ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Родительское отношение в зарубежных психологических школах 7
1.2 Особенности изучения детско-родительских отношений в
отечественной психологии 11
1.3 Особенности отношений между ребенком подросткового возраста и
родителем 18
1.4. Психологическая сущность понятия профессиональной
направленности и факторы, влияющие на профессиональный выбор 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Описание организации и методов исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по второй главе 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Первой социальной средой для ребенка выступает семья. Личность каждого родителя играет огромную роль в развитии и становлении ребенка. В ситуации профессионального выбора подростка мнение родителей также имеет существеннейшее значение. Нередко оно является даже решающим. Такое влияние родителей на детей непосредственно связано с отношениями в семье. Стиль взаимодействия и воспитания родителями детей определяет их жизненный путь [44,с.3]. Именно поэтому тема влияния детско-родительских отношений на профессиональную направленность подростков является актуальной.
На всем протяжении развития психологии актуальность темы детскородительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменной. В современной психологии известны масштабные работы, предметом исследования которых является семья. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. Вопросы семейного взаимодействия родителей с ребенком рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами, социологами (Т.В. Венза[11], А.Я. Варга[9];
О.А. Карабанова[21], Е.Г. Силяева[41] и др.)
Для успешного выбора профессии подростком необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения[33].
Исходя из этого, целью данного исследования является определение влияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить и описать особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
3. Изучить сущность понятия профессионального выбора и определить факторы, влияющие на него в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских
взаимоотношений и профессиональных установок подростков.
5. Установить зависимость между детско-родительскими отношениями и профессиональным выбором.
Объект исследования: учащиеся 9 класса, их родители или лица их заменяющие.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и профессиональная направленность подростков.
Гипотеза исследования состоит в следующем: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и профессиональной
направленностью подростков.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические - психодиагностический метод (были использованы две
диагностические методики: опросник «Профессиональные установки
подростков» И.М. Кондакова, а также опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (критерий Пирсона).
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №2 г. Елабуги.
Испытуемыми стали подростки 9 классов в возрасте от 14 до 16 лет общим количеством 60 человек и их родители или лица, их заменяющие, также в количестве 60 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания о взаимодействии подростков с родителями и влиянии их взаимоотношений на профессиональную направленность подростков.
Практическую значимость исследования можно обозначить тем, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы специалистами в области общего и дополнительного образования детей, психологами, педагогами, социологами и другими специалистами.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Результаты исследования были апробированы:
В Международном научном периодическом издании по итогам Международной практической конференции «НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ » 24 апреля 2016 г. (г. Омск) и Итоговой научно-образовательной конференции студентов 2016 г. (г.Елабуга).
Данное исследование имело в качестве своей цели комплексное - теоретическое и практическое - изучение проблемы взаимодействия подростков с родителями.
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных в ее введении.
Первой задачей исследования стал анализ теоретических подходов и взглядов на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии. Мы показали, что под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Вторая задача нашей работы заключалась в выявлении и описании особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Неблагоприятные отношения, существующие между подростком и его родителями, могут выстраиваться в форме неприятия последними индивидуальных особенностей своего ребенка, полным отсутствием родительского контроля, либо, напротив, в чрезмерном внимании родителей к здоровью, социальному статусу подростка. Воздействие системы отношений между подростком и родителями влияет на успешность или неуспешность адаптации подростка к коллективу, формированию его мировоззрения, на особенности поведения его в стрессовых ситуациях, эффективность социально-психологической адаптации к социальным институтам, проявлению профессиональной направленности.
Третьей задачей было изучение сущности понятия профессионального выбора и определение факторов, влияющих на него с точки зрения подросткового возраста. Мы определили, что профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10].
Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:
1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку;
2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек;
3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.
4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).
Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя
и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен [11].
Следующей задачей нашего исследования стало проведение эмпирического исследования детско-родительских взаимоотношений и исследование профессиональных установок подростков.
На первом этапе исследования был произведен анализ данных, полученных в результате исследования профессиональных установок подростков по методике И.М. Кондакова. Это позволило нам определить степень определенности детей в профессиональном выборе.
Затем испытуемые и их родители ответили на вопросы опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
С помощью полученных данных по двум методикам мы выполнили следующую задачу нашего исследования. Мы провели корреляционный анализ данных по критерию Пирсона и его результаты подтвердили нашу гипотезу. Проявление взаимопонимания родителями во взаимоотношениях с детьми будет способствовать положительному влиянию на профессиональный выбор ребенка, и наоборот, излишняя строгость будет способствовать формированию нерешительности ребенка.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена. Многие психологи в своих исследованиях считают, что взаимоотношения в семье родителей с их детьми будет формировать их особенности характера, способности, мировоззрение, которые в дальнейшем оказывают непосредственное влияние на определение подростка в профессиональной направленности.
Исследование может быть продолжено за счет использования других диагностических методик, позволяющих проанализировать влияние разнообразных факторов на взаимодействие подростков с родителями. Кроме того, в дальнейшем возможно изучение различий, существующих во взаимодействии с родителями, у детей разных возрастов. Также возможно выявление у детей профессий, которые более подходят для их особенностей характера, темперамента и т.д. И проведение анализа влияния особенностей детско-родительских отношений на профессиональную направленность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогика, 2008. - 367 с.
2. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Логос, 2009. - 234 с.
3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 144 - 153.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 2000. -280с.
5. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.
- 320 с.
6. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
8. Быкова М., Карасева С.Н. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка. // Культура и образование. -
2013. - № 3. - С. 36 - 41.
9. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. С. 1-2.
10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике.
- СПб.: Речь, 2004. - 226 с.
11. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детскородительских отношений // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - С. 39 - 46.
12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера, 2013. - 160 с.
13. Грецов А. Выбираем профессию: советы практического
психолога.- СПб.: Питер, 2009.- 224с.: ил.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. - 208 с.
15. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2010. - 450 с.
16. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и
конфликтности подростков // Известия СНЦ РАН. - 2013. - № 2-4. - С. 694 - 698.
17. Захаренко С.А. Педагогика А.А. Захаренко: возвращение к истокам // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 80 - 86.
18. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Апрель-пресс, 2000 - 448 с.
19. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2009.
- 150 с.
20. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: 2004, - 325с.
22. Керкис С.С. Проблема взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 122 - 128.
23. Климов Е. А. Профессии научных работников: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
24. Кондратенко В.Т. По лабиринтам души подростка. М.: 2011. - 431 с.
25. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. - 192 с.
26. Крайг Г. Психология развития. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.
- 992 с.
27. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122-130.
28. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск., 2003. - 106 с.
29. Мид М. Культура и мир детства. - М.,1990. - 429 с.
30. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Журнал Практического Психолога. 1998. №3. С. 51-53
31. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,1990. - 180 с.
32. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996. - 246 с.
33. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.,2005. - 480 с.
34. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: под ред. Дубровиной и.В. - М., 1995. - 592 с.
35. Психологическое сопровождение выбора профессии. Н-м пособие/ под ред. Л.М. Митиной. - М., 2003. - 129 с.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 1999. - 229 с.
37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Наука, 1994. с. 23.
38. Родители и дети. Психология взаимоотношений./под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М.,2003. - 230 с.
39. Семья в психологической консультации./под ред. Бодалева А.В., Столина В.В. - М.,1989. - 440 с.
40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО "Речь", 2004. - 350 с.
41. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
42. Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю.Головин. - Мн.:Харвест, М.:АСТ, 2001. - 256 с.
43. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С. 3—14.
44. Солсо Р. и др. Экспериментальная психология: Практический курс. - СПб, М., 2002. - 272 с.
45. Фомичева Л.Ф. Исследование формирования образа Я в представлений об отношениях с родителями.//Психологическая наука и образование, 2005, №3, С.52-56
46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987. - 178 с.
47. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд. СПб., Алетейя СПб,
1999. - 416 с.
48. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 190 с.
49. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. М.: Речь, 2008. - 142 с.
50. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
51. Алексеева К.В. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и профессиональных установок подростков.//НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИНОВАЦИИ: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: АМИ, 2016 - С.49-50