Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ЖАНРОВОГО И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ О.А. СЛАВНИКОВОЙ «ЛЮБОВЬ В СЕДЬМОМ ВАГОНЕ» И Д.Л. БЫКОВА «ЖД-РАССКАЗЫ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №54531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Введение 3
Глава 1. Изучение современного литературного процесса в старших классах средней школы 7
1.1. Возможности и проблемы изучения современного литературного процесса в школе 7
1.2. Общая характеристика современной русской прозы и её основных
направлений на уроках литературы в старших классах 10
Глава 2. Использование жанрового принципа на уроках литературы в старших классах на примере сборника рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы» 14
2.1. Историко-биографический контекст для вступительного занятия по
изучению творчества О.А. Славниковой и Д.Л. Быкова 14
2.2. Жанровый принцип на примере сборника рассказов О. Славниковой
«Любовь в седьмом вагоне» и Д. Быкова «ЖД-рассказы» 21
Глава 3. Реализация проблемно-тематического принципа на уроках литературы в старших классах 38
3.1. Проблемно-тематический принцип на уроках литературы в старших классах на примере сборника рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы» 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современная литература - картина пестрая, эстетически и этически неоднозначная. Следовательно, вопрос изучения современной литературы в школе требует особого внимания и является чрезвычайно актуальным. Отметим, что произведения современных авторов выносятся, как правило, на самостоятельное изучение или анализируются на уроках внеклассного чтения. Перед учителем-словесником, который принял решение познакомить учащихся с современным литературным процессом, появляются следующие препятствия: нехватка учебных часов для изучения раздела, посвященного современной прозе, проблема выбора программ и методических пособий, а также выбора произведений, которые смогут отразить основные тенденции современной прозы и при этом в рамках реализации ФГОС НОО будут направлены на формирование нравственных и эстетических ценностей у обучающихся.
Решению данных проблем были посвящены работы таких методистов, как В.В. Островская, О.Ю. Богданова, С.А Леонова, В.Ф. Чертова, В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская, С.Л. Страшнова, Н.И. Ласкина, И.И. Чернова, И.О. Шайтанов, Н.Л. Крупина, Т.А. Калганова, Б.А. Ланин, О.А. Ветрова и др.
Объектом выпускной квалификационной работы является изучение современной прозы в старшем звене на примере сборников О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы».
Предмет исследования - использование жанрового и проблемно-тематического принципа на уроках внеклассного чтения на примере сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД- рассказы».
Поэтому целью выпускной квалификационной работы является выявить жанровую и тематическую направленность сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы» для реализации жанрового и проблемно тематического принципа на уроках внеклассного чтения.
Поставленная цель делает необходимым решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть возможности и проблемы изучения современной русской прозы в старших классах.
2. Исследовать содержание основных программ по литературе на предмет предлагаемого в них перечня современных авторов и произведений для изучения.
3. Изучить историко-биографический контекст для разработки содержания вступительного занятия по изучению творчества О.А. Славниковой и Д.Л. Быкова.
4. Выявить жанровую специфику сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы».
5. Рассмотреть применение проблемно-тематического принципа на уроках литературы в старших классах на примере сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы».
В ходе исследования нами применялись следующие методы:
- метод сплошной выборки;
- метод контекстологического анализа;
- метод сравнительно-сопоставительного анализа;
- описательный метод.
В силу междисциплинарного характера исследования его теоретической и методологической основой послужили работы по теории литературы (Н. Тамарченко, М. Мещеряковой и др.), литературоведению (С. Тиминой, И. Шайтанова, Н. Нагорной, А. Латыниной и др.) и методике преподавания литературы (О.Ю. Богдановой, Т.А. Калгановой, С.А Леоновой, В.Ф. Чертова и др).
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что материалы и результаты могут быть использованы в написании курсовых и дипломных работ по сходной тематике, при разработке курса «Современная русская проза», «Новейшая литература», а также для проведения факультативов и уроков внеклассного чтения в школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 42 наименования.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, задачи, методы исследования.
В первой главе раскрываются возможности и проблемы изучения современного литературного процесса в школе, рассматриваются основные программы и методические пособия для изучения современной русской прозы в старшем звене.
Во второй главе анализируется историко-биографический контекст сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы», а также рассматривается реализация жанрового принципа на примере данных сборников.
В третьей главе рассматриваются основные темы и проблемы, затрагиваемые в современной прозе, а также раскрывается сущность проблемно-тематического принципа на примере сборников рассказов О.А. Славниковой и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы».
В заключении подводятся итоги исследования.
Апробация работы. Основные положения дипломной работы нашли отражение в опубликованных статьях, входящих в сборники РИНЦ:
1. Березовая И.В., Фролова Г.А. Жанровое и тематическое своеобразие рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» // Альманах современной науки и образования (май 2016) / Научный редактор Рябцев Дмитрий Николаевич.- Тамбов: Грамота, 2016.- с. 15-17.
2. Березовая И.В. Жанровая специфика «ЖД-рассказов» Д.Л. Быкова // Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции. Том 1(24 апреля 2017) / Научный редактор Палаткина С.В. - Москва: Олимп, 2017. - с. 30-33.
Также был подготовлен доклад для выступления на ежегодной научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (16 - 17 апреля 2017 г.) по теме «Жанровая специфика «ЖД-рассказов» Д.Л. Быкова»; разработан и проведен урок литературы в XI классе «Продуктивное чтение рассказа Д. Быкова "Проводник"».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с поставленными целями и задачами. В результате осуществленного в нашей работе исследования мы пришли к ряду выводов.
Современный литературный процесс в России на сегодняшний день включает в себя огромный массив художественных текстов (это и возвращенная литература, и литература писателей нового поколения). Кроме того, современная русская проза явление неоднозначное, находящееся в постоянном развитии. Поэтому остро стоит вопрос не только о литературоведческом осмыслении современной русской прозы, но и о путях её изучения в средней школе. Нами были обобщены и выделены основные проблемы преподавания современной русской прозы в старших классах: нехватка учебных часов, проблема выбора программ, а также подбор произведений, как для самостоятельного чтения обучающимися, так и для изучения на уроках внеклассного чтения.
На наш взгляд, сборник рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и «ЖД-рассказы» Д.Л. Быкова могут быть достаточно репрезентативными в качестве своеобразной иллюстрации нескольких основных особенностей произведений современной прозы: многопроблемность, жанровый синкретизм, завуалированность авторской позиции, переосмысление традиционной трактовки различных тем (например, любви) и проблем (смысла жизни, соотношения добра и зла, влияния среды на человека).
Особое внимание при изучении сборников О.А. Славниковой и Д.Л. Быкова мы уделили жанровой специфике рассказов, представленных в них. На основе изученного мы и пришли к выводу, что одна из черт современной русской прозы - синтез жанров. Так, рассказы сборников «Любовь в седьмом вагоне» и «ЖД-рассказы» содержат элементы таких жанров как мистический рассказ, триллер, детектив, love-story. Таким образом, можно отметить, что на первый взгляд данные рассказы входят в состав т.н. массовой литературы и относятся к категории легкого чтения. Однако под внешней проходимостью текста в сборниках представлены актуальные проблемы современного общества: соотношение материального и духовного в жизни людей, влияние массмедиа на формирование личности, отставание нравственного развития общества от технического и др. Не удивительно, что наряду с вышеперечисленными жанрами массовой литературы, рассказы О. Славниковой и Д. Быкова также включают черты жанров, характерных для высокой (элитарной, классической) прозы: антиутопии, социальной притчи, памфлета, новеллы. Поэтому посредством жанрового принципа при изучении данных сборников в школе реализуется одна из важнейших задач ФГОС ООО - воспитание вдумчивого читателя.
В ходе применения проблемно-тематического принципа изучения современного литературного процесса нами был выработан перечень основных тем и проблем, отраженных в современной прозе. Опираясь на пример сборников рассказов О.А. Славниковой «Любовь в седьмом вагоне» и Д.Л. Быкова «ЖД-рассказы», мы можем сделать вывод о том, что наиболее востребованными темами и проблемами современной прозы являются: наука и прогресс, рок и судьба, человек и общество, роль искусства в жизни общества, любовь по расчёту, ревность, преступление и наказание, влияние СМИ на жизнь общества, терроризма, чиновничьего произвола, проблема захватнических и религиозных войн, защита окружающей среды и др. Такое разнообразие тем и проблем дает возможность обучающимся не только познакомиться с авторами нового поколения, но и развить читательский кругозор, используя при изучении теоретико-литературные знания и умения.
Таким образом, применение жанрового и проблемно-тематического принципа при изучении современной русской прозы в старших классах помогает учителю-словеснику в реализации основных положений ФГОС второго поколения:
1. Усиление воспитательной функции урока.
2. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
3. Наличие дискуссий, спровоцированных различием точек зрения по изучаемым вопросам, их сопоставлением, поиском за счёт обсуждения возможной истинной точки зрения.
4. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
5. Формирование мотивации познания.
6. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
7. Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
8. Дифференциация домашнего задания.



1. Агеев А. Журнал с ограниченной ответственностью («Саквояж СВ»)
[Электронный ресурс] // Знамя. 2008. №6.
URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2008/6/aa28.html (дата обращения:
2.04.2017) .
2. Акминлаус А. «Легкая голова» как «автобиография возможного»
[Электронный ресурс] // Лаборатория фантастики.
URL:http://fantlab.ru/article628 (дата обращения: 2.04.2017).
3. Амусин М.Ф. Посмотрим, кто пришел [Электронный ресурс] // Знамя.
2008. №2. URL: http://magazmes.rnss.m/znamia/2008/2/am14.html (дата
обращения: 2.04.2017).
4. Бавильский Д. Разбитое зеркало [Электронный ресурс] // Вавилон: литературный дневник. URL: http://www.vavilon.ru/diary/ 000107.html (дата обращения: 3.04.2017).
5. Баранов А.В. Синкретизм жанров как закономерная черта художественного пространства (на материале русской литературы) //Вестник Майкопского государственного технологического университета - 2012. - № 64. - С. 24-26.
6. Белжепарский Е. Написанному верить // Итоги. 2010. №50 (757). URL: http://www.itogi.ru/iskus/2010/50/159933.html (дата обращения: 3.04.2017).
7. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов - М.:«Паритет», 2007. - 320 с.
8. Беляева Н. В «дебрях» новых программ и учебников // Литература. - 2001.- № 17. - С. 25-30.
9. Беляков С. Сестра её смерть [Электронный ресурс] // Взгляд. Деловая
газета. URL: http://vz.rU/culture/2008/7/25/190059.html (дата обращения:
3.04.2017) .
10. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе // Пособие для вузов - Гордно: ГрГУ, 2008. - 107 с.
11. Быков Д.Л. ЖД - рассказы. - М.: «Вагриус», 2007. - 304 с.
12. Быков Д. О современной русской литературе [Электронный ресурс] // Издательство «Время». URL: http://books.vremya.ru/main/993-dmitrij-bykov-o- sovremennoj-literature.html (дата обращения: 3.04.2017).
13. Быков Д.Л. Проводник //Саквояж СВ - 2008. - № 6. - С.24-30.
14. Венедиктова Т. Железнодорожное чтение как фактор литературной истории [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2012. №1. URL: http://magazmes.mss.ru/vopht/2012/1/ve8.html (дата обращения: 18.05. 2017 ).
15. Волдохин Д., Вяжлянт Е. Глоток надежды [Электронный ресурс] // Знамя.
2009. №5. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=3926 (дата обращения:
18.05.2017) .
16. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. II полугодие. - М.: ВАКО, 2004. - 368 с.
17. Елагина Е.В. Постижение прозрачности [Электронный ресурс] // Нева. 2007. №2. URL: http://magazines.russ.rU/neva/2007/2/ee19.html (дата обращения:
11.03.2017) .
18. Завгородняя Д. Почему книги Ольги Славниковой называют достоверной
фантастикой? [Электронный ресурс] // Комсомольская
правда.ШЬ: http://www.kp.by/daily/press/detail/2932/ (дата обращения:
3.04.2017) .
19. Иванова Т.Н. Синкретизм и модернизация жанров современной детскоюношеской литературы // Молодой ученый - 2015. - № 22 (102). - С. 18-20.
20. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
21. Иншакова О.А. Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5-9 классах средней школы. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.02) - Москва, 2001. - 222 с.
22. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
23. Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «Оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. - М.: «Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский гуманитарный университет».- 2015. - 306 с.
24. Климакин. Е. Сейчас нужно читать Тургенева и Боровского [Электронный ресурс] // CULTURE.PL. URL: http://culture.pl/ru/article/dmitriy- bykov-seychas-nuzhno-chitat-turgeneva-i-borovskogo-intervyu (дата обращения
3.04.2017) .
25. Латышина А. Офисный мышонок и государственный головастик
[Электронный ресурс] // Новый мир. 2010. № 12.
URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/12/la12.html (дата обращения:
18.05.2017) .
26. Лебедев Ю.В., Журавлев В.Г. Рабочая программа по литературе 10-11 классы XX век [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: http: //nsportal. ru/shkola/literatura/library/2017/01/19/rabochaya- uchebnaya-programma-po-literature-10-11-klassy (дата обращения: 18.05.2017).
27. Нагорная Н. Фантастическое начало в рассказах Дмитрия Быкова // Литературный альманах «Ликбез». - 2012. - № 2. - С. 20-23.
28. Некрасова Ю.С. Проблема занимательности в творческой практике Славниковой 2000-х годов («Любовь в седьмом вагоне») // Уральский филологический вестник. Драфт: молодая наука. - 2012. - № 4. - С. 185-193.
29. Немзер А. Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы... [Электронный ресурс] //
Издательство «Время». 2009. №11.
URL: http://www.vremya.ru/2009/11/10/221557.html (дата обращения: 18.05.2017
30. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Айрис-пресс,
2010. - 224 с.
31. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2007.- 158с.
32. Пахомова С.С. Повествовательные стратегии в современной прозе. Дис. на соискание уч.степ. канд. филологических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб., 2012.
33. Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения
литературы в школе. Современная проза и традиции русской классики [Электронный ресурс] // Филологические науки. Известия ВГПУ. 2011. №4. С.165-169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-vnutripredmetnyh-
svyazey-v-protsesse-izucheniya-literatury-v-shkole-sovremennaya-proza-i-traditsii- russkoy-klassiki (дата обращения: 18.05.2017).
34. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций - М.: Академия, 2005.- 156с.
35. Славникова О. А. Любовь в седьмом вагоне. - М.: Астрель, 2009. - 316с.
36. Славникова, О.А. Любовь в седьмом вагоне [Электронный ресурс] // Саквояж СВ. 2008. №1. URL: http://www.twirpx.com/file/1608016/ (дата обращения: 18.05. 2017).
37. Славникова, О.А. Литература и общество сегодня: взаимодействие,
конфронтация или взаимное безразличие? [Электронный ресурс]. // Либеральная миссия. 2013. URL: http://www.liberal.ru/articles/6339 (дата обращения: 18.05. 2017).
38. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 2003.563 с.
39. Суворова Т. О, эта мистика... // Уральский следопыт. - 2000. - №4. - С. 52-56.
40. Тамарченко, Н.Д. О новой программе по литературе [Электронный ресурс] // Русский журнал. 1998. URL: http://old.russ.ru/journal/kritik/98-08- 04/tamar.htm (дата обращения: 18.05 2017).
41. Тимина С. Русская литература 20 века: Школы, направления, методы творческой работы Современный литературный процесс (1990-е годы). - М.: Логос, 2002. - 586 с.
42. Чжунчэн Ч. Языковое пространство современной русской прозы: интертекстуальность и графическая маркированность. Дис. на соискание учен. степ. канд. филологических наук / Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Архангельск, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ