Политика Германии на постсоветском пространстве СНГ в период 2001-2016 гг
|
Введение 2
0. Российское направление политики ФРГ 7
0.1. Политическое сотрудничество ФРГ и Российской Федерации 7
1.2. Экономические аспекты сотрудничества ФРГ и РФ 13
1.3. Связи ФРГ и России в области культуры 18
2. Западное направление внешней политики ФРГ: Украина и Белоруссия 22
2.1. Политические аспекты взаимоотношений ФРГ и Украины с Белоруссией . 22
2.2. Экономическое взаимодействие ФРГ с Украиной и Белоруссией 31
2.3. Гуманитарные связи ФРГ с Украиной и Белоруссией 35
3. Кавказское направление внешней политики ФРГ 38
3.1. Особенности внешней политики ФРГ в отношении республик Закавказья . 38
3.2. Экономическое взаимодействие ФРГ с республиками Закавказья 47
3.3. Культурное сотрудничество ФРГ и стран Закавказья 53
4. Центрально-азиатское направление внешней политики ФРГ 55
4.1. Политические связи ФРГ и стран Центральной Азии 55
4.2. Экономические аспекты сотрудничеств Центрально-азиатского региона и ФРГ 63
4.3. Гуманитарное сотрудничество ФРГ с центрально-азиатским регионом 70
Заключение 73
Список использованной литературы
0. Российское направление политики ФРГ 7
0.1. Политическое сотрудничество ФРГ и Российской Федерации 7
1.2. Экономические аспекты сотрудничества ФРГ и РФ 13
1.3. Связи ФРГ и России в области культуры 18
2. Западное направление внешней политики ФРГ: Украина и Белоруссия 22
2.1. Политические аспекты взаимоотношений ФРГ и Украины с Белоруссией . 22
2.2. Экономическое взаимодействие ФРГ с Украиной и Белоруссией 31
2.3. Гуманитарные связи ФРГ с Украиной и Белоруссией 35
3. Кавказское направление внешней политики ФРГ 38
3.1. Особенности внешней политики ФРГ в отношении республик Закавказья . 38
3.2. Экономическое взаимодействие ФРГ с республиками Закавказья 47
3.3. Культурное сотрудничество ФРГ и стран Закавказья 53
4. Центрально-азиатское направление внешней политики ФРГ 55
4.1. Политические связи ФРГ и стран Центральной Азии 55
4.2. Экономические аспекты сотрудничеств Центрально-азиатского региона и ФРГ 63
4.3. Гуманитарное сотрудничество ФРГ с центрально-азиатским регионом 70
Заключение 73
Список использованной литературы
Образование независимых государств на территории бывшего СССР обусловило возникновение нового направления внешней политики ФРГ, которое сегодня представляет малоизученный аспект внешнеполитического курса этого государства.
Изучение внешней политики ФРГ требует детального сопоставления политики Германии в отношении разных государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Это страны с различным историческим опытом и традициями, политическим устройством и социально-экономической структурой, приоритетами в сферах внешней политики и безопасности и т. д. Их особенности и обусловили применение правительством Германии отдельного подхода к каждой из стран или их групп исходя из интересов, целей и задач внешней политики. Указанное обстоятельство осложняло работу исследователей, которым наряду с общими интересами, целями и задачами ФРГ в регионе необходимо было выявить и проанализировать характерные особенности их реализации применительно к каждой из стран или их группам.
Несмотря на все сложности, определение места и роли постсоветских стран во внешней политике ФРГ в начале XXI века представляет актуальность и научную значимость. Именно в этот период объединенная Германия, политический и экономический потенциал которой позволял претендовать на активную и значимую роль и в европейской, и в мировой политике, приступила к определению основных интересов, целей и задач в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. В это время была окончательно закреплена особая роль России как ведущего партнера ФРГ в регионе, намечены основные направления сотрудничества с ней и другими постсоветскими странами в сфере безопасности, налажен политический диалог с их руководством. Кроме того, была создана основа для экономического сотрудничества Германии с этими государствами, обозначены интересы немецких инвесторов в регионе, выбраны оптимальные способы их реализации и определены эффективные инструменты воздействия на общественное мнение.
Актуальность этого исследования подчеркивает тот факт, что внешнеполитические подходы нынешнего правительства ФРГ в значительной степени предопределены стратегией в отношении постсоветского пространства, которая была заложена в период нахождения у власти коалиции ХДС-ХСС и СВДП во главе с канцлером Г. Колем и развивалась при его последователях в начале XXI века, была продолжена в 2010-е гг. канцлером А.Меркель.
Степень изученности. Образование независимых государств на территории бывшего СССР обусловило возникновение нового направления внешней политики ФРГ, которое сегодня представляет малоизученный аспект внешнеполитического курса этого государства. В историографии постсоветских республик, посвященной европейскому вектору политики Германии в начале 2000-х гг., анализировались отношения отдельных стран с одним из важнейших внешнеполитических партнеров - ФРГ. Заметное количество исследований было посвящено формированию и развитию германо-российских отношений: А.К. Никитин с монографией «Стратегия современной Германии на международной арене и интересы России», И.Ф.Максимычев «Восточная политика» единой Германии. Итоги первого десятилетия», Н.В. Павлов «История современной Германии». Можно сделать вывод, что отечественных работ, в которых изучается европейская безопасность и германская внешняя политика, довольно много. Данная группа содержит исследования, которые, несомненно, важны с точки зрения науки, а также помогают лучше понимать рассмотренные в исследовании вопросы. Однако за пределами внимания экспертов оставался обширный исторический материал по различным аспектам политики Германии в отношении других стран постсоветского пространства, начиная с проблемы их признания, установления дипломатических отношений и заканчивая особенностями реализации германских интересов в этом регионе, с учетом приоритетного влияния сотрудничества ФРГ с Российской Федерацией.
Всесторонний и детальный характер изучения двухсторонних отношений в 2000-х гг. контрастировал с отсутствием у российских авторов интереса к рассмотрению особенностей отношений ФРГ с другими постсоветскими государствами, сопоставлению их с характерными чертами ее сотрудничества с Россией и т. д. Эта проблематика представлялась российским исследователям менее актуальной и важной в сравнении с освещением различных аспектов развития стратегического партнерства Российской Федерации с Германией. Так, можно назвать лишь несколько обзорных публикаций, посвященных рассмотрению германской политики в постсоветском регионе в целом и отношений ФРГ с отдельными его странами.
Собственные интересы Германии, цели и задачи ее политики в отношении Российской Федерации, как, впрочем, и других постсоветских стран, пытались сформулировать лишь очень немногие немецкие авторы. В основном они в очередной раз перечисляли проблемы, с которыми сталкивалась германская дипломатия в ходе взаимодействия с Россией.
В современной историографии тематика взаимодействия ФРГ со странами постсоветского пространства в изучаемый период не получила должного освещения. Отсутствуют работы, в которых всесторонне и детально рассматривались бы интересы, цели, задачи и характерные особенности германской политики в отношении этих государств в 2000-2016 гг.
Целью исследования является изучение политики Германии на постсоветском пространстве (период 21 век).
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Осветить основные интересы, цели и задачи политики ФРГ на постсоветском пространстве в России;
- Изучить особенности отношений Германии с Украиной и Белоруссией;
- Рассмотреть роль Закавказья и Центральной Азии во внешней политике ФРГ.
Хронологические рамки данного исследования охватывают временной период с рубежа ХХ-ХХ! вв. (в основном это период с начала 2000-х по 2016 гг.) с обращением к истории развития «Восточной политики» ФРГ в ХХ в.
Методология исследования основана на историческом подходе, позволившем подвергнуть развёрнутому анализу процесс развития политики Германии на постсоветском пространстве.
Объектом исследования являются основные направления внешней политики ФРГ на современном этапе.
Предмет исследования - ключевые аспекты, формы и механизмы политики Германии на постсоветском пространстве (СНГ) в период 2001-2016 гг.
Источниковая база исследования. По ходу проведения исследования были использованы, кроме российских источников, самые разные издания на иностранных языках, в частности на немецком и английском, среди которых различные акты, нормативные и инструктивные материалы по двухсторонним отношениями между ФРГ и странами СНГ: Россией, Украиной, Белоруссией, странами Закавказья и Средней Азии . Проработаны документы по внешней политике ФРГ, выступления, а также воспоминания глав государств и других политиков (в первую очередь, естественно, Германии), глав МИД стран СНГ.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании, посвящённом системному изучению процесса трансформации системы европейской безопасности и влияния на него внешней политики ФРГ на постсоветском пространстве.
Научно-практическая значимость данного исследования представляется в формировании учебного процесса в системе высшей школы при разработке программ, рассчитанных на учебные курсы студентов, изучающих современные международные отношения, а также в проведении спецкурсов, задача которых понять, как формируют свою внешнюю политику основные акторы международных отношений и др.
Изучение внешней политики ФРГ требует детального сопоставления политики Германии в отношении разных государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Это страны с различным историческим опытом и традициями, политическим устройством и социально-экономической структурой, приоритетами в сферах внешней политики и безопасности и т. д. Их особенности и обусловили применение правительством Германии отдельного подхода к каждой из стран или их групп исходя из интересов, целей и задач внешней политики. Указанное обстоятельство осложняло работу исследователей, которым наряду с общими интересами, целями и задачами ФРГ в регионе необходимо было выявить и проанализировать характерные особенности их реализации применительно к каждой из стран или их группам.
Несмотря на все сложности, определение места и роли постсоветских стран во внешней политике ФРГ в начале XXI века представляет актуальность и научную значимость. Именно в этот период объединенная Германия, политический и экономический потенциал которой позволял претендовать на активную и значимую роль и в европейской, и в мировой политике, приступила к определению основных интересов, целей и задач в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. В это время была окончательно закреплена особая роль России как ведущего партнера ФРГ в регионе, намечены основные направления сотрудничества с ней и другими постсоветскими странами в сфере безопасности, налажен политический диалог с их руководством. Кроме того, была создана основа для экономического сотрудничества Германии с этими государствами, обозначены интересы немецких инвесторов в регионе, выбраны оптимальные способы их реализации и определены эффективные инструменты воздействия на общественное мнение.
Актуальность этого исследования подчеркивает тот факт, что внешнеполитические подходы нынешнего правительства ФРГ в значительной степени предопределены стратегией в отношении постсоветского пространства, которая была заложена в период нахождения у власти коалиции ХДС-ХСС и СВДП во главе с канцлером Г. Колем и развивалась при его последователях в начале XXI века, была продолжена в 2010-е гг. канцлером А.Меркель.
Степень изученности. Образование независимых государств на территории бывшего СССР обусловило возникновение нового направления внешней политики ФРГ, которое сегодня представляет малоизученный аспект внешнеполитического курса этого государства. В историографии постсоветских республик, посвященной европейскому вектору политики Германии в начале 2000-х гг., анализировались отношения отдельных стран с одним из важнейших внешнеполитических партнеров - ФРГ. Заметное количество исследований было посвящено формированию и развитию германо-российских отношений: А.К. Никитин с монографией «Стратегия современной Германии на международной арене и интересы России», И.Ф.Максимычев «Восточная политика» единой Германии. Итоги первого десятилетия», Н.В. Павлов «История современной Германии». Можно сделать вывод, что отечественных работ, в которых изучается европейская безопасность и германская внешняя политика, довольно много. Данная группа содержит исследования, которые, несомненно, важны с точки зрения науки, а также помогают лучше понимать рассмотренные в исследовании вопросы. Однако за пределами внимания экспертов оставался обширный исторический материал по различным аспектам политики Германии в отношении других стран постсоветского пространства, начиная с проблемы их признания, установления дипломатических отношений и заканчивая особенностями реализации германских интересов в этом регионе, с учетом приоритетного влияния сотрудничества ФРГ с Российской Федерацией.
Всесторонний и детальный характер изучения двухсторонних отношений в 2000-х гг. контрастировал с отсутствием у российских авторов интереса к рассмотрению особенностей отношений ФРГ с другими постсоветскими государствами, сопоставлению их с характерными чертами ее сотрудничества с Россией и т. д. Эта проблематика представлялась российским исследователям менее актуальной и важной в сравнении с освещением различных аспектов развития стратегического партнерства Российской Федерации с Германией. Так, можно назвать лишь несколько обзорных публикаций, посвященных рассмотрению германской политики в постсоветском регионе в целом и отношений ФРГ с отдельными его странами.
Собственные интересы Германии, цели и задачи ее политики в отношении Российской Федерации, как, впрочем, и других постсоветских стран, пытались сформулировать лишь очень немногие немецкие авторы. В основном они в очередной раз перечисляли проблемы, с которыми сталкивалась германская дипломатия в ходе взаимодействия с Россией.
В современной историографии тематика взаимодействия ФРГ со странами постсоветского пространства в изучаемый период не получила должного освещения. Отсутствуют работы, в которых всесторонне и детально рассматривались бы интересы, цели, задачи и характерные особенности германской политики в отношении этих государств в 2000-2016 гг.
Целью исследования является изучение политики Германии на постсоветском пространстве (период 21 век).
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Осветить основные интересы, цели и задачи политики ФРГ на постсоветском пространстве в России;
- Изучить особенности отношений Германии с Украиной и Белоруссией;
- Рассмотреть роль Закавказья и Центральной Азии во внешней политике ФРГ.
Хронологические рамки данного исследования охватывают временной период с рубежа ХХ-ХХ! вв. (в основном это период с начала 2000-х по 2016 гг.) с обращением к истории развития «Восточной политики» ФРГ в ХХ в.
Методология исследования основана на историческом подходе, позволившем подвергнуть развёрнутому анализу процесс развития политики Германии на постсоветском пространстве.
Объектом исследования являются основные направления внешней политики ФРГ на современном этапе.
Предмет исследования - ключевые аспекты, формы и механизмы политики Германии на постсоветском пространстве (СНГ) в период 2001-2016 гг.
Источниковая база исследования. По ходу проведения исследования были использованы, кроме российских источников, самые разные издания на иностранных языках, в частности на немецком и английском, среди которых различные акты, нормативные и инструктивные материалы по двухсторонним отношениями между ФРГ и странами СНГ: Россией, Украиной, Белоруссией, странами Закавказья и Средней Азии . Проработаны документы по внешней политике ФРГ, выступления, а также воспоминания глав государств и других политиков (в первую очередь, естественно, Германии), глав МИД стран СНГ.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании, посвящённом системному изучению процесса трансформации системы европейской безопасности и влияния на него внешней политики ФРГ на постсоветском пространстве.
Научно-практическая значимость данного исследования представляется в формировании учебного процесса в системе высшей школы при разработке программ, рассчитанных на учебные курсы студентов, изучающих современные международные отношения, а также в проведении спецкурсов, задача которых понять, как формируют свою внешнюю политику основные акторы международных отношений и др.
Определение ключевых интересов ФРГ, целей, основных задач и направлений политики в отношении постсоветских стран позволяет сформулировать следующие вывод, что политика ФРГ в этом регионе в рассматриваемый период опиралась на ситуативный подход, который позволял наиболее эффективно решать стоявшие перед германской дипломатией задачи.
Последние сводились к необходимости обеспечить безопасность восточных границ Германии. Распад СССР актуализировал целый ряд существенных угроз, на предотвращении которых правительство ФРГ сфокусировало все внимание. Среди них особую тревогу вызывала опасность распространение оружия массового поражения и роста военного потенциала новых независимых государств на фоне вооруженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Беспокойство выражалось также по поводу перспектив массовой иммиграции в Европу из этого региона, масштабных экологических катастроф, судьбы этнических немцев во многих постсоветских республиках.
Значение отдельных стран для внешнеполитического курса Германии определялось их ролью в ходе реализации немецких интересов в этом регионе. В первую очередь речь шла об обеспечении безопасности ФРГ и ее союзников. Торгово-экономическое сотрудничество стало выходить на первый план лишь в начале 2000-х гг. по мере стабилизации экономик постсоветских государств. До этого времени усилия правительства Германии в большей мере были сосредоточены на оказании им необходимой помощи. Она рассматривалась и как действенное средство для поддержки проведения в постсоветских государствах необходимых по мнению руководства ФРГ преобразований, которые позволили бы не допустить еще большего ухудшения социально-экономического положения в этих странах. Такая перспектива рассматривалась немецкими экспертами в качестве реальной угрозы для безопасности Германии и всей Европы даже в начале 2000-х гг. В этой связи начавшееся с середины 1990-х гг. расширение немецкого информационного присутствия в постсоветских государствах, которое также стало наиболее заметным в первые годы XXI в., было нацелено на содействие реализации германских интересов в сферах безопасности и экономики.
Исходя из решения правительствами Г. Коля и Г. Шрёдера конкретных внешнеполитических задач, которые были обусловлены интересами и определенными применительно к постсоветскому пространству целями, в их политике в этом регионе выделены четыре группы государств:
Украина и Белоруссия, от которых руководство ФРГ ожидало, прежде всего, выполнения обязательств в сфере разоружения. Не менее важной задачей в рамках взаимодействия с украинским руководством стало его активное убеждение в необходимости закрытия ЧАЭС. Были также созданы условия для расширения экономического сотрудничества ФРГ с обеими странами и германского информационного присутствия в них, которые вышли на первый план в двухсторонних отношениях уже в начале 2000-х гг.;
Страны Закавказья и Центральной Азии, отношения с которыми в рассматриваемый период только начали выстраиваться и носили не слишком интенсивный характер с учетом сложного социально-экономического положения, наличия во многих из них вооруженных конфликтов и географической удаленности от Германии.
Приоритетный характер для политики ФРГ на постсоветском пространстве в рассматриваемый период, безусловно, имели отношения с Российской Федерации.
Наибольшее внимание в рамках этого направления политики ФРГ на постсоветском пространстве уделялось, безусловно, России. Германское информационное присутствие в Москве и Санкт-Петербурге сопровождалось также эффективной работой с общественным мнением населения российских регионов. Со второй половины 1990-х гг. внимание стало уделяться и странам Прибалтики, Украине и Белоруссии. В отношении других республик информационная политика ФРГ активизировалась в начале 2000-х гг.
Как показало исследование, внешнеполитический прагматизм проявляется Германией в полной мере в ее действиях на постсоветском пространстве. Так, проекты по международному развитию, реализуемые Германией в Центральной Азии, во многом нацелены на «открытие» региона миру, в т.ч. через интеграцию его в западные энергетические рынки. В не меньшей степени взвешенная политика Берлина проявилась и в украинском кризисе. Именно Германия выступила «честным маклером» Минских переговоров, когда попыталась любыми средствами остановить эскалацию военного конфликта и разжигание общеевропейской войны.
К началу XXI столетия основные направления внешнеполитической деятельности ФРГ в Центральной Азии и Закавказье касаются область добычи и транспортировки углеводородов; в сфере культурного и образовательного обмена предусматривается открытие дополнительных возможностей для ознакомления граждан Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана с системой образования, библиотечными фондами, налаживание тесных связей с научно-исследовательскими структурами.
Последние сводились к необходимости обеспечить безопасность восточных границ Германии. Распад СССР актуализировал целый ряд существенных угроз, на предотвращении которых правительство ФРГ сфокусировало все внимание. Среди них особую тревогу вызывала опасность распространение оружия массового поражения и роста военного потенциала новых независимых государств на фоне вооруженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Беспокойство выражалось также по поводу перспектив массовой иммиграции в Европу из этого региона, масштабных экологических катастроф, судьбы этнических немцев во многих постсоветских республиках.
Значение отдельных стран для внешнеполитического курса Германии определялось их ролью в ходе реализации немецких интересов в этом регионе. В первую очередь речь шла об обеспечении безопасности ФРГ и ее союзников. Торгово-экономическое сотрудничество стало выходить на первый план лишь в начале 2000-х гг. по мере стабилизации экономик постсоветских государств. До этого времени усилия правительства Германии в большей мере были сосредоточены на оказании им необходимой помощи. Она рассматривалась и как действенное средство для поддержки проведения в постсоветских государствах необходимых по мнению руководства ФРГ преобразований, которые позволили бы не допустить еще большего ухудшения социально-экономического положения в этих странах. Такая перспектива рассматривалась немецкими экспертами в качестве реальной угрозы для безопасности Германии и всей Европы даже в начале 2000-х гг. В этой связи начавшееся с середины 1990-х гг. расширение немецкого информационного присутствия в постсоветских государствах, которое также стало наиболее заметным в первые годы XXI в., было нацелено на содействие реализации германских интересов в сферах безопасности и экономики.
Исходя из решения правительствами Г. Коля и Г. Шрёдера конкретных внешнеполитических задач, которые были обусловлены интересами и определенными применительно к постсоветскому пространству целями, в их политике в этом регионе выделены четыре группы государств:
Украина и Белоруссия, от которых руководство ФРГ ожидало, прежде всего, выполнения обязательств в сфере разоружения. Не менее важной задачей в рамках взаимодействия с украинским руководством стало его активное убеждение в необходимости закрытия ЧАЭС. Были также созданы условия для расширения экономического сотрудничества ФРГ с обеими странами и германского информационного присутствия в них, которые вышли на первый план в двухсторонних отношениях уже в начале 2000-х гг.;
Страны Закавказья и Центральной Азии, отношения с которыми в рассматриваемый период только начали выстраиваться и носили не слишком интенсивный характер с учетом сложного социально-экономического положения, наличия во многих из них вооруженных конфликтов и географической удаленности от Германии.
Приоритетный характер для политики ФРГ на постсоветском пространстве в рассматриваемый период, безусловно, имели отношения с Российской Федерации.
Наибольшее внимание в рамках этого направления политики ФРГ на постсоветском пространстве уделялось, безусловно, России. Германское информационное присутствие в Москве и Санкт-Петербурге сопровождалось также эффективной работой с общественным мнением населения российских регионов. Со второй половины 1990-х гг. внимание стало уделяться и странам Прибалтики, Украине и Белоруссии. В отношении других республик информационная политика ФРГ активизировалась в начале 2000-х гг.
Как показало исследование, внешнеполитический прагматизм проявляется Германией в полной мере в ее действиях на постсоветском пространстве. Так, проекты по международному развитию, реализуемые Германией в Центральной Азии, во многом нацелены на «открытие» региона миру, в т.ч. через интеграцию его в западные энергетические рынки. В не меньшей степени взвешенная политика Берлина проявилась и в украинском кризисе. Именно Германия выступила «честным маклером» Минских переговоров, когда попыталась любыми средствами остановить эскалацию военного конфликта и разжигание общеевропейской войны.
К началу XXI столетия основные направления внешнеполитической деятельности ФРГ в Центральной Азии и Закавказье касаются область добычи и транспортировки углеводородов; в сфере культурного и образовательного обмена предусматривается открытие дополнительных возможностей для ознакомления граждан Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана с системой образования, библиотечными фондами, налаживание тесных связей с научно-исследовательскими структурами.
Подобные работы
- ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК И РОССИИ)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬШИ И СТРАН БАЛТИИ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И УКРАИНОЙ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ (1991-2016 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние отношений между Европейским союзом и Республикой Молдова на урегулирование приднестровского конфликта
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция внешней политики России в постбиполярный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



