Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №54398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития Я- концепции подростка 8
1.1 Сущностная характеристика понятия "Я-концепция" 8
1.2 Особенности развития Я-концепции у подростков 13
1.3 Формы и методы развития Я-концепции в подростковом возрасте 17
Выводы по I главе 21
Глава II. Опытно- эксперементальная работа по развитию Я-концепции в подрастковом возрасте 22
2.1 Организация и методики исследования 22
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию Я-
концепции у подростков 26
2.3 Разработка и реализация программы развития Я- концепции у
подростков 33
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 42
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение


Актуальность проблемы исследования. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Психология Я - концепции как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа.
Я - концепция - это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я - концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» [3, с. 245]. Я- концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение и формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
В изучении Я-концепции накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал. Данной проблемой занимались следующие ученые: Х.Ремшмидт [19], Р. Бернс [3], У. Джеймс [6], К. Роджерс [20], отечественные психологи Б. Г. Ананьев [1], И. С. Кон [10], А. А. Реан [18], Д. А. Леонтьев [13], В. В. Столин [23].
В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная
переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Однако анализ педагогической и психологической литературы показывает, что в школе вопросам формирования Я-концепции уделяется недостаточное внимание, роль как механизма произвольной психической саморегуляции недооценивается. Они формируется, как правило, стихийно, вне целенаправленных воздействий со стороны воспитателей. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между потребностью общества в формировании адекватных представлений человека о себе, своих личных качеств, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов по развитию Я- концепции подростков в условиях общеобразовательной школы, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития Я-концепции в подростковом возрасте?
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Развитие Я - концепции в подростковом возрасте» является актуальной.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие Я - концепции в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс развития Я - концепции в
подростковом возрасте.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития Я- концепции.
Гипотеза исследования основывается на том, что развитие Я- концепции подростков будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики Я - концепции подростка;
- учитывать возрастные особенности развития Я - концепции в подростковом возрасте;
- реализовать формы и методы формирования Я - концепции у подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «Я - концепция», ее компоненты.
2. Выявить возрастные особенности развития Я - концепции в подростковом возрасте.
3. Изучить методы и формы развития Я - концепции в подростковом возрасте.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Растем вверх!» по развитию Я - концепции в подростковом возрасте, содержащей разнообразные формы и методы: тренинги, включающие в себя упражнение, мини-лекции и познавательные беседы.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие проблемы «Я-концепции», направленности как центральных, системообразующих психических образований личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Бруишинский, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г, Ярошевский); концепция закономерностей процесса становления «Я-концепции» (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Н. Куницына, Дж. Липсиц, Дж. Марсиа, Д.И. Фельдштейн, Л.А. Флеготова, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон); теории трехкомпонентного строения Я-концепции (Р. Берне, У. Джемс,
Н.И. Сарджвеладзе); особенности становления самосознания и Я-концепции в подростковом возрасте (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Р.В. Овчарова, Э. Эриксон).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация;
-эмпирические: педагогический эксперимент, диагностическое
тестирование;
- статистические: качественный и количественный анализ;
Опытно - экспериментальной базой стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40»
Приволжского района г.Казани. Выборку составили 20 учащихся 8А и 20 учащихся 8Б классов в возрасте 14-15 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития я- концепции среди подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы развития Я - концепции подростков, которые нашли отражение в программе «Растем вверх!».
Практическая значимость. Проведенная нами работа доказала, что выявленные нами методы и формы могут с успехом использоваться педагогами и психологами для развития Я - концепции среди подростков, также материалы данного исследования могут использоваться студентами при подготовке к практике в школе.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Апробация результатов исследования осуществлялись на Итоговой научно- образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (КФУ, 2016).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающей семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование развития Я-концепции в подростковом возрасте, осуществлялась на трех этапах - констатирующем, формирующем и контрольном.
В ходе работы были реализованы следующие задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «Я-концепция», в значение которой входит относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе и включает в себя 3 основных компонента:
- когнитивный компонент
- эмоционально-оценочный компонент
- поведенческий компонент
- Были определены возрастные особенности развития Я-концепции, что подразумевает не только констатацию, описание черт своей личности, но и всю совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Именно в подростковый период развитие Я-концепции принимает наибольшую остроту и полноту. Я-концепция подростка отличается своими ярко выраженными, важными изменениями и является его важнейшим новообразованием.
- На теоретической и практической основе психолого-педагогических исследований были раскрыты и определены формы и методы развития Я- концепции у учащихся подросткового возраста. Наиболее эффективными формами для развития Я-концепции у подростка во время внеклассной работы являются такие формы, как тренинг и познавательные беседы.
- В опытно-экспериментальной работе была осуществлена проверка эффективности разработанной программы развития Я-концепции в подростковом возрасте. На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень самоотношения (Я-концепции) и ее основных факторов. Было выявлено, что самооценка интеллекта и школьной успешности у учащихся среднего уровня, а самооценка внешности, физических качеств, самооценка популярности среди сверстников, умения общаться - низкого. Учащиеся чувствовали переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией. Данные показатели Я-концепции выявили необходимость подбора и реализации форм и методов, способствующих развитию Я-концепции и ее основных факторов.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и проведена программа по развитию Я-концепции в подростковом возрасте. Вся система заданий и занятий программы «Растем вверх!» проводилась с
использованием различных форм и методов развития Я-концепции, адаптированных под возрастные особенности учащихся.
После реализации программы по развитию Я-концепции общий уровень ее проявления улучшился по сравнению с показателями до проведения программы «Растем вверх!». Статистический анализ различий по t-критерию показал высокий уровень эффективности программы по развитию Я-концепции у подростков. Анализ результатов развития Я-концепции в подростковом возрасте выявил значительные положительные изменения основных факторов Я-концепции и повышение ее общего уровня. Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.



1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: монография/ Е.Н. Андреева. - СПб, Питер, 2003. - 354 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография /Р. Бернс Пер. с англ. под ред. В.Я.Пилиповского. - М.: Прогресс, 1990. - 422 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада Б. М. Большая Российская энциклопедия. -М.: Норма, 2002. -528 с.
5. Гриммак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции: монография/ Из наследия Л. П. Гримака. -М.: УРСС, 2010. -368 с.
6. Джеймс У. Психология : монография/ W.James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H.Holt & Co, -М.: Педагогика, 1991. -542 с.
7. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Прогресс, 2005, - 448 с.
9. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: монография/ И.С. Кон. - М: Просвещение, 1979. -175 с.
10. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание: монография: / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
11. Крайг Г. Психология развития: монография/ Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2003. - 378 с.
12. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: монография/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: Академия, 2011.- 543 с.
13. Леонтьев Д. А. Деятельность. Сознание. Личность: монография/ А.Д. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1995. -445 с.
14. Маслоу А. Мотивация и личность:монография / Перевод А.М.Татлыбаевой. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality - N.Y.: Harper & Row. - СПб.: Евразия, 1990. - 385 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:монография/ В.С. Мухина. - М.: Академия,
2000. - 456 с.
16. Петровский А.В. Основы теоретической психологи: монография/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М:Инфра , 1999. -528 с.
17. Подростковая Я-концепция в системе факторов наркориска/ На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования: сб. науч.ст. / сост. Самыкина Н. Ю. - Самара: СамГУ, 2012. -154 с.
18. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: монография / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак , 2010. - 523 с.
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: монография / Х. Ремшмид, пер. с нем. - Москва : Мир, 1994. - 320 с.
20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: монография/ К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 560 с.
21. Розенберг М. Теории личности: монография/ М.Розенберг. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.
22. Синчурина М.Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений : монография/ - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 442 с.
23. Столин В. В. Самосознание личности: монография/ В.В. Столин. - М.: Академия, 1993. - 270 с.
24. Семенов Л.А. Я-концепция как фактор выбора профессии
старшеклассниками общеобразовательных школ
: диссертация кандидата пед. наук. СПб, 2013.- 217 с.
25. Титова Е. В. Если знать, как действовать:монография/ Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 2011. - 103 с.
26. Формирование Я-концепции как проблема педагогической психологии/ Научные проблемы гуманитарных исследований: сб.науч.ст.
/ сост. Баранова Ю.М. -М.:Юнити, 2012. -145с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ