Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЕ МАТЕРЕЙ К ЕДИНСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ

Работа №54372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ К ЕДИНСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ 7
1.1. Стили семейного воспитания 7
1.2. Понятие и типы детско-родительских отношений 14
1.2. Отношения матерей к единственному ребенку 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ К ЕДИНСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации .
Одним из важнейших компонентов данной проблемы является проблема взаимодействия между матерью и ребенком. Главной характеристикой оптимального материнского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, однако, отношение матери к ребенку должно включать и такие аспекты как требовательность и контроль.
В то же время, на сегодняшний день на территории нашей страны сложилась ситуация, когда большинство семей воспитывают лишь одного ребенка. Такое положение, обусловленное целым рядом социально-экономических факторов, несомненно, оказывает влияние на процесс развития единственного ребенка в семье. Одной из основных предпосылок полноценного развития единственного ребенка является здоровое отношение к нему, в первую очередь, со стороны матери.
Таким образом, изучение особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку позволяет получить больше информации о развитии человеческой личности в целом. Своевременная же корректировка возникающих проблем во взаимодействии матери с единственным ребенком становится основанием для процесса формирования гармоничной личности ребенка и нормального психологического состояния самой матери.
Цель исследования: изучить проблему особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. рассмотреть особенности стилей семейного воспитания;
2. изучить понятие и типы детско-родительских отношений;
3. рассмотреть особенности отношения матерей к единственному ребенку;
4. провести экспериментальное изучение особенностей стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
Объект исследования: матери, имеющие единственного ребенка.
Предмет исследования: особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для матерей, воспитывающих единственного ребенка, характерна гиперопека по отношению к нему.
Анализ литературы, посвященной проблеме особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку, показал, что многие ее аспекты нашли свое отражение в работах отечественных авторов. В них, в частности, раскрыты такие вопросы, как: сущность детско-родительских отношений и особенности их влияния на процесс развития личности ребенка (М. Быкова, С.Н. Карасева, Е.А. Савина,
Е.О. Смирнова, А.Д. Соломко, Л.К. Фомина)[16], проблемы семейного воспитания (В.М. Минияров, Е.А. Савина)[37], особенности воспитания единственного ребенка в семье (И. Юров)[37], проблема гиперопеки со стороны матери по отношению к ребенку (И.В. Рыженко)[29], особенности стилей семейного воспитания (Захаров А.И, Ильенко Е.П.)[46] и другие.
Тем не менее, проблема материнского отношения к единственному ребенку остается малоизученной, что и определяет тему данного исследования.
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ литературы; эмпирические - психодиагностические методики на выявление особенностей стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку (тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и тест на выявление меры заботы родителя о ребенке); математические методы обработки эмпирических данных (коэффициент корреляции Спирмена).
Эмпирическая база исследования: исследование особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку проводилось нами в селе Алнаши Удмуртской республики. В проведенной работе приняли участие женщины, жительницы этого села, имеющие единственного ребенка. Общее количество испытуемых составило 60 человек. Возраст детей находится в диапазоне от одного года до десяти лет, возраст женщин - от 21 до 38 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы могут быть использованы психологами, социологами, антропологами и другими специалистами в сфере изучения особенностей развития личности.
Практическая значимость исследования состоит в проведении эмпирического исследования, направленного на изучение особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
Структура исследования представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, заключением, списком использованной литературы, а также приложениями.
Апробация результатов: По теме «Психологические особенности отношения матерей к единственному ребенку» была опубликована статья в международной студенческой научно - практической конференции «Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения». Также участие в конференции, посвященной неделе психологии с докладом по теме «Психологические особенности отношения матерей к единственному».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ходе данного исследования нами были изучены особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
Исследование производилось в соответствии с заранее разработанным планом и предполагало решение трех задач, сформулированных во введении данной работы.
Первой задачей исследования стало изучение стилей семейного воспитания. Рассмотрели основные особенности стилей семейного воспитания. Необходимо отметить, что существуют шесть стилей семейного воспитания детей в семье. К ним относят: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка.
Второй задачей стало изучение понятия и типов детско-родительских отношений. Мы обнаружили, что родительское отношение представляет собой систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Тип детско-родительских отношений рассматривается, с одной стороны, в качестве одной из важнейших предпосылок реализации личностного потенциала, а с другой - в качестве своеобразной характеристики личности одного или обоих родителей.
Третьей задачей исследования стало рассмотрение отношения матерей к единственному ребенку. Мы показали, что такое отношение матери обусловливается множеством самых разнообразных факторов, а одной из основных проблем, обусловливающих отношение матери к единственному ребенку, является проблема гиперопеки.
Наконец, четвертой задачей работы стало проведение эмпирического изучения особенности стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку.
Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что для большого количества матерей, воспитывающих единственного ребенка, характерна гиперопека по отношению к нему. Кроме того, в ходе эмпирического исследования был сделан вывод о том, что существует тесная прямая зависимость уровня заботы матери о единственном ребенке с психологической дистанцией между ними и с уровнем контроля матери над единственным ребенком: высокий уровень заботы связан с отсутствием психологической дистанции и авторитарностью матери.
Таким образом, задачи данного исследования были решены, а цель - изучение особенностей стилей семейного воспитания и отношения матерей к единственному ребенку - достигнута.
Исследование может быть продолжено за счет использования других диагностических методик, позволяющих проанализировать стили семейного воспитания и отношение матерей к единственному. Кроме этого исследование может быть продолжено путем осуществления сравнительного анализа отношения матери к ребенку в однодетной и многодетной семье.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: Педагогика, 2008. - 367 с.
2. Андреева И.С, Гулыга А.В.- Семья: Книга для чтения- Москва.: Политиздат,2012.- 234 с.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 2007. - 490 с.
4. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 144 - 153.
5. Афанасьева Т.М. Семья.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2007.-285с.
6. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999.- №2.- С. 14-41
7. Быкова М., Карасева С.Н. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка. // Культура и образование. - 2013. - № 3. - С. 36 - 41.
8. Варга А.Я., Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения. // Практикум по психодиагностике- М.: Издательство МГУ.
9. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детскородительских отношений // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - С. 39 - 46.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2013. - 240 с.
11. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2010. - 450 с.
12. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 2011. - №4. - С. 17 - 29.
13.Захаренко С.А. Педагогика А.А. Захаренко: возвращение к истокам // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 80 - 86.
14. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2014. - 150 с.
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: 2014, - 325с.
16. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательство «Владос-Пресс», 2013.- 112 с.
17. Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия/ В.Т.Кондрашенко, Д.И.Донской, С.А.Игумнов.- Минск: Виша школа, 2012.-132 с.
18. Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2014.- 67 с.
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2011. - 992 с.
20. Марковская И. М. Семейная психология и семейная терапия. - 2013. - №2. - С. 17.
21. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 256 с.
22. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье.— Минск, 2003.- 45 с.
23. Николаева О.Л. Психологические особенности отношения матерей к
единственному ребенку// Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения: сборник материалов
Международной студенческой научно-практической конференции (18-19 февраля 2016 года) - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 49 - 52.
24. Общая психология. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред.
Г амезо М.В. - М.: Ось, 2007. - 352 с.
25. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
26. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2007. - 375 с.
27. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2010-456с.
28. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 256 с.
29. Психология единственного ребенка. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.semyarastet.ru/razd/pervye_i_edinstvennye_psikhologija_perve nca/ .
30. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 784 с.
31. Родители и дети. Психология взаимоотношений. / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой - М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
32. Родительское собрание «Стили семейного воспитания». [Электронный ресурс].http://nachalka4.ucoz.m/publ/roditelskoesobraniepotemequotstili_s emejnogovospitanijaquot/.
33. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. - 2002. - №2. - С.48-55.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.- 89 с.
35. Рыженко И.В. Шизофреногенная мать. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.b17.ru/article/28532/
36. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников. - дис. канд. псих. наук. - Кострома, 2002. - 263 с.
37. Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет.- М., 2007. - 217 с.
38. Смирнова Е.О., Быкова М.В. «Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения» // Вопросы психологии- 2015-№ 3 с.4.
39. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести . -М.:ЮНИТИДАНА, 2012.- 320 с.
40. Соломко А.Д. Структура детско-родительских отношений. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ds214.centerstart.ru/node/367
41. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие. - СПб., 2003.78 с.
42. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Просвещение,2011.- 56 с.
43. Тест-опросник родительского отношения. - [Электронный ресурс]. -
URL: https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-
diagnostika-testy/diagnostika-detsko—roditelskihotnosenij/oprosnikdetsko- roditelskih-otnosenij.
44. Устименко В.Н. Стили семейного воспитания. - [Электронный
ресурс].- URL: http://sad-sosenka.ru/news/29-news/65-stili-semejnogo-
vospitaniya
45. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704 - 707.
46. Характеристика особенностей стилей семейного воспитания.- [Электронный ресурс].- URL: http://uchitel76.ru/xarakteristika-stilej- semejnogo-vospitaniya/.
47. Шелопухо О.А. Школа раннего развития. Популярная психология для родителей. - СПб: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 320 с.
48.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989 г. - 560 с.
49. Юров И. Есть ли жизнь после жизни? или Как преодолеть «выученную беспомощность»? // Так живем. - 2014 - № 6. - С. 4.
50. Ядвинская В.П. Проблема взаимодействия родителей с детьми. [Электронный ресурс]. URL:
http: //academicon.ru/publ/psihologic/j advvp_v_p_problema_vzaimodej stvij a_roditelej_s_detmi/1-1-0-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ