Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения антиципации у детей с отклонениями в условиях возрастно-специфической деятельности 8
1.1. Научные подходы к пониманию феномена «антиципация» 8
1.2. Антиципация в структуре возрастно-специфической деятельности 16
1.3. Изучение специфики проявления антиципации у детей с
ограниченными возможностями здоровья 22
Вывод по I главе 25
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 27
2.1. Характеристика выборки респондентов и методы эмпирического
исследования 27
2.2. Результаты изучения особенностей антиципации младших школьников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях возрастно-специфической деятельности и анализ полученных данных 33
2.3. Результаты изучения особенностей антиципации младших школьников с
нормативным развитием в условиях возрастно-специфической деятельности и анализ полученных данных 51
2.4. Сравнительный анализ специфики антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и младших школьников с нормативным развитие... .57
Вывод по II главе 66
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения
Антиципация в качестве феномена выступала предметом дискуссии многих научных областей. Способность к антиципации на разных возрастных этапах, в различных видах деятельности и специфики ее проявления формировали существующие на настоящий момент научные подходы: психофизиологический (И.П. Павлов, П.К. Анохин, А.Н. Бернштейн), структурно-уровневый (Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов), деятельностный (А.Г. Асмолов, Е.Н. Сурков, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов), клинический (В.Д. Менделевич, И.М. Фейгенберг, Т.В. Скиданенко, Ч.Р Громова, О.В. Демакина,А.Э. Узелеская), генетический (Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко).
Однако, несмотря на уже имеющиеся подходы, в наши дни проблема взаимосвязи психофизического здоровья и специфики антиципации остается актуальной, поскольку специфичность прогностической деятельности лиц с отклонениями, обуславливает в первом случае, имеющиеся особенности психики, во втором - неспособность к построению прогноза выступает фактором проявлений того или иного нарушения.
В области клиники представлены исследования антиципация при шизофрении [И.М. Фейгенберг, 1973], при эпилепсии [Т.В. Скиданенко, 2003], при разных видах личностных расстройств [А.Э. Узелевская, 2002], при неврозоподобных состояниях [В.Д. Менделевич, 2002; Ч.Р Громова, 2003] , при остеохондрозе [О.В. Демакина,2004]. Результаты данных исследований обнаруживают взаимозависимость между своеобразием структуры психического развития и антиципационными способностями.
В условиях нормативного развития антиципационные механизмы наблюдаются с младенчества и проявляются в рефлекторной деятельности ребенка. На этапе раннего возраста, прогнозирование достигает нового уровня в своем развитии - его формирование происходит в рамках ведущей деятельности. В дальнейшем, в дошкольном возрасте способность к
прогнозированию будет наблюдаться на разных уровнях познавательной деятельности [Л.А. Регуш, 2003; Е.А. Сергиенко, 2006].
Таким образом, уже на этапе младшего школьного возраста антиципационная способность достигает статуса регулирующей, когнитивной и коммуникативной функций. То есть, благодаря антиципации младший школьник способен контролировать учебную деятельность, психические процессы приобретают качественные изменения, связанные с функцией сознания, акт общения сопровожден прогнозированием поступков и действий окружающих.
В условиях отклоняющего развития, антиципационные способности будут обладать своеобразностью, характерной для той или иной группы нарушений. Изучение специфики антиципации на этапе младшего школьного возраста детей с нарушениями в развитии предоставляет возможность раскрыть имеющиеся у ребенка особенности, связанные со структурой учебной деятельности и когнитивной сферой.
Целью исследования является изучение специфики антиципации младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях возрастно-специфической деятельности.
Объект исследования - антиципационная способность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях возрастно-специфической деятельности.
Предмет исследования - особенности антиципации младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях возрастно-специфической деятельности.
Гипотеза исследования: Антиципация детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата отлична своеобразием динамики прогностической деятельности, обусловленной устойчивостью произвольного внимания, а также спецификой процессов считывания и запечатления информации. В целом антиципация характеризуется благоприятным протеканием процессов
определения и выстраивания прогноза в связи с применением рациональных стратегий в условиях возрастно-специфической деятельности.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности научных подходов к пониманию феномена «антиципация» в клинической и психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать функции антиципации в структуре учебной деятельности на этапе младшего школьного возраста с точки зрения возрастной психологии и педагогики.
3. Выявить особенности антиципации у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нормативным развитием.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей антиципации младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сравнении с младшими школьниками с нормативным развитием.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии и физиологии кибернетики (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), положения структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.Г. Асмолов, И.В. Имедадзе), клинического подхода (В.Д. Менделевич, И.М. Фейгенберг, Т.В. Скиданенко, Ч.Р Громова, О.В. Демакина, А.Э. Узелеская) к пониманию содержательного аспекта термина «антиципация», положения об общих закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка (В.В. Лебединский) [21], положения о патогенезе когнитивных нарушений при ДЦП (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, М.Н. Никитина, И.Ю. Левченко и др.) [50], [32], [22], принципы и методы комплексной реабилитации когнитивных нарушений у детей с ДЦП (К.А. Семенова, Э.С. Калижнюк, И.А. Киселевская, И.Ю. Левченко и др.) [39], [18], [20], современные представления о межполушарной функциональной асимметрии мозга у детей с ДЦП (В.А. Бронников, Н.А. Абрамова, М.В. Катышева, Е.Л. Вассерман и др.) [8], [12].
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме антиципации;
2. Анализ медицинской документации (изучение личных дел респондентов);
3. Тесты (Методика «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед); Программа определения преимущественной латерализации мозгового поражения (Л. И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон); Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика);
4. Методы статистической обработки данных (бисериальный коэффициент корреляции; коэффициент корреляции фи; T-критерий Стьюдента; критерий Фишера; однофакторный дисперсионный анализ).
Практическая значимость исследования обоснована тем, что результаты проведенного исследования способствуют: углублению и
систематизации знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги, специалисты) в отношении индивидуально-типичных особенностей психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; расширению и углублению знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги, специалисты) в отношении антиципационной способности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности; возможности повышения и совершенствования компонентной структуры учебной деятельности детей с качественно низким уровнем учебной деятельности посредством разработки и предоставления рекомендации по дальнейшему сопровождению данных респондентов с опорой на установленную специфику антиципации.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции им. В.В.
Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (Екатеринбург, 2016), докладывались в вербальной форме на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета» (Казань, 2016), на III Международной конференции «Инновационные формы сопровождения детей с отклонениями» (Казань, 2016).
Антиципация выступала предметом обсуждения многих научных областей. Способность к антиципации на разных возрастных этапах, антиципация в различных видах деятельности, специфика ее проявления формировали на настоящий момент психофизиологический, структурно-уровневый, деятельностный, генетический и клинический подходы.
Антиципация является неким результатом слияния двух аспектов: состояния когнитивной сферы и осуществляемой деятельности, что создают основу для качественных изменений в личности индивида. У детей с отклонениями в развитии антиципационная способность выступает одновременно причиной и следствием своеобразия психического развития.
На этапе младшего школьного возраста происходит становление дошкольника в качестве субъекта учебной деятельности. В свою очередь, осуществление данной деятельности создает надлежащие и достаточные условия для развития процессов антиципации. Активизация антиципационных способностей позволяет младшим школьникам приобретать качественно новые знания, умения и навыки, а также в целом контролировать свое поведение во избежание неблагоприятных ситуаций.
Экспериментальное изучение респондентов с двигательной патологией позволило определить особенности антиципации детей данной категории, что находит отражение в способности совершить успешное умозаключение в отношении выявления и сопоставления закономерности предъявляемой информации с текущими данными за минимальный временной промежуток. Особенности антиципации присущие детям данной выборки отражены в характере избирательного внимания и в механизмах активной памяти. В первом случае, мы наблюдаем изменение динамики прогностической деятельности, во втором, мы фиксируем объем и характер запоминаемой информации.
Статистически специфика латерализации мозгового поражения
определяет успешность прогнозирования по показателю выбор стратегий
68
(рациональные стратегии). На уровне нейроонтогенеза установленное своеобразие антиципации находит отражение и в мультисенсорной дезинтеграции у респондентов с сопутствующими дефектами, в связи с организацией их межполушарной деятельности на структурно
функциональном уровне.
Антиципация нормативных респондентов будет заключаться в свойственном для их развития качественном выстраивании прогноза с дальнейшим воспроизведением предъявляемой информации, что характеризует устойчивость прогностической деятельности. Статистическое сравнение полученных результатов в отношении прогностической
деятельности детей обеих выборок позволяет сделать выводы о наличии значимых различий в отношении большинства подтипов (I, IIA, IIIA, ШБ). Данное различие наглядно подтверждается выявленной спецификой антиципации респондентов с двигательной патологией, что обуславливается типичными особенностями детей данной категории.
Оценка уровня сформированности учебной деятельности младших школьников экспериментальной и контрольной групп обнаруживает большую выраженность структурных компонентов в учебном процессе у нормативных детей. У учащихся с двигательными нарушениями обнаруживается инициативное выполнение учебных действий в сочетании с неуверенностью и медлительностью, поэтому в некоторых случаях имеет место сотрудничество с педагогом и совершение операций в соответствии с предложенным указанием. Статистически данные отличия в структурной организации учебной деятельности обеих групп не подтвердились.
Процесс соотношения результатов эмпирического исследования выявило взаимосвязь антиципации и учебной деятельности у детей обеих выборок, что наглядно можно наблюдать в закономерности распределения детей по уровням сформированности учебной деятельности и
преобладающих подтипов прогнозирования. Таким образом, выдвинутые цели, задачи и гипотеза исследования подтвердились.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса.
Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий/ Б.Б. Айсмонтас. — М.: МГППУ, 2004. — 80 с.
2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы/ П.К. Анохин.: - М. - 1978. - 400 с.
3. Асмолов А.Г. Проблема установки в необихевиоризме: Прошлое и настоящее/ А.Г. Асмолов // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека.: - М. - 1977. - С. 28-47.
4. Ахметзянова А.Н Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд.психол.наук /А.Н. Ахметзянова. - Казань, 2001. - 19 с.
5. Бакулина Г.А., Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе./ Г.А. Бакулина. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 224 с.
6. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект/ Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
7. Бершанская О.Н. Антиципация как средство повышения активной и
осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: Автореф. дис. ... канд.пед.наук/ О.Н.
Бершанская. - Москва, 2009.- 22 с.
8. Бронников В.А., Абрамова Н.А. Высшие психические функции у детей со спастическими формами церебрального паралича/ В.А. Бронников, Н.А. Абрамова// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - Т.104. - №10. - С. 81-86.
9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
10. Булыгина Т.Б., Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников / Т.Б. Булыгина. - СПб., 1996. - 90 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребёнка / А.Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 238 с.
12. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. Многомерное клиниконейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными гемипарезами. / Е.Л. Вассерман, М.В. Катышева// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 1998. — №2. — С. 45-52.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
14. Громова Ч.Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей (в условиях нормы и невротических расстройств).: Автореф. дис. ... канд.психол.наук/ Ч.Р. Громова. - Казань, 2004.- 21 с.
15. Демакина О.В. Особенности формирования клинических проявлений
остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента: дис. .
канд.мед.наук / О.В. Демакина. - Казань, 2004. - 150 с.
16. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения/ И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. - 1984. - № 6. С. 81-94.
17. Исаев А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека/ А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев// Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6. С. 247-249.
18. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах/ Э.С. Калижнюк - Киев: Вища школа. - 1987. - 269 с.
19. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. дис. ... канд.психол.наук/ Э. Кестер. - АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии, 1976. - 22 с.
20. Киселевская Н.А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским церебральным параличем и их медико - психолого - педагогическая коррекция/ Н.А. Киселевская // Сибирский медицинский журнал. - 2008. - № 5. - С. 105-107.
21. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия/ В.В. Лебединский. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - С. 129-148.
22. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореф. дис. ...канд.психол.наук/ И.Ю. Левченко. - М., 2001. - 41 с.
23. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, О.Г Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
25. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности/ Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 278 с.
26. Ломов Б.Ф. Память и антиципация/ Б.Ф. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 73 - 81.
27. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и
нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис// Шк. здоровья. -1999. -№ 2. - C. 6-22.
28. Масалович Ю. М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников / Ю. М. Масалович, Т. А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 5558.
29. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза /
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. № 4. - С. 107— 114.
30. Найссер У.Г. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии/ У.Г. Найссер. — М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
31. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: современные
технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств/ С.А. Немкова. — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2013. — 440 с.
32. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич/ М.Н. Никитина - М.: «Медицина». — 1979. - 120 с.
33. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. — 2006, Т. 27, № 5. — С. 50— 59.
34. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. —
C. 189 — 191.
35. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников/ Л.И. Переслени. — М.: «Когито-центр», 1996. — 61 с.
36. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. — СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
37. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
38. Саврацкая Е.Ю. Развитие целенаправленности в процессе учебной деятельности младшего школьника. / Е.Ю. Саврацкая. — СПб, 2003. - 101 с.
39. Семёнова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом/ Семенова К.А. - М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». - 2007. - 616с.
40. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд/ Е.А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 464 с.
41. Скиданенко Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. / Т.В. Скиданенко. - Казань, 2003. - 20 с.
42. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з церебральным параличом. - (http://www.info-library.com.ua). Наукова бiблiотека Украши [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Украина: Науч.б-ка, 2008-2016. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua. свободный.
43. Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности /Н.Е.Сумина// Прикладная психология и психоанализ.
- 2007. - №4. С. 8-19.
44. Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной)
компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: Автореф. дис. .
канд.психол.наук / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
45. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека/ И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - 392 с.
46. Фейгенберг И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.Н. Фейгенберг. - М., 1973. - С. 5-19.
47. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач/ Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
48. Чутко Н.Я., Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. / Н.Я. Чутко. - Самара: - Корпорация «Федоров».
- Издательство «Учебная литература». - 2003. - 48 с.
49. Шамова Т.И., Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Знание. - 1979. - 96 с.
50. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.