Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САТИРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКЕ Н.В. ГОГОЛЯ

Работа №54488

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. САТИРА КАК ФОРМА ОБРАЗНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ
1.1. Феномен сатиры в литературе
1.2. Специфика сатиры Н.В. Гоголя
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ САТИРЫ Н.В. ГОГОЛЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1. Сатира Н.В. Гоголя в методике и школьной практике
2.2. Система уроков по изучению Н.В. Гоголя и его сатирических произведений в старших классах
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творчество Н.В. Гоголя не зря относится к классической литературе XIX в. Вопросы и проблемы, поднимаемые писателем, являются вечными и сохраняют свою актуальность и по сей день. Темы России и ее жителей, отношений между людьми, основных проблем русского менталитета до сих пор приложимы к нашей действительности. Н.В. Гоголь видел как потенциал России, так и ее основные проблемы, и в своем творчестве стремился разрешить эти проблемы. Основным средством катализации перемен к лучшему в творчестве Н.В. Гоголя является сатира, под пером писателя обретшая совершенно новое по сравнению с предшествующими эпохами содержание.
Творчество Н.В. Гоголя неразрывно связано и с представителями предшествующего времени, и с его современниками. Системное освоение историко-литературных связей в рамках школьного курса литературы несомненно обогатит внутренний мир школьника, позволив ему не только познакомиться с лучшими образцами сатиры в отечественной литературе, но и глубже понять творчество Н.В. Гоголя и его сатиру.
Объектом исследования является процесс изучения творчества Н.В. Гоголя в старшей школе, предметом - система работы над его произведениями на уроках литературы в 10 классе.
Цель исследования - разработать систему изучения произведений Н.В. Гоголя на уроках литературы в старшей школе.
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Опираясь на труды литературоведов, раскрыть содержание понятия "сатира", а также выделить специфические черты сатиры Н.В. Гоголя.
2. Провести сравнительный анализ учебной и методической литературы с целью изучения того, как преподается творчество Н.В. Гоголя в основной и старшей школе.
3. Разработать систему уроков по изучению Н.В. Гоголя для 10 класса.
4. Проследить динамику усвоения теоретико-литературных знаний учащимися в процессе проводимой работы.
5. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы уроков по изучению специфики творческой манеры и сатиры Н.В. Гоголя.
Методы исследования: описательный (освещение проблемы изучения творчества Н.В. Гоголя на уроках литературы в среднем и старшем звене), теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников), сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе), моделирование (разработка системы уроков по изучению творчества Н.В. Гоголя).
Теоретическая значимость работы видится в том, что предпринята попытка проанализировать программы разных авторов и проследить преемственность изучения творчества Н.В. Гоголя на уроках литературы в старшей школе.
Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Еще в XIX веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая школьников сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.
Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором своей судьбы. Формирование личности в школе должно идти по пути расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки критичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век - век профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.
Изучение сатиры Н.В. Гоголя может помочь учащимся развивать рефлексию, мышление и увидеть, проанализировать свой внутренний мир. Но, к сожалению, авторы программ по литературе не учитывают важность глубокого изучения творчества данного поэта.
Итак, в выпускной квалификационной работе был поднят вопрос об изучении произведений Н.В. Гоголя на уроках литературы в старшей школе в связи со спецификой его сатиры.
Сатира является одним из древнейших способов выражения комического в литературе. При этом сатира выполняет критическую функцию, заставляет через смех осознать пороки общества. Специфика сатиры в том, что она вскрывает отрицательные, вредные для общества явления средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением.
Элементы сатиры встречаются во многих произведениях. Сатирическая направленность прослеживается даже в пословицах и поговорках. Однако формы построения сатиры могут быть самыми разнообразными.
В России расцвет сатиры приходится на вторую половину XVIII в. Одним из писателей, обратившихся к сатире, является Н.В. Гоголь. При этом он выступает как новатор. Его произведения явно отличаются от русской сатиры прежних лет. Н.В. Гоголь впервые в русской литературе сделал
На современном этапе творчество Н.В. Гоголя в школе изучается поэтапно: ученики ежегодно вновь и вновь обращаются к его творчеству, открывая для себя новые грани его сатиры. Биография и творчество писателя изучается в разделе «Литература XIX века», в подразделе «Русская литература первой половины XIX века».
Проанализировав основные программы и методические разработки, мы пришли к выводу, что произведения Н.В. Гоголя даются в очень узкой трактовке. Изучив опыт преподавания творчества Н.В. Гоголя, мы выявили недостатки современных систем и разработали авторские уроки.
Апробированы уроки были на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие два 10 класса, один из которых был контрольным, а другой - экспериментальным.
Сам эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе мы выяснили уровень знаний уже имеющихся у учащихся о сатире Н.В. Гоголя за прошедшие годы. Уровень в обоих классах оказался приблизительно на одном уровне.
Во время второго этапа была проведена работа по изучению «Петербуржских повестей» Н.В. Гоголя со старшеклассниками. Акцент был сделан на особенностях жанра сатиры. По итогам изучения повестей писателя, учащиеся писали сочинение на тему «Петербург глазами Н.В. Гоголя».
На контрольном этапе была проведена работа по выявлению понимания учащимися сатирических произведений Гоголя. После этого был проведен сравнительный анализ результатов контрольной и
экспериментальной групп. Итак, мы наблюдали значительный перевес качества успеваемости экспериментальной группы над контрольной, что подтвердило наше предположение, что разработанная система изучения произведений Н.В. Гоголя на уроках литературы в старшей школе в связи со спецификой его сатиры успешна.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ