Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №54410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения народных игр как средства формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством народных игр 6
1.1 Психолого-педагогические исследования формирования межличностных
отношений детей дошкольного возраста посредством народных игр 6
1.2. Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста
в условиях ДОО 10
1.3 Значение народной игры в формировании межличностных отношений у
детей дошкольного возраста 18
Глава 2 Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством народных игр 26
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений
дошкольников на начальном этапе исследования 26
2.2 Реализация плана мероприятий, направленных на формирование
межличностных отношений дошкольников посредством народных игр 34
2.3 Результаты экспериментальной работы 40
Заключение 46
Список использованной литературы Приложения.

Актуальность исследования.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
В настоящее время в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать способности учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию, в частности способностям формирования межличностного отношения детей друг с другом и взрослыми людьми.
Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Все народности отражали жизненные процессы именно через игру.
Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОО, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально - личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей [32].
Проблеме развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких, как: Е.А. Вовчик-Блакитная [4], С.В. Духновский [12], Я.Л. Коломинский [13], В.Н. Куницина [16], Н.В. Казаринова [16], А. Д. Алферов [1], Н.И. Непомнящая [21], А.Г. Рузская [24] и многие другие.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений дошкольников.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений дошкольников посредством народных игр.
Цель исследования: теоретически изучить и на практике реализовать оптимальный комплекс народных игр в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели нам необходимо решить ряд задач:
1. Анализ исследований по теме формирования межличностных отношений дошкольников средством народных игр.
2. Изучить значение народной игры в формировании межличностных отношений дошкольников.
3. Практическим путем изучить процесс формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством народных игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование
межличностных отношений у детей дошкольного возраста будет успешным если использовать в образовательном процессе народные игры.
Методологические основы исследования отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали основные определения межличностных отношений у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович [2], Л.С. Выготский [3], В. В. Давыдов [9], Т. В. Драгунова [9], Я.Л. Коломинский [13]). Исследователи современной отечественной педагогической мысли ( А.Н. Леонтьев [17], М.И. Лисина [19], Р.С. Немов [20], И.В. Дубровина [11], Г.А. Урунтаева [31]и др.)
Практическая значимость: комплекс игр, направленный на
формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста средством народных игр позволит организовать более эффективный воспитательном процесс в ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент, наблюдение, диагностика, изучение педагогического опыта.
База проведения исследования: МБДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников №70 «Ягодка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При рассмотрении литературы по данной теме было выявлено, что в процессе межличностного общения происходит обмен информацией, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая часть самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этих способностей - важное условие нормального психического и физического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности, как известно, является игра. Именно в игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения, развивается речь. Такими играми могут являться народные игры.
Важный плюс народных игр заключается в том, что они доступны и интересны людям разных возрастов, начиная с малышей и заканчивая бабушками и дедушками. Поэтому народные игры по истине могут считаться семейными. Также следует отметить, что для их организации не требуется специальное оборудование. А играть можно в любое время, даже находясь в дороге или на отдыхе. К игре можно привлечь соседей, друзей, нечаянных попутчиков. Всегда есть возможность интересно провести время вместе с ребенком и при этом очутиться в своем детстве.
В ходе проведения работы был проведен анализ исследований по теме формирования межличностных отношений дошкольников средством народных игр, изучено значение народной игры в формировании межличностных отношений дошкольников, а так же практическим путем изучен процесс формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством народных игр. Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей к сверстникам.
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играли в них, игры направленные на формирование межличностных отношений связываю детей одними целями, координируют их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к своим сверстникам и одногруппникам, создается эмоциональная положительная основа для формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Традиционные народные игры вносили много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждали их к сотворчеству, благоприятно сказывались на психической и эмоциональной сферах тех и других. При проведении народных игр дети убеждаются на собственном опыте в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами.
Таким образом, цель исследования: теоретически изучить и на практике реализовать в оптимальный план мероприятий формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста, средством народных игр нами достигнута.
Гипотеза исследования о том, что формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста напрямую зависит от применения народных игр в воспитательном процессе подтверждена



1. Алферов, А. Д. Психология развития дошкольников. / А.Д. Алферов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возраст. / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды. / А.А. Бодалев - М.: Просвещение, 2003. - 274с.
4. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы. // Школьное воспитание. 1988. № 6. С. 34-38.
5. Войнов, В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 1214.
6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2004. - 374с.
8. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. - СПб.: Речь, М.: Сфера, 2011. - 320 с.
9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2006. - 288 с.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 2011. - 284
с.
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 164 с.
12. Духновский, С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - 175с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2012. - 432с.
14. Комлик, Л. Ю. Особенности организации игровой деятельности в группе детского сада // Методические указания. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 25 с.
15. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социальноличностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632.
16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 544с.
17. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
18. Лисина, М.И. генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анцыферовой. - М.: Педагогика, 2014. - 231 с.
19. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И.Лисиной. - М.: Изд-во «Педагогика», 2012. - 2015 с.
20. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2008. -688 с.
21. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. / Н.И. Непомнящая, - М.: Педагогика, 2012.- 160 с.
22. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
23. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. / Н.М. Сертакова, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 384 с.
24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 2014. - 175 с.
25. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т.А. Репина, - М.: Педагогика, 2013. - 85с.
26. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 2005. - №3.
27. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 146 с.
28. Смирнова, Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова, - М.: ВЛАДОС, 2008. - 64 с.
29. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. / Е.О. Смирноа, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 148 с.
30. Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. / О.Е. Смирнова, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
31. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2010305 с.
32. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. / Г.А. Урунтаева, - М.: Просвещение, 2007.- 120 с.
33. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ