ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 5
1.1 Анализ понятия «восприятие» в научной литературе 5
1.2 Психологическая характеристика восприятия дошкольников 9
1.3 Особенности восприятия мультфильмов дошкольниками 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 36
2.1 Организация исследования Описание методик 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 5
1.1 Анализ понятия «восприятие» в научной литературе 5
1.2 Психологическая характеристика восприятия дошкольников 9
1.3 Особенности восприятия мультфильмов дошкольниками 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 36
2.1 Организация исследования Описание методик 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Мультфильмы занимают большое место в жизни дошкольников. Особенно об этом можно с уверенностью говорить о нашем современном мире, потому что раньше для детей на первом месте были различные игры дома и на улице. Известно, что формирование личности начинается в раннем детстве, и телевидение влияет на развитие детей. Так как мы говорим о дошкольниках, то именно мультфильмы играют важную роль в жизни детей. Сегодня по телевидению показывают огромное количество различных мультфильмов. Вспомним старинные, рисованные мультфильмы, которые действительно было приятно смотреть, так как они были естественны и несли добро. В настоящее время, появилось много современных мультфильмов, в которых используются новейшие технологии, спецэффекты, компьютерная графика. Такие мультфильмы часто не несут добра и миросоздания, и, соответственно, наносят вред психике ребенка. Чтобы мультипликация могла выполнить свою воспитательную функцию, необходимо, чтобы она была соответствующим образом воспринята, то есть была не только понятна, но и вызывала у ребенка те чувства, которые должны вызывать изображенные в мультфильме события, персонажи, чтобы складывались правильные оценки и отношения. Герои мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у дошкольника первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
Актуальность темы обусловлена тем, что телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле - и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных возрастных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.
Что касается литературы, то изучению особенностей восприятия посвящено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, У Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
Целью данной работы является исследование возрастных особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками.
Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками.
Гипотеза исследования: Существуют различия в восприятии мультфильмов между старшими и младшими дошкольниками.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения.
Актуальность темы обусловлена тем, что телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле - и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных возрастных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.
Что касается литературы, то изучению особенностей восприятия посвящено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, У Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
Целью данной работы является исследование возрастных особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками.
Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками.
Гипотеза исследования: Существуют различия в восприятии мультфильмов между старшими и младшими дошкольниками.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения.
Итак, в данной работе мы рассмотрели возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками.
Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
На каждом возрастном этапе восприятие характеризуется качественными изменениями. Работы А.В. Запорожца показали, что для развития восприятия в дошкольном возрасте особое значение имеет усвоение детьми систем сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем, фонем языка).
Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимает чувства, которые хотел передать его автор.
Отечественные психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т.п.). Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в дошкольном возрасте. Решающую роль в развитии этой человеческой способности советские психологи и педагоги (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.) отводят воспитанию и обучению.
Иначе рассматривают этот вопрос зарубежные психологи. По мнению некоторых из них, восприятие красоты является врожденным, биологически присущим человеку; психоаналитики связывают художественное восприятие с половыми инстинктами. Значительная группа психологов, искусствоведов, придавая пониманию эстетического развития интеллектуальный характер, считает, что в дошкольном возрасте ребенок еще не способен к эстетическому восприятию, эту способность он приобретает лишь в 10-11 лет
Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность и любознательность, требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это способствует познавательному развитию.
Проведенное нами эмпирическое исследование особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками, показало, что у старших дошкольников восприятие больше развито по сравнению с младшими дошкольниками. Старшим дошкольникам характерно адекватное понимание содержания мультфильма и субъектная идентификация с героями фильма. Дети старшего дошкольного возраста идентифицирующие себя с определенным персонажем, более подробно описывают и четко объясняют свой выбор. У них это выражается в основании включения своего опыта, своих мотивов и желаний.
У младших дошкольников понимание сюжета фильма менее адекватная, идентификация с персонажем в большей степени происходит на основании внешних формальных признаков и не затрагивает Я ребенка. Дети в большинстве случаев не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно.
На основании вышесказанного мы можем сделать заключение о том, что цель достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования, данная работа носит пилотажный характер и нуждается в развитии заявленной темы. Однако полученные предварительные результаты показали различия восприятия мультфильмов, между младшими и старшими дошкольниками. Поэтому, данная работа может быть расширена и дополнена новыми эмпирическими данными, полученными путем применения дополнительных экспериментальных методик.
Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
На каждом возрастном этапе восприятие характеризуется качественными изменениями. Работы А.В. Запорожца показали, что для развития восприятия в дошкольном возрасте особое значение имеет усвоение детьми систем сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем, фонем языка).
Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимает чувства, которые хотел передать его автор.
Отечественные психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т.п.). Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в дошкольном возрасте. Решающую роль в развитии этой человеческой способности советские психологи и педагоги (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.) отводят воспитанию и обучению.
Иначе рассматривают этот вопрос зарубежные психологи. По мнению некоторых из них, восприятие красоты является врожденным, биологически присущим человеку; психоаналитики связывают художественное восприятие с половыми инстинктами. Значительная группа психологов, искусствоведов, придавая пониманию эстетического развития интеллектуальный характер, считает, что в дошкольном возрасте ребенок еще не способен к эстетическому восприятию, эту способность он приобретает лишь в 10-11 лет
Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность и любознательность, требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это способствует познавательному развитию.
Проведенное нами эмпирическое исследование особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками, показало, что у старших дошкольников восприятие больше развито по сравнению с младшими дошкольниками. Старшим дошкольникам характерно адекватное понимание содержания мультфильма и субъектная идентификация с героями фильма. Дети старшего дошкольного возраста идентифицирующие себя с определенным персонажем, более подробно описывают и четко объясняют свой выбор. У них это выражается в основании включения своего опыта, своих мотивов и желаний.
У младших дошкольников понимание сюжета фильма менее адекватная, идентификация с персонажем в большей степени происходит на основании внешних формальных признаков и не затрагивает Я ребенка. Дети в большинстве случаев не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно.
На основании вышесказанного мы можем сделать заключение о том, что цель достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования, данная работа носит пилотажный характер и нуждается в развитии заявленной темы. Однако полученные предварительные результаты показали различия восприятия мультфильмов, между младшими и старшими дошкольниками. Поэтому, данная работа может быть расширена и дополнена новыми эмпирическими данными, полученными путем применения дополнительных экспериментальных методик.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Использование мультфильмов в обучении английскому языку: работа с младшим школьником
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКЛОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, немецкий язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Музыкальная аудиосказка как способ развития творческого воображения старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



