Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

Работа №54409

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость5570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.2. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ 15
1.3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ 26
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИКЕ 30
2.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ 30
2.2. РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
ПО ТЕМЕ «СИЛЫ В ПРИРОДЕ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 65



Актуальность темы магистерской диссертации.
Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические преобразования обусловили необходимость комплексной модернизации системы школьного образования, направленной на повышение качества образовательного процесса, которое предполагает формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в стандартах школьного образования второго поколения.
Поскольку стандарты общего образования второго поколения построены в логике компетентностного подхода, то представляется целесообразным рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности на старшей ступени формирование исследовательской компетентности учащихся как интегративного качества личности, предполагающего готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности в различных сферах.
В силу этого формирование исследовательской компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы становится одной из важных задач на старшей ступени школьного образования.
Целью магистерской диссертации является теоретическое обоснование компетентностного подхода в образовании и разработка лабораторного практикума по физики для учащихся средней школы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать основания и условия внедрения компетентностного подхода в систему школьного физического образования; провести анализ понятий «компетенция» и «компетентность», уточнить компоненты ключевых компетенций, формируемых при выполнении лабораторных работ по физике, уровни сформированное™ ключевых компетенций в процессе обучения физике.
2. проанализировать особенности становления исследовательской деятельности и исследовательской компетентности.
3. оценить роль лабораторных работ по физике в формировании исследовательской компетентности учащихся.
Теоретической основой исследования служили научные труды ученых- педагогов, психологов, посвященные проблемам введения компетентностно- го подхода в обучение (Д.Б. Эльконин - докт. псих. наук, член- корреспондент АПН СССР, А.В. Хуторской - докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, В. С. Безрукова - доктор педагогических наук, профессор и др.).
Практическая значимость исследования заключается
в разработке разноуровневых лабораторных работ для учащихся средней школы.
Апробация работы.
Публикация материалов магистерской диссертации в сборнике методических материалов, опубликованных на проекте «Инфоурок». Материалы диссертации докладывались и обсуждались на педагогическом совете МАОУ «Гимназия №139» Приволжского р-на г. Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование исследовательской компетентности происходит в деятельности по организации и проведению исследования в сфере учебных дисциплин, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке, формируются исследовательские умения (компетенции) личностного, когнитивного и деятельностного характера, специфичные для данной дисциплины. Особенности становления исследовательской деятельности учащихся связаны с задачами психофизиологического взросления, профессионального и личностного самоопределения.
Исследовательские компетенции учащихся как особое свойство личности, представляющее сбалансированное сочетание устойчивой мотивации к проведению физических исследований и способности выполнять с использованием физических методов научно-исследовательскую работу, целесообразно и возможно формировать как на уроках физики, во время проведения лабораторных работ.
Возможными направлениями работы по дальнейшему развитию исследовательской компетентности школьников может стать проецирование концептуальных основ методической системы и методики формирования исследовательской компетенции школьников, дальнейшее развитие и совершенствование исследовательского подхода к обучению в высшей и средней школе на основе конкретизация отдельных направлений учебных исследований теоретического и эмпирического уровней и их включения в существующую лекционно-семинарскую и классно-урочную системы обучения.



[1] Сорокина Н.И. Формирование ключевых компетенций по физике в гуманитарных классах профильной школы: Дис. Канд. Пед. Наук. Челябинск, 2006 - 230 с.
[2] Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. - 2003. - №10 - С. 8-14.
[3] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.:АПКиПРО, 2002. - 56 с.
[4] Аркадьев А.Г. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» МО РФ. - М.: 2002. - 272 с.
[5] Лехин И.В. Словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949.
[6] Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. / О.М. Атласова. - СПб.: ИОВ РАО, 1995. - 18с.
[7] Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 94с.
[8] Ландшеер В. Концепция «минимальной компетенции». Перспективы: вопросы образования. - 1988. - №1. - С. 6-7.
[9] Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М: Народное образование, 1996. - 166 с.
[10] Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.:ГНУ ИСМО РАО,
2006. - С.65-79.
[11] Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австралийскую систему среднего образования. Erish Svtcnik, November, 2002.
[12] Иванова Т.И. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11летней школы: анализ, проблемы, выводы. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 16-20.
[13] Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999. -328 с.
[14] Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003.
[15] Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. - С. 14-32.
[16] Хуторской А.В. Деятельностное содержание образования. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2001. - С. 42-66.
[17] Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. док. пед. наук. СПб., 1994. -32 с.
[18] Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С. 22-29.
[19] Немов Р.С. Психология. Кн. 2 Психология образования. М.: Просвещение. - «Владос», 1994. -268 с.
[20] Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
[21] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
[22] Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. - 256с.
[23] Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. М., 2007. - С. 3-4.
[24] Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника. Дискуссия. - 2013. - №3.
[25] Слепцов А.И. Обучение учащихся исследовательской деятельности по физике: теория, опыт: монография. Новосибирск: Издат-во НИПКиРО, 2010. - 212 с.
[26] Острикова Е.А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников. Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 358-361.
[27] Кошелева Д.В. Развитие исследовательских умений на лабораторнопрактических занятиях. Знание. Понимание. Умение. - №4., 2010. - 239-242 с.
[28] Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессио- нальм образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года). Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012 - 178 с.
[29] Полат Е.С. Как рождается проект. М.,2003. - 296с.
[30] Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М: Просвещение, 1981г.
[31] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: 2003. - 96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ