Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №54503

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы аддиктивного поведения подростков
1.1. Сущностная характеристика понятия «аддиктивное поведение» 8
1.2. Особенности проявления аддиктивного поведения подростков 14
1.3. Формы и методы профилактики аддиктивного поведения
подростков 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению
аддиктивного поведения у подростков
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Изучение склонности к аддиктивному поведению на констатирующем
этапе эксперимента 36
2.3. Реализация программы «Твой выбор» профилактики аддиктивного
поведения на формирующем этапе эксперимента 45
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 51
Выводы по главе II 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения 76

Актуальность исследования. В науке остро встает проблема изучения аддиктивного поведения подростков, в частности, распространение употребления наркотиков и алкоголя в подростковой среде. Проблема представляет угрозу не только для отдельного человека, но и в целом для здоровья всего общества. Реальное количество больных наркоманией в 10-50 раз больше, чем официально зафиксировано, и превысило, согласно сведениям ВОЗ, 5 млн. людей. Неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, упадок внутренних ценностей и упадок ценностей семьи - все эти условия, бесспорно, проявляют влияние на личность подростка и содействуют развитию зависимого поведения. Профилактика аддиктивного поведения, бесспорно, обязана брать свое начало в школе - учреждении, контактирующем с учащимся и родителями в течение продолжительного периода. Множество авторов, такие как А.Е. Личко, И.Ю.Максимова, Ц.П. Короленко, фиксируют немаловажное значение органической неполноценности строений головного мозга в создании индивидуальных аномалий, в том числе аддиктивного поведения.
Непосредственно органическая недостаточность ЦНС может быть фундаментом инфантилизма, эмоционально-волевого непостоянства, личностной враждебности. Обремененная наследственность (пьянство, психологические расстройства) принадлежат к вспомогательным условиям риска появления аддиктивного поведения. Согласно взгляду А.Е. Личко, развитие в условиях выраженной гипоопеки содействует развитию психопатий возбудимого вида, на фоне которых зачастую отмечается обращение к спиртному и наркотикам. Гиперопека создает истероидный (демонстративный) вид психопатии, в свою очередь являющейся условием риска развития аддиктивного поведения [20].
Проблемой профилактики зависимого поведения подростков занимались и занимаются зарубежные и отечественные ученые, такие как R. Brown [47], Л.М. Доде [12], В.С. Битенский [4], М.В. Винникова [10], А.Е. Личко [20], В.В. Чирко [42]. Заметим, что теоретические и практические аспекты согласно данному вопросу остаются ещё не разработанными до конца и требуют доработок. По этой причине исследование методов профилактики зависимого поведения подростков и создание результативной педагогической концепции, сосредоточенной в улучшение здоровья молодых людей, считается крайне актуальной проблемой.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между увеличением количества подростков с аддиктивным поведением и социальным заказом общества на подготовку физически и психически здоровой личности, которая гармонично развивается и способна адекватно оценивать собственное поведение с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики аддиктивного поведения подростков, с другой.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования - процесс профилактики аддиктивного поведения подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики аддиктивного поведения подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «аддиктивное поведение»;
- учитывать характерные особенности проявления аддиктивного поведения;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Твой выбор», включающей формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «аддиктивное поведение»;
2) выявить характерные особенности проявления аддиктивного поведения подростков;
3) разработать содержание программы профилактики аддиктивного поведения подростков «Твой выбор»;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Твой выбор», включающей формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков.
Методологическую основу данного исследования составили: положения в области психолого-педагогической психологии с их ориентированностью на гармоничное развитие личности в образовательном пространстве (Л.И. Божович[6], A.A. Бодалев, JI.C. Выготский [11], А.Н. Леонтьев [19],В.Н. Мясищев [23], Д.И. Фельдштейн [37] и др.), где развитие личности рассматривается в условиях взаимодействия и общения с другими людьми; теоретические подходы к изучению психологических особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте (CA. Беличева [3], Б.С. Бородин [7], Т.В. Корнилова [17], Ц.П. Короленко [18], А.Е. Личко [20], B.C. Собкин [35], Д.В. Четвериков [41] и др.); теоретические исследования, изучающие современные проблемы аддиктивного поведения подростков (Б.С. Братусь [8], B.C. Битенский [4], В.Ю. Завьялов [14], Ц.П. Короленко [18], Ю.В. Попов [27], H.A. Сирота [33], Т.В. Темиров [36], Л.К. Фортова, и др).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с педагогами учащихся; ситуативное проигрывание ролей; диагностическое тестирование с использованием методики «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей», автор - Г.В. Лозовая [21];
- статистические: применение t - критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Опытно экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками, с целью профилактики аддиктивного поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Твой выбор».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Твой выбор» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами-педагогами, социальными педагогами для профилактики аддиктивного поведения подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, мы изучили различные научные концепции таких ученых, как R. Brown [47], Л.М. Доде [12], Marlatt [49], Д.Д. Исаев, Ц.П. Короленко [18], А.Е. Личко, И.Н. Пятницкая, А.Л. Свеницкого, и под аддиктивным (зависимым) поведением будем понимать одну из форм деструктивного поведения, проявляющееся в уходе от действительности посредством перемены собственного психического состояния с помощью приема определенных препаратов либо постоянной фиксации интереса на конкретных объектах либо активных типах деятельности, что сопровождается формированием интенсивных эмоций.
Изучив, различные классификации мы выделяем следующие виды: химические и нехимические зависимости.
Модели, по которым происходит развитие аддиктивного поведения: успокаивающая модель; коммуникативная модель; активирующая модель; гедонистическая модель; конформная модель; манипулятивная модель; компенсаторная модель. Критерии: социальный, психологический,
физиологический и клинический.
Решая вторую задачу, мы изучили характерные особенности подросткового возраста, такие как: высокий эгоизм; стремление к противодействиям, упрямствам, возражениям, войне против общевоспитательных авторитетов; усиленное влечение к взрослению; двойственность и противоречивость характера; тяготение к незнакомому и опасному; желание к самостоятельности и отрыву с семьи; неподготовленность высоконравственных взглядов; нездоровое реагирование на половозрелые перемены и действия, неумение принять личную формирующуюся сексуальность; тенденция завышать уровень трудности проблем; упадок идентичности; невысокая переносимость проблем.
Мы изучили формы и методы профилактики аддиктивного поведения. Мы описали основные формы как: организация обучающей сферы, информирование с помощью лекций, интенсивное обучение через массовые тренинги, организация работы противоположной зависимому поведению, организация здорового образа жизни, активизация индивидуальных ресурсов, минимизирование отрицательных результатов зависимого поведения. Мы рассмотрели такие методы и формы профилактической работы с подростками как: просвещение,
консультирование, игра, психологическая терапия, беседы, суггестия, ситуативное проигрывание и др. Однако наиболее эффективным методом мы считаем метод ситуативного проигрывания, направленный на работу с подростками склонными к аддиктивному поведению. Заметим, что тактика профилактических мероприятий у подростков должна включать в себя обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы профилактики аддиктивного поведения подростков «Твой выбор». Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, психологические упражнения; игры, ситуативное проигрывание.
Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого из участников.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Твой выбор».
Опытно - экспериментальной базой стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани Выборку составили 19 студентов, возраст 13-14 лет. Диагностический инструментарий: «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (Г.В. Лозовая).
По результатам сравнения первичной и вторичной диагностики, tэмп. находилось в зоне значимости таких шкал как: телевизионная зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость, зависимость от интернета и компьютера, никотиновая зависимость.
Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась частично, по пяти шкалам из четырнадцати, так как подростки были замкнуты и не смогли полностью раскрыться перед остальными участниками группы. Также на реализацию программы было выделено не так много времени, и отсутствовала заинтересованность и согласованность в работе различных ведомств, министерств и специалистов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что программа профилактики аддиктивного (зависимого) поведения подростков «Твой выбор», содержит эффективные формы и методы снижения склонности к аддиктивному поведению и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности по предотвращению аддиктивного поведения подростков.



1. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учеб. пособие / А.А. Александров.- Санкт-Петербург, 2009. - 58 с.
2. Альтшуллер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю и наркотикам:
вопросы клиники и терапии / В.Б. Альтшулер. - М.: Дом "Имидж"
1999.-216 с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М. : ред.- изд. центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993. - 198 с.
4. Битенский В.С. Наркомания у подростков / В.С.Битенский. - Киев, 1997.- 144 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 75 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
7. Бородин С.В.- Пьянство среди детей / С.В. Бородин.- СПб, 1910.- 12 с.
8. Братусь Б.С, Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма./ Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М: Редакционно-издательский совет Московского университета, 1984.- 104 с.
9. Что такое пубертатный период? Сб. науч. тр. / Под ред. Ш. Бюлер.- Германия, 1922.- 32 с.
10. Винникова М.В. Ремиссии при героиновой наркомании.
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского МЗ РФ : автореф. дис. доктор пед. наук /
М.В. Винникова -М.: 2004.- 33с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология /
Л.С. Выготский - М.: 1991.-154 с.
12. Доде Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции / Л.М. Доде. - М.: 2010.- 115 с.
13. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: учеб. пособие / Т.Ф. Ефремова.- М.: Издательство: Дрофа,2006.- 87с. 14.Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов.- М.: Издательство «Наука» , 1988.- 198 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося
поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд.,
испр / Е.В. Змановская.-М.: Издательский центр «Академия»,2004- 288 с.
16. Исаев Д.Д. Роль социально психологических факторов в
формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского
психоневрологического института, 1989.- 99 с.
17. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии, 2001. № 5 - С. 122-124 .
18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко.- М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1991.- 15 с.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.,
1981. - 421 с.
20. Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко.- М.: Речь, 1983. - 125 с.
21. Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостям / Г.В. Лозовая.- М.: Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - 78 с.
22. Максимова И. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Вопросы психологии, 2001. №11. - С.56-61.
23. Мясищев В.Н. Психология отношений: монография / В.Н. Мясищев - М.: Воронеж: Издательство «НПО Модек», 1988.- 362 с.
24. Овечкина А.А., Ананьева Г.А. Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных, алкогольных, наркотических проблем // А.А. Овечкина, Г.А. Ананьева. Казань: Б. и., 2014.- 48 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 285 с.
26. Пезешкиан Н. Тревога и депрессия в повседневной жизни / Н. Пезешкиан - М.: Сфера, 2006- 133 с.
27. Попов Ю.В, Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности / Обзор психиатр, и мед. психол.,1994.- 66 с.
28. Петровский А.В., М. Г. Ярошевский. Психологический словарь: учеб.
пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Политиздат,2000. - 47 с.
29. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология / И.Н. Пятницкая.- М.: Медицина. 1975. - 332 с.
30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.- 123 с.
31. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам.- М.: Питер,2001. - 384 с.
32. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. /
А.Л. Свеницкий. - М.: Проспект, 2011. -512 с.
33. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками // Модель исследования / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1993.- 53 с.
34. Словарь практического психолога. - М.: "Харвест", 1997.- 79 с.
35. Собкин В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии / В.С. Собкин. - М.: Психология, 2006.- 34 с.
36. Темиров Т.В. Типологические особенности подростков,
предрасположенных к употреблению наркотических и токсических веществ. (Методические разработки в помощь школьному психологу.) / Т.В. Темиров.- М.: Мнемозина, 2009.- 64 с.
37. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно
содержательные характеристики процесса развития личности // Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 672 с.
38. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков / Л.К. Фортова.- Владимир,
2002. - 390 с.
39. Худяков А.В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних/ автореф. дис. докт. мед. наук. - Москва, 2003.- 37с.
40. Чернобровкина Т.В., Аркавый И.В. Роль эйфории в клинике и лечении
наркологических заболеваний. Клинико-биохимический и социальный аспекты // Проблемы медико-социальной реабилитации больных в психиатрии и наркологии: мат-лы республиканского совещания врачей психиатров-наркологов / под ред. Т.В Чернобровкиной,
И.В. Аркавого.- Москва, 1992.-113 с.
41. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности / автореф. дисс. доктора психол. наук./ Д.В. Четвериков. - Новосибирск, 2002.- 35 с.
42. Чирко В.В. Очерки клинической наркологии (наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия) / В.В. Чирко. - М.: Медпрактика , 2002.- 240 с.
43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995.- 45с.
44. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. // Педология юности / Э. Шпрангер.- М..: Литература, 1931.- 167 с.
45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
46. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон.- М.: Педагогика, 1996. - 421 с.
Литература на иностранном языке
47. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone & J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P. 241-272.
48. Griffiths M.D. Behavioural addiction: an issue for everybody?// Journal of Workplace Learning. 1996. V. 8. N 3. P. 19-25.
49. Marlatt et al., 1988, p. 224 Marlatt A. Drug abuse strategies I I Drug and Alcohol Depend., 1990. 25. № 2. P. 115-119.
50. Hall St.Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene // Massachusetts: Blackwell Publishing, 2007. — P. 63-68.
51. Shaef A.W. When society becomes an addict. - San Francisco: Harper and Row, Publishers. 1987. Р. 198-200.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ