Введение
1. Тема любви в литературе
1.1. Христианское понимание любви
1.2. Любовь в русской литературе
1.3. Романтическая любовь в повестях И.С.Тургенева
1.4. Любовь в творчестве Ф.М. Достоевского
2. Концепция любви в повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький человек»
2.1. Концепция любви в повести А.С. Тургенева «Первая любовь»...
2.2. Анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой» с
точки зрения содержания концепции любви
2.3. Сравнительный анализ повести «Первая любовь» и рассказа «Маленький герой» в аспекте любовной темы Тургенева и Достоевского
Заключение
Библиографический список использованных источников и литературы
Понятие любви, несмотря на всю его универсальность, в разные времена, в разные эпохи и в культурах разных стран воспринималось подчас в совершенно разных значениях. В первую очередь, на понимание любви играла религия. Так, в язычестве любовь часто связывалась с понятием плодородия, продолжения рода, плотских отношений между мужчиной и женщиной.
В христианстве и мусульманстве любовь имеет разделение на земную и небесную. Помимо этого, отношения между мужчиной и женщиной в рамках религиозных догм жёстко контролируются. Всё, что выходит за рамки правил, установленных той или иной религией, является грехом или харамом. Возникает понятие любви к Богу и любви к ближнему.
Тема любви является одной из основных в искусстве в целом, и в литературе в частности. Большая часть сюжетов построена на том или ином проявлении любви. Каждый художник, поэт, музыкант, прозаик, скульптор, драматург и прочие как бы заново осмысляют эту вечную тему, связывая её с философскими понятиями и остросоциальными проблемами.
Помимо этого, понятие любви становится предметом исследования психологов, социологов. Также делаются попытки объяснить те или иные любовные чувства инстинктами, наборами гормонов, которые начинают вырабатываться в организме человека и рождают в нём те или иные чувства.
Таким образом, в современном мире понятие любви стало очень неопределённым. Для каждого отдельного человека оно может иметь своё значение. Оно может иметь как положительную, так и негативную эмоциональную окраску, отражать желание владеть и стремление помочь, отдать всё, что есть ценного. Любовь может быть рациональной и безумной, постоянной и ежеминутной. Существует циничное отношение к любви и безотчётная вера в её силы.
В связи со всем этим, творчество одних из гениальнейших русских прозаиков XIX века, представителей психологического реализма - Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева - представляют большой интерес в связи с анализом понятия любви в контексте русской культуры. Оба этих прозаика - являются классиками русской литературы, которые достаточно полно раскрыли столь сложную психологию русского человека, которому так часто чужды последовательность и рациональность. Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что здесь мы рассмотрим одну из видов любви, а именно первую любовь, отраженную в повестях Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева.
Объектом исследования является особенности понятия любви в контексте произведений И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Предметом - тема первой любви в повестях И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.
Цель исследования - определить аспекты темы первой любви в повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький герой». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) определить особенности христианского понимания любви;
2) рассмотреть концепцию любви в русской литературе;
3) проанализировать явление романтической любви в повестях И.С. Тургенева;
4) исследовать особенности понятия любви в творчестве Ф.М. Достоевского;
5) проанализировать повесть И.С. Тургенева «Первая любовь»;
6) сделать анализ повести Ф.М. Достоевского «Маленький человек» с точки зрения темы любви;
7) сравнить особенности концепции любви в повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький герой».
Теоретической базой исследования стали работы таких авторов, как: А.Н. Бадалова, Е.А. Басов, М.М. Бахтин, А.А. Белоус, Н.А. Бердяев, И.В. Брылина, С.В. Бурмистрова, А.Г. Бялый, Б.П. Вышеславцев, И.И. Евлампиев, Ю.М. Зенько, А.И. Ильин, Н.А. Киселёва, Г.Б. Курляндская, В.М. Маркович, Н.Н. Мельникрва, Э. Надточий, М. Резник, А.П. Садохин, А.Н. Свалов, Ю.Н. Сенькина, Л.К. Стейплз, В.Н. Топоров, Е. Шерман, В.п. Шестаков и др. В ходе работы был использованы историко-теоретический и формальный методы.
Эмпирической базой являются повести И.С. Тургенева, такие как «Первая любовь», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Переписка», сборник «Стихотворения в прозе»; проза Ф.М. Достоевского: «Маленький герой», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Подросток», а также дневниковые записи и письма обоих писателей.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы при разработке лекций по прозе Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. Также частично материалы данной работы могут быть использованы при разработке школьных уроков по литературе для углубленного анализа произведений рассматриваемых авторов.
Новизна дипломной работы заключается в том, что здесь сравниваются концепции любви двух авторов - Достоевского и Тургенева - на примере двух отдельных произведений. Таким образом, раскрываются новые аспекты понимания творчества Достоевского и Тургенева, повести «Первая любовь» и рассказа «Маленький герой» и значения в них темы любви.
Структура работы определена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы.
Подведём итоги по проделанной работе.
Нами была проанализирована тема любви в христианстве, в русской литературе, а также в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.
В христианстве существует разграничение любви на «земную» и «небесную». Путь к Богу лежит через земную любовь, причём высшим её проявлением являются любовные отношения между мужчиной и женщиной. Брак в христианстве является отражением союза Иисуса Христа и Церкви: муж берёт на себя ответственность за всех членов семьи, а жена отражает духовность и нравственность мужа.
Союз двух видов любви принадлежит изначальному Божьему образу в человеке, который воплощается в Иисусе Христе. Земная любовь при этом имеет двойственную сущность, являясь и начальным этапом к единению с Богом, и началом грехопадения и блуда. В связи с этим, можно говорить о том, что земная любовь сопряжена с испытаниями, со страданиями, которые необходимо преодолеть, чтобы прийти к духовно-нравственному просветлению.
Среди русских мыслителей можно выделить В.С. Соловьёва, В.В. Розонова и П.А. Флоренского. Соловьёв считает, что любовь между мужчиной и женщиной призвана достичь всеединства и преображения. П.А. Флоренский видит в любви родовой процесс, объединяющий людей и ведущий их к пониманию Бога. С критикой христианского понимания любви выступает В.В. Розанов, поднимая вопрос пола, а также отношения любви с понятиями брака и семьи, чувственности.
Тема любви присутствует во многих произведениях русской литературы. Как правило, любовь воспринимается крайне серьёзно и часто сопряжена с сюжетами страдания и преображения. В литературе XIX века концепт любви отражает присущее христианскому мировоззрению разделение и противоборство плоти и духа. Любовь определяется или как возвышенная, или как греховная. Вместе с этим, часто возникает образ грешницы, которая через страдания искупает свой грех.
Ещё одну особенность, в отображении отношений между мужчиной и женщиной, обуславливает патриархальный строй, который видит единственный путь реализации женщины в семье. С 1830-40-х гг. в литературе начинают подниматься вопросы о женской эмансипации. Ставится проблема ограниченности в социальном положении женщины в обществе. Особенно ярко это пролеживается в образе Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?». Свободные от социальных ограничений героини встречаются и в творчестве И.С. Тургенева. В произведениях Достоевского, Толстого, Лескова и других тема любви неразрывна с понятиями семьи и рода.
Любовь в произведениях Тургенева представлена как стихия, как неуправляемая страсть, которая захватывает героев. Такая любовь не считается с добром и разрушает всё на своём пути. Вместе с этим в жизни не существует равной любви, в любовных отношениях один - раб, а другой - властелин. В роли такого «раба» часто выступает герой, который не способен на какие-либо действия, он слишком безволен, чтобы хоть что-то предпринять. Такая пассивная форма любви перекликается с биографическими фактами самого Тургенева.
Также с темой любви связано столкновение нравственного и эстетического. Романтический тип любви представляет собой гармоничное соединение эстетического и нравственного. Однако такая любовь находится в сфере идеального. В основу данных идей легли философские взгляды русских идеалистов 30-40-х гг., во главе которых был Н.В. Станкевич. Идеальная любовь ведёт к Богу, но в сюжетах Тургенева она не случается. В связи с этим вырисовывается связь между любовью и смертью. И любовь, и смерть у Тургенева - это путь к вечности, это способ победить время. Любовь придаёт высшее значение не только жизни, но и смерти.
Романы Достоевского отличаются тем, что его герои занимаются одними только человеческими отношениями, среди которых одно из главенствующих мест занимает любовь. Бердяев выделяет два типа любви в романах Достоевского: любовь-сладострастие и любовь-жалость - оба они являются крайними проявлениями этого чувства и оттого ограниченными. Шестаков В.П. также разделяет любовь в творчестве Достоевского на любовь-страсть и любовь-эрос.
Любовь и страсть у Достоевского всегда трагична, она является испытанием для героев - мужских образов. Женский же образ несёт в себе функцию испытания для героя, поэтому он часто представлен как некая стихия, атмосфера, имеющая часто истеричную природу, находящуюся на грани. Истинную любовь Достоевский видит в судьбе Христа, который полностью отдал себя любви к человечеству. Любовь между мужчиной и женщиной, напротив, эгоистична, она обосабливает двоих от всего мира. Но при этом стремление создавать семью есть основа природы человека.
Далее была рассмотрена концепция любви в повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький человек».
В повести «Первая любовь» первый опыт неизведанного чувства открывает герою всю её трагичность и безысходность. Здесь звучат идеи Тургенева о стихийности любви, о её несбыточности и неравенстве в любовных отношениях. Но вместе с тем, герой познаёт сладость страсти и рабского подчинения своей возлюбленной. Его бессилие оборачивается преданностью перед Зинаидой (не зря по ходу действия его называют пажом). В этом проявляется романтизм первой любви, которая не оборачивается трагедией в полном смысле. Юный возраст Владимира даёт ему силу пережить произошедшее с ним. Так, спустя четыре года он, хоть и с трепетом вспоминает о Зинаиде, способен откладывать свою встречу с ней.
В повести две истории любви как бы подчёркивают лёгкость чувств юного Владимира, который в душе ещё остаётся ребёнком, и трагичность любви между Зинаидой и Петром. Первая любовь Владимира становится неотъемлемой частью его жизни, даром свыше. Такую любовь дано пережить не каждому.
В рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький герой» раскрывается тема первой любви, пришедшей в столь раннем, ещё детском возрасте. В повествовании сложно переплетаются переживания одиннадцатилетнего мальчика и взгляд главного героя, вспоминающего давно минувшие события своего детства.
Тема любви в рассказе «Маленький герой» развивается, во-первых, на конфликте детского возраста и «взрослых» чувств, а во-вторых, на противопоставлении двух возлюбленных главного героя.
Первый конфликт является сюжетообразующим, где кульминацией становится «рыцарство» мальчика, его отчаянный подвиг. Таким образом, он на время преодолевает свой стыд, неуверенность, стремление спрятаться от всеобщего внимания. Любовь или влюблённость мальчика становится испытанием, которое выводит его из состояния невинного детства, но и не даёт ещё войти в мир взрослый.
Идея двойственности любви и её разделения на страсть и сострадание отражается в двух женских образах, в которых влюбляется главный герой. . Так, влюблённость к первой женщине начинается у него с описания её физической красоты. Описание второй героини содержит, в первую очередь, её душевное состояние. Чувство затаённой тоски и желание помочь, возникающее у всех, связывается с чувством сострадания. Вместе со всем этим у Достоевского первая любовь окрашена романтическими красками, отчего в рассказе отсутствует трагичность, присущая большинству произведений Ф.М. Достоевского.
Далее, сравнив оба этих произведения, мы пришли к следующему выводу. Произведения «Первая любовь» Тургенева и «Маленький герой» Достоевского построены в форме воспоминаний, что помогает помимо переживаний юности/детства объективно анализировать произошедшие события. В Тургеневском произведении звучит идея о несбыточности и хрупкости идеальной любви. В рассказе Достоевского первая любовь становится испытанием для главного героя.
В обоих произведениях первые и ещё наивные чувства любви сталкиваются с взрослыми драмами, которые отражаются во внутренних переживаниях героев. В обоих произведениях присутствует сюжет игры с влюблённым героем. В обоих случаях, эта игра построена на юном возрасте героя, любовь и иные «взрослые» чувства которого воспринимаются не всерьёз. Обоих героев такая игра приводит в ступор, каждый безуспешно пытается выйти из этой неловкой ситуации по-своему. В каждом из произведений представлен сложный процесс осознания нового, неизведанного чувства любви.
Но при всех этих схожих моментах, рассматриваемые произведения Тургенева и Достоевского принципиально различаются в трактовке первой любви. Для Достоевского это чувство является испытанием героя, которое способно возвысить нравственно человека. Любовь становится тем чувством, переживая которое, человек взрослеет и лишается детской наивности. Для Тургенева первая любовь является чем-то исключительным, что дано пережить не каждому. Кроме того, это чувство разрушительно, оно не может существовать долго, так как губит тех, кто его испытывает. Так что, можно говорить, что несмотря на общую тему рассказа Достоевского «Маленький герой» и повести Тургенева «Первая любовь», идейное содержание этих произведений принципиально отличается, отражая мировоззрение двух этих авторов.
1. Блаженный Августин. О Граде Божием. - М.: Харвест, АСТ, 2000. - 1296 с.
2. Достоевский Ф.М. Белые ночи. - М.: Азбука-классика, 2011. - 320 с.
3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2014. - 800 с.
4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Азбука-классика, 2012. - 464 с.
5. Достоевский Ф.М. Идиот. - М.: Эксмо, 2009. - 800 с.
6. Достоевский Ф.М. Подросток. - М.: АСТ, 2015. - 640 с.
7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 тт. Т. 2. - М.:
СЛОВО/SLOVO, 2012. - 426 с.
8. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - 624 с.
9. Одоевский В.Ф. Повести. - М.: Художественная литература, 1981. - 728 с.
10. Тургенев И.С. Первая любовь. - М.: Азбука, Азбука-классика, 2011. - 400 с.
11. Тургенев И.С. Повести. Рассказы. Стихотворения. / Под ред. П.И. Руднева. - М.: Дрофа. Библиотека отечественной классики, 2012. - 400 с.
12. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ти т. Т. VII - М.: Наука, 1972. - 520 с.
13. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. - М.: Детская литература, 2013. - 120 с.
Литература:
14. Алфеев (игумен Илларион). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - М.: Клин, 1996. - 390 с.
15. Анненков П.В. Молодость И.С. Тургенева 1840-1856. // П.В. Анненков. Литературные воспоминания. - М.: ГИХЛ, 1960. - С. 209-248.
16. Бадалова А.Н. Особенности структуры эмоционального концепта «страсть» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2013. - №2(56). - С. 88-90.
17. Басова Е.А. Пролог и эпилог как структурно-семантические элементы в повести И.С. Тургенева «Первая любовь». // Вестник Череповецкого государственного университета. Т.3. - 2012. - №4. - С. 49-52.
18. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: NEXT, 1994. - 511 с.
19. Белоус А.А. Полифонический роман Достоевского в зеркале христианского сознания. // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №317. - С. 7-10.
20. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М.: АСТ; Хранитель, 2006. - 312 с.
21. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского. - М.: АСТ, 2006. - 413 с.
22. Брылина И.В. Философия русского эроса как социокультурный феномен. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - №14. - С. 57-64.
23. Бурмистрова с.В. Любовно-семейная проблематика в русской литературе середины XIX века. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - №8. - С. 73-79.
24. Бялый А.Г. Русский реализм. - Л.: Советский писатель, 1990. - 496 с.
25. Выщеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии. Современные записки. Париж, 1932. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/dos_lubov (дата обращения: 2.12.2016).
26. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. - СПб.: Наука, 2000. - 530 с.
27. Зенько Ю.М. Евангельское понятие любви-агапе и актуальные проблемы
христианской антропологии и психологии. // Христианская психология и антропология. [Электронный ресурс] URL: http://www.xpa-
spb.ru/articles/13.html (дата обращения: 2.11.2016).
28. Ильин И.А. Основы христианской культуры. // Православная
энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс] URL:
http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kultury (дата обращения: 1.11.2016).
29. История философии: конспект лекций. / Н.И. Шашков, Л.Д. Ерохина,
A. П. Шендерецка, В.А. Жучкова, Н.А. Царева. - М.: Академия, 2000. - 215 с.
30. Карсавин Л.П. Saligia. Noctes Petropolitanae. - М.: АСТ, 2004. - 240 с.
31. Киселёва Н.А. Гностические корни идей и образов любви в философии
B. С. Соловьёва. // Наука. Искусство. Культура. 2015. - №3 (7). - С. 68-75.
32. Киселева Н.А. Любовь «земная» и «небесная»: от язычества к христианству. // Известия высших гуманитарных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - №3. - С. 47-52.
33. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995. - 380 с.
34. Курляндская Г.Б. Концепция любви в творчестве И.С. Тургенева. // Спасский вестник. - 2005. - №12. - С. 22-53.
35. Маркович В.М. «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов. // Памяти Григория Абрамовича Бялого. - СПб.: СПбГУ, 1996. - С. 42-59.
36. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л.: Советский читатель, 1982. - 438 с.
37. Матрук А. Брак и семья в православии: обзор церковного вероучения. // Новосибирский епархиальный вестник. Спецвыпуск, посвящённый году семьи. - 2006. - С. 10-14.
38. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
39. Мельникова Н.Н. Архетип грешницы в русской литературе конца XIX - начала XX века. дисс. канд. фил. н. - М., 2011. - 506 с.
40. Надточий Э. «Первая любовь»: позиционирование субъекта в
либертинаже Тургенева. [Электронный ресурс] URL:
http://www.mthenia.ru/logos/number/2001_3/03_3_2001 .htm#_ftn1 (дата
обращения: 10.11.2016).
41. Наседкин Н. Герой-литератор в мире Достоевского. [Электронный
ресурс] URL: http://www.niknas.narod.ru/4dost/dost_lit1.htm (дата
обращения: 10.12.2016).
42. Оганесян Г. С. Идеалистическое прочтение главного персонажа повести И. С. Тургенева «Ася» // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 19-22.
43. Пахомова И.В. Тема любви в художественном опыте эпохи серебряного века. // Вестник Рязанского государственного университета им С.А. Есенина. 2014. - №2 (43). - С. 55-64.
44. Перлин Н.М., Соломина С.С., Бычков М.Н. Примечания ко второму тому ППС Ф.М. Достоевского. // Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Т. II. - СПб.: Наука, 2013. - 562 с.
45. Петровский М.А. Таинственное у Тургенева. // Творчество Тургенева: сб. ст. / Подред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. - М.: Академия, 1990. - С. 70-97.
46. Резник М. Размышления о сущности любви в православии. // Развитие личности. - 2012. - №1. - С. 180-187.
47. Розанов В.В. Люди лунного света. - СПб.: Дружба народов, 1999. - 298 с.
48. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007. - 624 с.
49. Свалов А.Н. Философия любви Николая Станкевича. // Знание. Понимание. Умение. 2009. - №3. - С. 222-227.
50. Сенькина Ю.Н. Тургеневская концепция любви в интерпретации учёных. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №101. - С. 183-188.
51. Станкевич Н.В. Избранное. / Вступ. статья и примеч Б.Т. Удодова. - Воронеж: Изд-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2008. - 578 с.
52. Стейплз Л.К. Христианство и культура. / Перевод Н. Трауберг. // Theology, XL, март, 1940. [Электронный ресурс] URL: http://www.e- reading. club/chapter.php/1019662/ 1196/Elvell_Teologicheskiy_enceklopedich eskiy slovar.html (дата обращения: 1.11.2016).
53. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. - М.: Республика, 1994. - 403 с.
54. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т.,1998. - 192 с.
55. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной
теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект;
Гаудеамус, 2012.- 905 с.
56. Хомяков А.С. Сочинения богословские. Собрание сочинений в 4-х тт. Т.2. - СПб.: Академия, 1998. - 498 с.
57. Шашков С.С. История русской женщины. // Шашков С.С. Собрание соч. в 2-х тт. Т. 2. - СПб.: Наука, 1989. - 714 с.
58. Шерман Е. Тема любви в русской литературе: литературоведческое эссе.
// Сетевая словесность. [Электронный ресурс] URL:
http://www.netslova. ru/e sherman/ruslove.html (1.11.2016).
59. Шесткаов В.П. Эрос и культура. - М.: Терра-Книжный Клуб; Республика, 2001. - 464 с.
60. Шовина Е.Н. Проблема смерти и бессмертия в философском наследии
Ф.М. Достоевского. [Электронный ресурс] URL:
http://vestnik.mstu.edu.ru/v09_1_n21/articles/18_shov.pdf (дата обращения: 1.11.2016).