Учебная мотивация младших школьников в связи с успеваемостью
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной мотивации младших школьников
1.1. Психология мотивации и особенности мотивации
деятельности 8
1.2. Мотивация учебной деятельности в отечественной
педагогической психологии 15
1.3. Психология учебной деятельности младших школьников ... 22
Глава 2. Организация и методы исследования мотивации учебной деятельности
2.1. Организация и логика проведения исследования 32
2.2. Методы исследования 33
Глава 3. Результаты эмпирического исследования психологии учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью
3.1. Результаты исследования мотивов младших школьников... 38
3.2. Результаты исследования уровня школьной мотивации
младших школьников 43
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивации и
успешности учебной деятельности 47
Заключение 54
Литература 56
Приложения 61
Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной мотивации младших школьников
1.1. Психология мотивации и особенности мотивации
деятельности 8
1.2. Мотивация учебной деятельности в отечественной
педагогической психологии 15
1.3. Психология учебной деятельности младших школьников ... 22
Глава 2. Организация и методы исследования мотивации учебной деятельности
2.1. Организация и логика проведения исследования 32
2.2. Методы исследования 33
Глава 3. Результаты эмпирического исследования психологии учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью
3.1. Результаты исследования мотивов младших школьников... 38
3.2. Результаты исследования уровня школьной мотивации
младших школьников 43
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивации и
успешности учебной деятельности 47
Заключение 54
Литература 56
Приложения 61
Актуальность. Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников обусловлена интересом к ведущей деятельности этого возраста - учебной, именно в этот период необходимо формировать учебную мотивацию и развивать её, чтобы к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика [34].
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % - от мотивов. В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости [12], [22].
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) [47] устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования, включающие сформированность мотивации к обучению и
познанию. Наблюдение за работой учителей начальных классов показывает, что они не всегда уделяют большое внимание мотивации учащихся.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех или неуспех в обучении, какие есть трудности в обучении. Несмотря на многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Устойчивая слабая успеваемость и даже неуспеваемость, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, могут привести к серьезным психологическим последствиям, существенным отклонениям в развитии школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации [39].
Подходы к изучению проблемы школьной мотивации отражены в работах Д.Б. Эльконина [50], М.В. Матюхиной [36], Л.И. Божович [7], А.К. Марковой [34], и др. В современных исследованиях представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования. Однако следует отметить, что возможная зависимость успеваемости младшего школьника от мотивации в данных исследованиях представлена, на наш взгляд, недостаточно. В этой работе мы будем исследовать влияние мотивации учебной деятельности на ее успешность у младших школьников в связи с недостаточностью научной разработанности данного вопроса.
В заключении описания актуальности можно указать, что
рассматриваемое явление в последнее время получило широкое распространение. Выпускная квалификационная работа призвана более тщательно изучить эту проблему.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: учебная мотивация младших школьников в связи с успеваемостью.
Целью выпускной квалификационной работы является: изучить учебную мотивацию младших школьников в связи с успеваемостью.
Гипотеза: уровень учебной мотивации связан с успешностью учебной деятельности младших школьников.
1) У успевающих младших школьников уровень учебной мотивации
связан с учебными и социальными мотивами.
2) У неуспевающих младших школьников уровень учебной мотивации
связан с внешними мотивами.
Методологической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых: А. К. Марковой [35], Л.И. Божович [7], М.В. Матюхиной [21], А. Х. Маслоу [36].
Задачи:
1. Составить теоретический обзор по психологии учебной мотивации младших школьников в системе психологических знаний.
2. Организовать и провести исследование психологии учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью.
3. Проанализировать результаты, сделать выводы об учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью.
4. Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
Методы и методики:
Для реализации поставленных целей и задач были подобраны следующие методики:
1) Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Г инзбурга.
2) Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 классы) (Н. Г. Лускановой).
3) Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: психодиагностический метод, метод корреляционного анализа, математическая обработка данных.
Выборка: в исследовании приняли участие ученики 3-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» Советского района г. Казани в количестве 50 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены особенности психологии учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с успевающими и неуспевающими младшими школьниками. Это поможет им подобрать эффективные и правильные методы при обучении детей, учитывая их психологию.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика [34].
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % - от мотивов. В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости [12], [22].
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) [47] устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования, включающие сформированность мотивации к обучению и
познанию. Наблюдение за работой учителей начальных классов показывает, что они не всегда уделяют большое внимание мотивации учащихся.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех или неуспех в обучении, какие есть трудности в обучении. Несмотря на многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Устойчивая слабая успеваемость и даже неуспеваемость, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, могут привести к серьезным психологическим последствиям, существенным отклонениям в развитии школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации [39].
Подходы к изучению проблемы школьной мотивации отражены в работах Д.Б. Эльконина [50], М.В. Матюхиной [36], Л.И. Божович [7], А.К. Марковой [34], и др. В современных исследованиях представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования. Однако следует отметить, что возможная зависимость успеваемости младшего школьника от мотивации в данных исследованиях представлена, на наш взгляд, недостаточно. В этой работе мы будем исследовать влияние мотивации учебной деятельности на ее успешность у младших школьников в связи с недостаточностью научной разработанности данного вопроса.
В заключении описания актуальности можно указать, что
рассматриваемое явление в последнее время получило широкое распространение. Выпускная квалификационная работа призвана более тщательно изучить эту проблему.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: учебная мотивация младших школьников в связи с успеваемостью.
Целью выпускной квалификационной работы является: изучить учебную мотивацию младших школьников в связи с успеваемостью.
Гипотеза: уровень учебной мотивации связан с успешностью учебной деятельности младших школьников.
1) У успевающих младших школьников уровень учебной мотивации
связан с учебными и социальными мотивами.
2) У неуспевающих младших школьников уровень учебной мотивации
связан с внешними мотивами.
Методологической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых: А. К. Марковой [35], Л.И. Божович [7], М.В. Матюхиной [21], А. Х. Маслоу [36].
Задачи:
1. Составить теоретический обзор по психологии учебной мотивации младших школьников в системе психологических знаний.
2. Организовать и провести исследование психологии учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью.
3. Проанализировать результаты, сделать выводы об учебной мотивации младших школьников в связи с успеваемостью.
4. Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
Методы и методики:
Для реализации поставленных целей и задач были подобраны следующие методики:
1) Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Г инзбурга.
2) Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 классы) (Н. Г. Лускановой).
3) Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: психодиагностический метод, метод корреляционного анализа, математическая обработка данных.
Выборка: в исследовании приняли участие ученики 3-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» Советского района г. Казани в количестве 50 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены особенности психологии учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с успевающими и неуспевающими младшими школьниками. Это поможет им подобрать эффективные и правильные методы при обучении детей, учитывая их психологию.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.
Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников с разным уровнем успеваемости привело к следующим результатам:
1) У успевающих школьников доминирует уровень учебной мотивации выше среднего, а у неуспевающих школьников - средний уровень.
2) У младших школьников на первом месте такие учебные мотивы: позиционный, учебный, социальный.
3) Успевающие младшие школьники чаще всего выбрали мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования и достижения успеха, а неуспевающие младшие школьники- избегание неудачи, аффилиации.
4) Уровень школьной мотивации связан с успешностью учебной деятельности младших школьников. У успевающих младших школьников уровень учебной мотивации связан с учебными и социальными мотивами. У неуспевающих младших школьников уровень учебной мотивации связан с внешними мотивами.
5) В целом, гипотеза исследования подтвердилась.
Таким образом, проведенный показал, что успеваемость играет очень важную роль при определении мотивов младших школьников. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с успевающими и неуспевающими школьниками начальных классов.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.
Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников с разным уровнем успеваемости привело к следующим результатам:
1) У успевающих школьников доминирует уровень учебной мотивации выше среднего, а у неуспевающих школьников - средний уровень.
2) У младших школьников на первом месте такие учебные мотивы: позиционный, учебный, социальный.
3) Успевающие младшие школьники чаще всего выбрали мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования и достижения успеха, а неуспевающие младшие школьники- избегание неудачи, аффилиации.
4) Уровень школьной мотивации связан с успешностью учебной деятельности младших школьников. У успевающих младших школьников уровень учебной мотивации связан с учебными и социальными мотивами. У неуспевающих младших школьников уровень учебной мотивации связан с внешними мотивами.
5) В целом, гипотеза исследования подтвердилась.
Таким образом, проведенный показал, что успеваемость играет очень важную роль при определении мотивов младших школьников. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с успевающими и неуспевающими школьниками начальных классов.
Подобные работы
- Психология учебной мотивации младших школьников в связи с
разным стилем родительского отношения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебной мотивации младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Роль стиля семейного воспитания в формировании учебной мотивации младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности учебной мотивации младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Развитие учебной мотивации школьников на уроке (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



