Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВКЛЮЧЕННЫХ В СФЕРУ РЕЛИГИОЗНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Работа №54361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЛИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Подростковый период и его физиологические особенности 11
1.2 Когнитивные особенности подростка 14
1.3 Особенности аффективной сферы подростка 15
1.4 Особенности мотивационной сферы подростка 17
1.5 Особенности развития Я-концепции у подростка 19
1.6 Поведенческие особенности подростка
1.6.1 «Подростковый комплекс» 20
1.6.2 Реакция эмансипации в поведенческой линии подростка 21
1.6.3 Особенности поведения подростков в общении со сверстниками 22
1.6.4 Чувство взрослости подростка 24
1.7 Культурно-психологические концепции, касающиеся подросткового
возраста 26
1.8 Личностные особенности подростка через призму психотипов
1.8.1 Отношение науки психологии к психотипам 29
1.8.2 Личностные особенности параноика 30
1.8.3 Личные психические особенности эпилептоида 31
1.8.4 Личностные психические особенности гипертима 32
1.8.5 Личностные психические особенности истероида 33
1.8.6 Личные психические особенности шизоида 34
1.8.7 Личные психические особенности психастеноида 36
1.8.8 Личные психические особенности сензитива 37
1.8.9 Личные психические особенности гипотима 37
1.8.10 Личные психические особенности конформного типа 38
1.8.11 Личные психические особенности неустойчивого типа 40
1.8.12 Личные психические особенности астеника 40
1.8. 13 Личные психические особенности лабильного типа 41
1.8.14 Личные психические особенности циклоида 42
1.9 Личностные психические особенности у старших подростков включённые в сферу религиозного обучения (на примере исламского образования)
1.9.1 Подросток и образовательные учреждения 43
1.9.2 Личностные мотивы и причины поступления подростков в исламскую
сферу образования на примере медресе «Мухаммадия» 44
1.9.3 Особенности психического состояния студентов во время учебы в
медресе 48
1.9.4 Реакция эмансипации в поведенческой линии подростка исламского
учебного заведения 51
1.9.5 Особенности поведения подростков, учащихся в медресе в общении со сверстниками и однокурсниками
1.9.5.1 Особенности поведения подростков в общение с однокурсниками... 55
1.9.5.2 Особенности поведения подростков в общении с
одноклассниками 57
1.9.5.3 Особенности общения подростков в условиях совместного
проживания 59
1.9.5.4 Особенности общения юношей и девушек подросткового возраста
медресе 60
1.9.5.5 Выводы и рекомендации по работе над взаимоотношениями
подростков в медресе 63
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ВКЛЮЧЕННЫХ В
МУСУЛЬМАНСКУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация исследования 67
2.2 Результаты исследования
2.2.1 Уровень мотивации в учебной деятельности подростков, включенных в
мусульманскую сферу религиозного образования 69
2.2.2 Уровень эмоциональной значимости студентов медресе по методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов) 72
2.2. 3 Исследование уровня эмпатийных тенденций у подростков, включенных в
исламскую религиозную сферу образования 72
2.2.4 Исследование на определение уровня самосознания студентов медресе на основании опроса «Кто я?» в соответствие с тестом Т.В. Румянцевой.. ..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84


Тема научного проекта «Личностные психические особенности у старших подростков, включённых в сферу религиозного обучения (на примере исламского образования)».
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст один из самых непростых периодов в жизни человека, именно в это время «семимильными шагами» ребенок двигается к взрослости, прощается с детством. Подростковый возраст - это граница между миром детства и миром взрослых. На человека в это время влияет множество изменений, что делает его поведение и психику особенной, вызывая интерес в научных кругах. На подростка влияют гормональные и физиологические изменения, связанные с тем, что он достигает половозрелого возраста, это немало влияет на его принятие себя и своего тела, на отношения с противоположным полом. У подростка изменяется социальный статус - теперь он не ребенок, он уже больше взрослый, что требует от него перемен в межличностных отношениях с преподавателями, родителями и т.д., которые, как оказывается, во многом являются неготовыми принять новую роль ребенка, у подростка меняются отношения со сверстниками, приобретая для него важный первостепенный характер. Изменяются его когнитивные способности, он становится способным взвешивать, анализировать информацию, просчитывая возможные варианты развития событий, он может моделировать события, даже те, которые не произойдут, полученная информация приобретает глубокий, многогранный характер.
Поведение подростков и его психические особенности всегда были предметом споров среди ученых, занимающихся возрастной психологией и педагогикой. Родоначальник психоанализа З.Фрейд, например, рассматривая мотивы и поведение подростков, обращал большое внимание на биологические изменения подростка, связывая их с построением отношений в семье, эта теория стала движением в области семейной психологии.
Д.И. Фельдштейн также говорил, что изменения, заложенные в поведенческой линии и психике подростка - это единичная модель, заложенная эволюцией личности, и ей характерны только те новообразования, которые свойственны только определенной ступени возраста. Под возрастными новообразованиями имеется в виду новый тип структуры личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые появляются в этом возрасте и обусловливают сознание ребенка в самом основном: его взгляд на среду, его отношение к внутренней и внешней стороне жизни, весь ход его развития в данный период.
Г.С. Салливен выделял в своих работах факт о влияние социальной среды на изменения поведения подростка.
К. Бюлер говорил, что на изменения в развитии человека влияют первостепенную роль биогенетический материал.
В данной работе описаны все изменения, происходящие с подростком, так как автор придерживается мнения, что на психику подростка влияют все изменения в совокупности и все факторы одновременно. Для автора близка теория А. Гезалла, говорящая о том, что на развитие человека и его психики влияет как внешняя среда, так и наследственная, это самообуславливающийся процесс, поскольку развитие - это адаптация, приспособление ребенка к окружающей среде .
Автор привел также виды наиболее проблемных, на его взгляд, психотипов. Это сделано для того, что бы при работе с подростками, учащимися в мусульманских религиозных образовательных учреждениях, было легче выделить отрицательные и положительные черты человека, проследить их динамику, наиболее часто проявляемые черты определенного психотипа в той или иной форме помогли бы построить с ними работу и диалог. Автор также указывает и на то, что соционика, которая изучает типологию личности, не является эмпирической наукой, так как не имеет достаточной доказательной базы в виде полноценных исследований. Личность человека разностороння, при чем, чем больше человек развит, тем сложнее отнести его к определенному шаблону поведения, поэтому нельзя определить человека окончательно к одному психотипу и выстраивать работу и отношения с ним опираясь только на эти данные.
Автор в описании психических и физических изменений подростков, опирается также и на то, что подростковый возраст - это период в человеческой жизни, в которой он остается в образовательном учреждении. Поэтому в дальнейшем, описывая поведение и мотивы подростка, поступившего в мусульманское образовательное учреждение, он исходит с позиции его возрастных изменений и проблем: формировании его Я- концепции, влияния на его поведение чувства взрослости, эмансипации от родителей и пр. Все данные, приведенные в настоящем исследовании, основаны на наблюдениях за подростками (включающие в себя диалоги с ними), поступивших, учащихся в период с 2012 по 2017 года в медресе «Мухаммадия».
Трудов, посвященных психическим особенностям подростков много. Однако при формировании списка литературы, автор не наткнулся ни одно исследование, посвященное подросткам, учащимся в мусульманских образовательных учреждения. Психические особенности подростков, имеющих место в базовых исследованиях по психологии, помогли автору сделать определенные выводы и проследить за проявлением этих особенностей у учащихся медресе «Мухаммадия».
В основу данной работы легли труды:
- М.В.Ермолаева «Психология развития»;
- А.А. Реан «Психологическая энциклопедия: Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость» (часть, посвященная подростковому возрасту);
- Д.Б. Эльконин «Избранные психологические труды»;
- К.Н. Поливанова «Психология возрастных кризисов».
Материалы электронных ресурсов:
- материалы сайта Мир психологии (www.psyworld.ru) «Психические особенности подросткового возраста»;
- материалы статьи Д.А. Дробот «Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов», опубликованной в журнале «Молодой ученый»;
- материалы статьи В.В. Приписновой «К вопросу о развитии самосознания подростков» того же журнала (http: //moluch.ru/archive/).
- материалы статьи Н. Григорьевой «Тринадцать психотипов личности: от параноика до циклоида» (УУУ.МЕДВЕСТНИК.ЬУ).
Цели и задачи исследования. Целью исследования является описание психических особенностей подростка, включенного в религиозную сферу образования (на примере исламского образования).
Чтобы достичь этой цели были поставлены следующие задачи:
- Описать физиологические изменения в подростковом возрасте.
- Указать на когнитивные изменения подростка.
- Раскрыть изменения в общении и построения межличностных отношений подростка.
- Привести научные теории и взгляды, касающиеся изменений в психике подростка.
- Рассмотреть деление человеческих черт характера на психотипы с точки зрения вспомогательного инструмента в работе с подростками и их проблемными чертами характера.
- «Примерить» все особенности психических изменений, описанных в первых главах на студентов медресе «Мухаммадия».
- Описать мотивы подростков в поступление в медресе «Мухаммадия».
- Указать на проблемы, с которыми сталкивается подросток медресе «Мухаммадия» и его психическую реакцию на эту проблему: будь то адаптация в новом месте к новым людям, будь то эмансипация подростков от родителей.
- Провести исследование по выяснению самооценки подростков медресе «Мухаммадия».
- Провести анализ наблюдений и сделать выводы, касающиеся подростка, включенного в религиозную сферу образования.
- и др.
Предметом исследования являются психические особенности подростка.
Объектом исследования являются психические особенности подростка, включенного в мусульманскую религиозную сферу образования.
Уровень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день при значительном числе публикаций, посвященных психическим особенностям подростков, трудов, с разработанной проблемой, касающейся именно психических особенностей подростка, включенного в мусульманскую религиозную сферу образования, нет, по крайней мере, автор таких трудов не обнаружил. Кроме вышеперечисленных источников в основу данной работы также легли следующие источники и книги: Е.П. Белинская «Социальная психология личности», К.Н. Поливанова «Психология возрастных кризисов», Д.И. Фельдштейн «Возрастная и педагогическая психология», Г.С. Абрамова «Возрастная психология», статья из журнала «Вестник Московского Университета» Н.О. Гульянова «О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха», интернет-статьи: «Психологические особенности личности подростка» (источник: МО «Семья против наркотиков» http://semya-protiv-narkotikov.ru/), Румянцева Т.В. Тест «Кто я?»: Тест двадцати высказываний (http://www.gurutestov.ru/test/18/).
«Психические особенности подросткового возраста» (источник: «Мир психологии» www.psyworld.ru/).
Теоретическая и методологическая основа исследований. Теоретической основой исследования является анализ психических особенностей студентов, включенных в религиозную сферу образования (на примере исламского образования) на базе уже имеющихся исследований, посвященных психическим особенностям подростков.
При выполнении работы автор руководствовался общенаучными методами, включающими в себя дедукцию, обобщение, эксперимент. В работе были применены методы рациональной реконструкции и обобщающей индукции, связанные с анализом текстологического материала.
Кроме того, в исследовании автор пользовался специальными методами, свойственными науке психологии: метод беседы, анкетный метод, метод психического анализа подростков, биографические методы.
Работа состоит из двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, касающиеся психических особенностей подростков: физиологические изменения, формирования самосознания и Я-концепции, когнитивные особенности подростков, чувство взрослости, особенности общения подростков со сверстниками и взрослыми, возможные психические особенности подростков, проявляемые в психотипах.
Во второй главе указаны мотивы и цели подростков при поступлении в мусульманское религиозное образовательное учреждение (на примере медресе «Мухаммадия»), проблема эмансипации от родителей, особенности в общении со сверстниками, старшими одногруппниками, с противоположным полом, особенности самосознания подростков.
Научная новизна результатов работы и основные положения, выносимые на защиту. Данная работа является одной из немногих, посвященных психическим особенностям подростков, включенных в исламскую сферу образования.
В настоящей работе приведены общие психические особенности подростков, а также факторы, влияющие на их психику: физиологические факторы: интенсивный рост, выделение большого количества гормонов, формирование вторичных половых признаков и пр.; социальные: новые обязанности и роль человека в обществе; новый уровень межличностных отношений и пр. А также проявление психических особенностей на примере студентов-подростков мусульманского медресе «Мухаммадия», влияние религиозной сферы образования на формирование личности подростка и пр.
Материалы данной работы можно применять для индивидуальной и общей работы со студентами-подростками, включенными в мусульманскую религиозную сферу образования, а также как рекомендательное пособие для прочтения родителям и учителям.
По результатам исследования решением вопросов подростков, и проблемных студентов, включенных в мусульманскую религиозную сферу образования, а также их успешной интеграции в общество после окончания медресе (либо после отчисления из него) рекомендуется принять в штат сотрудников психолога, который будет работать со студентами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема дипломной работы «Личностные психические особенности у старших подростков включённые в сферу религиозного обучения (на примере исламского образования)».
В данной работе периодом подросткового возраста считается период развития человека с 11-12 лет до 18. Этот период является одним из самых сложных в жизни человека, так как он в это время подвержен внутренним и внешним изменениям. На психические особенности отрока и его поведенческую линию влияют такие факторы как: половое созревание подростка, быстрые изменения в организме; нахождение подростка между двумя возрастными границами: между детством и взрослостью; личностные, индивидуальные особенности, сформированные у подростка к этому времени. В связи с этим у молодых людей формируется особое поведение названное «подростковым комплексом», его характеризуют резкой сменой настроения, депрессивностью, аффективными вспышками, желанием общаться и группироваться со сверстниками, получив среди них место, которое отвечает потребностям подростка, его требованиям к себе и пр.
Подростковый период также сложен и для родителей молодых людей, так как часто именно с ними и конфликтуют отроки, требуя нового взрослого отношения к себе. В условиях жесткой опеки и контроля над ребенком, происходит ответная реакция - эмансипация от родителей, часто при неадекватном поведении родителей, подросток вынужден сам выводить их отношения на новый уровень, что нередко сопровождается скандалами, и ведет к разладу в отношениях.
В подростком возрасте продолжают развиваться умственные способности ребенка, он пытается самовыражаться: пишет стихи, рисует, поет и пр.
В старшем подростковом возрасте от 14 лет, дети поглощены самопознанием, им интересно все о себе, их новый образ, в силу того, что у подростков формируются вторичные половые признаки, им также становится интересен и противоположный пол.
Старшие подростки остро переживают изменения: в связи с резким скачком роста костей, и отставанию в нарастании мышц, тело подростка диспропорционально, что нередко провоцирует у молодых людей чувство стеснения, неуклюжести и т.п.
Мотивами во всех действиях отроков является желание выглядеть взрослым, а также иметь «статус» в общение со сверстниками (например, лидер, хороший товарищ, соратник, просто уважаемый член компании и пр.). Вся деятельность подростка становится направленной на общение со сверстниками, будь то посещение каких-либо кружков, секции или участие в конкурсах. Учеба, результаты деятельности - все это уходит на второй план.
Нами были приведены тринадцать видов наиболее проблемных психотипов для ознакомления с возможными негативными чертами индивидов, характер которых соответствует этим психотипам. Конечно, исследования, касающиеся психотипов, не имеют пока за собой статуса эмпирической науки, так как отсутствует достаточное количество исследовательских работ на эту тему, однако служат вспомогательным материалом при работе с подростками и их проблемами. Из этого следует понимать, что полное отнесение личности к определенному психотипу невозможно, тем более, чем глубже и развитее личность, тем разнообразнее ее проявления. Однако тенденция развития наиболее ярковыраженных качеств определенного психотипа, может существенно помочь при выстраивании работы и отношений и этим психотипом, а также в выборе его профориентации, конечно без фанатического подхода.
Мы провели исследование, в котором использовали методы наблюдении, беседы и анкетирования для изучения старших подростков, включенных в мусульманскую религиозную сферу образования на примере медресе «Мухаммадия». В результате исследования мы наблюдали все те же проблемы, с которыми сталкиваются подростки по всему миру: не понимание со стороны родителей, перегруженность учебой, неопределенность в сфере деятельности, в связи с неопределенностью своей будущей профессии, проблемы в общение со сверстниками (например, в связи с невозможностью получить желаемый «статус») и т.д. Учеба в медресе не способствует облегчению «подросткового комплекса», хотя часто родители, отправляя детей учиться в медресе, избегают всех кошмаров «трудного возраста» тем, что не оказываются рядом. Учеба в медресе также не способствует формированию адекватной самооценки, подросток развивается как бы сам по себе, независимо от своей учебы. Однако можно смело сказать, что медресе, так или иначе помогает при формировании системы ценностей подростка, выделяя такие качества как доброта, сострадание, умение войти в положение и т.п. Хотя невозможно с точностью сказать, какую действительную роль при формировании ценностей имеет религиозное образование.
Результаты исследования также показали, что подростки, включенные в религиозную сферу, нуждаются в стимуляции учебно-познавательной деятельности, так как наблюдается плохая успеваемость в школе, нежелание учится в медресе, а также молодые люди при попытке самоопределения не осознают то, что, прежде всего, они являются учениками и студентами.
Кроме того, нами были предложены следующие мероприятия по поднятию успеваемости и формированию адекватной самооценки подростков:
- ввести курс адаптации студентов среди однокурсников;
- ввести дополнительную работу психолога для помощи в проблемах подростков, так как большинство из них находятся далеко от дома;
- нами было предложено более активное вовлечение родителей в процесс обучения детей, в виде приглашений на мероприятия, а также организаций родительских собраний;
- организовать дополнительные лекции, которые бы объясняли подросткам истинное положение вещей в общение с противоположным полом, последствия безответственного подхода к своей жизни и учебе;
- организовать факультативы для поднятия успеваемости в школе и успешной сдачи государственных экзаменов;
- демонстрировать студентам заинтересованность медресе в их успеваемости в школе;
- педагогам быть более внимательными к студентам подросткового возраста;
- в силу еще до конца не сформированных когнитивных способностей, разработать студентам-подросткам программу, адаптированную их мировосприятию, умственным возможностям.
В медресе «Мухаммадия» делается большой акцент в изучении арабского языка, нами было замечено, что лучшего понимания лингвистики и способности хорошо переводить студенты-подростки достигают после 17 лет.
Проблема студентов с неустойчивой самооценкой, указывает на то, что подростки не уверены в правильности выбора профессии и плохо представляют свои возможности и перспективы, для этого педагогам и родителям необходимо воодушевлять и одобрять подростков.
Студентов с низкой самооценкой также нужно ободрять, но не только в учебе, им нужно помочь принять себя, развивать в них самоуважение и уверенность в своих силах.
А вот проблема студентов с высокой самооценкой стоит острее, так как в период подросткового возраста низкая и неустойчивая самооценка наблюдается часто, и может пройти со временем, с высокой самооценкой такое случается редко. Люди с высокой самооценкой бывают через чур самоуверенными, переоценивают свои возможности, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Повышенные требования к окружающим делают трудным посторенние отношений, построение деятельности и карьеры. У трех студентов с завышенной самооценкой наблюдались ярко выраженные черты психотипов истероида и гипотима.
Отмечая тот факт, что основная масса студентов-подростков не имеет адекватной самооценки, требуется вмешательство психолога и большая работа по установлению нормальной самооценки у студентов-подростков.
Хочется отметить, несмотря на то, что студенты-подростки доставляют медресе определенные хлопоты и проблемы, именно в них находится основной потенциал по дальнейшему профессиональному развитию. Нами было установлено, что основная масса преподавателей медресе - это бывшие студенты младшей группы, именно они чаще всего становятся имами, хазратами, учителями, воспитателями, так или иначе, связывая свою судьбу с исламской сферой деятельности. Именно представители младшей группы чаще всего заканчивают все пять курсов медресе, более взрослые студенты уходят после третьего курса.
Новизной работы считается изучение особенностей психики подростков, включенных в исламскую сферу образования, трудов посвященных именно этой теме нами было не найдено, однако значительным был вклад работ, которые посвящены теме подростков. Именно на основании наблюдений, теорий, учений, нам удалось провести исследовательскую работу.
Проведение исследований, касающихся подростков, включенных в мусульманскую сферу религиозного образования, находится только на начальной стадии, возможны более тщательные наблюдения и проведения других тестов и экспериментов среди учащихся подростков. А также представляется возможным для следующего этапа исследования включить разработку специальной программы по стимуляции учебно-познавательного процесса студентов исламских учебных заведений, и составление программы по индивидуальной адаптации студентов в медресе.
Мы считаем, что в работе достигли поставленных целей и задач.



1. Аркадьев Г. Опыт психологического сопровождения: психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. Журнал «Развитие личности». - № 2/200. - С. 141-146.
2. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха / Н.А. Гульянова // Вестник Московского университета. - № 3. Серия 14. - 2001. - С. 155-158.
3. Кевля, Ф.И. Педагогическая поддержка школьников: индивидуальное консультирование/ Ф.И. Кевля // Социальная педагогика. - 2013. - №3. -С.47-57.
4. Овсяник О.А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в ВУЗЕ// От теории к практике. - Журнал: «Знание. Понимание. Умение. УДК 378. - №2/2006. - С. 159-167.
5. Петровская В.Г. Проблема нормы и отклонения в поведении детей и подростков // Вестн. развития науки и образования. - 2009. - № 1. - С. 91-93.
Список однотомных изданий:
6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 623с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304с.
8. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения//М.В. Ермолаева, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, А.Г. Асмолов и др. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», УДК159.922, 2003. - 376с.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977; изд. 2—е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. - 256с.
10. Погорелова Е.И. Психологические особенности морального самосознания подростков / Е.И. Погорелова, И.А. Вознюк // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: II Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. А.В. Черная. - Ростов н/Д., 2014. - С. 69-73.
11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений//Практическая психология возрастных кризисов: Направления и типы коррекционной работы, С. 78-80. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2000. - 181с.
13. Реан А.А. Психологическая энциклопедия: Психология человека от
рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость//А.А. Реан, В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова и др.//Часть IV, с. 319-393. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.:ОЛМА-ПРЕСС, УДК
159.922П86, 2002. - 656с.
14. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, изд. 2-е. ISBN 5-31400016-4. - Спб.: Питер, 2002. - 720с.
15. Спиркин А. Г. Философия. Учеб. пособие 2-е изд. УКД 1(075.8) — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
16. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с.
17. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров/О. В. Хухлаева. ISBN 978-5-9916-2367-4. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 367 с.
18. Цветкова Л.А. Групповая работа с детьми и подростками: учебно-методическое пособие/Л.А. Цветкова, Т.Г. Яничева. - Спб.: СПГУ, 2016. - 54с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред.: В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, ISBN 5-7155-0035-4, 1989. - 560с.
Список интернет статей:
20. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое
понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с. — URL:
http://psvchlib.ru/inc/absid.php?absid=57648 (дата обращения 13.05.2017г.).
21. Григорьева Наталья, Тринадцать психотипов личности: от параноика
до циклоида//Главная/Архив/Диагноз. Сайт: www■МЕДВЕСТНИК■bv.
13. 07. 2014. URL: http: //www.medvestnik.bv/ru/diagnose/view/13-
psihotipov-lichnostir-ot-paranoika-do-tsikloida-12074-2014/ (дата
обращения: 08.05.2017г.).
22. Дробот Д.А. Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов/Д.А. Дробот, Т.И. Митичева// Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 333-335; [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/archive/99/22132/ (дата обращения: 14.05.2017г.).
23. Кучугова М.Г. Психологический анализ самосознания личности
подростка // Сборники конф. НИЦ Социосфера. - 2013. - № 53. - С. 1618; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://cvberleninka.ru/article/n/psihologicheskiv-analiz- samosoznaniva-lichnosti-podrostka (09.02.2017).
24. Приписнова В.В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 336-338; [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/archive/99/22132/ (дата обращения: 14.03.2017г.).
25. Психические особенности подросткового возраста//Студентам: Общая
психология. Сайт: Мир психологии (психология для всех и каждого),
2017. URL: http://www.psvworld.ru/for-students/cards/general-
psychology/966-2010-11-12- 13-08-40.html (дата обращения:
04.05.2017г.).
26. Психологические особенности детей подросткового
возраста//Родителям: Психолого-социологическая служба гимназии. Сайт: Гимназия №22 (г.Калининград), 2010г. URL:
http://www.gimnazia22.ru/roditeliam/sluibi-
gimnazii/socio slujba/psiholog osob podrost.html (дата обращения: 04.05.2017г.).
27. Психологические особенности личности подростка//Главная страница.
Сайт: Международная общественная организация «Семья против наркотиков», 2011. URL: http: //semya-protiv-
narkotikov.ru/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-podrostka-0 (дата обращения 03.05.2017г.).
28. Румянцева Т.В. Тест «Кто я?»: Тест двадцати высказываний./ М.Кун,
Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой. 2009. - URL:
http://www.gurutestov.ru/test/18/ (дата обращения 14.05.2017г.)
29. Шмелев А.Г. Уже не соционика, но еще не дифференцированная
психология// Рецензии/Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. УДК 159. 923. - №27 (203)/ 2010, С. 105-108. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uzhe-ne-sotsionika-no-
esche-ne-differentsialnaya-psihologiya (дата обращения 14.05.2017г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ