Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования компьютерной
грамотности в двуязычной среде 8
1.1 Сущность понятия «компьютерная грамотность» 8
1.2 Методы формирования компьютерной грамотности 26
1.3 Особенности формирования компьютерной грамотности в
двуязычной (татарско-русской) среде 400
Выводы по 1 главе 50
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию компьютерной грамотности татаро-язычных учащихся 8 классов с использованием
электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Информатика и ИКТ» 54
2.1 Содержание основной образовательной программы «Информатика и ИКТ» 544
2.2 Реализация экспериментальной работы 599
2.3 Результаты и анализ экспериментальной работы 70
Выводы по 2 главе 79
Заключение 82
Список литературы 84
Актуальность темы. В сложном комплексе первоочередных задач компьютеризации образования главной задачей считается формирование компьютерной грамотности учащихся. Компьютерная грамотность учащихся в настоящее время приобретает все большую значимость, она является основой для эффективного использования компьютера в профессиональной деятельности выпускниками школы.
Информационная мобильность выпускника школы в современном информационном обществе предусматривает самостоятельную деятельность учащегося по генерации знаний. Строгая процедурная логика программного обеспечения, дающая знания в готовом варианте, не всякий раз побуждает учеников генерировать их самостоятельно, а приучает получать их в готовом варианте. Отсюда следует объективная необходимость организации такого образовательного процесса, когда формирование компьютерной грамотности учеников станет сопровождаться выполнением творческих заданий. Необходимый уровень компьютерной грамотности у учащихся формирует в школе, в первую очередь, такая дисциплина, как информатика.
Эффективность процесса формирования компьютерной грамотности учащихся обусловливается адекватным подбором дидактических средств и способов организации обучения, среди которых особое место занимает система креативных заданий.
В тоже время процесс формирования компьютерной грамотности в регионах с естественным двуязычием, таких как Республика Татарстан, имеет свои особенности. Программное обеспечение часто локализуется только на широко распространенные языки. Та же самая ситуация наблюдается в международной сети Интернет. Возникает ситуация, при которой формирование компьютерной грамотности в условиях двуязычия может столкнуться с проблемами, связанными с нехваткой образовательных ресурсов, в том числе и электронных, на родном языке.
Таким образом, выявилось противоречие исследования между необходимостью формирования компьютерной грамотности в условиях двуязычия и недостаточной степенью разработанности современных педагогических технологий, учитывающих двуязычие обучаемых.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования разработанного электронного учебно-методического комплекса для татароязычных обучающихся, направленного на формирование их компьютерной грамотности.
Объектом исследования является образовательный процесс в средней школе на уроках информатики.
Предмет исследования - педагогические условия формирования информационной грамотности татароязычных учащихся 8 класса в двуязычной информационно-образовательной среде.
Гипотеза исследования - процесс формирования компьютерной грамотности татароязычных обучающихся может быть эффективным, если:
- определено содержание понятия «Компьютерная грамотность» и выявлены уровни её сформированности;
- выявлены особенности формирования компьютерной грамотности в естественной (татарско-русской) двуязычной среде;
- разработан электронный учебно-методический комплекс, направленный на формирование компьютерной грамотности татароязычных обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие компьютерной грамотности.
2. Определить особенности формирования компьютерной грамотности татароязычных учащихся в двуязычной среде.
3. Разработать электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ» и экспериментально проверить эффективность данного комплекса в процессе формирования компьютерной грамотности у учащихся.
Методы теоретического исследования - анализ философской, психолого-педагогической литературы, синтез теоретического и эмпирического материала.
Методы эмпирического исследования - наблюдение, изучение педагогической документации, учебной деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, математические методы обработки материалов эксперимента, графические методы представления полученных данных.
База исследования - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Лицей №83» Приволжского района г.Казани.
Этапы исследования - Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа (с 2014 по 2016 гг.).
На констатирующем этапе (2014-2015 г.) изучена научная и психолого-педагогическая литература, определен начальный уровень сформированности компьютерной грамотности учащихся, разработан научный аппарат.
На формирующем этапе (2015 г.) происходила разработка электронного учебно-методического комплекса для эффективного формирования компьютерной грамотности в двуязычной среде.
На контрольном этапе (2016 г.) проводился педагогический эксперимент, проходили проверку выводы, полученные в ходе исследования, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «компьютерная грамотность», понимаемое как владение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для понимания и применения информационных и коммуникационных технологий.
2. Выявлены когнитивные и лингвистические особенности формирования компьютерной грамотности татароязычных учащихся на двуязычной татарско-русской основе, заключающиеся в более медленном темпе изучения материала, материал должен быть более детально структурирован и визуализирован, в процессе урока происходит переключение кодов (языков) на уровне слов, на уровне предложений.
3. Экспериментально проверена эффективность электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе для формирования компьютерной грамотности учащихся в двуязычной (татарско-русской) среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют дальнейшему развитию билингвального образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты и разработанный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ» может быть использован для формирования компьютерной грамотности учащихся в других общеобразовательных учреждениях, в которых обучаются татароязычные школьники. Работа закладывает основы для дальнейших исследований по проблемам формирования компьютерной грамотности в двуязычной (татарско-русской) среде.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в следующих журналах и сборниках:
1. О проблемах использования татароязычной компьютерной терминологии в условиях двуязычной образовательной среды./ Данилов А.В., Фаттахова А.Р. (Шигапова А.Р.), Салехова Л.Л. // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия: сборник междунар. науч.-практической конф. - Казань, 2015. - С. 108-111.
2. Шигапова А.Р., Формирование информационной грамотности
учащихся в двуязычной (татарско-русской) среде // Аспекты и тенденции педагогической науки: сборник материалов междунар. научн. конф. - Санкт- Петербург, 2016. - часть 2 - С.204-207; URL: http: //moluch.ru/conf/ped/archive/209/
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 27 источников. Текст диссертации иллюстрирован 7 таблицами и 8 рисунками. Объем диссертации 86 страниц.
Анализ состояния исследуемой проблемы необходимостью формирования компьютерной грамотности в условиях двуязычия и недостаточной степенью разработанности современных педагогических технологий, учитывающих двуязычие обучаемых,
Для достижения поставленной цели в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие компьютерной грамотности.
2. Определены особенности формирования компьютерной грамотности татароязычных учащихся в двуязычной среде.
3. Разработан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ» и экспериментально проверена эффективность данного комплекса в процессе формирования компьютерной грамотности у учащихся.
Достигнута цель данной работы - теоретически обосновано и экспериментально проверена эффективность использования разработанного электронного учебно-методического комплекса для татароязычных обучающихся, направленного на формирование их компьютерной грамотности.
Опытно-экспериментальным путем доказана гипотеза исследования - процесс формирования компьютерной грамотности татароязычных обучающихся может быть эффективным, если:
- определено содержание понятия «Компьютерная грамотность» и
выявлены уровни её сформированности;
- выявлены особенности формирования компьютерной грамотности в
естественной (татарско-русской) двуязычной среде;
- разработан электронный учебно-методический комплекс, направленный на формирование компьютерной грамотности татароязычных обучающихся.
Результаты исследования полностью подтвердили предположение о том, что использование в учебном процессе средней школы разработанного на двуязычной основе ЭУМК «Информатика и ИКТ» позволит повысить уровень компьютерной грамотности татароязычных школьников.
1. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование: Теория и практика. Retorica A, 2014. - 384 с.
2. Антонова, С.Г. Информатизация и информационная культура личности / С.Г. Антонова // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар - Новороссийск - 11-16 сентября. - 2013. - С. 50-51.
3. Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности / Р.Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: «Баласс», 2013. - С. 34-36.
4. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая
характеристика двуязычия: (Билингвизма). - М.: Издательство
Московского университета, 2013. - 159 с.
5. Вершинская О.Н. Адаптация общества к новым
информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство // Информационное общество, 2014, №1. - С. 25-29.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. // Психология личности. Хрестоматия. - СПб: Питер, 2012. - 480 с.
7. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М. : Школьная библиотека, 2012. - 288 с.
8. Горобец О. А. Методы и приемы формирования
информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования / О. А. Горобец // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-
Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 135-138.
9. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке // Библиотека в школе - Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 42.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер,2012. - 512 с.
11. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
12. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. - М. : Чистые пруды, 2012. - 32 с.
13. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Русский язык для дошкольников. Учебно-методическое пособие для двуязычного детского сада - М.: Златоуст, 2011. - 320 с.
14. Сластенин В.А., Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
15. Статья // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. - С. 135 - 138.
16. Aufderheide P. Media Literacy. A report of the national leadership conference on media literacy / Patricia Aufderheide // Communications and Society Program. - Aspen, CO : Aspen Institute, 1993. - 37 p.
17. Buckingham D. Selling childhood? // Journal of Chil-dren & Media,
2007. - № 1 (1). - P. 15-24.
18. Kellner D. Toward Critical Media Literacy: core concepts, debates, organizations, and policy / D. Kellner, J. Share // Discourse: Studies in the
Cultural Politics of Education: Routledge, 2005. - 26 (3). - P. 369-386.
19. Potter W. J. Theory of media literacy: a cogni-tive approach / W. James Potter. - Thoasand Oaks, CA : Sage, 2004. - 320 p.
20. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / О.И. Пащенко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. - 2013. - 230 с.;
21. Г.Л. Белкина, Компьютеризация и общество// Вопр.философии. -
1988. №6. - с.132-140.
22. В.И. Андреев, Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: изд-во КГУ, 1988. -241с.
23. В.М. Оксман, Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность//Сов. Педагогика.-1990.-№3. - с.68-69
24. Б.С. Гершунский, Прогностический подход к компьютеризации // Сов.педагогика. - 1986. - №7. - с.44-52
25. В.А. Каймин, От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Сов. Педагогика. - 1990. - №4. -с.70-71
26. Н.М. Розенберг, Информационная культура в содержании общего образования // Сов.педагогика. - 1991. - №3. - с.31-39
27. В.Н. Каптелинин, Психология и педагогическая практика. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников.
28. Шигапова А.Р., Формирование информационной грамотности учащихся в двуязычной (татарско-русской) среде // Аспекты и тенденции педагогической науки: сборник материалов междунар. научн. конф. - Санкт- Петербург, 2016. - часть 2 - С.204-207; URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/209/