ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Родительское отношение в зарубежных психологических школах 7
1.2 Особенности изучения детско-родительских отношений в
отечественной психологии 11
1.3 Особенности отношений между ребенком подросткового возраста и
родителем 18
1.4. Психологическая сущность понятия профессиональной
направленности и факторы, влияющие на профессиональный выбор 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Описание организации и методов исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по второй главе 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Родительское отношение в зарубежных психологических школах 7
1.2 Особенности изучения детско-родительских отношений в
отечественной психологии 11
1.3 Особенности отношений между ребенком подросткового возраста и
родителем 18
1.4. Психологическая сущность понятия профессиональной
направленности и факторы, влияющие на профессиональный выбор 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Описание организации и методов исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по второй главе 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Первой социальной средой для ребенка выступает семья. Личность каждого родителя играет огромную роль в развитии и становлении ребенка. В ситуации профессионального выбора подростка мнение родителей также имеет существеннейшее значение. Нередко оно является даже решающим. Такое влияние родителей на детей непосредственно связано с отношениями в семье. Стиль взаимодействия и воспитания родителями детей определяет их жизненный путь [44,с.3]. Именно поэтому тема влияния детско-родительских отношений на профессиональную направленность подростков является актуальной.
На всем протяжении развития психологии актуальность темы детскородительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменной. В современной психологии известны масштабные работы, предметом исследования которых является семья. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. Вопросы семейного взаимодействия родителей с ребенком рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами, социологами (Т.В. Венза[11], А.Я. Варга[9];
О.А. Карабанова[21], Е.Г. Силяева[41] и др.)
Для успешного выбора профессии подростком необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения[33].
Исходя из этого, целью данного исследования является определение влияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить и описать особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
3. Изучить сущность понятия профессионального выбора и определить факторы, влияющие на него в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских
взаимоотношений и профессиональных установок подростков.
5. Установить зависимость между детско-родительскими отношениями и профессиональным выбором.
Объект исследования: учащиеся 9 класса, их родители или лица их заменяющие.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и профессиональная направленность подростков.
Гипотеза исследования состоит в следующем: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и профессиональной
направленностью подростков.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические - психодиагностический метод (были использованы две
диагностические методики: опросник «Профессиональные установки
подростков» И.М. Кондакова, а также опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (критерий Пирсона).
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №2 г. Елабуги.
Испытуемыми стали подростки 9 классов в возрасте от 14 до 16 лет общим количеством 60 человек и их родители или лица, их заменяющие, также в количестве 60 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания о взаимодействии подростков с родителями и влиянии их взаимоотношений на профессиональную направленность подростков.
Практическую значимость исследования можно обозначить тем, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы специалистами в области общего и дополнительного образования детей, психологами, педагогами, социологами и другими специалистами.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Результаты исследования были апробированы:
В Международном научном периодическом издании по итогам Международной практической конференции «НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ » 24 апреля 2016 г. (г. Омск) и Итоговой научно-образовательной конференции студентов 2016 г. (г.Елабуга).
На всем протяжении развития психологии актуальность темы детскородительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменной. В современной психологии известны масштабные работы, предметом исследования которых является семья. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. Вопросы семейного взаимодействия родителей с ребенком рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами, социологами (Т.В. Венза[11], А.Я. Варга[9];
О.А. Карабанова[21], Е.Г. Силяева[41] и др.)
Для успешного выбора профессии подростком необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения[33].
Исходя из этого, целью данного исследования является определение влияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить и описать особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
3. Изучить сущность понятия профессионального выбора и определить факторы, влияющие на него в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских
взаимоотношений и профессиональных установок подростков.
5. Установить зависимость между детско-родительскими отношениями и профессиональным выбором.
Объект исследования: учащиеся 9 класса, их родители или лица их заменяющие.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и профессиональная направленность подростков.
Гипотеза исследования состоит в следующем: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и профессиональной
направленностью подростков.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические - психодиагностический метод (были использованы две
диагностические методики: опросник «Профессиональные установки
подростков» И.М. Кондакова, а также опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (критерий Пирсона).
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №2 г. Елабуги.
Испытуемыми стали подростки 9 классов в возрасте от 14 до 16 лет общим количеством 60 человек и их родители или лица, их заменяющие, также в количестве 60 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания о взаимодействии подростков с родителями и влиянии их взаимоотношений на профессиональную направленность подростков.
Практическую значимость исследования можно обозначить тем, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы специалистами в области общего и дополнительного образования детей, психологами, педагогами, социологами и другими специалистами.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Результаты исследования были апробированы:
В Международном научном периодическом издании по итогам Международной практической конференции «НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ » 24 апреля 2016 г. (г. Омск) и Итоговой научно-образовательной конференции студентов 2016 г. (г.Елабуга).
Данное исследование имело в качестве своей цели комплексное - теоретическое и практическое - изучение проблемы взаимодействия подростков с родителями.
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных в ее введении.
Первой задачей исследования стал анализ теоретических подходов и взглядов на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии. Мы показали, что под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Вторая задача нашей работы заключалась в выявлении и описании особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Неблагоприятные отношения, существующие между подростком и его родителями, могут выстраиваться в форме неприятия последними индивидуальных особенностей своего ребенка, полным отсутствием родительского контроля, либо, напротив, в чрезмерном внимании родителей к здоровью, социальному статусу подростка. Воздействие системы отношений между подростком и родителями влияет на успешность или неуспешность адаптации подростка к коллективу, формированию его мировоззрения, на особенности поведения его в стрессовых ситуациях, эффективность социально-психологической адаптации к социальным институтам, проявлению профессиональной направленности.
Третьей задачей было изучение сущности понятия профессионального выбора и определение факторов, влияющих на него с точки зрения подросткового возраста. Мы определили, что профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10].
Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:
1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку;
2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек;
3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.
4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).
Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя
и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен [11].
Следующей задачей нашего исследования стало проведение эмпирического исследования детско-родительских взаимоотношений и исследование профессиональных установок подростков.
На первом этапе исследования был произведен анализ данных, полученных в результате исследования профессиональных установок подростков по методике И.М. Кондакова. Это позволило нам определить степень определенности детей в профессиональном выборе.
Затем испытуемые и их родители ответили на вопросы опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
С помощью полученных данных по двум методикам мы выполнили следующую задачу нашего исследования. Мы провели корреляционный анализ данных по критерию Пирсона и его результаты подтвердили нашу гипотезу. Проявление взаимопонимания родителями во взаимоотношениях с детьми будет способствовать положительному влиянию на профессиональный выбор ребенка, и наоборот, излишняя строгость будет способствовать формированию нерешительности ребенка.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена. Многие психологи в своих исследованиях считают, что взаимоотношения в семье родителей с их детьми будет формировать их особенности характера, способности, мировоззрение, которые в дальнейшем оказывают непосредственное влияние на определение подростка в профессиональной направленности.
Исследование может быть продолжено за счет использования других диагностических методик, позволяющих проанализировать влияние разнообразных факторов на взаимодействие подростков с родителями. Кроме того, в дальнейшем возможно изучение различий, существующих во взаимодействии с родителями, у детей разных возрастов. Также возможно выявление у детей профессий, которые более подходят для их особенностей характера, темперамента и т.д. И проведение анализа влияния особенностей детско-родительских отношений на профессиональную направленность.
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных в ее введении.
Первой задачей исследования стал анализ теоретических подходов и взглядов на проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии. Мы показали, что под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Вторая задача нашей работы заключалась в выявлении и описании особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Неблагоприятные отношения, существующие между подростком и его родителями, могут выстраиваться в форме неприятия последними индивидуальных особенностей своего ребенка, полным отсутствием родительского контроля, либо, напротив, в чрезмерном внимании родителей к здоровью, социальному статусу подростка. Воздействие системы отношений между подростком и родителями влияет на успешность или неуспешность адаптации подростка к коллективу, формированию его мировоззрения, на особенности поведения его в стрессовых ситуациях, эффективность социально-психологической адаптации к социальным институтам, проявлению профессиональной направленности.
Третьей задачей было изучение сущности понятия профессионального выбора и определение факторов, влияющих на него с точки зрения подросткового возраста. Мы определили, что профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10].
Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:
1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку;
2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек;
3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.
4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).
Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя
и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен [11].
Следующей задачей нашего исследования стало проведение эмпирического исследования детско-родительских взаимоотношений и исследование профессиональных установок подростков.
На первом этапе исследования был произведен анализ данных, полученных в результате исследования профессиональных установок подростков по методике И.М. Кондакова. Это позволило нам определить степень определенности детей в профессиональном выборе.
Затем испытуемые и их родители ответили на вопросы опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
С помощью полученных данных по двум методикам мы выполнили следующую задачу нашего исследования. Мы провели корреляционный анализ данных по критерию Пирсона и его результаты подтвердили нашу гипотезу. Проявление взаимопонимания родителями во взаимоотношениях с детьми будет способствовать положительному влиянию на профессиональный выбор ребенка, и наоборот, излишняя строгость будет способствовать формированию нерешительности ребенка.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена. Многие психологи в своих исследованиях считают, что взаимоотношения в семье родителей с их детьми будет формировать их особенности характера, способности, мировоззрение, которые в дальнейшем оказывают непосредственное влияние на определение подростка в профессиональной направленности.
Исследование может быть продолжено за счет использования других диагностических методик, позволяющих проанализировать влияние разнообразных факторов на взаимодействие подростков с родителями. Кроме того, в дальнейшем возможно изучение различий, существующих во взаимодействии с родителями, у детей разных возрастов. Также возможно выявление у детей профессий, которые более подходят для их особенностей характера, темперамента и т.д. И проведение анализа влияния особенностей детско-родительских отношений на профессиональную направленность.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ КАК
СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов (Сибирский Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Влияние типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



