.И. Совершенствование технологии и информационно - технического обеспечения подготовительно-раскройных процессов в производстве одежды.- Владивосток, 2011.- 211 с.
39. Ивойлова О.Ю. Инструменты социально-экономического развития
регионов депрессивного типа.- Великие Луки, 2010.- 172 с.
40. Канжарауи М. Электронные информационно-коммуникационные
технологии как фактор развития экономики Сирии.- Санкт-Петербург, 2009.- 163 с.
41. Каюченко А.В. Роль интегрированных информационных систем в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур.- Москва, 2010.- 258 с.
42. Квасюк А.В. Разработка методических подходов комплексного анализа
инновационных ресурсов отраслевых научно-промышленных комплексов.-
Москва, 2010.- 170 с.
43. Климов В.В. Управление экономической эффективностью
инновационных проектов в сфере информационных технологий.- Санкт- Петербург, 2010.-259 с.
44. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. Учебное пособие./ Изд-во «Финансы и статистика». - М., 2015 - 231с.
45. Кузнецов Г.С. Информационно-коммуникационные технологии маркетинга при продвижении в Интернете услуг в сфере агротуризма.- Москва, 2013.- 162 с.
46. Лылов А.И. Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью Центрально-Черноземного района РФ в условиях реформирования экономики России. - Воронеж, 2010. - 145 с.
47. Лялин В.Е. Математические модели и интеллектуальные информационные технологии для повышения эффективности организации производства. - Ижевск, 2011. - 386 с.
48. Мирзанурова А. Ф. Технологии формирования единого информационного пространства в регионе Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук / А. Ф. Мирзанурова. - Казань, 2007. - 22 с.
49. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга / Под ред. Адлера А.П. Т.1.- Тольятти, 2014.- 161 с.
50. Никаноренков Д.В. Применение информационных технологий при обучении студентов педвуза разделам прикладной экономики. - С.-Пб., 2013. - 206 с.
51. Павлов А.А. Информационные технологии как фактор современного экономического роста.- Москва, 2010.- 166 с.
52. Панюшкин М.А. Современные информационные технологии в экономике Мексики. - Москва, 2012. - 222 с.
53. Поздняев А.С. Тенденции формирования и развития рынка информационных технологий в инновационной экономике. - Орел, 2013. - 175 с.
54. Прозорова Л.Ю. Вопросы экономики современных информационных технологий в управлении производством. - Пермь, 2012. - 174 с.
55. Развитие нормативной базы формирования электронного правительства в странах Европейского Союза: Обзор. - СПб., 2008. - 19 с.
56. Рындин И.О. Развитие кластера информационно-коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге.- Санкт-Петербург, 2012.- 165 с.
57. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2015. - 320 с.
58. Смирнова И.Н. Формирование профессиональной готовности будущего учителя экономики к использованию информационных технологий. - Липецк, 2012. - 185 с.
59. Тетерин М.А. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики: опыт Финляндии и его применимость в российских условиях. - Москва, 2010.- 177 с.
60. Тупоршин В.В. Комплекс информационных технологий как инструмент повышения эффективности экономики. - Москва, 2009. - 169 с.
61. Файоль, А. Общее и промышленное управление.-М., 2015.
62. Фролов Д.В. Управление социально-экономическим развитием
территориально-хозяйственных подсистем региона.- Оренбург, 2010.- 186 с.
63. Харина И.Ф. Экологическое образование старших подростков во внеклассной работе в общеобразовательных учреждениях. - Челябинск, 2013. - 169 с.
64. Чаадаев В.К. Инновационные и инвестиционные технологии реинжиниринга предприятий связи и информатизации. - Ижевск, 2013.- 407 с.
65. Шамбалева Г.В. Сквозное прогнозирование развития отраслей сельскохозяйственного производства Республики Адыгея. - С.-Пб., 2014. - 240 с.
66. Шевченко К.А. Методика оценки и минимизации издержек в сфере информационных технологий. - Москва, 2013.
67. Шевченко К.А. Оценка экономической эффективности инноваций в сфере информационных технологий.- Москва, 2014.- 201 с.
68. Шкляр Д.Л. Информационное обеспечение системы социальных технологий в управлении персоналом организации.- Санкт-Петербург, 2011.- 229 с.
69. Щегольцов А.А. Экономические особенности разработки и внедрения современных информационных технологий на предприятиях и в организациях. - Москва, 2014. - 207 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ