Китайско-Российское партнёрство в разрешении ключевых международных проблем на рубеже XX-XXI вв.
|
Введение 3
Глава I. Сотрудничество России и Китая в ЦАР и АТР. 9
Глава II. Урегулирование международных конфликтов в рамках организаций
ШОС и БРИКС 29
Глава III. Взаимодействие Москвы и Пекина в ООН 49
Заключение 63
Список использованных источников и литературы
Глава I. Сотрудничество России и Китая в ЦАР и АТР. 9
Глава II. Урегулирование международных конфликтов в рамках организаций
ШОС и БРИКС 29
Глава III. Взаимодействие Москвы и Пекина в ООН 49
Заключение 63
Список использованных источников и литературы
Являясь крупными державами и акторами мировой политики, Россия и Китай занимают заметное место в системе международных отношений.
Россия и Китай определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях - Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997 г) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г)
В соответствии с этими документами России и Китай выстраивают свою глобальную политику Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают. Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО.
В многополярном мире Россия входит в “большую восьмерку” и имеет определенные возможности оказывать влияние на позиции США и их союзников, будучи практически единственным автономным, не связанным военно-политическими обязательствами с Вашингтоном, членом данной группы. Экономическая слабость России, однако, ограничивает потенциал ее воздействия и не позволяет ей пока претендовать на равенство в группе «восьми».
Не входящий в “восьмерку” Китай, является важным экономическим партнером развитых стран и за счет темпов роста своего экономического потенциала, также обладает определенным мировым влиянием.
Кроме того, в рамках ООН доступ к процессу принятия ключевых решений по международным вопросам имеет достаточно широкий круг государств.
В конце июня - начале июля 2005 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао находился с официальным визитом в России.
В данном документе был сделан важный шаг в разъяснении позиций по вопросу о создании многополярного мира и нового международного порядка. Российская сторона согласилась с трактовкой китайской стороны главных тенденций в современном мире: это мир и развитие. Под идеей мира подразумевается отсутствие войны, приложение усилий к ее недопущению. Под развитием имеется в виду общее развитие экономики. Стороны подтвердили свое стремление решать проблемы международного характера на многосторонней коллективной основе путем диалога и консультаций.
Особым образом КНР настояла на признании в двусторонних отношениях содействия и развития единства и территориальной целостности Китая и России, совместного противодействия любым действиям, преследующим своей целью раскол суверенных государств и подстрекательство к национальной ненависти. На практике это означает, что власти России обязаны поддерживать любые действия властей КНР в отношении тибетцев, уйгуров, тайваньцев либо сохранять нейтралитет. В свою очередь, Китай также должен пресекать деятельность любых организаций, преследующих цель нарушения территориальной целостности России. В тоже время власти КНР используют этот тезис применительно к ситуации, сложившейся вокруг Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
В духе стратегического партнерства и на основе близости подходов к ключевым вопросам глобальной повестки дня укрепляется российско-китайское взаимоотношение, в том числе в рамках ООН, G20, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), ШОС (Шанхайская Организация Содружества), РИК (Россия, Индия, Китай), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).
России и Китай совместными усилиями содействуют формированию обновленной архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР (АзиатскоТихоокеанский регион) и ЦАР (Центрально-Азиатский регион), развитию
интеграционных процессов и разнопланового взаимодействия в рамках региональных многосторонних механизмов.
Важную роль в обеспечении международной стабильности и безопасности играет тесная координация позиций двух стран по наиболее актуальным региональным проблемам: ситуации в Сирии и Ближневосточном регионе, по Ирану, Афганистану, обстановке на Корейском полуострове. Осуществляя взаимодействие по вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами, разоружения и нераспространения, противодействия кризисным явлениям мировой экономике.
Актуальность исследования истории политических взаимоотношений России и Китая на рубеже XX-XXI обусловлена важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений на современном этапе. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества.
Объектом исследования являются политические связи, сложившиеся в мире на рубеже XX-XXI веков.
Основными составляющими предмета исследования стали основные формы внешнеполитических связей, пути сотрудничества в разрешении ключевых международных проблем, факторы повышения эффективности взаимодействия на международной арене.
Хронологические рамки 1991 - формирование однополярного мира - 2014 - события, отражающие напряженную политическую ситуацию, относящиеся к этому году.
Отношения Китая и России - постоянный объект глубоких исследований ученых-китаеведов (М.Л. Титаренко, А.В. Островского, С.Г. Лузянина, В.Я. Портякова, Я. Бергера, В. Гельбраса, Л.И. Кондрашовой, В.В. Михеева). В комплексном плане проблемы Китая и России изучаются в НИИ Российской академии наук: ИМЭМО, ИДВ, Институт Востоковедения. В российской периодике, в т.ч. в научных журналах: Проблемы Дальнего Востока, Мир перемен, Мировая экономика и м е жду народные отношения постоянно присутствуют публикации крупных российских и зарубежных ученых. В 90-е годы опубликовали несколько научных и исследовательских работ, уже проанализировавших конкретный период и давших интересную, но порой неоднозначную оценку событий того времени. Хотелось бы акцентировать внимание на таких выдающихся исследователей как Титаренко М.И. и Галеновича Ю.М. . Они, представляя российскую сторону, показывают довольно оптимистическую оценку происходящего. Но иностранные авторы, например такие как Бобо Ло, видят ситуацию не в столь оптимистичных тонах и анализируют наши мирные отношения с Китаем как временное явление, которое пока обоюдно приносит выгоду. Касаясь, начала XXI века, нужно отметить, работу С.Г. Лузянина «Россия и Китай в Евразии» где он весьма подробно исследует центрально-азиатский «вектор» отношения России и КНР со странами Центральной Азии, взаимодействие Москвы и Пекина в рамках ШОС, проблемы безопасности в регионе. Интересен труд Островского А.В. «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» тем, что в нем молено проследить политику стран БРИКС на международной арене и выявить взаимодействие России и Китая в таком важном стратегическом пункте как АТР. Существует множество публикаций на данную тему, изучив которые удалось составить общую картину и выявить различные точки зрения по данному вопросу. Интересны статьи В.Я. Портякова и Л.И. Кондрашова «Китай в мировой и региональной политике» посвященные анализу ряда наиболее актуальных проблем и вопросов участия КНР и России в ряде международных кооперационных структур (БРИК, ШОС) и их активности.
Исследуя источники по данной тематике молено разделить их на две группы. Во-первых, это декларации рассматриваемого периода и двусторонние договора. Это Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине. Определено, что развитие взаимоотношений доверительного равноправного партнерства и стратегического взаимодействия несет в себе важное значение для усиления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, улучшение дружбы народов России и Китая, ведет к образованию многополярного мира и нового рационального и справедливого международного порядка. Так же, очень важное имеет значение совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года. В ходе подписания данной декларации, главы двух стран углубленно и всесторонне обсудили перспективы развития двусторонних отношений за последнее время. Их современная позиция и перспективы едины в том, что любые изменения, которые возникнут в мире, углубление отношений дружбы, добрососедства, взаимовыгодного
сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет идти приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. И, наконец, основным документом можно считать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией н Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. Здесь возникают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее универсальной международной организации и как наиболее авторитетной, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Вторая категория - это интернет - источники. Особенно хотелось бы отметить официальный сайт китайской онлайн газеты Женьминь Жибао и официальный сетевой ресурс Президента России. Официальные сайты ШОС, БРИКС, ООН так же были использованы мной при изучении данной темы.
Цель работы состоит в анализе межгосударственного сотрудничества России и Китая по ключевым вопросам и направлениям. В выяснении, насколько Россия и Китай используют преимущества политики добрососедства для влияния на другие государства на политической карте мира.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные направления двусторонних отношений на международной арене на рубеже XX-XXI вв.
2. Определить динамику развития сотрудничества России и Китая в региональных организациях и международных союзах.
3. Проанализировать степень влияния двух стран на ключевые международные проблемы по их урегулированию.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников. Основная часть делиться на три главы: в первой освещены отношения России и Китая важных стратегических пунктах ЦАР и АТР, во второй описано взаимоотношение стран в ШОС и БРИКС, в третьей представлено степень влияния стран на международные вопросы в рамках ООП.
Научную новизну работы доказывает комплексный анализ политических отношений двух стран на политической карте мира, их участие в многосторонних региональных отношениях, которые помогают предотвращать конфликты между странами мира и развивать между ними добрососедские отношения.
Характеристика и выводы, содержащиеся в работе, представят интерес для практического использования, в научно-преподавательской деятельности в высших учебных заведениях России.
Россия и Китай определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях - Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997 г) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г)
В соответствии с этими документами России и Китай выстраивают свою глобальную политику Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают. Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО.
В многополярном мире Россия входит в “большую восьмерку” и имеет определенные возможности оказывать влияние на позиции США и их союзников, будучи практически единственным автономным, не связанным военно-политическими обязательствами с Вашингтоном, членом данной группы. Экономическая слабость России, однако, ограничивает потенциал ее воздействия и не позволяет ей пока претендовать на равенство в группе «восьми».
Не входящий в “восьмерку” Китай, является важным экономическим партнером развитых стран и за счет темпов роста своего экономического потенциала, также обладает определенным мировым влиянием.
Кроме того, в рамках ООН доступ к процессу принятия ключевых решений по международным вопросам имеет достаточно широкий круг государств.
В конце июня - начале июля 2005 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао находился с официальным визитом в России.
В данном документе был сделан важный шаг в разъяснении позиций по вопросу о создании многополярного мира и нового международного порядка. Российская сторона согласилась с трактовкой китайской стороны главных тенденций в современном мире: это мир и развитие. Под идеей мира подразумевается отсутствие войны, приложение усилий к ее недопущению. Под развитием имеется в виду общее развитие экономики. Стороны подтвердили свое стремление решать проблемы международного характера на многосторонней коллективной основе путем диалога и консультаций.
Особым образом КНР настояла на признании в двусторонних отношениях содействия и развития единства и территориальной целостности Китая и России, совместного противодействия любым действиям, преследующим своей целью раскол суверенных государств и подстрекательство к национальной ненависти. На практике это означает, что власти России обязаны поддерживать любые действия властей КНР в отношении тибетцев, уйгуров, тайваньцев либо сохранять нейтралитет. В свою очередь, Китай также должен пресекать деятельность любых организаций, преследующих цель нарушения территориальной целостности России. В тоже время власти КНР используют этот тезис применительно к ситуации, сложившейся вокруг Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
В духе стратегического партнерства и на основе близости подходов к ключевым вопросам глобальной повестки дня укрепляется российско-китайское взаимоотношение, в том числе в рамках ООН, G20, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), ШОС (Шанхайская Организация Содружества), РИК (Россия, Индия, Китай), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).
России и Китай совместными усилиями содействуют формированию обновленной архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР (АзиатскоТихоокеанский регион) и ЦАР (Центрально-Азиатский регион), развитию
интеграционных процессов и разнопланового взаимодействия в рамках региональных многосторонних механизмов.
Важную роль в обеспечении международной стабильности и безопасности играет тесная координация позиций двух стран по наиболее актуальным региональным проблемам: ситуации в Сирии и Ближневосточном регионе, по Ирану, Афганистану, обстановке на Корейском полуострове. Осуществляя взаимодействие по вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами, разоружения и нераспространения, противодействия кризисным явлениям мировой экономике.
Актуальность исследования истории политических взаимоотношений России и Китая на рубеже XX-XXI обусловлена важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений на современном этапе. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества.
Объектом исследования являются политические связи, сложившиеся в мире на рубеже XX-XXI веков.
Основными составляющими предмета исследования стали основные формы внешнеполитических связей, пути сотрудничества в разрешении ключевых международных проблем, факторы повышения эффективности взаимодействия на международной арене.
Хронологические рамки 1991 - формирование однополярного мира - 2014 - события, отражающие напряженную политическую ситуацию, относящиеся к этому году.
Отношения Китая и России - постоянный объект глубоких исследований ученых-китаеведов (М.Л. Титаренко, А.В. Островского, С.Г. Лузянина, В.Я. Портякова, Я. Бергера, В. Гельбраса, Л.И. Кондрашовой, В.В. Михеева). В комплексном плане проблемы Китая и России изучаются в НИИ Российской академии наук: ИМЭМО, ИДВ, Институт Востоковедения. В российской периодике, в т.ч. в научных журналах: Проблемы Дальнего Востока, Мир перемен, Мировая экономика и м е жду народные отношения постоянно присутствуют публикации крупных российских и зарубежных ученых. В 90-е годы опубликовали несколько научных и исследовательских работ, уже проанализировавших конкретный период и давших интересную, но порой неоднозначную оценку событий того времени. Хотелось бы акцентировать внимание на таких выдающихся исследователей как Титаренко М.И. и Галеновича Ю.М. . Они, представляя российскую сторону, показывают довольно оптимистическую оценку происходящего. Но иностранные авторы, например такие как Бобо Ло, видят ситуацию не в столь оптимистичных тонах и анализируют наши мирные отношения с Китаем как временное явление, которое пока обоюдно приносит выгоду. Касаясь, начала XXI века, нужно отметить, работу С.Г. Лузянина «Россия и Китай в Евразии» где он весьма подробно исследует центрально-азиатский «вектор» отношения России и КНР со странами Центральной Азии, взаимодействие Москвы и Пекина в рамках ШОС, проблемы безопасности в регионе. Интересен труд Островского А.В. «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» тем, что в нем молено проследить политику стран БРИКС на международной арене и выявить взаимодействие России и Китая в таком важном стратегическом пункте как АТР. Существует множество публикаций на данную тему, изучив которые удалось составить общую картину и выявить различные точки зрения по данному вопросу. Интересны статьи В.Я. Портякова и Л.И. Кондрашова «Китай в мировой и региональной политике» посвященные анализу ряда наиболее актуальных проблем и вопросов участия КНР и России в ряде международных кооперационных структур (БРИК, ШОС) и их активности.
Исследуя источники по данной тематике молено разделить их на две группы. Во-первых, это декларации рассматриваемого периода и двусторонние договора. Это Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине. Определено, что развитие взаимоотношений доверительного равноправного партнерства и стратегического взаимодействия несет в себе важное значение для усиления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, улучшение дружбы народов России и Китая, ведет к образованию многополярного мира и нового рационального и справедливого международного порядка. Так же, очень важное имеет значение совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года. В ходе подписания данной декларации, главы двух стран углубленно и всесторонне обсудили перспективы развития двусторонних отношений за последнее время. Их современная позиция и перспективы едины в том, что любые изменения, которые возникнут в мире, углубление отношений дружбы, добрососедства, взаимовыгодного
сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет идти приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. И, наконец, основным документом можно считать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией н Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. Здесь возникают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее универсальной международной организации и как наиболее авторитетной, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Вторая категория - это интернет - источники. Особенно хотелось бы отметить официальный сайт китайской онлайн газеты Женьминь Жибао и официальный сетевой ресурс Президента России. Официальные сайты ШОС, БРИКС, ООН так же были использованы мной при изучении данной темы.
Цель работы состоит в анализе межгосударственного сотрудничества России и Китая по ключевым вопросам и направлениям. В выяснении, насколько Россия и Китай используют преимущества политики добрососедства для влияния на другие государства на политической карте мира.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные направления двусторонних отношений на международной арене на рубеже XX-XXI вв.
2. Определить динамику развития сотрудничества России и Китая в региональных организациях и международных союзах.
3. Проанализировать степень влияния двух стран на ключевые международные проблемы по их урегулированию.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников. Основная часть делиться на три главы: в первой освещены отношения России и Китая важных стратегических пунктах ЦАР и АТР, во второй описано взаимоотношение стран в ШОС и БРИКС, в третьей представлено степень влияния стран на международные вопросы в рамках ООП.
Научную новизну работы доказывает комплексный анализ политических отношений двух стран на политической карте мира, их участие в многосторонних региональных отношениях, которые помогают предотвращать конфликты между странами мира и развивать между ними добрососедские отношения.
Характеристика и выводы, содержащиеся в работе, представят интерес для практического использования, в научно-преподавательской деятельности в высших учебных заведениях России.
Подводя итоги можно сказать, что для многофакторного развития китайско-российского партнерства на международной арене образуются довольно благоприятные условиях, которые важно и необходимо продлевать в своих политических интересах. Оба государства, определив между собой партнерство нового стандарта на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выражают мнение против агрессивной политики, за правовое решение международных проблем. РФ и КНР - соседи в Азии с идентичными, краткосрочными и, частично, среднесрочными интересами; соответственно, они могут и должны стать гарантами мира и спокойствия в других странах.
Россия и Китай, являясь неотъемлемыми членами Совета Безопасности ООН, уверены, тем не менее, в надлежащем преобразовании реформ в этой международной организации, преобразование ее в соответствие с нынешним реальным положением в мире. Но с другой стороны, эти реформы должны протекать постепенно, с серьезной базой под собой и подготовкой других стран. Главная цель российско-китайского сотрудничества на международной арене - помогать развитию мира на базе равноправия всех стран, больших и малых, выражаться против силовой политики. Такое направление увеличивает возможности партнерства России с государствами незападной стороны, в то же время, гласно не противопоставляя свою доктрину политике запада.
Россия и Китай могут сотрудничать в разных сферах - в политике, экономике, экологии, вопросах безопасности, согласовывая свои решения по дипломатическим связям. Защищая национальные интересы своих стран, Россия и Китай в то же время способствуют поддержанию справедливых требований и правам малых, слаборазвитых государств, что, естественно, увеличит перспективы российской экономической политике в этих странах. При этом необходимо подчеркнуть, что международное сотрудничество России и Китая явно не направлено против третьих стран. Конструктивное партнерство России и Китая приведет, прежде всего, к обновлению международных отношений, утиханию конфронтации, решению насущих проблем политическими, а не агрессивными методами.
Сотрудничество России и КНР в региональной политике в АТР также должно быть взаимовыгодным и плодотворным. На сегодняшний день угрозы и войны в отдельных регионах мира стали увеличиваться в масштабах. Они все больше ослабляют и ухудшают международную ситуацию. Главное опасение вызывает расширение блока НАТО и его распространение на Востоке. В региональном плане вероятность появления новых локальных войн и конфликтов, в том числе на национальной и религиозной основе, расширяется. Создается своего рода периферия напряженности от Балкан до Корейского полуострова. Значимым является вопрос о становлении и внедрении региональных систем и подсистем коллективной безопасности в АзиатскоТихоокеанском регионе (в Центральной, Средней, Южной и Северо-Восточной Азии).
Беря во внимания геополитические факторы, Россия и Китай могут проводить стратегическое партнерство в политической сфере со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Явной демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае в 1996 г. «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» и еще более масштабного «Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» в Москве в 1996 г. Эти соглашения явно создали определенную базу для усиления безопасности в АТР в целом.
В создании региональных систем коллективной безопасности надо действовать поэтапно, шаг за шагом, приступать от двусторонних к многосторонним соглашениям, от простого к сложному. Надо искать общее при сохранении разнообразия. Усилия и концепции по безопасности в АТР, поступающие от РФ и КНР, базируются на том, что все государства равны в своих правах, ни одна из сторон не будет стремиться к власти над другими странами, у каждой есть гарантия безопасности для своего мирного существования. При построении системы коллективной безопасности важно также полное одобрение малых и средних стран.
В ХХТ веке АТР становится новым и, возможно, одним из важных центров экономического и политического развития мира. Необходимую роль в этом регионе должны сыграть Россия и Китай. От того, как именно будут определяться партнерские отношения между ними и как на этот союз будут смотреть другие ведущие державы, прежде всего, США и Япония, в большинстве своем определится будущее расположение международных отношений в мире.
На современном этапе выстраивание китайско-российских отношений идет за счет поиска направлений взаимовыгодного сотрудничества на основании достаточно осторожных и взвешенных решений с обеих сторон.
Анализ сегодняшних тенденций развития КНР показывает, что Китай наращивает не только экономический, но и военные потенциал, а, следовательно, несмотря на экономические выгоды продажи Китаю российского оружия и военных технологий, необходима, подходить к этому вопросу с большой осторожностью, чтобы не спровоцировать дальнейшие витки гонки вооружения в азиатском регионе и в мире. С этой точки зрения необходимо серьезно учитывать традиционную прагматичность международной политики КНР, преследование этой страной своих национальных интересов и значительный демографический потенциал.
России необходимо разрабатывать гибкую стратегию взаимоотношений с Китаем, рассчитанную, по крайней мере, на среднесрочную перспективу (не менее 50 лет), с возможной проработкой различных сценарных вариантов, которая бы позволила и в дальнейшем поддерживать между странами взаимовыгодные добрососедские отношения, а также содействовала бы сближению позиций России и КНР по вопросам мировой и региональной безопасности и продвижению международных отношений к многополюсности.
Россия и Китай, являясь неотъемлемыми членами Совета Безопасности ООН, уверены, тем не менее, в надлежащем преобразовании реформ в этой международной организации, преобразование ее в соответствие с нынешним реальным положением в мире. Но с другой стороны, эти реформы должны протекать постепенно, с серьезной базой под собой и подготовкой других стран. Главная цель российско-китайского сотрудничества на международной арене - помогать развитию мира на базе равноправия всех стран, больших и малых, выражаться против силовой политики. Такое направление увеличивает возможности партнерства России с государствами незападной стороны, в то же время, гласно не противопоставляя свою доктрину политике запада.
Россия и Китай могут сотрудничать в разных сферах - в политике, экономике, экологии, вопросах безопасности, согласовывая свои решения по дипломатическим связям. Защищая национальные интересы своих стран, Россия и Китай в то же время способствуют поддержанию справедливых требований и правам малых, слаборазвитых государств, что, естественно, увеличит перспективы российской экономической политике в этих странах. При этом необходимо подчеркнуть, что международное сотрудничество России и Китая явно не направлено против третьих стран. Конструктивное партнерство России и Китая приведет, прежде всего, к обновлению международных отношений, утиханию конфронтации, решению насущих проблем политическими, а не агрессивными методами.
Сотрудничество России и КНР в региональной политике в АТР также должно быть взаимовыгодным и плодотворным. На сегодняшний день угрозы и войны в отдельных регионах мира стали увеличиваться в масштабах. Они все больше ослабляют и ухудшают международную ситуацию. Главное опасение вызывает расширение блока НАТО и его распространение на Востоке. В региональном плане вероятность появления новых локальных войн и конфликтов, в том числе на национальной и религиозной основе, расширяется. Создается своего рода периферия напряженности от Балкан до Корейского полуострова. Значимым является вопрос о становлении и внедрении региональных систем и подсистем коллективной безопасности в АзиатскоТихоокеанском регионе (в Центральной, Средней, Южной и Северо-Восточной Азии).
Беря во внимания геополитические факторы, Россия и Китай могут проводить стратегическое партнерство в политической сфере со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Явной демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае в 1996 г. «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» и еще более масштабного «Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» в Москве в 1996 г. Эти соглашения явно создали определенную базу для усиления безопасности в АТР в целом.
В создании региональных систем коллективной безопасности надо действовать поэтапно, шаг за шагом, приступать от двусторонних к многосторонним соглашениям, от простого к сложному. Надо искать общее при сохранении разнообразия. Усилия и концепции по безопасности в АТР, поступающие от РФ и КНР, базируются на том, что все государства равны в своих правах, ни одна из сторон не будет стремиться к власти над другими странами, у каждой есть гарантия безопасности для своего мирного существования. При построении системы коллективной безопасности важно также полное одобрение малых и средних стран.
В ХХТ веке АТР становится новым и, возможно, одним из важных центров экономического и политического развития мира. Необходимую роль в этом регионе должны сыграть Россия и Китай. От того, как именно будут определяться партнерские отношения между ними и как на этот союз будут смотреть другие ведущие державы, прежде всего, США и Япония, в большинстве своем определится будущее расположение международных отношений в мире.
На современном этапе выстраивание китайско-российских отношений идет за счет поиска направлений взаимовыгодного сотрудничества на основании достаточно осторожных и взвешенных решений с обеих сторон.
Анализ сегодняшних тенденций развития КНР показывает, что Китай наращивает не только экономический, но и военные потенциал, а, следовательно, несмотря на экономические выгоды продажи Китаю российского оружия и военных технологий, необходима, подходить к этому вопросу с большой осторожностью, чтобы не спровоцировать дальнейшие витки гонки вооружения в азиатском регионе и в мире. С этой точки зрения необходимо серьезно учитывать традиционную прагматичность международной политики КНР, преследование этой страной своих национальных интересов и значительный демографический потенциал.
России необходимо разрабатывать гибкую стратегию взаимоотношений с Китаем, рассчитанную, по крайней мере, на среднесрочную перспективу (не менее 50 лет), с возможной проработкой различных сценарных вариантов, которая бы позволила и в дальнейшем поддерживать между странами взаимовыгодные добрососедские отношения, а также содействовала бы сближению позиций России и КНР по вопросам мировой и региональной безопасности и продвижению международных отношений к многополюсности.



