ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.2. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ 15
1.3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ 26
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИКЕ 30
2.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ 30
2.2. РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
ПО ТЕМЕ «СИЛЫ В ПРИРОДЕ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 65
Актуальность темы магистерской диссертации.
Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические преобразования обусловили необходимость комплексной модернизации системы школьного образования, направленной на повышение качества образовательного процесса, которое предполагает формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в стандартах школьного образования второго поколения.
Поскольку стандарты общего образования второго поколения построены в логике компетентностного подхода, то представляется целесообразным рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности на старшей ступени формирование исследовательской компетентности учащихся как интегративного качества личности, предполагающего готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности в различных сферах.
В силу этого формирование исследовательской компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы становится одной из важных задач на старшей ступени школьного образования.
Целью магистерской диссертации является теоретическое обоснование компетентностного подхода в образовании и разработка лабораторного практикума по физики для учащихся средней школы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать основания и условия внедрения компетентностного подхода в систему школьного физического образования; провести анализ понятий «компетенция» и «компетентность», уточнить компоненты ключевых компетенций, формируемых при выполнении лабораторных работ по физике, уровни сформированное™ ключевых компетенций в процессе обучения физике.
2. проанализировать особенности становления исследовательской деятельности и исследовательской компетентности.
3. оценить роль лабораторных работ по физике в формировании исследовательской компетентности учащихся.
Теоретической основой исследования служили научные труды ученых- педагогов, психологов, посвященные проблемам введения компетентностно- го подхода в обучение (Д.Б. Эльконин - докт. псих. наук, член- корреспондент АПН СССР, А.В. Хуторской - докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, В. С. Безрукова - доктор педагогических наук, профессор и др.).
Практическая значимость исследования заключается
в разработке разноуровневых лабораторных работ для учащихся средней школы.
Апробация работы.
Публикация материалов магистерской диссертации в сборнике методических материалов, опубликованных на проекте «Инфоурок». Материалы диссертации докладывались и обсуждались на педагогическом совете МАОУ «Гимназия №139» Приволжского р-на г. Казани.
Формирование исследовательской компетентности происходит в деятельности по организации и проведению исследования в сфере учебных дисциплин, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке, формируются исследовательские умения (компетенции) личностного, когнитивного и деятельностного характера, специфичные для данной дисциплины. Особенности становления исследовательской деятельности учащихся связаны с задачами психофизиологического взросления, профессионального и личностного самоопределения.
Исследовательские компетенции учащихся как особое свойство личности, представляющее сбалансированное сочетание устойчивой мотивации к проведению физических исследований и способности выполнять с использованием физических методов научно-исследовательскую работу, целесообразно и возможно формировать как на уроках физики, во время проведения лабораторных работ.
Возможными направлениями работы по дальнейшему развитию исследовательской компетентности школьников может стать проецирование концептуальных основ методической системы и методики формирования исследовательской компетенции школьников, дальнейшее развитие и совершенствование исследовательского подхода к обучению в высшей и средней школе на основе конкретизация отдельных направлений учебных исследований теоретического и эмпирического уровней и их включения в существующую лекционно-семинарскую и классно-урочную системы обучения.
[1] Сорокина Н.И. Формирование ключевых компетенций по физике в гуманитарных классах профильной школы: Дис. Канд. Пед. Наук. Челябинск, 2006 - 230 с.
[2] Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. - 2003. - №10 - С. 8-14.
[3] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.:АПКиПРО, 2002. - 56 с.
[4] Аркадьев А.Г. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» МО РФ. - М.: 2002. - 272 с.
[5] Лехин И.В. Словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949.
[6] Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. / О.М. Атласова. - СПб.: ИОВ РАО, 1995. - 18с.
[7] Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 94с.
[8] Ландшеер В. Концепция «минимальной компетенции». Перспективы: вопросы образования. - 1988. - №1. - С. 6-7.
[9] Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М: Народное образование, 1996. - 166 с.
[10] Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.:ГНУ ИСМО РАО,
2006. - С.65-79.
[11] Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австралийскую систему среднего образования. Erish Svtcnik, November, 2002.
[12] Иванова Т.И. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11летней школы: анализ, проблемы, выводы. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 16-20.
[13] Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999. -328 с.
[14] Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003.
[15] Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. - С. 14-32.
[16] Хуторской А.В. Деятельностное содержание образования. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2001. - С. 42-66.
[17] Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. док. пед. наук. СПб., 1994. -32 с.
[18] Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С. 22-29.
[19] Немов Р.С. Психология. Кн. 2 Психология образования. М.: Просвещение. - «Владос», 1994. -268 с.
[20] Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
[21] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
[22] Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. - 256с.
[23] Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. М., 2007. - С. 3-4.
[24] Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника. Дискуссия. - 2013. - №3.
[25] Слепцов А.И. Обучение учащихся исследовательской деятельности по физике: теория, опыт: монография. Новосибирск: Издат-во НИПКиРО, 2010. - 212 с.
[26] Острикова Е.А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников. Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 358-361.
[27] Кошелева Д.В. Развитие исследовательских умений на лабораторнопрактических занятиях. Знание. Понимание. Умение. - №4., 2010. - 239-242 с.
[28] Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессио- нальм образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года). Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012 - 178 с.
[29] Полат Е.С. Как рождается проект. М.,2003. - 296с.
[30] Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М: Просвещение, 1981г.
[31] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: 2003. - 96с.